Статья: ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЮ ДРУГИХ И ИХ "ТРОЯНСКОЕ" ОБУЧЕНИЕ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ И ИССЛЕДОВАНИЯХ (2024)

Читать онлайн

Такие явления, как противодействие реальному получению знаний другими субъектами и «троянское» (т. е. обманное) обучение, выгодное лишь его организатору, представляют собой актуальную проблему в различных областях. В ее развитии все более важную роль играют компьютерные технологии. Они используются на разных уровнях: от межкомпьютерного взаимодействия, когда системы машинного обучения испытывают атаки «отравляющими» обучающими примерами, до проектирования сложной социальной инженерии при мошенничествах. В статье дается анализ некоторых аспектов этой фундаментальной проблемы. В рамках проведенного недавно эмпирического исследования в данной работе представлена методика изучения того, как люди помогают или мешают обучению в соревновательной видеоигре. Методика перспективна в отношении дальнейшего изучения темы, например, для исследования связей особенностей изобретаемых стратегий и познавательных и личностных характеристик участников, возможностей создания других методик на ее основе и т. д. В целом можно полагать, что развитие технологий будет и дальше вносить существенный вклад, в том числе с непредсказуемыми последствиями, в переплетение двух фундаментальных типов взаимодействий: а) помощи обучению и развитию и б) противодействия им.

Counteraction to others’ learning and their “Trojan horse” teaching (deceptive teaching that benefits the organizer and disadvantages the learners) is an urgent problem in various fields. Computer technologies play an increasingly important role in the organization of this counteraction and “Trojan horse” teaching. The technologies are used at different levels: from computer-to-computer adversarial poisoning attacks on machine learning to fraud in human interactions. In the article, some aspects of this problem are analyzed. An empirical study of people’s help and counteraction to others’ learning in a competitive video game is presented. It arouses the participants’ keen interest and provides an opportunity to study strategies of help and counteraction to others’ learning. The methodology is promising in relation to further study of the topic - e. g., studies of relationships between the strategies invented by participants and their cognitive and personal characteristics, design of new methods based on it, etc. In general, one can assume that development of technologies will continue to make significant contributions to interweaving of two fundamental types of interactions: (a) help to learning and development; and (b) counteraction to them.

Ключевые фразы: противодействие обучению других, «троянское» обучение, компьютерные технологии
Автор (ы): Поддьяков Александр Н., Грудинин Всеволод А.
Журнал: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
004. Информационные технологии. Компьютерные технологии. Теория вычислительных машин и систем
Для цитирования:
ПОДДЬЯКОВ А. Н., ГРУДИНИН В. А. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЮ ДРУГИХ И ИХ "ТРОЯНСКОЕ" ОБУЧЕНИЕ: ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ И ИССЛЕДОВАНИЯХ // ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. 2024. № 3 (99)
Текстовый фрагмент статьи
Моя история просмотров (1)