В связи со 100-летнем юбилеем Турецкой Республики, празднование которого проходило в Турции в 2023 году, в стране интенсифицировалась дискуссия о мегапроектах. К этой дате правительство Республики запланировало реализацию более тридцати мегапроектов, которые были призваны значительно улучшить экономическое положение страны. Многие из них действительно были реализованы. Однако встает вопрос о том, какой вклад мегапроекты внесли в экономику Турции и насколько им удалось повысить ее конкурентоспособность. В настоящее время интерес к мегапроектам в мире значительно увеличивается, в связи с чем в научном сообществе появляется все больше исследований, посвященных данному феномену. На примере Турции можно проследить, как мегапроекты могут повлиять на экономическое положение страны и оценить перспективы их дальнейшего внедрения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Экономика
Существует ряд характеристик, отличающих мегапроекты от рядовых проектов. Исследователь Бент Флиовбьорг определяет мегапроекты как «крупномасштабные, сложные проекты, которые обычно стоят 1 млрд долларов США и более, предполагают длительный период разработки и строительства, вовлекают множество государственных и частных заинтересованных сторон, носят трансформационный характер и оказывают влияние на миллионы людей» [14].
Список литературы
1. Аккую. Информация о проекте. URL: https://akkuyu.com/ru/about/info (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
2. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Феномен мегапроектов в модели многоконтурной экономики // Journal of economic regulation. 2021. № 4.
3. Болдырев А. В. Инфраструктурные мегапроекты Турецкой Республики - политика и экономика // Институт Ближнего Востока. 2017. URL: http://www.iimes.ru/?p=39621 (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
4. Демирколлу М. Турецкие мегапроекты // Sanal Çantiye. 2015. URL: https://www.sanalsantiyet.com/turkiyenin-mega-projeleri/(дата обращения: 5 апреля 2025 года).
5. Толунай Д. Стамбулские мегапроекты и их экологическое влияние // Istanbul Barosu Çevre ve Kent Hukuki Komisyonu. 2016.
6. Фливбьорг Б., Брузелиус Н., Ротенгаттер В. Мегапроекты и риски: Анатомия амбиций. М.: Альпина Паблишер, 2014.
7. 1915 Çanakkale Köprüsü. Proje Finansmani. URL: https://www.1915canakkale.com/hakkinda/proje-finansmani (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
8. 1915 Çanakkale Köprüsü’nden Günlük 45 Bin Yerine 6 Bin Araç Geçti // Rayhaber. 2023. URL: https://rayhaber.com/2023/01/1915-canakkale-koprusunden-gunluk-45-bin-yerine-6-bin-arac-gecti(дата обращения: 5 апреля 2025 года).
9. Avrasya Tüneli. Finansman. URL: https://www.avrasyatuneli.com/kurumsal/nasil/finansman (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
10. Anadolu Ajansi. DHMÎ: Istanbul Havalimani’nin açilmasiyla 32,4 milyar avro havacilik sektörüne kazandirildi. 15.12.2021. URL: https://www.aa.com.tr/tr/ekonomi/dhmi-istanbul-havalimaninin-acilmasiyla-32-4-milyar-avro-havacilik-sektorune-kazandirildi/2468675 (Дата обращения: 06.01.2025).
11. Avrasya Tüneli. Tolls. 2023. URL: https://www.avrasyatuneli.com/en/tolls/(дата обращения: 5 апреля 2025 года).
12. Avrupa Uluslararasi Havalimanlari Konseyi açikladi: Istanbul Havalimani yüzde 224 artiçla zirvede // DHMÎ. URL: https://www.dhmi.gov.tr/Sayfalar/Haber/avrupa-uluslararasi-havalimanlari-konseyi-acikladi-istanbul-havalimani-yuzde-224-artisla-zirvede.aspx (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
13. Biesenthal C. Applying institutional theories to managing megaprojects // International Journal of Project Management. 2017. С. 1-5.
