Предметом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе правового регулирования криптовалюты в Российской Федерации в условиях цифровизации финансовых рынков. В статье анализируются особенности формирования правового статуса криптовалют, взаимодействие национального законодательства с международными стандартами регулирования цифровых активов, а также влияние нормативных изменений на развитие криптовалютного рынка. Особое внимание уделяется вопросам правового признания криптовалюты в России, механизму регулирования операций с цифровыми активами, регулированию майнинга, налогообложения, лицензирования криптобирж и защиты розничных инвесторов. Исследование включает в себя выявление ключевых проблем, противоречий и пробелов в существующем правовом регулировании, а также обоснование необходимости совершенствования законодательной базы с использованием метода SWOT-анализа для разработки стратегических решений в сфере регулирования криптовалют. В исследовании применяются методы индукции, дедукции, сравнительно-правовой и формально-юридический методы, а также системный подход. Для выявления сильных и слабых сторон правового регулирования криптовалют использован SWOT-анализ. Основой послужили нормативные акты, судебная практика и научная литература. Научная новизна исследования заключается в комплексном применении метода SWOT-анализа к оценке состояния правового регулирования криптовалют в Российской Федерации, что позволило выявить системные противоречия законодательства и определить стратегические направления его совершенствования. В работе предложены конкретные рекомендации по гармонизации регулирования криптовалют и цифрового рубля с учетом международного опыта и российских реалий. Проведенное исследование показало, что действующее регулирование криптовалют в России развивается фрагментарно и сопровождается рядом правовых неопределенностей. Несмотря на значительный прогресс, остаются нерешенными вопросы лицензирования криптооператоров, защиты прав инвесторов и согласования подходов различных государственных органов. Для эффективной интеграции криптовалют в экономику необходима разработка единой, системной и сбалансированной правовой позиции, учитывающей как национальные интересы, так и международные стандарты регулирования цифровых активов.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
Появление криптовалюты стало знаковым событием в эпоху цифровизации финансов, открыв новые, ранее неизвестные возможности для экономических отношений. Однако наряду с перспективами, криптовалюты несут значительные риски для национальных финансовых систем, включая угрозы безопасности и стабильности. С момента создания первой криптовалюты – биткоин, наблюдается активное увеличение ее применения в сфере инвестиций, накопления средств и торговых операций [11]. Подобная динамика стала причиной того, что финансовые учреждения в различных государствах начали рассматривать вопрос о введении правовых норм для регулирования данного инструмента.
Список литературы
1. Аксенова М. А. Правовое обеспечение режима противодействия отмыванию доходов, финансированию терроризма в условиях интеграции новых технологий // RUDN Journal of Law. 2022. Т. 26. № 1. С. 112-128. DOI: 10.22363/2313-2337-2022-26-1-112-128
2. Андреева Е. М. Модель правового регулирования криптовалют в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2022. № 2 (68). 10.35231/18136230_2022_2_61 (дата обращения: 20.02.2025). DOI: 10.35231/18136230_2022_2_61(
3. Букина С. Е., Паламарчук А. Р. Правовое регулирование криптовалютной отрасли в России и за рубежом // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 86-92.
4. Васильев А., Ибрагимов Ж., Насыров Р., Васев И. Термин “цифровое право” в доктрине и правовых текстах // Юрислингвистика. 2019. № 11. С. 15-18.
5. Герцен П. О., Чурилов А. Ю. Судебная защита прав на криптовалюту: современный нарратив, проблемы и перспективы // Вестник Омского университета. Серия “Право”. 2023. № 4. С. 16-27. DOI: 10.17150/2411-6122.2023.4.16-27
6. Долгиева М. М. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере оборота криптовалюты // Lex Russica. 2018. № 10 (143). С. 116-129.
