В условиях всеобщей цифровой трансформации модели цифрового участия и вовлечения граждан представляют не только прикладной, но и научный интерес. Цифровая партисипация как феномен современного общества стала предметом научного анализа представителей различных школ и направлений. Сегодня это предмет междисциплинарных и международных исследований, однако и в контексте социологического знания эвристическим потенциалом обладает определение теоретико-методологических оснований для ее исследования, определение ее содержательных характеристик. Цель статьи - выявить ключевые особенности цифровой партисипации как разновидности коммуникативного поведения в гибридной реальности, охарактеризовать ее сущность и условия развития. Методы и методология. Выводы и положения статьи основаны на результатах международных и всероссийских исследований. В качестве теоретико-методологической основы использованы подходы М. Кастельса, Ю. Хабермаса, Г. Лассуэла, А. В. Тихонова, В. С. Богданова, Л. А. Василенко, Н. Н. Мещеряковой, партисипаторные теории.
Результаты. Проанализированы современные теоретические подходы к цифровой партисипации, раскрывающие мультидисциплинарный характер исследований феномена. Определено, что социологический подход к исследованию цифровой партисипации требует полипарадигмального основания для анализа сущностных изменений цифровизации, связанных с «моделированием гибридных инфосоциальных систем». Предложено авторское определение цифровой партисипации как разновидности коммуникативного поведения в цифровом пространстве. Цифровая партисипация имеет субъект-субъектный характер и проявляется как цифровое участие, цифровая вовлеченность и цифровое влияние на процесс принятия и реализации управленческих решений. Выделены сущностные характеристики цифровой партисипации как субъект-субъектной формы коммуникативного поведения в гибридной реальности: мобильность, оперативность, демократичность, интерактивность, эмоциональность. Обозначены ключевые условия для развития цифровой партисипации: комплексная доступность и цифровая грамотность.
Идентификаторы и классификаторы
В условиях глобальных трансформационных процессов, вызванных цифровизацией [Василенко, Мещерякова1, 2021] существенным изменениям подвергаются практики взаимодействия граждан и органов власти, формы представительства интересов, возможности осуществления сбора информации о потребностях и чаяниях граждан
Список литературы
1. Абрамова С. Б. Цифровая партисипация: концептуализация понятия в зарубежной практике гражданской активности // Цифровая социология. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-partisipatsiya-kontseptualizatsiya-ponyatiya-v-zarubezhnoy-praktike-grazhdanskoy-aktivnosti (дата обращения: 15.02.2024). EDN: AASOTW
2. Arnstein S.R. (1969). A ladder of citizen participation. Journal of the American Institute of Planners, 35(4), 216-224. Available at:. DOI: 10.1080/01944366908977225
3. Белоусова В. М. Делиберативная концепция Ю. Хабермаса в контексте систематизации современных моделей демократии // Вестник Удмуртского университета. Серия “Экономика и право”. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deliberativnaya-kontseptsiya-yu-habermasa-v-kontekste-sistematizatsii-sovremennyh-modeley-demokratii (дата обращения: 12.05.2024). EDN: UHLYDJ
4. Батырева, М. В. Методология оценки эффективности электронного участия граждан в социально-политических процессах / М. В. Батырева, Е. А. Карагулян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2022. - Т. 15, № 3. - С. 167-183. DOI: 10.15838/esc.2022.3.81.9 EDN: AUYAFG
5. Biegelbauer P., Hansen J. (2011) Democratic Theory and Citizen Participation: Democracy Models in the Evaluation of Public Participation in Science and Technology, Science and Public Policy. vol. 38, no. 8, pp. 89-597,. DOI: 10.3152/030234211X13092649606404
6. Богданов, В. С. Диагностика потенциала социального участия в контексте организации обратной связи между властью и населением / В. С. Богданов, А. А. Мерзляков // Научный результат. Социология и управление. - 2018. - Т. 4, № 4. - С. 65-77. DOI: 10.18413/2408-9338-2018-4-4-0-6 EDN: POIDJZ
7. Борисова А. Н. Определение уровня доверия к региональным органам власти в веб-пространстве // Инновации и инвестиции - №9 - 2019. С. 285-289.
