Введение. В статье раскрывается один из компонентов персонификации - самоактуализация как стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, способностей, своего потенциала, как ощущение собственной ценности (самоценность), как процесс самопознания и самопринятия. Цель заключается в определении компонентов самоактуализации и выявлении степени детерминированности зависимых переменных самоактуализации: самоценности, самопринятия, самообвинения, внутренней честности, от независимых переменных компонентов персонификации: самоотношения, мотивации, активности и самоорганизации. Методология, методы и методики. Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция персонификации А. Б. Орлова, теории самоактуализации К. Гольдштейна, А. Маслоу, К. Роджерса. Основными методологическими подходами, примененными в исследовании, являются акмеологический подход (Б. Г. Ананьев) и ресурсный подход (Д. А. Леонтьев). Методами исследования являются: теоретико-методологический анализ научной литературы; эмпирические методы: для сбора данных - метод опроса, для обработки - методы математической статистики. Результаты. Определена содержательная структура самоактуализации, построена прогнозная модель, представляющая психологические факторы, от которых зависит самоактуализация студентов. Представлены аналитические данные эмпирического исследования компонентов самоактуализации, выявлено влияние определенных компонентов персонификации на зависимую переменную - самоактуализацию студентов. Научная новизна заключается в определении структуры самоактуализации, установлении сложного, разнонаправленного и зачастую нелинейного влияния компонентов персонификации на самоактуализацию студентов. Практическая значимость. Аналитические данные, полученные эмпирическим путем, могут стать основой для организации образовательного процесса с целью наиболее полного выявления и развития личностного потенциала студентов. Студенты находятся на этапе личностной и профессиональной самореализации, поэтому представление реальной картины будет способствовать мобилизации ресурсов для их развития и совершенствования.
Идентификаторы и классификаторы
В ходе жизни человек познает себя и накапливает знания о себе, и наступает момент (Маслоу полагает, что он наступает в зрелом возрасте), когда человек обращается к осмыслению своих знаний о себе, к своему внутреннему «Я», своих сильных и слабых сторон, т. е. самопознанию. Самопознание естественно не оставляет человека безразличным, его представления о себе становятся основанием для определенного отношения к себе, т. е. самоотношения. Характер самоотношения определяет принятие или неприятие себя таким, какой есть; в случае принятия – это признание своей ценности, вера в себя и свои возможности, т. е. речь идет о самопринятии. Нами установлено, что этот процесс внутренней деятельности обеспечивает способность к самоактуализации. Самоактуализация, согласно учению представителей гуманистической психологии и ведущих современных психологов, сложное, многогранное психологическое явление, содержание которого в настоящее время не имеет однозначного толкования: это «стремление человека познать себя, свои возможности, свой потенциал» (А. Маслоу); это «великая движимая сила, которая заставляет человека постоянно развиваться, начиная с самого рождения до смерти» (К. Роджерс); это «процесс развертывания и созревания изначально заложенных в организме и личности задатков, потенций, возможностей» (Д. А. Леонтьев).
Список литературы
1. Третьякова В.С., Кайгородова А.Е., Шаров А.А., Зеер Э.Ф. Исследование социальнопрофессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности. Science for Education Today. 2023;13(3):101-124. DOI: 10.15293/2658-6762.2303.05 EDN: FEMCCB
2. Богуш М.А. Развитие идей самоактуализации в философских и психологических теориях. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011;2:233-237. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-idey-samoaktualizatsii-v-filosofskih-i-psihologicheskih-teoriyah (дата обращения: 12.01.2025). EDN: NYITFZ
3. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историкокритический анализ. Психологос. 2010. Режим доступа: https://psychologos.ru/articles/view/samoaktualizaciya-kak-dvizhuschaya-sila-lichnostnogo-razvitiya-dvoe-zn-istoriko-kriticheskiy-analiz-d.a.-leontev (дата обращения: 12.01.2025).