14. DHMÎ: îstanbul Havalimani’nm açilmasiyla 32, 4 milyar авро авиационная отрасль получила прибыль // Anadolu Ajansi. 15.12.2021. URL: https://www.aa.com.tr/tr/ekonomi/dhmi-istanbul-havalimaninin-acilmasiyla-32-4-milyar-avro-havacilik-sektorune-kazandirildi/(дата обращения: 5 апреля 2025 года).
15. Flyvbjerg B. What you should know about megaprojects and why?: An overview // Project Management Journal. 2014. Т. 45, № 2. С.6-19.
16. Havalimani’na 22,1 миллиард евро // Limak. URL: https://www.limak.com.tr/news-and-press/limak-in-the-press/3-havalimanina-221-milyar-euro-en (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
17. Kanal îstanbul: Erdogan’in ‘hayalim’, imamoglu’nun ‘cinayet’ dedigi proje // Cumhuriyet. URL: https://www.cumhuriyet.com.tr/haber/kanal-istanbul-erdoganin-hayalim-imamoglunun-cinayet-dedigi-proje-1843247 (Дата обращения: 24.02.2024).
18. Odeck J., Kjerkreit A. The accuracy of benefit-cost analyses (BCAs) in transportation: An ex-post evaluation of road projects // Transportation Research. Part A: Policy and Practice, 2019.
19. T. C. Ulaçtirma ve Altyapi Bakanligi. Mega Projeler. 2023. URL: https://www.uab.gov.tr/uploads/pages/mega-projeler/uab-megaprojeler.pdf (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
20. TÜÎK. Çikis Yapan Ziyaretçi Sayisi ve Ortalama Geceleme Sayisi, 2012-2024. 31 October, 2024.
21. Türkiye Cumhuriyeti Karayollari Genel Müdürlügü. Mali Durum. 2023. URL: https://www.kgm.gov.tr/SiteCollectionDocuments/ KGMdocuments/MerkezBirimler/Kurumsal/MaliDurum/malidurum.pdf (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
22. Türkiye Uluslararasi Dogrudan Yatirim (UDY) Стратегия (2024-2028). URL: https://www.invest.gov.tr/tr/library/publications/Documents/turkiye-uluslararasi-dogrudan-yatirim-stratejisi-2024-2028.pdf (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
23. Türkiye’deki havalimanlarini 2024’te 230,2 миллион пассажиров использовало // Bloomberg HT. URL: https://www.bloomberght.com/turkiye-deki-havalimanlarini-2024-te-230-2-milyon-yolcu-kullandi-3738528 (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
24. Vickerman R. Beyond cost-benefit analysis: the search for a comprehensive evaluation of transport investment // Research in Transportation Economics. 2017.
25. YASED. Faaliyet Raporu. 2023. URL: https://yased-api.yased.org. tr/Uploads/Reports/YASED-Faaliyet-Raporu-2023.pdf (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
26. YASED. FDI in Figures. 2024. URL: https://yased-api.yased.org.tr/Uploads/Reports/YASED-FDI-in-Figures-2024-Agustos.pdf (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
27. Yillik Gayrisafi Yurt Içi Hasila, 2023 // TÜÎK. URL: https://data.tuik.gov.tr/Bulten/Index?p=Annual-Gross-Domestic-Product-2023-53450 (дата обращения: 5 апреля 2025 года).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Платформы по краткосрочной аренде жилья за последние десятилетие получили значительное потребительское признание. С момента появления в 2008 году агрегатора Airbnb (от англ. Air bed and breakfast - воздушная кровать и завтрак) в качестве инструмента прямой связи между собственниками и арендаторами жилья платформы развивались, и на сегодня в России появились отечественные решения, пережившие пандемию COVID-19 и последующие изменения. В курортных городах и поселках, туристических и деловых центрах сервисы посуточной аренды стали оказывать существенное влияние на рынок арендного жилья, снижая предложение по долгосрочной аренде. Возникающие диспропорции и рост арендных ставок делают необходимой выработку новых регуляторных решений на рынке аренды жилой недвижимости.