7. Иванцов С. В., Сидоренко Э. Л., Спасенников Б. А., Берёзкин Ю. М., Суходолов Я. А. Преступления, связанные с использованием криптовалюты: основные криминологические тенденции // Всероссийский криминологический журнал. 2019. № 13 (1). С. 85-93. DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(1).85-93
8. Кожедубова В. А., Ковалева Т. В. Криптовалюты в России: анализ правового статуса, проблемы использования и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 4-1. С. 217-223. DOI: 10.24412/2411-0450-2022-4-1-217-223
9. Лютова О. И., Фиалковская И. Д. Применение технологии блокчейн в налоговом администрировании // RUDN Journal of Law. 2021. Т. 25. № 3. С. 693-710. DOI: 10.22363/2313-2337-2021-25-3-693-710
10. Шайдуллина В. К. Правовое регулирование оборота криптовалюты: зарубежный опыт // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 4. С. 49-52. DOI: 10.24158/pep.2018.4.10
11. Умаров Х. С. Криптовалюты как инвестиции: преимущества и риски // Дискуссия. 2022. № 1 (110). 10.46320/2077-7639-2022-1-110-52-60 (дата обращения: 05.03.2025). DOI: 10.46320/2077-7639-2022-1-110-52-60(
12. Янковский Р. М. Криптовалюты в российском праве: суррогаты, “иное имущество” и цифровые деньги // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 4. С. 43-77. DOI: 10.17323/2072-8166.2020.4.43.77
13. Ярутин Я. К., Гуляева Е. Е. Международное и российское правовое регулирование оборота криптоактивов: понятийно-терминологическая корреляция // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. № 3. 10.21202/jdtl.2023.32 (дата обращения: 24.02.2025). DOI: 10.21202/jdtl.2023.32(
14. Cvetkova, I. (2018) Cryptocurrencies Legal Regulation. BRICS Law Journal. 5(2), 128-153. DOI: 10.21684/2412-2343-2018-5-2-128-153
15. Cryptomonnaies: la Russie légalise leur minage et leur utilisation pour des paiements internationaux // Le Monde. 31 июля 2024. URL: https://www.lemonde.fr/pixels/article/2024/07/31/cryptomonnaies-la-russie-legalise-leur-minage-et-leur-utilisation-pour-des-paiements-internationaux_6262851_4408996.html (дата обращения: 15.01.2025).
16. Emmert, F. (2022) The Regulation of Cryptocurrencies in the United States of America. SSRN. Available from: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4063387 (Accessed 01th January 2025). DOI: 10.2139/ssrn.4063387
17. Mohsin, K. (2022) Cryptocurrency Legality & Regulations - International Scenario. International Journal of Cryptocurrency Research. 2(1), 19-29.
18. Morton, D.T. (2020) The Future of Cryptocurrency: An Unregulated Instrument in an Increasingly Regulated Global Economy. Loyola University Chicago International Law Review. 16(1), 129-143.
19. Pravdiuk, M. (2021) International experience of cryptocurrency regulation. Norwegian Journal of Development of the International Science. 53(2), 31-37.
20. Singh, A., Chawla, Sh. (2019) Cryptocurrency Regulation: Legal Issues and Challenges. International Journal of Reviews and Research in Social Sciences. 7(2), 365-375.
21. Sánchez Madrid Á. Европейский регулятор рынков призывает предотвратить обход законодательства криптовалютными компаниями за пределами ЕС // Cinco Días. 17 сент. 2024. URL: https://cincodias.elpais.com/criptoactivos/2024-09-17/el-supervisor-europeo-de-los-mercados-insta-a-evitar-que-las-firmas-cripto-esquiven-la-ley-con-estructuras-fuera-de-la-ue.html (дата обращения: 07.01.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья посвящена исследованию проблемы сближения национальных правовых систем, как одной из актуальных проблем в правовой науке и практике, поскольку данный процесс связан с межгосударственным сотрудничеством и закономерным развитием человечества и общества. Взаимодействие правовых систем государств неоднократно становилось темой научных дискуссий. Ученые, рассматривающие данную проблему, в основном акцентировали внимание на общей характеристике процесса сближения правовых систем государств. Цель данной статьи состоит в рассмотрении прецедентов и актов международных судебных учреждений, выявлении эффективности влияния судебной практики на процесс сближения систем права различных стран. Объектом исследования является международная правоприменительная практика. Предметом статьи выступают акты международных судебных органов, учрежденных с целью влияния на национальные правовые системы и для обеспечения их сближения. Методологическую основу составляют общенаучные (сравнения, анализа, синтеза, аналогии, дедукции, индукции и другие), специальные (формально-логический, толкования права и другие) и другие методы познания. Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании практики Европейского Суда по правам человека и Суда Евразийского экономического союза и механизма контроля за исполнением постановлений международных судов, выявлении особенностей взаимоотношения и взаимопроникновения национальных законодательств при рассмотрении конкретных дел. В частности, в деле Энгель и другие против Нидерландов Европейский суд по правам человека представил правовую позицию по вопросам доступа к правосудию, которая в дальнейшем получила развитие и подтверждение в прецедентной практике Суда и оказала интегративное воздействие на законодательство государств-членов Совета Европы. Теоретическая значимость статьи обсуловлена тем, что она расширяет и углубляет знания об особенностях процесса сближения национальных правовых систем. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в исследовании выводы могут быть использованы в процессе совершенствования международного и национального законодательства и правоприменительной практики, поиске и выборе наиболее целесообразных мер для обеспечения более эффективного взаимодействия правовых систем государств. Результаты исследования могут применяться в научно-исследовательской и образовательной деятельности.
