Конфуцианская этика, когда она была принята во Вьетнаме, то потеряла свою первозданность и была адаптирована и дополнена в соответствии с исторической практикой народа, чтобы удовлетворить его потребности и соответствовать изменениям в феодальном обществе Вьетнама. Иными словами, конфуцианская этика была «вьетнамизирована». В статье анализируется процесс внедрения и развития конфуцианской этики во Вьетнаме и определяется ее специфика. По мнению автора, принципы конфуцианской этики были переосмыслены с позиции интересов вьетнамской нации и народа.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
Поскольку Вьетнам соседствует с Китаем, между двумя странами происходит процесс культурного взаимодействия и аккультурации. Выделим два этапа в процессе импорта конфуцианства во Вьетнам.
Первый — период введения кон - фуцианства и конфуцианской этики во Вьетнаме (период «северного господства» — 179 г. до н. э. — 939 г. н. э.). До введения конфуцианства Вьетнам был независимой страной, которая «имела культуру со своими специфическими чертами» [17, с. 56]. Она называлась Ванланг (2524—258 гг. до н. э.), а позже — Аулак (258—208 гг. до н. э.). Однако, в 179 г. до н. э. государство Аулак было завоёвано и вошло в состав китайской династии Чьеу (207—111 г. до н. э.), положив начало темному периоду, длившемуся более тысячи лет, полному боли и унижений для вьетнамского народа (вьетнамские историки часто называют его «северным колониаль - ным периодом»).
Список литературы
1. Ву Кхиеу. Конфуцианство в древности и наши дни / Ву Кхиеу. - Ханой: Общественные науки, 1991. - 348 с. (Vũ Khiêu. Nho giáo xưa và nay. Hà Nội: Nxb Khoa học Xã hội, 1991. 348 trang).
2. Вьетнамская Трипитака. Институт буддийских исследований. - Хошимин: Город Хошимин, 1991. - Т. I. - 686 с. (Đại Tạng Kinh Việt Nam. Viện nghiên cứu Phật học Việt Nam. Thành phố Hồ Chí Minh: Nxb Thành phố Hồ Chí Minh, 1991. Tập I. 686 trang).
3. Инсун, Ю. Право и вьетнамское общество XVII-XVIII вв. / Ю. Инсун. - Ханой: Общественные науки, 1994. - 274 с. (Insun Yu. Luật và xã hội Việt Nam thế kỷ XVII - XVIII. Hà Nội: Nxb Khoa học Xã hội, 1994. 274 trang).
4. Кнорозова, Е. Ю. Духовная культура Вьетнама. Традиционные религиозно-мифологические воззрения вьетнамцев / Е. Ю. Кнорозова. Санкт-Петербург: БАН, 2020. - 507 с.
5. Кобелев, Е. В. Фан Бой Тяу - вьетнамский революционный демократ, предшественник Хо Ши Мина / Е. В. Кобелев // Восточная Азия: факты и аналитика. - 2021. - № 4. - С. 63-70. EDN: UZIJXV
6. Нгуен Ланг. История вьетнамского буддизма / Нгуен Ланг. - Сайгон: Ла Бой, 1973. - 1162 с. (Nguyễn Lang. Việt Nam Phật Giáo Sử Luận. Sài Gòn: Nxb Lá Bối, 1973. 1162 trang).
7. Нгуен Суан Кинь. Сокровище вьетнамских пословиц / Нгуен Суан Кинь. - Ханой: Культура и информация, 2002. - Т.1. - 1685 с. (Nguyễn Xuân Kính. Kho tàng tục ngữ người Việt. Hà Nội: Nxb Văn hóa thông tin, 2002. Tập 1. 1685 trang).
8. Нгуен Суан Кинь. Сокровища вьетнамских народных песен / Нгуен Суан Кинь, Фан Данг Нхат, Фан Данг Тай, Нгуен Тхуи Лоан, Данг Зьеу Чанг. - Ханой: Культура и информация, 2001. - Т. I. - 1830 с. (Nguyễn Xuân Kính, Phan Đăng Nhật, Phan Đăng Tài, Nguyễn Thuý Loan, Đặng Diệu Trang. Kho Tàng Dân Ca Việt Nam. Hà Nội: Nxb Văn hóa Thông tin, 2001. Tập I. 1830 trang).
9. Нгуен Тай Тхы. Некоторые основные характеристики вьетнамского конфуцианства / Нгуен Тай Тхы // Философский журнал. - 2009. - № 9. - С. 12-20. (Nguyễn Tài Thư. Một số đặc điểm cơ bản của Nho giáo Việt Nam // Tạp chí Triết học. 2009. Số 9. Trang 12-20).