Внедрение принципов устойчивого развития на российском страховом рынке сдерживается отсутствием внятного запроса и поддержки общества в условиях низкого платежеспособного спроса на страховые услуги, что снижает эффективность принятых мер стимулирования этого процесса. На основе социологических опросов российских граждан 2023 и 2024 годов выделяются основные проблемы признания принципов ESG и ЭКГ (экология, кадры, государство) российскими страхователями и определяются перспективы дальнейшего внедрения.
В данной статье представлено исследование уровня влияния цифровых технологий на функционирование и развитие внешней торговли Китая, а также результаты их применения во внешнеторговых отношениях. Рассмотрена актуальность и необходимость цифровой трансформации внешнеэкономической деятельности Китая, а также изучены ключевые факторы такой трансформации и выявлены проблемы и трудности цифровой трансформации внешнеторговых отношений. Цель исследования заключается в проведении анализа трансформации внешнеторговых отношений Китая и определении ее перспектив.
В условиях стремительной урбанизации, роста уровня технологий, наращивания объемов производства и продаж, ускорения процессов обмена информацией и товарами одним из инструментов привлечения средств для финансирования бизнес-проектов корпоративного сегмента отечественной экономики является использование цифровых финансовых активов (ЦФА). Авторы ставят цель — оценить целесообразность использования ЦФА в работе компании ОАО «РЖД». Для того, чтобы наглядно показать, как ЦФА могут быть интегрированы в инвестпроект, проведен анализ преимуществ ЦФА на примере одного из проектов. Авторы приходят к выводу о том, что использование ЦФА в роли инструмента финансирования дает значительный эффект. Также необходимо обратить внимание на такие преимущества использования ЦФА для ОАО «РЖД» и потенциальных инвесторов, как прозрачность процесса обращения, высокая скорость документооборота, инвестирование в широкий круг финансовых инструментов. В то же время среди недостатков ЦФА нельзя не отметить ограниченность вторичного рынка ЦФА и технической возможности дробления активов. Авторы приходят к выводу о том, что ввод ЦФА как способа финансирования проектов компании приведет к активному притоку новых инвесторов, за счет простоты инструмента — непрофессиональным инвесторам станет проще, понятнее и безопасней осуществлять инвестиции. Отсюда следует гипотеза о том, что за счет большого количества инвесторов по сравнению с облигациями, быстроте и дешевизне размещения ЦФА ожидается повышение количества их выпуска в дальнейшем, а также повышение лояльности эмитентов к цифровым активам.
Цифровизация отраслей экономки Российской Федерации оказывает на них значительное влияние, трансформируя бизнес-процессы, повышая эффективность, оптимизируя затраты и создавая новые возможности для роста. Актуальность работы заключается в исследовании влияния цифровизации, которая активно проникает в отдельные отрасли экономики, вызывая в них коренные изменения в повышении эффективности производства и значительном снижении затрат. Авторы в статье рассматривают аспекты трансформации экономики и общества, которая в настоящее время вызвана стремительным развитием цифровых технологий, что диктует государственным структурам, обществу и частным компаниям активно инвестировать в цифровизацию, осознавая ее ключевую роль в повышении эффективности экономики государства. Предложены рекомендации по внедрению цифровых технологий в различных секторах экономики страны.
В условиях турбулентности внешней среды особую роль приобретает динамический подход к анализу и оценке эффективности функционирования экономических систем. Динамический подход к исследованиям акцентирует внимание на развитии и временных изменениях систем, обусловленных непостоянством и изменчивостью экзогенных факторов среды. В этой связи оценка интенсивности конкуренции, как одного из ключевых параметров привлекательности рынков, на основе динамического подхода приобретает критическое значение для стратегического планирования и принятия эффективных управленческих решений менеджментом организаций. Традиционные подходы, опирающиеся на статические показатели, часто оказываются недостаточно информативными и не отражают динамику рыночной среды. Предложенная в исследовании концептуальная модель динамического анализа экосистемы конкуренции позволяет преодолеть указанные ограничения.