8. Василенко Л. А., Мещерякова Н. Н. (2023) Гибридность цифрового общества: инновационная реальность или утопия? // Философия науки и техники. - 2023. - № 1. EDN: USPLIV
9. Василенко Л. А., Мещерякова Н. Н. (2021) Социология цифрового общества, Изд-во ТПУ, 206 с.
10. Деникин А. А. К определению термина “партисипация” в контексте современных художественных практик // Наука телевидения. 2018. Т. 14, № 1. - С. 58-79. DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.1-58-79 EDN: YWFQFN
11. Домбровская А. Ю. Гражданский активизм молодежи в современной России: особенности проявления в онлайн- и офлайн-средах (по результатам эмпирического исследования) // Власть.2020. Т. 28, № 2. С. 51-58. -. DOI: 10.31171/vlast.v28i2.7134 EDN: IHCKUC
12. Добринская Д.Е. (2021) Цифровая социология для изучения цифрового общества. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, вып. 2, стр. 250-259. -. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-2-250-259 EDN: VXPEYC
13. Гришаева С. А., Шамаев П. А. Политическое участие молодежи в цифровой среде // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 1. - С. 25-35. DOI: 10.26425/2658-347X-2022-5-1-25-35 EDN: LYEJMG
14. Добринская, Д. Е. Цифровая социология для изучения цифрового общества / Д. Е. Добринская // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2021. - № 2. - С. 250-259. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-2-250-259 EDN: VXPEYC
15. Зотов, В. В. Влияние цифровизации на трансформацию методологии публичного управления / В. В. Зотов, Л. А. Василенко // Управленческое консультирование. - 2021. - № 5(149). - С. 98-109. DOI: 10.22394/1726-1139-2021-5-98-109 EDN: UZWKWY
16. Журавлева, Е. Ю. Социология в сетевой среде: к цифровым социальным исследованиям // Социологические исследования. - 2015. - № 8. - С. 25-33. EDN: UFZIQP
17. Кетова К. В., Русяк И. Г., Вавилова Д. Д. К вопросу о применении нейронных сетей для решения задачи кластеризации социума // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. - № 8. С. - 19-33. DOI: 10.33619/2414-2948/57/02 EDN: YHTDFI
18. Кибакин М. В., Крюкова М. М. Концепция власти коммуникации Мануэля Кастельса в научном дискурсе цифровой социологии // Цифровая социология. - 2020. - № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-vlasti-kommunikatsii-manuelya-kastelsa-v-nauchnom-diskurse-tsifrovoy-sotsiologii (дата обращения: 12.05.2024). EDN: TJLKPL
19. Козлова В. А. Человек и экономика в философии М. Кастельса // Дискуссия. 2014. - № 4 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-ekonomika-v-filosofii-m-kastelsa (дата обращения: 12.04.2024). EDN: SBXNEZ
20. Линде А. Н. Подход Ю. Хабермаса к теоретическому изучению политической коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhod-yu-habermasa-k-teoreticheskomu-izucheniyu-politicheskoy-kommunikatsii (дата обращения: 12.05.2024). EDN: VNUJIX
21. Мещерякова Н.Н. Методология познания цифрового общества // Цифровая социология. 2020. Т. 3. - № 2. - С. 17-26. DOI: 10.26425/2658-347x-2020-2-17-26 EDN: LQLHGX
22. Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения / под общ. ред. Н.М. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко. Нижний Новгород - М. - Изд-во Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013. - 269 с.
