Объектом исследования является юридическая сторона франкистского политического режима как элемента формы государства (общественные отношения в сфере управления франкистской Испанией), предметом - нормативные правовые акты, выражающие существующий в государстве политический строй. Авторы в статье изучили режим Франсиско Франко и выявили его законодательную базу, раскрыв правовую природу авторитаризма в отдельно взятой стране - Испании, указав на сокрытие авторитарной сущности диктатуры демократической ширмой, сотканной из законов, а также на злоупотребление правом введения военного положения либо иных чрезвычайных форм, легализующих узурпацию власти. Актуальность темы исследования заключается в возможности использования методов законодательного закрепления политической конструкции, а также обоснования авторитарной правовой природы конкретных политических режимов, прогнозирования перспектив и моделирования развития диктатур. Исследование актуально для теоретиков права и практиков, обосновывающих основы конституционного строя государств. Научная разработанность темы статьи относительная, при этом авторами рассмотрена не политическая, а юридическая сторона правления испанского диктора, введена в научный оборот новая информация о нормах испанского права франкистского периода истории соответствующего государства. Методологическую основу исследования составили общенаучные (сравнения, анализа, синтеза, аналогии, дедукции, индукции и другие) и специальные (формально-логический, толкования права и другие), историко-правовой, системный и другие методы познания. Научная новизна работы обусловлена анализом «Фундаментальных законов Королевства». Авторами отмечается, что закон о престолонаследии закладывал возможность узурпации верховной власти в Испании Регентским Советом после смерти Франсиско Франко. Целью исследования является выявление юридических методов закрепления авторитарного режима. Задачи исследования включают в себя изучение нормативных правовых актов, устанавливавших режим Франсиско Франко в Испании, а также соответствующей российской и зарубежной доктрины по теме научной статьи. Фундаментальные законы Королевства устанавливали режим Франсиско Франко: персоналистской автократии, делая его устойчивым на период жизни диктатора, в то же время предопределяя его постепенное оформление и трансформацию в будущем. Франкистский режим окончательно сложился к 1967 году принятием Органического закона Государства - последнего из Фундаментальных законов Королевства, вступивших в силу ещё при жизни авторитарного лидера.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
Авторитарные режимы [1] встречались в различные эпохи по всему миру, Испания не была исключением: [2] в этом государстве монархическая форма правления имела особое содержание. [3] Суверен был представлен правителем, фактически обладавшим неограниченной властью, но de jure опиравшимся на конституционные основы соответствующего политического режима, содержавшиеся в семи нормативных правовых актах Испанского государства (1936 - 1947), а позднее Королевства Испания (1947 – 1975) [4],[5].
Список литературы
1. Макарова О. С. Формальные признаки тоталитаризма - их позитивное и негативное определение // Социально-политические науки. 2020. № 2. C. 23-28.
2. Ikeda, W. L., & Teixeira, R. V. G. (2023). Direito processual, ciência do direito e regime político: A constituição do autoritarismo por meio da verdade, da prova e da pessoa. Revista Direito Em Debate, 32(60), e12137. URL: 10.21527/2176-6622.2023.60.12137 (дата обращения: 09.01.2025). DOI: 10.21527/2176-6622.2023.60.12137(
3. Wildeboer Schut, R., & Dujisin, Z. (2023). Spain’s democratic anxieties through the lens of Franco’s reburial. Memory Studies, 16(4), 837-860. URL: 10.1177/17506980221108477 (дата обращения: 09.01.2025). DOI: 10.1177/17506980221108477(
4. González Calleja, E. (2024). La fascistización frustrada del régimen franquista en tres crisis de gobierno. Investigaciones Históricas. Época Moderna Y Contemporánea, (O), 719-748. URL: 10.24197/ihemc.O.2024.719-748 (дата обращения: 09.01.2025). DOI: 10.24197/ihemc.O.2024.719-748(
5. Booher, Kaitlyn. (2022). El pacto del olvido y la memoria histórica: Cómo La Ley de Amnistía de España de 1977 sigue impiendo la reivindicación de las víctimas. 2022. Ohio University, Undergraduate thesis. OhioLINK Electronic Theses and Dissertations Center. 84 pp. URL: http://rave.ohiolink.edu/etdc/view?acc_num=ouhonors1651249607427886 (дата обращения: 09.01.2025).