4. Баженова Н.И. Самоактуализация как психолого-педагогическое понятие: историкологический обзор. Педагогическое образование в России. 2012;4:27-31. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samoaktualizatsiya-kak-psihologo-pedagogicheskoe-ponyatie-istoriko-logicheskiy-obzor (дата обращения: 12.01.2025).
5. Зенько Н.И. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема. Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде: Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции. Гомель: Гомельский гос. ун-т им. Франциска Скорины; 2021:393-396. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48276117 (дата обращения: 12.01.2025).
6. Weisskopf W.A. Existential crisis and the unconscious. In: Sutich A.J., Vich M.A., eds. Readings in humanistic psychology. N.Y.: Free Press; 1969:134-144.
7. Колпачников В.В. Соотношение тенденций к актуализации и к самоактуализации в человекоцентрированном подходе. Мир психологии. 2018;3(95):104-113. EDN: YOTWAH
8. Вязовова Н.В., Романова Л.В. Психология самореализации и самоактуализации личности. Факторы самореализации личности. В книге: Сборник статей и тезисов: Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Т. 8. Москва: Московский психолого-социальный университет; 2022:157-163. EDN: GZXQNU
9. Мухтарова А.Х. Проблема самоактуализации личности в исследованиях зарубежных ученых. Инновационная наука. 2017;8:66-67. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-samoaktualizatsii-lichnosti-v-issledovaniyah-zarubezhnyh-uchenyh (дата обращения: 12.01.2025). EDN: ZDULVT
10. Тагиева О.В. Теоретические аспекты процесса самоактуализации личности в студенческом возрасте. Universum: психология и образование: электронный научный журнал. 2022;3(93). DOI: 10.32743/UniPsy.2022.55.93.3.13240
11. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Понятие самоактуализации по Маслоу. Психологос. 2022. Режим доступа: https://psychologos.ru/articles/view/ponyatie-samoaktualizacii-po-maslou (дата обращения: 12.01.2025).
12. Даукша Л.М., Дрозд Т.Ю. Связь самоактуализации и стрессоустойчивости у учителей. Проблемы психологического благополучия: Материалы Международной заочной научной конференции. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург - Фергана; 2022:377-383. EDN: JGUPDR
13. Рыбакова Н.А. Объективные источники и внешне-активизирующие условия самоактуализации педагога. Психология и Психотехника. 2016;11:913-920. Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68635 (дата обращения: 12.01.2025).
14. Рыбакова Н.А. Общая характеристика самоактуализации преподавателя в контексте личностно-деятельностного подхода. Наука и перспективы. 2017;4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschaya-harakteristika-samoaktualizatsii-prepodavatelya-v-kontekste-lichnostno-deyatelnostnogo-podhoda (дата обращения: 21.01.2025).
15. Рыбакова Н.А. Самоактуализация преподавателя в контексте личностно-деятельностного подхода. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018;4(2):68-73. DOI: 10.30853/pedagogy.2018.4.15 EDN: YTGKWL
16. Бондаренко О. Самоактуализация у молодых людей, занятых профессиональной и учебной деятельностью. STUDIA UNIVERSITATIS MOLDAVIAE. 2019;10(5):194-199.
17. Стахнева Л.А. Понимание субъекта и субъектности в современной психологии. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010;1:345-349. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15257876 (дата обращения: 12.01.2025).