23. Попов А.В. Особенности цифрового гражданского участия в России и за рубежом // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2022. Т. 3, № 1. - С. 87-101. DOI: 10.18334/social.3.1.114242 EDN: CQZQCS
24. Проказина, Н. В. Цифровая грамотность как основа диалога власти и населения в условиях пандемии / Н. В. Проказина // Цифровая социология. - 2021. - Т. 4. № 3. - С. 36-43. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-3-36-43 EDN: LPUTOJ
25. Серкина Н. Е. Понятие сетевого общества М. Кастельса // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-setevogo-obschestva-m-kastelsa (дата обращения: 12.04.2024). EDN: XMZCQZ
26. Сибел Т. Цифровая трансформация. Как выжить и преуспеть в новую эпоху. М. МиФ, 2023. Siebl T. (2019).
27. Скибицкий М. М. Информационная эпоха и новая экономика в трудах Мануэля Кастельса // Мир новой экономики. 2015. - № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-epoha-i-novaya-ekonomika-v-trudah-manuelya-kastelsa (дата обращения: 12.04.2024). EDN: VPBIQX
28. Тихонов А. В., Богданов В. С. От “умного регулирования” к “умному управлению”: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 74-81. EDN: VSDAAV
29. Туманова, А. С. Гражданское общество в информационно-цифровую эпоху: проблемы трансформации и адаптации / А. С. Туманова, А. А. Сафонов // Мир России. Социология. Этнология. - 2022. - Т. 31, № 2. - С. 6-25. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-2-6-25 EDN: PIBNZP
30. Южаков В.Н., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Старостина А.Н. Цифровизация взаимодействия граждан и государства: оценка гражданами эффектов, рисков и перспектив // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 2. C.33-73. DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-2-33 EDN: BRJMAM
31. Хабермас Дж,. (2023) Новая структурная трансформация публичной сферы и делиберативная политика. М., 2023.
32. Шарков, Ф. Конвергируемость реальных и виртуальных сообществ в цифровом пространстве: социологический обзор / Ф. Шарков, Н. Кириллина // Социологическое обозрение. - 2022. - Т. 21, № 3. - С. 229-249. DOI: 10.17323/1728-192x-2022-3-229-249 EDN: UMBUAS
33. Arnstein, S.R. (1969). A ladder of citizen participation. Journal of the American Institute of Planners, 35(4), 216-224. Available at:. DOI: 10.1080/01944366908977225
34. Uphoff, N. Fitting Projects to People. Cernea M. (ed) Putting People First: Sociological Variables in Rural Development (2nd edition). New York: OUP, 1991.
35. Castells, M. Informationalism, networks, and the network society: a theoretical blueprint. The network society: a cross-cultural perspective / edited by M. Castells. - Cheltenham; Northampton, M A Elgar, cop. 2004. - С. 3-49.
36. Castells, M. (2013) Сommunication Power. Oxford University Press.
37. Castells, M. (2004) Informationalism, networks, and the network society: a theoretical blueprint, The network society: a cross-cultural perspective, Cheltenham; Northampton, M A Elgar, cop. 2004.
38. Castells, M. (2023). The power of communication. /per with English N. M. Tylevich; per. with English predisl. to ed. 2013 n. A. A. Arkhipov; under scientific ed. A. I. Black. VSHE Publishing House,2023. 591 s.
39. Habermas J. (1998) The Inclusion of the Other. Edited by Ciaran P. Cronin and Pablo de De Greiff. Translated by Ciaran P. Cronin. Cambridge: MIT Press.
40. Hague C., Williamson, B. (2009). Digital participation, digital literacy, and school subjects. A review of the policies, literature and evidence, Futurelab.
41. Habermas, J. (2011) “The Political”. The rational meaning of a questionable inheritance of political teology, Columbia University Press.
42. Habermas, J. (2015) Moral Consciousness and Communicative Action, Polity.
43. Lasswell H.D. (1946) Describing the Effects of Communications / Smith B.L., Lasswell H.D., Casey R.D. Propaganda, Communication and Public Opinion. Princeton: Princeton University Press.
44. Lasswell H. (1971) The Structure and Function of Communication in Society, The Process and Effects of Mass Communication. Chicago.