6. Melo, D. (2022). ‘Living Normally’: Everyday Life Under Salazarism. European History Quarterly, 52(2), 200-220. 10.1177/02656914221085129 (дата обращения: 09.01.2025). DOI: 10.1177/02656914221085129(
7. Rosado, Cubero A. (2021). Buying into Change: Mass Consumption, Dictatorship, and Democratization in Franco’s Spain, 1939-1982. By Alejandro J. Gómez del Moral. Lincoln: University of Nebraska Press, 2021. 366 pp., 9 photos, 12 illus., 1 table, index. Hardcover, $65.00. Business History Review. 2023;97(2):452-454. URL:https://www.cambridge.org/core/journals/business-history-review/article/abs/buying-into-change-mass-consumption-dictatorship-and-democratization-in-francos-spain-19391982-by-alejandro-j-gomez-del-moral-lincoln-university-of-nebraska-press-2021-366-pp-9-photos-12-illus-1-table-index-hardcover-6500--/AE594BE6F4A1421A8157293944E89E28 (дата обращения: 09.01.2025). ISBN: 978-1-4962-0506-3
8. Ruiz, G. R. (2022). Mocking the Dictatorship: Symbolic Resistance in Everyday Life During Francoism in the 1960s. European History Quarterly, 52(2), 179-199. 10.1177/02656914221085130. (дата обращения: 09.01.2025). DOI: 10.1177/02656914221085130.(
9. Карабан, Д. Особенности режима Ф. Франко в Испании / Д. Карабан // От идеи - к инновации: материалы XXX Международной студенческой научно-практической конференции, Мозырь, 28 апреля 2023 г.: в 3 ч. / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования “Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина”; [редколлегия: Т. В. Палиева (ответственный редактор) и др.]. - Мозырь: МГПУ им. И. П. Шамякина, 2023. - Ч. 3. - С. 218-219.
10. Балан Е. Г. Основные тенденции мемориальной урбанонимии Испании периода диктатуры Ф. Франко в XX-XXI веках // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022. № 1. C. 61-72.
11. Sampedro Ramo, V. (2022). Una visión histórica de las leyes especiales como instrumento represor del franquismo en España. La represión de la Masonería. ACORDES, 137-165. Recuperado a partir de URL: https://publicaciones.ucuenca.edu.ec/ojs/index.php/acordes/article/view/2353 (дата обращения: 09.01.2025).
12. Нагалина М. В. Понятие “Демократический режим” в теории государства и права и историко-правовых науках // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. C. 34-38.
13. Румянцев М. Б. Планирование и прогнозирование в российской правотворческой деятельности // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 5А. С. 62-71.
14. Fuero Del Trabajo. URL: https://www.boe.es/datos/pdfs/BOE/1938/505/A06178-06181.pdf (дата обращения: 09.01.2025).
15. Morente, Francisco. (2024). “Political and Academic Relations in Turbulent Times. The Deutsch-Spanische Gesellschaft and University Falangism, 1939-1945”. Culture & History Digital Journal 13 (1): 280. 10.3989/chdj.2024.280 (дата обращения: 09.01.2025). DOI: 10.3989/chdj.2024.280(
16. Ley 20/2022, de 19 de octubre, de Memoria Democrática. Publicado en: Publicado en: “BOE” núm. 252, de 20/10/2022. Entrada en vigor: 21/10/2022 Departamento: Jefatura del Estado Referencia: BOE-A-2022-17099 Permalink ELI: URL: https://www.boe.es/eli/es/l/2022/10/19/20/con (дата обращения: 09.01.2025).