Цель исследования состоит в разработке концептуальной модели динамического анализа экосистемы конкуренции, учитывающей взаимодействия широкого спектра факторов, влияющих на рыночную среду. Специфика модели заключается в идентификации всех участников цепочки создания ценности в конкурентной экосистеме, от производителей товаров и их прямых конкурентов до поставщиков и потребителей, отслеживании динамики и активности их взаимодействия, а также в динамической оценке влияния макроэкономических, политических, технологических и социальных факторов.
Методология исследования включает алгоритм проведения оценки и анализа интенсивности конкуренции, построение динамической карты конкуренции, визуализирующей изменения в рыночной среде в реальном времени, с последующим расчетом разветвленного индекса интенсивности конкуренции: на основе динамики взаимодействия и влияния внешних факторов, а также на основе влияния участников конкурентной экосистемы. Предложенная концептуальная модель предоставляет возможность более глубокого понимания рыночной динамики, прогнозирования возможных сценариев развития и принятия обоснованных стратегических бизнес-решений.
Авторами исследуются особенности выявления и доказывания признаков неплатежеспособности, недостаточности имущества и объективного банкротства застройщиков. В работе показаны основные тенденции государственного регулирования жилищного строительства и итоги рассмотрения дел о банкротстве застройщиков; обобщены организационно-экономические и финансовые особенности функционирования предприятий строительной отрасли, выполняющих функции застройщиков; обоснована некорректность формального подхода аналитиков к финансовой диагностике по стандартизированной методике с ориентацией на общепринятый рекомендуемый уровень значений ключевых финансовых показателей, которые могут привести к ложным выводам, к судебным ошибкам при разрешении вопросов в делах о банкротстве застройщиков, обострению конфликта интересов участников дела о банкротстве, снижению или полной потере шансов участников строительства и кредиторов на восстановление своих прав. Уточнена методика оценки показателей платежеспособности и финансовой устойчивости застройщика, исходя из специфики отражения операций по договорам долевого участия и инвестиционным договорам в целях финансового анализа в условиях банкротства застройщика.
Цель настоящего исследования заключается в получении нового знания, способствующего развитию теории, методики и практики реализации процедур, применяемых в делах о банкротстве застройщика, и позволяющего повысить эффективность аналитических процедур в системе арбитражного управления строительных компаний, привлекающих средства участников долевого строительства.
Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций по учету аналитиками при проведении финансовой диагностики несостоятельных застройщиков отраслевых особенностей их деятельности, а также адаптации общепризнанных методик выявления признаков, сроков и причин неплатежеспособности, недостаточности имущества и объективного банкротства несостоятельных организаций к специфике режима и условий функционирования застройщиков.
В статье характеризуется современная мировая тенденция формирования смешанной модели экономики, представляющей собой синтез рынка и социального регулирования. Доказывается неизбежный характер этого процесса, обусловленный особенностями человеческого труда и его разделения в эпоху господства частной собственности, а также необходимостью устранения провалов рынка с помощью государственного вмешательства. Излагаются основы трудовой теории стоимости как объективного фундамента рыночной экономки. В то же время подчеркивается необходимость государственного регулирования для придания рыночной экономике поступательной динамики и своевременного решения возникающих проблем. С практической точки зрения смешанная экономика становится наиболее привлекательной для все большего числа стран.
Издательство
- Издательство
- ИЭТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 58/60, стр. 1
- Юр. адрес
- 115035, г Москва, р-н Замоскворечье, ул Садовническая, д 58 стр 1, помещ I
- ФИО
- Кадыкова Алина Сергеевна (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- http://instet.ru/