45. Ledwith M. (2010). Participatory practice: community-based action for transformative change. - Bristol, UK: Policy Press. 2010.
46. Newell, R., Picketts, I. and Dale, A., Community systems models and development scenarios for integrated planning: Lessons learned from a participatory approach.Community Development, 51(3), 2020. pp.261-282. EDN: QSOZTK
Выпуск
Другие статьи выпуска
Успех цифровизации во многом определяется не только эффективностью производственной деятельности, но и использованием новых управленческих цифровых технологий, наличием у персонала цифровых компетенций и желания участвовать в трансформационных процессах. В этой связи возникает объективная необходимость формирования цифровой организационной культуры, способной отвечать вызовам современного цифрового мира, обеспечивающей адаптацию сотрудников к новым бизнес-моделям и развивающей готовность персонала к внедрению цифровых технологий в деятельность промышленного предприятия. Цель - систематизировать теории и практики развития цифровой организационной культуры предприятия и предложить рекомендации по оценки уровня ее зрелости для выбора направлений цифровой трансформации промышленных систем. Объектом исследования выступает цифровая организационная культура. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе цифровой трансформации промышленных систем. Методология исследования: сравнение, обобщение и анализ процессов перехода к цифровым технологиям на разных стадиях жизненного цикла предприятиями, продуцирующие повсеместную реорганизацию, реструктуризацию и трансформация бизнес-процессов. Оценка корректирующих изменений, происходящих в деятельности всех структур организации и, оказывающих влияние на процессы планирования, координации, обеспечения и улучшения качества выпускаемой продукции. Автор обосновывает, что успех цифровизации во многом определяется не только эффективностью производственной деятельности, но и использованием новых управленческих цифровых технологий, наличием у персонала цифровых компетенций и желания участвовать в трансформационных процессах. В результате автором раскрыта сущность цифровой трансформации промышленного предприятия, роль цифровой организационной культуры в данном процессе и ее ключевые характеристики. Предложена дуальная методика оценки готовности промышленного предприятия к цифровому развитию и уровня зрелости цифровой организационной культуры. Для каждого выделенного типа цифровой культуры разработаны предложения по цифровой трансформации бизнес-модели промышленного предприятия.
Трансформация внешней среды и наличие антироссийских санкций в экономике страны привели к замедлению темпов развития производства. Прежде всего, данные условия связаны с использованием морально устаревшего оборудования на производственных предприятиях, неустойчивым финансовым положением компаний. Кроме того, в российской практике существуют предприятия, которые, не имея развитой производственной системы бизнеса, ориентируются на получение региональной инновационной поддержки. Выделенное условие требует подробного изучения. Целью выступает исследование производственной системы бизнеса с учетом требований региональной инновационной политики. Для реализации поставленной цели необходимо рассмотреть понятие «производственная система» бизнеса, определить список требований региональной инновационной политики, которые предъявляются к производственной системе бизнеса, смоделировать группу критериев, которые будут отражать развитую производственную систему бизнеса, и сопоставить их с требованиями региональной инновационной политики. Инструментарий исследования сводится к использованию следующих методов: сравнения, группировки данных, классификации объектов по единому признаку, моделированию процессов. Результатом исследования стала авторская матричная структура требований региональной инновационной политики к производственной системе бизнеса, содержащая шесть таких ключевых направлений, как законодательство, производственный процесс, запасы, продукция, оборудование, планирование.