В условиях трансформации мировой системы международных отношений образовательная дипломатия приобретает всё большее значение как инструмент гуманитарного влияния, формирования национального имиджа и стратегического позиционирования государств. Изменение архитектуры глобального порядка, развитие цифровых технологий и усиление конкурентной борьбы за интеллектуальные и культурные ресурсы требуют переосмысления традиционных форм образовательного сотрудничества. Цель исследования - выявление особенностей развития международного образовательного сотрудничества в условиях цифровизации, а также спецификации образовательной дипломатии России и Китая как инструмента внешней политики и фактора формирования глобального гуманитарного влияния. Объектом выступает образовательная дипломатия двух стран как форма внешнеполитического взаимодействия в условиях глобализации, цифровизации и гуманитарной конкуренции. Работа направлена на осмысление новых форм образовательного партнёрства и их роли в формировании альтернативных моделей глобального гуманитарного сотрудничества. Методология исследования основана на работах китайских и российских авторов в области гуманитарной политики. Для характеристики цифровых образовательных инициатив и их роли в формировании новой модели международного дипломатического сотрудничества в исследовании используется сравнительный анализ стратегических подходов и контент-анализ программных документов. Научная новизна заключается в уточнении различий и сходств в стратегиях двух стран, а также в выявлении связи между цифровыми форматами образования и внешнеполитическими приоритетами в условиях многополярного мира. В работе выявлены различия в стратегических приоритетах России и Китая: российская образовательная дипломатия акцентирует внимание на сохранении культурной идентичности, продвижении концепции евразийского гуманитарного пространства и укреплении региональной интеграции, в то время как Китай стремится к построению глобального образовательного сообщества на принципах универсализма, инклюзивности и устойчивого развития. Полученные результаты подтверждают, что образовательная дипломатия становится одним из ключевых каналов гуманитарного влияния в условиях растущей глобальной конкуренции, способствуя формированию устойчивых межгосударственных связей, расширению культурного диалога и укреплению стратегических позиций государств на международной арене.
Цель данной статьи - показать процесс персонификации президентской власти через взаимосвязь с личностью Президента РФ, а также восприятие гражданами РФ этой личности. Автором проводится частотный анализ отношения населения к Президенту РФ и его деятельности; приводятся частотные характеристики социального самочувствия населения; проводится ивент-анализ ключевых событий в стране, предположительно повлиявших на изменение уровня одобрения населением деятельности Президента РФ. Объектом исследования выступает президентская власть. Предметом исследования является персонифицированное восприятие президентской власти в России. Методологической основой исследования выступают: компаративный анализ, ивент-анализ, исторический метод. Методом исследования выступает вторичный социологический анализ, основанный на данных ведущих российских социологических служб. Рассматривается процесс персонификации президентской власти через взаимосвязь с личностью Президента РФ, а также восприятие гражданами РФ этой личности. Данные проанализированы за период 2000-2024 гг. Научная новизна исследования заключается в полученных результатах, которые показывают, что данные различных социологических центров о поддержке Президента и социальном самочувствии граждан совпадают: россияне связывают положительную динамику в жизни с вкладом и эффективной деятельностью Президента РФ. Институт президентства воспринимается как важнейшее звено в системе государственной власти, он состоялся как политический институт, а лицо, замещающее данную должность, воспринимается обществом персонифицировано. При этом общество в реальности не имеет особого влияния на государственную власть и готово подчиняться авторитету власти, таким образом отстраняясь от политики. Материалы статьи представляют практическую ценность для выявления проблем и противоречий в области государственного управления в России, а также будут интересны для политологов, социологов, политических технологов и консультантов.
