Читать онлайн

Статья обобщает известные данные по истории Тазовской Николаевской церкви и вводит в научный оборот материалы из нового, только что найденного источника. К научным открытиям исследования относятся дата постройки церкви - 1719 г. - и подробности жизни и деятельности ее причта со дня основания до 1880-х гг. Миссионерская церковь св. Николая простояла на берегах р. Таз более двух веков. На протяжении всего этого времени в обязанности ее служителей входило проповедование христианства среди язычников, обращение их в «истинную» веру и совершение православных треб для новообращенных. К концу XVIII в. все остяки и юраки, проживающие на приписанных к церкви землях, были крещены. Однако эта победа церкви носила чисто формальный характер. Новообращенные своей вере фактически не изменяли, оставаясь язычниками. Средств казенного оклада и платы прихожан за исполнение духовных треб причту церкви не хватало даже на самое скромное существование, отчего он вынужден был, уподобляясь остякам, заниматься охотой, рыболовством и оленеводством. Некоторые священники обеспечивали себе материальный достаток вымогательством у прихожан, другие, наоборот, были подвижниками, они осваивали остяцкий язык и на нем проповедовали и вели церковные службы. Нередко священники женились на остячках, часть детей от этих браков, повзрослев, уходила жить в инородческую среду. Долгое проживание тазовских священнослужителей рядом с остяками оставило заметный след как в аборигенной, так и в местной русской культурах.

Ключевые фразы: тазовская николаевская церковь, СЕВЕРНЫЕ СЕЛЬКУПЫ, крещение селькупов, православная церковь в сибири, МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, взаимокультурные влияния
Автор (ы): СТЕПАНОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА
Журнал: ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
История
УДК
269. Миссии среди различных народов. Обращение в христианство
392. Нравы и обычаи в частной жизни
Для цитирования:
СТЕПАНОВА О. Б. О ТАЗОВСКОЙ НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ // ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ. 2025. № 1 (68)
Текстовый фрагмент статьи