Цель статьи состоит в определении использованных триггеров, вовлеченных акторов и примененных манипулятивных технологий для мобилизации политических протестов в социальных медиа Республики Казахстан в январе 2022 года. Исследование строилось в рамках гибридной стратегии с применением ивент-анализа и когнитивного картирования. Ивент-анализ позволил определить события, ставшие триггером для запуска протестной активности, а также акторов и характеристики их деятельности в рамках мобилизации протестов. Когнитивное картирование позволило определить содержательные особенности информационного потока, а также выявить манипулятивные технологии, которые применялись для мобилизации массовых протестов. Исследование позволило определить триггеры, которые запустили протестную активность в Казахстане. Автором установлено, что первичным триггером стали обострившиеся экономические проблемы в части роста цен на энергоносители, вторичным триггером стали решения, принятые органами государственной власти, а также действия правоохранительных органов. Проведенный анализ дал возможность установить основных акторов протестной активности - граждан, которые являются движущей силой протестов. Автором установлено, что особую роль в мобилизации протестов выполняют представители правоохранительных органов: их действия могут становиться триггером для активизации или, наоборот, замедления протестных действий. Лидеры общественного мнения в ходе протестов выполняют роль рупора, основная задача которого - распространение информации протестного характера, вовлечение различных групп населения в протестные информационные потоки. Автором обозначено, что протесты могут проходить без фактического участия акторов, осуществляющих мобилизацию и модерацию протестов. Анализ содержательных характеристик информационного потока показал применение разнообразных аффективных приемов, которые решают задачу по формированию у пользователей определенной модели восприятия событий. В результате исследования политической мобилизации массовых протестов в Республике Казахстан в январе 2022 года были установлены триггеры, структура акторов, а также основные манипулятивные технологии, которые позволили обеспечить протестную мобилизацию различных групп пользователей.
Цель статьи - анализ влияния возрастных стереотипов на представления, формируемые в дискурсе российских политических СМИ.
Методы. Эмпирической базой исследования являются результаты полустандартизированных интервью (N = 48, осень 2023 г., Санкт-Петербург, Махачкала, Иваново, информанты дифференцировались по полу, возрасту и политическим предпочтениям), а также тематического анализа различных по идеологической направленности СМИ - «ЦарьГрад» (интернет-телеканал), газета «Правда» (КПРФ), телеграм-канал партии «Новые люди», газета партии ЛДПР. На основе полученного материала изучена роль возрастных стереотипов как инструментов политической борьбы за переосмысление и изменение содержательного наполнения патриотизма. Автор придерживается подхода, рассматривая, патриотизм как социально-конструируемую форму национальной идентичности и объект символической политики. При этом, разные политические акторы стремятся изменить его семантическую наполненность в общественном сознании. В результате обосновывается, что одним из инструментов создания и изменения патриотического дискурса являются возрастные стереотипы, понимаемые как устойчивые, эмоционально окрашенные, разделяемые представлениями о разных возрастных группах. Делается вывод, что возрастные стереотипы активно используются российскими политическими СМИ в формировании патриотической повестки, формируя представление о патриотизме различных поколений.
Цель исследования - рассмотреть содержательные аспекты расширения прав и возможностей (empowerment) и представить основные направления государственной социальной политики в данной сфере с учетом региональной специфики. Эмпауэрмент влияет на организованные действия (поведение) людей (групп) и, соответственно, на принятие решений (в том числе политических). При этом необходимо учитывать внутренние факторы (сам человек с его потребностями, целями, интересами, желанием развиваться и так далее) и внешние (стремление государства развивать само себя, свой народ). В российской практике расширение прав и возможностей реализуется, как правило, «сверху» (когда государство осуществляет свои социальные функции). Empowerment «снизу» во многом зависит от деятельности активной части гражданского общества и «сильной» личности (когда индивид или группа интересов желают сами развивать свои права). Триггером эмпауэрмента становятся проекты, реализуемые в рамках общефедеральных и региональных документов стратегического планирования (концепций, прогнозов, планов, программ и инвестиционных инициатив). Автор отмечает, что применение инструментарий empowerment для региональной и федеральной повестки отличаются: по содержанию, целеполаганию, особенностям системы взаимодействия. У них имеются различные цели, масштаб, условия возникновения и перспективы развития. Предлагается авторская типология расширения прав и возможностей, определены условия и предпосылки эмпауэрмента, сформулированы условия его развития на региональном и муниципальном уровнях. В результате, автором обосновано, что глобально эмпауэрмент в социальной сфере следует рассматривать как стремление государства обеспечить посредством социально-экономической политики внутригосударственную стабильность (национальную безопасность). Расширение прав и возможностей содействует развитию и «выращиванию» институтов (социальных, политических).