Предметом исследования в настоящей статье является уголовно-правовая новелла ст. 196 УК РФ. Автор подробно рассматривает такой аспект темы, как вопрос гармоничного встраивания в систему права новой уголовно-правовой конструкции и ее соответствия принципам уголовного законодательства. Криминализация любого деяния, расширение круга субъектов преступления, а также установление санкционных пределов неизменно должны сопровождаться тщательным анализом и последующим форматированием с точки зрения юридической техники для внедрения в уголовный закон и исключения возможности разбалансировки уголовно-правового механизма привлечения к уголовной ответственности. В частности, в данной статье прорабатывается вопрос соблюдения принципа справедливости при формировании новой редакции ст. 196 УК РФ, введенной в действие 01 июля 2021 г. Для реализации познания предмета исследования в достаточной мере, в настоящей статьей избран системный метод в качестве основного с обращением к судебной практике. Научная новизна проведенного исследования заключается, прежде всего, в обязательности осуществления дополнительного анализа уже внедренной уголовно-правовой нормы на предмет обнаружения конструктивных упущений, содержащих в себе перспективную опасность разбалансировки всего уголовно-правового механизма привлечения к ответственности. Особенно остро в этой связи рассматриваются экономические преступления, которые традиционно находится на стыке разных отраслей. По результатам проведенного исследования выявлен ряд упущений, выразившихся в отсутствии дифференциации уголовной ответственности, несоответствия правилам ступенчатого распределения тяжести совершаемого преступления в зависимости от объема наступающих общественно-опасных последствий. На основании выявленной проблематики законодательной регламентации привлечения к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 196 УК РФ, выведены основные предложения по дальнейшему совершенствованию рассматриваемого нормоположения, как например, техническая переработка ст. 196 УК РФ с определением общего, квалифицированного и особо квалифицированного состава к разным степеням тяжести преступления.
Предмет данного исследования составил сравнительный анализ актуальных ядерных и военных доктрин России (2024) и США (2018). Цель статьи - определить сходства и различия между ядерными и военными доктринами ведущих мировых ядерных держав, а также сформулировать рекомендации в отношении ядерной и военной доктрин России с целью минимизации риска ядерной войны и эффективной реализации национальных и государственных интересов Российской Федерации. Актуальность работы заключается в том, что после принятия ядерной доктрины в 2024 г. произошло обострение информационной войны, связанной с попытками понижения порога применимости ядерного вооружения и дискредитации ВС РФ. Практическая значимость исследования выражается в том, что его результаты могут применяться для изучения проблемы международной безопасности в условиях возрастания опасности ядерной войны, а также для разработки и реализации конкретных шагов в области совершенствования российских доктринальных установок по ядерной и военной безопасности. Методологическую основу настоящего исследования составил анализ нормативно-правовой базы, научной литературы и интернет-ресурсов, касающихся проблемы ядерной и военной политики России и США, сравнительно-исторический подход для разбора доктринальных установок ядерной политики РФ и их корректировок с соответствующими доктринами США. Новизна исследования заключается в установлении сходств и различий между ядерными и военными доктринами ведущих мировых ядерных держав, а также в формулировке рекомендаций в отношении ядерной и военной доктрин России. В частности, выяснено, что в то время как США уже в 1994 г. приняли первую ядерную доктрину, в России вплоть до 2020 г. аналогичный документ отсутствовал, несмотря на наличие разделов, посвященных ядерному сдерживанию в военных доктринах Российской Федерации. При этом если в ядерных доктринах США Россия практически всегда указывалась в качестве ключевого противника, даже в ныне действующей ядерной доктрине России 2024 г. упоминание США в подобном же качестве отсутствует. Констатируется лишь рост угроз, исходящих от НАТО. Авторами статьи прежде всего предлагается конкретизировать источники угроз ядерной безопасности России, которыми, в первую очередь, являются США и их ближайшие союзники по НАТО.
Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью изучения трансформации конституционализма в современном обществе в ответ на динамичные изменения в социальных, политических и технологических сферах. В условиях глобализации и цифровизации важность адаптации конституционного порядка становится все более очевидной, что и является предметом исследования данной работы. Где трансформация конституционализма - это не простое следствие юридической эволюции или механической адаптации к внешним условиям, а результат глубинных процессов, происходящих в правовом сознании, политической культуре и самой структуре власти. Она затрагивает не только формы, но и сущность: изменяется представление о легитимности публичной власти, перераспределяются акценты между публичной и частной автономией, между универсальными правами и конкретными мерами правозащиты. В качестве основного метода исследования используется концептуальный анализ, направленный на выявление основных тенденций и механизмов трансформации конституционализма. Методология исследования основана на системном подходе, который позволяет рассматривать конституционализм как живую, развивающуюся систему, взаимодействующую с изменяющимся внешним миром. Новизна исследования заключается в представлении трансформации не как отказа от традиционных принципов, а как процесса их адаптации к новым условиям, с сохранением преемственности. В статье акцентируется внимание на переходе от нормативного подхода к функциональному, что отражает необходимость реальной реализации прав и свобод, а не только их формального закрепления. Особое внимание уделяется новым формам гражданского участия, таким как цифровое гражданство и конституционализм, что открывает новые возможности для участия граждан в политическом процессе и требует защиты прав в цифровой среде. В работе также исследуется усиление роли судебной власти в процессе конституционной трансформации, а также проблемы, связанные с её инструментализацией и угрозой внешнего воздействия. Важным элементом исследования является поиск баланса между индивидуальными правами и общественными интересами, что особенно актуально в условиях социальной и политической нестабильности. В заключении статьи сформулированы предложения для дальнейших исследований, направленных на развитие гибкого конституционализма, сочетающего стабильность и адаптивность правовых систем.
Статья исследует механизмы реализации сформулированного Конституционным Судом Российской Федерации принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства в российской налоговой практике, фокусируясь на формировании и защите правомерных ожиданий налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами. Целью работы является анализ противоречий между принципами законности и поддержания доверия к действиям публичной власти в практике арбитражных судов Российской Федерации, включая критический анализ правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации; классификация категорий обоснованных ожиданий налогоплательщиков в практике Конституционного Суда Российской Федерации; выявление факторов, влияющих на возникновение правомерных ожиданий, и формулирование условий их защиты с опорой на анализ зарубежной доктрины и опыт применения концепции в юрисдикциях общего права. Методология включает формально-правовой анализ норм Налогового кодекса РФ, сравнительно-правовое сопоставление механизма реализации аналогичной доктрины законных ожиданий в правовой практике Великобритании, Бельгии и Нидерландов, а также системный подход к изучению судебных решений и доктринальных источников. Результаты исследования демонстрируют, что, несмотря на закрепление защиты правомерных ожиданий в законодательстве, их реализация сталкивается с ограничительным толкованием норм и противоречивыми подходами контролирующих органов. Особым вкладом автора в исследование темы является выделение критериев «адресности» разъяснений налоговых органов, дифференциация требований к добросовестности налогоплательщиков в зависимости от их статуса, а также предложенная модель реализации правомерных ожиданий с учетом распределения рисков между государством и участниками налоговых правоотношений. Ключевым выводом является необходимость баланса между законностью и доверием через совершенствование налогового администрирования: повышение прозрачности разъяснений, обязательность их исполнения, минимизация формализма и произвольных подходов. В статье подчеркивается актуальность защиты казуальных ожиданий, возникающих из действий налоговых органов (разъяснения, судебная практика, бездействие), и предлагается алгоритм оценки их правомерности, учитывающий профессиональный статус налогоплательщика. Результаты могут быть применены для реформирования налогового законодательства, унификации правоприменения и будут способствовать укреплению доверия к государственным институтам.
Предметом настоящей статьи выступает методология, использовавшаяся при исследовании юридических понятий в аналитической юриспруденции первого этапа. В юридической науке существует устоявшаяся позиция, заключающаяся в том, что аналитическая юриспруденция возникла в трудах английского юриста Дж. Остина, который находился под влиянием идей своего выдающегося соотечественника И. Бентама. Период, в рамках которого господствовал научный проект Остина, принято обозначать как первый этап аналитической юриспруденции. Вместе с тем в англо-американской теории права отсутствует консенсус в вопросе экспликации методологии аналитической юриспруденции указанного периода. Так, с одной стороны, в научной литературе отмечается, что Остин не смог сформировать какой-либо отличительной для аналитической юриспруденции методологии, а его исследование представляет собой перманентное использование классического родовидового способа определений для разграничения эмпирически наблюдаемых признаков соответствующих объектов (А. Хэлпин). С другой стороны, некоторые исследователи указывают на то, что Остин осуществлял анализ a priori, а, следовательно, его методология обладает большей сложностью (Е. Уилфрид). Исходя из этого, в настоящей статье осуществляется проблемно-теоретическая реконструкция учений ключевых фигур для аналитической юриспруденции первого этапа посредством интерпретирующего метода. Учитывая, что аналитическая юриспруденция акцентирует свое внимание на исследовании юридических понятий, реконструкции подвергаются в первую очередь те части учений, которые относятся к способам определения и формирования юридических понятий. Посредством указанного метода удается выявить, что (1) проект юриспруденции Остина не воспринял новаторскую и более изощренную методологию обращения с юридическими понятиями, которую обосновывал Бентам; (2) основным способом, который использовал Остин для определения юридических понятий, включая фундирующие содержательную часть его учения, является классический родовидовой способ определений; (3) методологический аспект аналитической юриспруденции Остина в более репрезентативном виде может быть представлен как конструирование соответствующих методологических рамок для последующих исследований; (4) такие рамки выражаются в дескриптивном и эмпирическом характере соответствующей методологии; (5) однако Холланд, являющийся главным популяризатором аналитической юриспруденции первого этапа, не только остался в очерченных рамках, но и продолжил использовать классический родовидовой способ определений.