10. Некоторые новые взгляды на древнюю историю и культуру Вьетнама. Пекинский университет. - Пекин: Пекинского университета, 1993. - Т. 2. - 546 с.
11. Огурцов, А. П. Аккультурация / Гуманитарный портал: Концепты / А. П. Огурцов, В. А. Эдельман // Центр гуманитарных технологий. 2002-2021. - URL: https://gtmarket.ru/concepts/7180 (дата обращения: 18.12.2022).
12. Пань Ю. Вьетнамская культура и ее новая перспектива / Ю. Пань. - Ханой: Культура, 1994. - 320 с. (Pan Yu. Văn hóa Việt Nam và cách nhìn mới. Hà Nội: Nxb Văn hóa, 1994. 320 trang).
13. Полное собрание исторических записок Великого Вьета. Институт социальных наук. - Ханой: Общественные науки, 1998. - Т. 2. - 533 с. (Đại Việt Sử ký Toàn thư. Viện Khoa học xã hội. Hà Nội: Nxb Khoa học xã hội, 1998. T.2. 533 trang).
14. Сунь Яньфэн. Распространение, развитие и изменение конфуцианства во Вьетнаме / Сунь Яньфэн. - Пекин: Шанс, 2004. - URL: http://www.iceaworld.org/lb/content.aspx?nodeid=42&page=ContentPage&contentid=2269 (дата обращения: 12.07.2013).
15. Фан Дай Зоан. О некоторых проблемах вьетнамского конфуцианства / Фан Дай Зоан. - Ханой: Государственная политика, 1998. - 293 с. (Phan Đại Doãn. Một số vấn đề Nho giáo ở Việt Nam. Hà Nội: Nxb Chính trị quốc gia, 1998. 293 trang).
16. Фан Нгок. Вьетнамская культурная самобытность / Фан Нгок. - Ханой: Литература, 2008. - 550 с. (Phan Ngọc. Bản sắc văn hóa Việt Nam. Hà Nội: Nxb Văn học, 2008. 550 trang).
17. Чан Ван Зяу. Развитие вьетнамской мысли с ХIХ века до Августовской революции / Чан Ван Зяу. - Хошимин: Город Хошимин, 1993. - Т. 1. - 560 с. (Trần Văn Giàu. Sự phát triển của tư tưởng Việt Nam từ thế kỷ XIX đến Cách mạng tháng Tám. Thành phố Hồ Chí Minh: Nxb Thành phố Hồ Chí Minh, 1993. Tập 1. 560 trang).
18. Чан Нгок Тхем. Культурный фонд Вьетнама / Чан Нгок Тхем. - Ханой: Образование, 2006. - 336 с. (Trần Ngọc Thêm. Cơ sở văn hóa Việt Nam. Hà Nội: Nxb Giáo dục, 2006. 336 trang).
19. Чыонг Ху Куинь. Всеобщая история Вьетнама / Чыонг Ху Куинь. - Ханой: Образование, 2001. - Т.1. - 487 с. (Trương Hữu Quýnh. Đại cương lịch sử Việt Nam. Hà Nội: Nxb Giáo dục, 2001. Tập 1. 487 trang).
20. Ralston, D. A. Vietnam: A crosscultural comparison of upward influence ethics / D. A. Ralston, J. T. Tong, I. Maignan, N. K. Napier, V. T. Nguyen // Journal of International Management. - 2006. - Vol. 12. - P. 85-105.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена обзору и анализу итогов Всероссийской научно-практической конференции «Муниципальное управление в новых реалиях: современные вызовы и возможности», состоявшейся в г. Челябинске 26-27 октября 2023 г., и представляет собой дайджест основных мероприятий конференции.
Статья представляет собой аналитический обзор секции “The future of education, mindset, and skillset” (“Будущее образования, мышления и навыков”) VIII Форума молодых ученых стран БРИКС (31 июля - 2 августа 2023, г. Гкеберха, ЮАР). Программа обозначенной секции Форума включала в себя такие подтемы, как применение новых и конвергентных технологий в образовании, новые образовательные инструменты для преодоления локальных социально-экономических барьеров, а также лидерское и предпринимательское мышление для навигации в постоянно меняющемся будущем. Форум в целом и указанная секция в частности объединили молодых ученых пяти стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), представляющих научные направления как технической, так и гуманитарной сферы. По итогам участия в образовательной секции Форума автор статьи выделяет три ключевых маркера в докладах об образовании молодых ученых стран БРИКС и предлагает их философско-антропологическое осмысление.