18. Кузьмина Н.В., Диянова З.В., Щеголева Т.М. Акмеологическая теория фундаментального образования и перспективы ее реализации в подготовке будущих психологов. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016;18:47-55. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskaya-teoriya-fundamentalnogo-obrazovaniya-i-perspektivy-ee-realizatsii-v-podgotovke-buduschih-psihologov (дата обращения: 23.01.2025). EDN: XCRBPL
19. Холодная М.А. Возможности объединения онтологического, субъектного и ресурсного подходов в исследовании интеллекта. В книге: Личность и бытие: Субъектный подход. Москва; 2008:201-204. Режим доступа: item.asp?id=21002035 (дата обращения: 12.01.2025). EDN: RRPGZT
20. Леонтьев Д.А. Три мишени: личностный потенциал - зачем, что и как? Образовательная политика. 2019;3:10-16. Режим доступа: item.asp?id=43142677 (дата обращения: 12.01.2025). EDN: NYPXOL
21. Третьякова В.С., Кайгородова А.Е., Шаров А.А., Зеер Э.Ф. Базовые компоненты личностного ресурса, характеризующие персонифицированный субъект деятельности: исследование влияния на академическую успешность студента вуза. Science for Education Today. 2024;14(2):206-230. DOI: 10.15293/2658-6762.2402.09 EDN: UGSJOQ
22. Пилипенко Т.С. Парадоксы феномена самопринятия. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020;26(3):36-39. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-3-36-39 EDN: XBWPEF
23. Yerkes R.M., Dodson J.D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation. Journal of Comparative Neurology & Psychology. 1908;18(5):459-482. DOI: 10.1002/cne.920180503
24. Карпинский К.В. Идея оптимума в психологической науке. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012;3:299-309. Режим доступа: https://elib.grsu.by/doc/5992 (дата обращения: 4.02.2025). EDN: PWIJFZ
25. Зиннатова М.В. Самотрансценденция: феноменологическое исследование. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022;3(74):116-128. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samotranstsendentsiya-fenomenologicheskoe-issledovanie (дата обращения: 12.01.2025). EDN: IXYHWR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В условиях современного рынка труда от соискателей требуются не только узкопрофессиональные знания, связанные с конкретной предметной областью, но и мягкие навыки, такие как навыки работы в команде, способность отстаивать свою точку зрения, решать задачи и принимать решения. При этом наблюдается разрыв между требованиями работодателей и фактическим уровнем развития мягких навыков выпускников. Это объясняется тем, что учебные программы высших учебных заведений мало адаптированы к задаче развития мягких навыков. Целью исследования является оценка развитости мягких навыков у студентов бакалавриата на примере экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (направление «Менеджмент») по результатам двух лет обучения. Методология, методы и методики. Для определения уровня развития компетенций использовались оценки асессоров. С их помощью оценивался уровень развития таких компетенций как лидерство, работа в команде, аналитика, убеждение и влияние, межличностное взаимодействие, принятие решений. Список исследуемых компетенций был сформирован в рамках стратегической сессии, в которой приняли участие представители работодателей, являющихся партнерами факультета. Результаты и научная новизна. Проведенное исследование показало, что уровень мягких навыков, связанных с лидерством, аналитикой и принятием решений, существенно снизился в период пандемии. Единственная компетенция, уровень которой значимо вырос по результатам двух лет обучения - межличностное взаимодействие. Студенты, имеющие высокий уровень развития компетенций при поступлении, демонстрируют высокие значения компетенций и на третьем курсе. Не было найдено различий в уровне развития компетенций между юношами и девушками. Практическая значимость. В работе приведены подходы, которые могут быть использованы для развития мягких навыков студентов в процессе обучения.
