Читать онлайн

Агитационно-пропагандистские лубочные картинки Первой мировой войны были призваны поднимать патриотический дух защитников Отечества, восхвалять смекалку, храбрость и находчивость как солдат, так и людей, оставшихся в тылу, создавать образ слабого и неопасного врага. Одним из символов народной войны и на военных картинках XIX, и на лубках XX века был образ крестьянина, чаще всего одетого в красную рубаху, воюющего сельскохозяйственными инструментами или способного справиться с супостатом голыми руками. Бравурная подпись, визуальные средства лубка: колористическое и динамическое противопоставление героя и врагов, контраст по величине фигур - подчеркивали мощь и силу крестьянина. Образ воюющей женщины-крестьянки в красном сарафане призван был показать единство народа в противоборстве с врагом, подчеркнуть силу характера русской женщины. Многие образы, сюжетные ходы лубок Первой мировой войны воспринял от картинок Отечественной войны 1812 года, но поскольку в начале XX века в художественной среде интерес к фольклору, народному примитиву был очень высок, сатирические лубки стали своеобразным синтетическим жанром, вобравшим в себя традиционное содержание в новой вербально-визуальной форме.

Propaganda cheap popular prints of the World War I were designed to raise the patriotic spirit of the defenders of the Fatherland, to praise the ingenuity, bravery and resourcefulness of both soldiers and people in the rear, to create an image of the weak and harmless enemy. One of the symbols of the people’s war in both military pictures of the 19th century and in popular prints of the 20th century was the peasant, most often in a red shirt, fighting an enemy with agricultural implements or with bare hands. The bravura signature and visual means of popular prints - the coloristic and dynamic juxtaposition of the hero and enemies, the contrast in size of figures - emphasized the power and strength of the peasant. The image of the peasant woman in a sarafan at war was intended to show the unity of the people fighting the enemy and to emphasize the strong character of the Russian woman. Popular prints of the World War I took many images and plot moves from the pictures of the Patriotic War of 1812; since in the early 20th century, in the artistic environment, interest in folklore and folk art was very high, satirical popular prints became a kind of synthetic genre that absorbed traditional content in new verbal and visual forms.

Ключевые фразы: крестьянин, ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА, отечественная война 1812 года, собрание д а ровинского, народные картинки, «сегодняшний лубок», в в маяковский, к с малевич
Автор (ы): Михаленко Наталья Владимировна
Журнал: КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
История
УДК
93/94. История
Для цитирования:
МИХАЛЕНКО Н. В. ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН НА ЛУБКАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ // КРЕСТЬЯНОВЕДЕНИЕ. 2025. Т. 10 № 1
Текстовый фрагмент статьи