Введение. Техническое искусство кинематографа традиционно рассматривается как синтетическое единство научно- технического прогресса и творческого начала. Возможность неограниченного копирования киносюжетов позволяет распространить авторитет кино на широкие сферы общественного внимания и формирует массового человека. При этом остается за кадром тот факт, что кино - это прежде всего эксперимент со временем, организованный техническими средствами.
Цель. Если основные вопросы человечества сосредоточены вокруг проблемы жизни и смерти, вокруг проблемы освоения и одоления времени, то кино наглядно показывает, что человечество имеет готовую воплощенную модель своего желания.
Методы. В работе используется феноменологический метод, позволяющий за «непрозрачным телом» кино видеть временную ткань. Эйдетическая редукция к основаниям сконструированной временной реальности киносюжетов дополняется структуралистским методом анализа технических устройств и технологических приемов кинопромышленности. Научная новизна. Онтология технического искусства кино выходит за грани рациональности и прагматики. Запуская особого рода эксперимент со временем, технологии кино позволяют присутствовать зрителю в бифуркационных моментах временных метаморфоз, соединяющих различные временные модусы. Временная ткань подчинена сюжетной логике.
Результаты. В кино техническими средствами конструируется время. Природа этой конструкции позволяет усматривать слоистую структуру времени, пересечения временных потоков, наплывы, обратные временные порядки и остановки во времени. Техника кино наглядно показывает, что временные барьеры условны.
Выводы. Кино растворяет любую эмпирическую плотность, создавая в ней лакуны и переходы в иные миры. Связь между мирами осуществляет сконструированное время. Время вынимается из объектов и, подчиняясь ходу повествования, расширяет реальность мира. Так появляется виртуальность.
В статье рассматривается влияние научной картины мира на формы и способы существования искусства. Раскрывается гносеологическая функция искусства в различные исторические периоды смены научных парадигм, обозначается роль искусства в эпоху Средневековья (донаучное познание), Возрождения, Нового времени (классическая научная парадигма), периода конца XIX - первой половины XX в. (неклассическая научная парадигма). Уделяется особое внимание модернизму, в искусстве которого во многом реализуется гносеологическая функция, а художники воплощают достижения современной им научной картины мира в новых формах, отображая сложность новых научных теорий, которые обычный человек должен принять на веру.
Введение. Война занимает особое место в развитии человечества, т. к. представляет собой неотъемлемую часть его истории. Проблема войны является предметом междисциплинарных исследований на протяжении всего периода становления социальных наук. Осмысление противоборства народов и отдельных социальных групп имеет место в философской мысли со времен возникновения первых крупных цивилизаций. На современном этапе развития общества проблематика войны тесно сопряжена с феноменом национальной безопасности, которая направлена на защиту государства от внутренних и внешних угроз и предупреждение рисков, посягающих на гармоничное развитие человека и общества, инфраструктуру, экономику, а также социально-политическое благополучие нации.
Цель. Определение степени влияния войн современности на национальную безопасность.
Методы. В работе использованы: логический метод для структурирования материалов, исторический метод для корректного и хронологически последовательного изложения фактов, сравнительный метод с целью выявления особенностей рассматриваемых феноменов и дедуктивный метод для формулирования выводов по результатам исследования. Научная новизна исследования. В исследовании проведен детальный анализ современных войн и их воздействия на национальную безопасность. Автором изучены взаимосвязи между различными формами военных конфликтов и их последствиями для стабильности государства. Особое внимание уделено методологии анализа гибридных и асимметричных войн, что позволило глубже понимать их характеристики и влияние на систему национальной безопасности. Этот подход помогает лучше осознавать динамику современных угроз и стратегии их противодействия.
Результаты. Дано определение национальной безопасности через феномен войны, определены особенности обычной войны, которые оказывают влияние на национальную безопасность государства. Также сделан анализ влияния методов асимметричной войны на национальную безопасность, определены особенности гибридной войны в противостоянии основам национальной безопасности, рассмотрены новые вызовы российской национальной безопасности и ответы на них.
Выводы. На современном этапе развития мирового сообщества классификация войн существенно изменилась и расширилась. Это обстоятельство, в свою очередь, требует от государства изменения принципов обеспечения национальной безопасности, основанной на превентивных способах организации и практической реализации, устойчивой национальной идентичности, эффективной работе всех акторов национальной безопасности, стремлении к социально-экономической и политической стабильности.
Введение. Статья посвящена анализу эстетического аспекта философии А. Кожева, способности его философии, рассмотренной с эстетической точки зрения, прояснить ряд актуальных проблем современной политической и культурной среды. Цель. Определить гносеологическую установку философии А. Кожева, способную прояснить то, каким образом его философия проблематизирует актуальную культурно- политическую действительность.