В современных политических условиях важное значение для государства и общества приобретает проблематика конструирования образа будущего Российской Федерации как знакового агента социокультурной идентичности. Вместе с тем у научного и экспертного сообщества России имеются серьезные различия в понимании общественно-политических перспектив развития Российского государства различными социальными группами отечественного социума. Методология исследования: представлен анализ социологических данных, полученных по результатам осуществленной авторами серии онлайн-фокус-групповых интервью среди возрастных групп респондентов старше 18 лет в регионах Южного федерального и Центрального федерального округов. Использование метода фокус-групп было применено с целью понимания и объяснения влияния территории проживания опрашиваемых респондентов на процесс определения перспектив устойчивого развития России. Цель статьи на основе анализа структуры и представлений российских граждан об образе будущего России представить: 1)мнения граждан регионов Южного и Центрального федеральных округов о политических перспективах страны; 2) охарактеризовать на базе социологического опроса образ будущего РФ у различных возрастных групп. Результатом данного исследования являются выводы о том, что территория проживания граждан и их социокультурные характеристики выступают значимыми факторами различий в представлениях жителей о ближайшем будущем страны и процессах его конструирования. Стоит также отметить воздействие особенностей развития субъектов РФ на содержание желаемого образа будущего государства, приоритетов развития, степень достижения образа будущего на фоне политических реалий. При этом, отмечают авторы, возрастные особенности участников опроса являются доминантными при детализации горизонта планирования будущего, возможностей достижения идеала формируемого образа будущего. Выявлено увеличение пула узловых позиций для консолидации у представителей старших возрастных групп. Сформулирован вывод о значительном влиянии на конструирование образа будущего доминирующих паттернов, отличающихся в возрастных группах. Препринт статьи опубликован - URL: https://preprints. ru/article/1272 Батанина И. А., Лаврикова А. А., Шумилова О. Е. 2024. Идеальный образ будущего России в контексте ее прошлого и настоящего. PREPRINTS. RU. https://doi. org/10.24108/preprints-3112968(дата размещения: 21.01.2024)
Целью проведенного исследования стал анализ военно-политического потенциала государств ближневосточной подсистемы международных отношений. Для достижения этой цели были поставлены пять задач. Во-первых, сформулировать исходные гипотезы оценки регионального баланса сил. Во-вторых, определить характерные черты ближневосточной подсистемы в современных международных отношениях. В-третьих, провести сравнительный анализ военной мощи государств Ближнего Востока. В-четвертых, исследовать ближневосточные системы безопасности на современном этапе. В-пятых, выявить особенности ключевых зон вооруженной напряженности на Ближнем Востоке. Сложный и многоплановый характер геополитической обстановки в регионе и динамика изменений в трех основных зонах конфликтности (сирийско-иракской, палестино-израильской и йеменской) позволили выявить тенденцию к размыванию государствоцентричного миропорядка, однако делать заключение о значительном возрастании роли негосударственных акторов и переходе к бесполярности, описанной в работах Р. Хааса, было бы преждевременным. Конфликтное взаимодействие между государствами, стремящимися к лидерству в регионе (Иран, Израиль, Турция, Саудовская Аравия, Египет), особенно на примере событий конца 2023-2024 года, указывает на смещение баланса сил из относительно статичного, стабильного в динамическое, меняющееся состояние, характеризуемое авторами как состояние-процесс. По результатам проведенного исследования сделан вывод, что на Ближнем Востоке уже сформировался полицентричный миропорядок регионального масштаба. Данный полицентризм может быть использован в том числе при конструировании региональных систем безопасности, что позволит заинтересованным странам перейти от ограничивающего формата сотрудничества к конструктивному, расширяющему, вовлекающему в диалог все стороны, участие которых необходимо для поддержания неделимой региональной безопасности.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832