17. Taracha, C. and Fuente, Pablo. (2020). Franquismo y Falange: ¿un régimen político de partido único? 83-96. URL: https://www.researchgate.net/publication/341575060_Franquismo_y_Falange_un_regimen_politico_de_partido_unico (дата обращения: 09.01.2025).
18. Sanchez, Salvador Cayuela. (2024). “ Biopolitique et éducation dans l’Espagne franquiste: le cas des personnes handicapées “, Recherches & éducations [En ligne], 28-29 | 2025, mis en ligne le 05 juillet 2024, consulté le 11 décembre 2024. URL: http://journals.openedition.org/rechercheseducations/16253 10.4000/120j4 (дата обращения: 09.01.2025). DOI: 10.4000/120j4(
19. Ruiz, G. R. (2022). Mocking the Dictatorship: Symbolic Resistance in Everyday Life During Francoism in the 1960s. European History Quarterly, 52(2), 179-199. 10.1177/02656914221085130 (дата обращения: 09.01.2025). DOI: 10.1177/02656914221085130(
20. LEY DE 17 DE JULIO DE 1942 de creación de las Cortes Españolas. URL: https://www.boe.es/datos/pdfs/BOE//1942/200/A05301-05303.pdf (дата обращения: 09.01.2025).
21. Дорская А. А., Пашенцев Д.А. Официальная политика памяти: сравнительный анализ законодательства и судебной практики современных государств // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. № 6. C. 5-15.
22. Fuero De Los Españoles. URL: https://www.boe.es/datos/pdfs/BOE//1945/199/A00358-00360.pdf (дата обращения: 09.01.2025).
23. Хенкин С. М. Партийно - политическая система Испании: время испытаний // Полития. 2020. № 2 (97). C. 182-191.
24. Ley De 22 De Octubre De 1945 por la que el je f e del Estado podrá someter a referéndum aquellas Leyes que su transcendencia lo aconseje o el interés: público lo demande. URL: https://www.boe.es/datos/pdfs/BOE//1945/297/A02522-02522.pdf (дата обращения: 09.01.2025).
25. Лобанова О. Н. Каталонский сепаратизм: причины и перспективы // Власть. 2021. № 5. C. 258-265.
26. Ley 62/1969, de 22 de julio, por lo que se provee lo concerniente o lo sucesión en lo Jefatura del Estado. URL: https://www.boe.es/boe/dias/1969/07/23/pdfs/A11607-11608.pdf (дата обращения: 09.01.2025).
27. Василенко Ю. В. Трансформации политической идеологии франкизма в современной Испании // Антиномии. 2022. № 1. C. 91-108.
28. Ley Fundamental De 17 De Mayo De 1958 Por La Que Se Promulgan Los Principios Del Movi Miento Nacional. URL: https://www.boe.es/datos/pdfs/BOE//1958/119/B04511-04512.pdf (дата обращения: 09.01.2025).
29. Ley Organica Del Estado, núm. 1/1967, de 10 de enero. URL: https://www.boe.es/boe/dias/1967/01/11/pdfs/A00466-00477.pdf (дата обращения: 09.01.2025).
30. Орлов А. А. Тенденции эволюции партийной системы Испании в постфранкистский период // Современная Европа. 2022. № 2 (109). C. 117-131.
31. Креленко Д. А. Франсиско Франко: путь к власти: дис. канд. ист. наук: 07.00.03. - Саратов, 2002. - 213 с.
32. Федорова Д. А., Котельникова М. А., Старченко А. С. Характеристика авторитарного политического режима и его сопоставление с другими режимами // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 11-5. C. 98-101.
33. Посас М. Х. Переход Испании к демократии как модель политической консолидации // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2020. № 4. C. 1218-1229.
34. Антоненко П. С. Трансформация исторической памяти в Испании в 1960-е - 1986 гг.: дис. канд. ист. наук: 5.6.2. - Ростов-на-Дону, 2023. - 186 с.