Данное исследование посвящено анализу правового статуса самозанятых граждан в Российской Федерации, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Статья анализирует применимость специальных норм, регулирующих предпринимательскую деятельность к общественным отношениям с участием самозанятых граждан, рассматривая механизмы включения самозанятых в сферу действия этих норм - как через прямое упоминание, так и через исключение требований о специфическом правовом статусе. Одним из основных рассматриваемых в статье вопросов является двойственность восприятия правового положения самозанятых: с одной стороны, они являются предпринимателями, что подтверждается законодательством; с другой - их деятельность столь маломасштабна, что зачастую может напоминать некоммерческую. Автор анализирует законодательные изменения и обосновывает необходимость дифференцированного подхода к применению отдельных норм предпринимательского права к самозанятым. Методологию исследования составили общий диалектический метод познания, общенаучные методы познания: формальная логика, сравнение, обобщение, аналогия, анализ и синтез, а также частнонаучные методы познания: юридико-догматический метод, метод юридической герменевтики (метод интерпретации правовых норм). Актуальность статьи обусловлена тем, что неопределённость правового статуса самозанятых в совокупности с отсутствием однозначной интерпретации их деятельности в качестве предпринимательской порождает проблему определения применимых к их коммерческой деятельности норм. Данная проблема нашла свое отражение во множественной судебной практике и юридической литературе, однако не получила своего решения. Новизна исследования заключается в том, что оно анализирует эту проблему, предлагая конкретные решения по корректировке законодательства, что повысит ясность правовой квалификации и эффективность правоприменения. Основные выводы исследования заключаются в следующем. Несмотря на законодательное признание предпринимательского характера деятельности самозанятых, существующая правовая неопределенность требует корректировки. Для обеспечения равноправного участия самозанятых в экономических отношениях предлагается распространить на них нормы, регулирующие деятельность других предпринимателей, с учётом существующих ограничений деятельности плательщиков налога на профессиональный доход и объемов их деятельности. Для повышения правовой ясности необходимо дополнить ст. 2 Закона № 422-ФЗ нормой, прямо декларирующей предпринимательский характер деятельности самозанятых, и переименовать налоговый режим в “Налог на малый предпринимательский доход”.
Государства-члены ШОС, включающие в себя азиатские и европейские страны, каждая из которых имеет различные культурные корни и уровень развития, образуют сложную сеть взаимоотношений. При изучении взаимодействия государств-членов ШОС типичным примером является Афганская проблема, поскольку государства-члены имеют тесные связи с Афганистаном и все сталкиваются с такими многогранными проблемами, как религия, антитерроризм, беженцы и наркоторговля. Предметом исследования статьи является взаимодействие стран-членов ШОС по Афганистану, анализ моделей взаимодействия и факторов влияния стран-членов на Афганскую проблему с точки зрения теории реляционизма. Цели исследования: Проанализировать механизм взаимодействия государств-членов ШОС, роль продвижения, хеджирования и переосмысления в процессе сотрудничества между государствами-членами; дать теоретические обоснования и политические рекомендации для развития ШОС после расширения организации. Основываясь на теории релятивизма, данная статья анализирует взаимодействие отношений государств-членов ШОС, дает уроки для развития ШОС после расширения и способствует построению Сообщества единой судьбы человечества. В статье используется метод сравнительного анализа для выявления особенностей взаимодействия различных государств-членов по Афганской проблеме. Новизна данной статьи заключается в том, что она анализирует взаимодействие государств-членов международных организаций через призму реляционистской теории, подчеркивая, что идентичность и интересы занимают центральное место во взаимодействии. Несмотря на сложность афганской проблемы, государства-члены ШОС сталкиваются со множеством вызовов, на основе продвижения идентичности и общих интересов формируется многоуровневый и многомерный режим взаимодействия между государствами-членами по афганской проблеме. Идентичность является важной основой взаимодействия между государствами-членами, а общие интересы - основной движущей силой взаимодействия между государствами-членами. Сотрудничество ШОС по Афганской проблеме предполагает следующее: на основе идентичности необходимо регулярно проводить Контактную группу ШОС-Афганистан с целью расширения влияния на Афганистан и поддержания регионального мира и безопасности; решать дилеммы несовпадающих интересов, повышать взаимное доверие и практиковать многосторонность посредством двусторонних или многосторонних способов взаимодействия.