Методы. В качестве методов исследования были использованы герменевтика, сравнительный анализ и деконструкция. Сравнительный анализ позволяет демаркировать собственную линию рассуждений А. Кожева, в контексте эстетических и гносеологический теорий, а также собственно гегельянской тематики. Герменевтика является центральным методом в настоящей работе, так как философия А. Кожева требует истолкования как эстетическая теория. Деконструкция, формализованная до статуса метода по П. де Ману, позволяет обнаружить несостыковки, принцип взаимной проблематизации философии Кожева и актуальной политической и гносеологической повестки. Научная новизна исследования. Стандартным способом трактовки творчества А. Кожева является его оценка как интерпретатора Г. Гегеля. В статье предпринята попытка проанализировать некоторое отдельное от разъяснения текста Г. Гегеля значение философии А. Кожева. Новизна состоит не только в том, что философия А. Кожева определяется как идущее дальше технической герменевтики (ясное изложение) теоретизирование, но и как специфическое представление такого теоретизирования, как гносеоэстетической теории. Последнее - довольно редкая интерпретация философии А. Кожева. Это позволяет расширить традиционное предположение о том, что постгегелевская гносеоэстетика достояние крайне ограниченного числа авторов (например, Б. Кроче). Более того, подобная трактовка теорий А. Кожева является новым элементом в формирующейся тенденции рассмотрения политической проблематики в рамках гносеоэстетики.
Результаты. Специфический режим интерпретации Г. Гегеля, который осуществляет А. Кожев, превращает философию первого в своеобразный эстетический проект. В этом проекте на передний план выходит категория эстетического опыта, указывающая на пустой, формальный характер любого дискурса. В этой связи всякая претензия на знание действительности, на верное представление о предмете заменяется идеей творческого создания предмета дискурса. Последовательное рассмотрение этой идеи и является симптоматикой философии А. Кожева. Такая философия является отражением тех исторических изменений, которые породили культуру «эстетической рациональности »: пустую и формальную. В философии А. Кожева можно увидеть, как подобная культура Конца истории является, вопреки гегельянским представлениям, не эпохой заката борьбы, а эпохой её странной трансформации, симптомом возрастания политического насилия.
Выводы. Философия А. Кожева рассмотрена не как утопический политический проект, а как проблематизация современной культурной и политической сферы. Под последним понимается указание на несостоятельность онтологических дискурсов Истины, обнаружение в самой сути дискурсивных практик пустого, формального, а от того интересующего в первую очередь эстетику, принципа. Современная эпоха Конца истории и конца эпохи убедительной речи даёт представление о главном политическом парадоксе (как минимум для философии А. Кожева, и как максимум для современной политической среды). Эпоха разочарования в дискурсе должна стать эпохой отказа от борьбы за дискурсы, но становится эпохой максимизации насилия, так как именно в ситуации разочарования дискурсы остаётся поддерживать лишь силой. От неубедительной речи мы переходим к убедительному насилию, однако понять истоки и специфику такого перехода возможно лишь рассмотрев философию А. Кожева в свете такой дисциплины, как эстетика.
Цель: проанализировать идентитарную политику, реализуемую в рамках Союзного государства Беларуси и России, и определить пути ее совершенствования. Методы и материалы: в качестве материала использованы акты Союзного государства Беларуси и России и материалы российских и белорусских СМИ, методологическую основу заложили общенаучные методы познания (метод системного анализа, восхождения от абстрактного к конкретному, восхождения от единичного к общему, синтеза, сравнительный метод), специальные правовые и политологические частнонаучные методы (формальноюридический метод, метод правовой герменевтики, институционально-функциональный и системно-структурный подходы, метод контент-анализа). Результаты и выводы: становление Союзного государства Беларуси и России вписано в сложный многоуровневый контекст международных и внутриполитических процессов, которые во взаимосвязи определяют возможности и закладывают ограничения для реализации объединительных стратегий. Авторы исследуют причины замедленного характера интеграционного процесса в условиях международной среды, которая предрасполагает к становлению интеграционных объединений, а также в рамках внутриполитических закономерностей. Предложен один из возможных интеграционных векторов, нуждающихся в комплексном развитии, а также правовом и институциональном обеспечении. Данный вектор предполагает осуществление многоуровневой идентитарной политики, которая имеет целью формирование согласованной политической общности в основе союзного государства. Авторы показывают, что осуществление данной политики возможно только в рамках развития согражданственности. Сформулированы некоторые направления данной политики, которые в настоящее время не в полной мере раскрыли свой объединяющий потенциал и нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832