35. Аникеева Н.А. Основные направления внешней политики Испании (1976-2004 гг.): дис. д-р. ист. наук: 07.00.03. - М., 2009. - 403 с.
36. Петров М.А. Трансформация политических институтов в период перехода от авторитаризма к демократии на опыте Испании: дис. канд. полит. наук: 23.00.02. - СПб., 2009. - 199 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Предметом исследования является миграционная правовая политика России. Цель исследования - анализ особенностей правового регулирования трудовой, образовательной, экологической миграции и разработка предложений по совершенствованию миграционной правовой политики России с учетом многоаспектности миграционных отношений как объекта регулирования. Для достижения поставленной цели проведен правовой анализ федеральных законов, подзаконных актов, документов стратегического планирования, изучены данные федерального статистического наблюдения, публикации ученых и экспертов по вопросам миграции и миграционной правовой политики. Автор статьи обращает особое внимание на то, что, с точки зрения формирования миграционной правовой политики, существенное значение имеет деление миграции на внутреннюю и внешнюю, поскольку и тот, и другой тип миграции имеют свои особенности и характеризуются специфическими проблемами, требующими соответствующего правового регулирования. Также исследуются особенности правового регулирования различных видов миграции в контексте обоснования направлений повышения эффективности миграционной правовой политики России. Методологической основой исследования являются системный, комплексный и конкретно-исторический подходы. В процессе исследования использованы формально-юридический, системно-структурный, герменевтический и другие методы научного познания в различных сочетаниях. По итогам проведенного исследования получены следующие основные результаты, содержащие элементы научной новизны: выявлено, что в российском законодательстве и документах стратегического планирования отсутствует достаточно полная регламентация миграционных отношений; определено, что первоочередное внимание уделяется внешним мигрантам и недооценивается внутренняя миграция; установлено, что в законодательстве недостаточно проработана дифференциация правового статуса мигрантов в зависимости от целевой направленности миграции; разработаны предложения, направленные на повышение эффективности миграционной правовой политики, в том числе: закрепление в законодательстве категорий мигрантов для уточнения их правового статуса с учетом целей пребывания на территории России; разработка государственной стратегии по регулированию трудовой, образовательной, экологической миграции; принятие закона о социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в России; осуществление более активной доиммиграционной подготовки иностранных граждан; усовершенствование статистического учета показателей внутренней и внешней миграции. Полученные выводы и результаты могут использоваться при проведении дальнейших правовых исследований, ставящих целью совершенствование миграционной правовой политики России, а также в деятельности органов публичной власти.
Объектом исследования является организация и деятельность института мировых судей в Российской Федерации. Предметом исследования является организация процедуры назначения мировых судей на должности в соответствии с действующим законодательством России. Рассматривается проблема реализации выборов мировых судей населением субъекта РФ. Рассматривается проблема взаимоотношений мировых судей и федеральных судов. Рассматривается проблема места мировых судей в судебной системе России. Также предметом исследования является история института мировых судей в Российской империи. В статье анализируются общие тенденции развития института мировой юстиции в современной России. Рассматриваются проблемы перегруженности мировых судей судебными делами, зависимости этого судебного звена от районных судов, невыполнение положений ФКЗ «О мировых судьях» в части их выборности населением. Методами исследования являются исторический метод, метод анализа документов. Также в качестве метода исследования применялся описательный метод. В качестве одного из направлений совершенствования отечественного института мировой юстиции предлагается вывести мировых судей из подчинения системе федеральных судов. Предлагается учредить съезд мировых судей - периодически действующий орган, объединяющий всех мировых судей региона. В качестве апелляционной инстанции предлагается учредить действующие на постоянной основе коллегии съезда: уголовную, гражданскую и административную, которые должны формироваться из наиболее опытных мировых судей региона. Также предлагается учредить должность резервного (запасного) мирового судьи, на которого следует возложить обязанности по рассмотрению дел судей, находящихся в отпуске или отсутствующих по иным причинам. В качестве целей предложенных мер видится увеличение самостоятельности мировых судей, повышение их авторитета у населения региона, в котором они осуществляют правосудие, единообразие в правоприменительной практике, сокращение нагрузки на судей мирового и районного звена.