Воспитание характера развивающейся личности в ходе целостного образовательного процесса фокусируется на развитии этических ценностей, таких как честность, ответственность, эмпатия и самодисциплина, которые помогают людям жить в гармонии с социальными нормами. Содействие формированию целостной личности в процессе обучения предполагает комплексный подход, способствующий объединению когнитивного, эмоционального, социального и духовного развития учащихся в интересах обеспечения баланса академических способностей и развития характера. Цель. В исследовании анализируются мировые тенденции влияния целостных моделей образования на становление характера развивающейся личности. Методология, методы и методики. Методологической основой исследования стал систематический подход к обзору результатов теоретических и эмпирических исследований в авторитетных международных журналах, индексируемых Scopus, в период с 2016 по 2024 год по обозначенной проблематике. Анализ данных проводился с использованием библиометрического приложения Biblioshiny (RStudio) и программного пакета для качественного анализа данных NVivo. Результаты исследования показывают, что целостное образование положительно влияет на формирование нравственного поведения и улучшает результаты обучения учащихся. Отмечается, что интеграция элементов воспитательного характера в формальные учебные программы и методы обучения, которые отдают приоритет контекстному опыту и саморефлексии, усиливает способность учащихся критически мыслить, сотрудничать и решать проблемы. Научная новизна. Согласно исследованию, включение моделей целостного обучения и воспитания нравственных черт характера в одну концептуальную структуру свидетельствует о том, что моральное и академическое развитие личности могут усиливать друг друга. Практическая значимость заключается в выработке рекомендаций для разработки целостных учебных программ и стратегий, которые способствуют достижению высоких академических результатов и развитию нравственных черт характера у учащихся как ответственных граждан своей страны.
Введение. В статье рассматривается самостоятельность как проявление субъектности в деятельности. Показано, что важнейшей характеристикой субъектности является способность к саморегуляции, проявляющаяся и развивающаяся в условиях, когда ученик в учебной деятельности имеет возможность выбора на каждом из этапов саморегуляции. Целью данного исследования является обоснование рекомендаций, позволяющих учителю развивать самостоятельность ученика. Методология, методы и методики. В основу исследования положены личностно-ориентированный и системный подходы. Методология выстраивалась в соответствии с теорией осознанной саморегуляции, последовательно развиваемой в работах О. А. Конопкина. Эмпирическая основа получена в результате онлайн-анкетирования учителей и учеников, собеседований с учителями. Результаты. Установлено, что самостоятельность ученика будет развиваться, если ему от постановки цели и до коррекции результатов, выяснения и формирования его собственной точки зрения на явления окружающего мира и на самого себя будет предоставлена возможность выбора, а образовательное пространство обучающегося будет содержать альтернативы из дихотомических направлений развития. Завершающим этапом учебно-познавательной деятельности должен стать этап коррекции субъектом собственной системы саморегулирования. Научная новизна. Разработаны и обоснованы рекомендации к организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, необходимые для развития его самостоятельности. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы педагогами-теоретиками для дальнейшего развития теории субъектности, а также учителями-практиками для рефлексии своей педагогической деятельности в аспекте повышения самостоятельности своих учеников.
Введение. В цифровую эпоху критически важным становится использование инновационных стратегий и подходов, основанных на технологиях, способствующих улучшению концептуальных результатов обучения математике. Использование мобильных технологий, MoSIM позволяет студентам участвовать в исследовательских мероприятиях в любое время и в любом месте, преодолевая ограничения традиционного классного обучения. Цель настоящего исследования разработка и оценка мобильных средств «бесшовного» обучения исследовательской деятельности (MoSIM). Методология, методы и методики. Исследование было проведено с использованием модели педагогического дизайна ADDIE. Анализ данных включал парный t-тест и расчет прироста (N-gain) для оценки улучшения концептуальных результатов обучения. Результаты и научная новизна. Результаты показывают, что MoSIM значительно улучшает концептуальное понимание студентов, что подтверждается статистически значимой разницей результатов (Sig. < 0.001) и процентом прироста (N-gain) 72,42 %. Это исследование представляет инновационное образовательное решение, объединяющее IBL и «бесшовное обучение» в мобильном формате, адаптированном к характеристикам поколения Z, которое обладает высокой цифровой грамотностью. Практическая значимость. MoSIM обеспечивает практичное и гибкое решение для преподавания абстрактных математических концепций за пределами ограничений классного времени. Его успешное применение служит моделью для интеграции мобильных технологий в другие учебные контексты.