В данной статье проводится сравнительный анализ основных прав и свобод, определенных в конституциях стран Центральной Азии (Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана), а также оценивается состояние этих гарантий на практике в свете докладов международных правозащитных организаций. Исследование основано на двух основных источниках: Доклад «Свобода в мире 2025», опубликованный Freedom House, и «Отчеты о правах человека 2024» Amnesty International. Хотя в конституциях права обычно определяются широко, при авторитарных режимах эти права де-факто ограничены. В этом контексте необходимо укреплять независимую судебную систему, верховенство закона и демократические институты, чтобы повысить эффективность конституционных гарантий. В исследовании обращается внимание на структурное противоречие между нормами и практикой. На основе методов сравнительного конституционного анализа и качественного контент-анализа в статье системно анализируются конституционные гарантии и их реализация в странах Центральной Азии. Конституционные порядки стран Центральной Азии анализируются в сравнительном плане с точки зрения основных прав и свобод, в анализ также включены отчеты и результаты исследований международных организаций. Хотя существует множество исследований, посвященных конституционным правам и свободам в Центральной Азии, сравнительные исследования, систематически рассматривающие разницу между конституционно признанными правами (де-юре) и их практической реализацией (де-факто), весьма ограничены. Данная статья восполняет этот пробел и анализирует положения об основных правах в конституциях Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в сравнении с эмпирическими данными международных правозащитных организаций. Таким образом, в исследовании раскрываются не только нормативные положения, но и фактическая неэффективность этих положений, а также то, как они становятся нефункциональными в условиях авторитарных режимов. Обеспечение верховенства закона, защита свободы слова и укрепление независимой судебной системы должны стать основными приоритетами для того, чтобы конституционный порядок в этих странах стал действительно действующим не только в письменных текстах, но и в социальной жизни.
Настоящая статья посвящена исследованию актуальных проблем правовой охраны программного обеспечения, создаваемого с использованием программных платформ. В современных условиях разработки программных продуктов, где широко используются многофункциональные и универсальные платформы, вопросы авторских и смежных прав, а также прав на отдельные компоненты программного обеспечения и исходный код становятся более сложными и спорными. В работе анализируются особенности правового регулирования в России, выделяются проблемы, связанные с определением правообладателей и объемом прав, подлежащих защите. Рассматриваются коллизии и пробелы законодательства, возникающие в тех случаях, когда программное обеспечение создается на основе платформ, которые принадлежат третьим лицам. Особое внимание уделено вопросам соблюдения условий лицензионных соглашений с конечным пользователем (EULA). Методологию исследования составляют общий диалектический метод, общенаучные (формальная логика, сравнение, аналогия, анализ и синтез) и частнонаучные (сравнительно-правовой, формально-юридический). Основным выводом приведенного исследования является установление принципа, согласно которому условия лицензионного соглашения правообладателя программной платформы с конечным пользователем (EULA) не могут препятствовать возникновению исключительных прав на создание приложений и конфигураций на базе указанных платформ. В исследуемых случаях вновь создаваемая программа не является составной частью платформы, которая, в свою очередь, служит лишь средством для ее исполнения. Существующая неопределенность в исследуемом вопросе представляет собой значительную проблему как для пользователей, так и для владельцев платформ. Новизна исследования заключается в предложении путей совершенствования законодательства для более эффективного и сбалансированного регулирования прав на программные продукты, созданные на основе сторонних платформ, с учетом интересов разработчиков, правообладателей платформ и конечных пользователей.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______