Предметом выступают концептуальные аспекты и нормативные правовые акты, определяющие правовой статус Правительства Российской Федерации. В статье раскрыты признаки органов исполнительной власти. Проведен анализ положений нормативных правовых актов, затрагивающих правовой статус Правительства Российской Федерации. Актуальность статьи заключается в выявлении имеющейся правовой неопределенности места и роли Правительства Российской Федерации при осуществлении исполнительной власти. Теоретическую базу составляют научные работы учёных и практиков в сфере публичного права, в центре научных интересов которых находились вопросы исследования системы органов исполнительной власти в России. Основная цель статьи заключается в анализе правового положения Правительства Российской Федерации и формулировании выводов о его месте в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и роли в публичной, в том числе исполнительной, власти государства. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись правовые методы (формально-логический, сравнительно-правовой), а также методология системного анализа и экспертный анализ. В результате анализа конституционного и административного законодательства в области публичного управления выявлены существенные признаки Правительства Российской Федерации, охарактеризовано взаимодействие и соотношение с федеральными органами исполнительной власти и выявлены проблемные аспекты его правового статуса. Утверждение в ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, что Правительство РФ входит в систему федеральных органов исполнительной власти, не представляется достаточно обоснованным с учетом содержания Основного закона России и актов главы государства. Новизна статьи заключается в обосновании необходимости проверки положений нормативных правовых актов о правовом статусе Правительства Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, а также в необходимости толкования их Конституционным Судом РФ с учетом внесенных в 2020 году изменений в Конституцию Российской Федерации.
В представленном научном исследовании рассматривается методологический подход к разрешению кадрового дефицита в государственном секторе Российской Федерации путем имплементации механизма конституционных обязательств граждан. Фундаментальный анализ существующей парадигмы кадровой политики демонстрирует необходимость её трансформации в направлении интенсификации гражданского участия в процессах государственного строительства, независимо от гендерной принадлежности субъектов. Особое внимание уделяется потенциальному применению данной концептуальной модели как стратегического императива для качественного усиления кадрового состава в ключевых областях социально-экономической инфраструктуры, включая сферы здравоохранения, образования и государственного администрирования. Предмет исследования данной статьи основан на комплексном анализе концептуальной модели конституционного долга как инструмента преодоления кадрового дефицита в государственном аппарате. Методологическая база исследования включает многоаспектное рассмотрение нормативно-правовых механизмов, морально-этических императивов и праксиологических компонентов имплементации данной концепции, а также оценку сопутствующих рисков и потенциальных положительных эффектов от её внедрения. Цель исследования является модернизация подходов к кадровому обеспечению государственного сектора в России через разработку законодательных инициатив для обеспечения квалифицированным персоналом стратегических отраслей. Важными аспектами выступают социальная ответственность и гражданское участие в государственном управлении для оптимизации кадрового менеджмента структур. В процессе работы использовались: диалектический, логический, системный, функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Для решения проблемы кадрового дефицита в государственном секторе России предложен инновационный подход, значимый теоретически и методологически. Исследование разрабатывает меры, основываясь на синтезе партисипативного управления и концепции конституционного долга. Методология включает анализ международных практик с адаптацией к российским условиям и обоснование законодательных изменений. Внимание уделено оптимизации инвестиций в образование и внедрению принципов конституционного долга. Достижением является создание многокомпонентной платформы для преодоления кадровых ограничений в важнейших сегментах управления. В рамках модернизации государственных институтов России целесообразно внедрить концепцию конституционного долга в кадровое администрирование, что требует интеграции законодательных инициатив с вовлечением граждан. Предлагаемые реформы, сочетая правовые изменения с просветительской деятельностью, могут обеспечить долгосрочный позитивный эффект для оптимизации работы государственного аппарата и улучшения социально-экономических показателей.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______