Введение. Изучение гуманитарных наук часто рассматривается как основное средство развития таких навыков критического мышления, как анализ, синтез и интерпретация информации. Однако современные работодатели желают видеть у выпускников вузов кроме этих навыков еще и навыки аргументации, выдвижения новых идей, принятия решений, решения проблем. Встал вопрос о том, достаточно ли в современном высокотехнологичном мире методов и средств гуманитарного образования для формирования конкурентоспособных навыков критического мышления. Цель. Исследование отличий в навыках критического мышления у студентов гуманитарных и естественно-математических направлений подготовки. Методология, методы и методики. Изучение восприятия понятия «критическое мышление» студентами разных направлений подготовки проводилось с помощью опроса и мини-эссе. Оценивание уровня развития навыков критического мышления осуществлялось с помощью специально разработанного теста. В исследовании участвовали 1543 студента двух университетов. Результаты. Обоснована трехуровневая таксономия актуальных навыков критического мышления. Показано, что преподаватели и студенты гуманитарной сферы связывают критическое мышление преимущественно с навыками работы в информационном пространстве и аргументации - навыками первого и второго уровней. Именно эти навыки у студентов-гуманитариев сформированы на хорошем уровне и лучше, чем у студентов-естественников. Студенты естественно-математических направлений подготовки существенно чаще относят к критическому мышлению навыки гипотетирования, формулирования суждений, принятия решений и решения проблем - навыки верхнего уровня. Эти навыки связаны с естественнонаучным методом и лучше развиваются на естественнонаучном контексте. Характеристики навыков, сформированные на различных контекстах, имеют отличия. Практическая значимость. Для развития всей палитры актуальных навыков критического мышления необходимо наличие и гуманитарных, и естественно-математических дисциплин. Однако непрофильные дисциплины должны быть трансформированы: при преподавании гуманитарных дисциплин на естественно-математических направлениях подготовки следует сосредоточиться на развитии групп навыков работы с информацией и аргументации, а при преподавании естественно-математических дисциплин на гуманитарных направлениях подготовки - на развитии группы навыков решения проблем.
Введение. Повышение качества обучения физике и школьников, и педагогов может быть достигнуто на основе обновленного содержания физического образования и способов его получения, включающих формирование физической картины мира в процессе экспериментальной деятельности с использованием современного высокотехнологичного оборудования. Цель исследования - разработка авторской системы подготовки к профессиональной деятельности студентов-физиков на основе их активного погружения в высокотехнологичную образовательную среду, обеспечивающую новый уровень качества высшего педагогического образования в области физики. Методология, методы и методики. Методологическими основами исследования являлись синергетический, системный, компетентностный, деятельностный, задачно-модульный подходы. В процессе проведения исследования использовались теоретические (анализ литературы, построение гипотез, моделирование, обобщение и интерпретация результатов и пр.) и экспериментальные (констатирующий и поисковый педагогический эксперимент) методы, для оценки экспериментальной деятельности использовался метод наблюдений, осуществляемый по видеозаписям занятий, проводимых со студентами в аудитории. Результаты. Разработан авторский вариант системы подготовки к профессиональной деятельности студентов-физиков, который включает 5 исследовательских модулей, реализуемых во время аудиторных занятий с использованием высокотехнологичных экспериментальных задач (ВТЭЗ); переходный модуль, в котором сочетается аудиторная работа с решением ВТЭЗ, обобщающие теоретические модули с учебными материалами и системой оценки результатов обучения, авторскую модель диагностики образовательных результатов изучения модулей и модель сбора данных по «задачным» действиям. Апробация предложенной авторской методической системы подтвердила ее эффективность. Важной характеристикой предложенных учебных модулей является их относительная автономность, то есть возможность осваивать в разной последовательности. Научная новизна. Разработана авторская методическая система обучения физике студентов в условиях активного использования высокотехнологичной образовательной среды, что позволяет повысить мотивацию освоения студентами педагогического вуза закономерностей физических процессов и явлений. Практическая значимость. Задачно-модульный подход может быть применен в ходе подготовки студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности при переходе на базовое педагогическое образование в ходе разработки методических систем обучения для различных дисциплин.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/