Введение. В последние годы отмечается увеличение уровня эмоциональной напряженности и социальной тревожности среди студенческой молодежи, в том числе в Российской Федерации, что обусловливает необходимость изучения механизмов восприятия угроз и формирования субъективных представлений о личной безопасности в студенческой среде. Цель. Исследование направлено на раскрытие содержания и установление факторов субъективно воспринимаемой личной безопасности студентов российских вузов. Методология, методы и методики. Эмпирическую базу исследования составили собранные в рамках смешанной методологии последовательного типа (qual-QUANT) качественные (12 интервью, целевой отбор) и количественные (n = 415, квотный отбор) данные на выборке студентов трех российских вузов. Результаты. В большей степени студенты опасаются прямых угроз жизни и физическому здоровью, затем - угроз ментальному благополучию, и меньше всего их волнуют отложенные угрозы, связанные с воздействием внешнесредовых (экологических) факторов риска на здоровье. Подтверждено наличие гендерного разрыва в субъективном восприятии угроз жизни и здоровью. Для изучаемой группы характерен высокий уровень субъективно оцениваемой защищенности от внешних угроз, восприятие своей жизни как стабильной и предсказуемой. Кластерный анализ позволил выделить три группы студентов по критерию субъективной личной безопасности: ощущающие себя в безопасности (39 %); ощущающие себя в небезопасности (16 %); ощущающие себя в неопределенном состоянии (45 %). Обнаружено, что студенческая молодежь воспринимает непредсказуемые и слабо контролируемые события наиболее угрожающими их жизни и здоровью, но ответственность за обеспечение безопасности возлагает чаще на себя, а не на социальные институты и государство. Научная новизна. Исследование ставит под сомнение тезис о доминировании алармистских настроений среди российской молодежи и интенсивном распространении страхов за собственную безопасность. Теоретическая концептуализация субъективного восприятия безопасности расширяет подходы и формирует основу для дальнейших исследований. Практическая значимость. Исследование предоставляет данные для совершенствования программ в сфере здоровья и адаптации уязвимых групп к рискогенной среде.
Идентификаторы и классификаторы
Исследование субъективной безопасности современной молодежи определяется двумя тенденциями. С одной стороны, как указывает И. И. Дашкин, молодежь в обществе риска, характеризующемся высоким уровнем неопределенности среды, разнородными сложно предсказуемыми угрозами, предстает крайне уязвимой группой в силу своего неустойчивого положения в социальной структуре и противоречивости требований, предъявляемых социумом [5]. С другой, M. Vílchez и F. Trujillo обращают внимание на то, что активное освоение социальной реальности, обусловленное задачей самоопределения, сопряжено со слабой заинтересованностью молодежи в безопасности [6], распространенностью «иллюзии неуязвимости» (M. Milić, R. Vlajčić, V. Križanić [7]), приверженностью рискогенным паттернам поведения (Ş. Çıtak, H. Yazıcı [8]). Социально-политическая ситуация, формирующаяся в России с начала 2022 г., сопровождается, по словам А. В. Меренкова и его коллег, «усилением чувственно-эмоциональной напряженности» в обществе [9] и распространением многочисленных «страхов и тревог социального бытия», в том числе за свое здоровье и физические возможности, в особенности – в молодежной среде (С. А. Кравченко и Д. А. Свирская [10]).
Список литературы
1. Шлыкова Е.В. Субъективная оценка безопасности как показатель адаптированности к рискам социальных изменений: методологическое и эмпирическое обоснование исследовательского подхода. Социологическая наука и социальная практика. 2020;8(4):105-120. DOI: 10.19181/snsp.2020.8.4.7659 EDN: HFGGTX
2. Simpson R. Neither clear nor present: the social construction of safety and danger. Sociological Forum. 1996;11:549-562. DOI: 10.1007/BF02408392 EDN: GZTBWY
3. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Построение концепции личной безопасности в психологическом пространстве вызовов современности. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2022;4:4-9. DOI: 10.17805/trudy.2022.4.1 EDN: DVWKOL
4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Персональные концепции безопасности: опыт эмпирических исследований. Психология и право. 2023;13(3):108-118. DOI: 10.17759/psylaw.2023130308 EDN: VBQFRQ
5. Дашкин И.И. Cоциодинамика положения молодежи в обществе риска. Общество: социология, психология, педагогика. 2019;3:48-52. DOI: 10.24158/spp.2019.3.6 EDN: ZAQIUH
6. Vílchez M., Trujillo F. The perception of security and youth: a practical example. Social Sciences. 2023;12(4):227. DOI: 10.3390/socsci12040227
7. Milić M., Vlajčić R., Križanić V. Perception of invulnerability, engaging in risky behaviors and life satisfaction among high school students. Kriminologija & socijalna integracija. 2019;2:177-203. DOI: 10.31299/ksi.27.2.2
8. Çıtak Ş., Yazıcı H. Risky behaviours of high school students and school counsellors’ interventions. Participatory Educational Research. 2022;6:453-473. DOI: 10.17275/per.22.148.9.6 EDN: BYGBJR
9. Меренков А.В., Сивкова Н.И., Новгородцева А.Н. Социальное самочувствие населения в современных социально-политических условиях. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2023;7(3):303-312. DOI: 10.35634/2587-9030-2023-7-3-303-312 EDN: TQNKUY
10. Кравченко С.А., Свирская Д.А. Cтановление сложных страхов в молодёжной среде: рефлексия через призму генотипа отечественной культуры. Социологическая наука и социальная практика. 2024;12(2):102-121. DOI: 10.19181/snsp.2024.12.2.5 EDN: CHCDDS
11. Carroll P., Wichman A., Agler R., Arkin R. The regulation of personal security. Journal of Theoretical Social Psychology. 2023;4:1-13. DOI: 10.1155/2023/7593709 EDN: IANIAQ
12. Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Иохвидов В.В. Сценарии личной безопасности субъекта конфликтного взаимодействия. Социальная психология и общество. 2022;13(1):159-173. DOI: 10.17759/sps.2022130110 EDN: GRKBOJ
13. Li Z., Zhou X., Wang X., Guo Z. Study on subjective and objective safety and application of expressway. Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2013;96:1622-1630. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.08.184
14. Vileikienė E., Janušauskienė D. Subjective security in a volatile geopolitical situation: does Lithuanian society feel safe? Journal on Baltic Security. 2016;2(2):109-143. DOI: 10.1515/jobs-2016-0047
15. Stevens D., Bulmer S., Banducci S., Vaughan-Williams N. Male warriors and worried women? Understanding gender and perceptions of security threats. European Journal of International Security. 2021;6(1):44-65. DOI: 10.1017/eis.2020.14 EDN: FZCDQH
16. Афанасьева О.Р., Афанасьев П.Б. Страх перед насильственной преступностью: понятие и основные характеристики. Вестник Академии права и управления. 2018;1(50):33-39. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/strah-pered-nasilstvennoy-prestupnostyu-ponyatie-i-osnovnye-harakteristiki (дата обращения: 18.05.2025). EDN: YVHFRD
17. Kim Y., Park I., Kang S. Age and gender differences in health risk perception. Central European Journal of Public Health. 2018;26(1):54-59. DOI: 10.21101/cejph.a4920
18. Zhang C., Fan J. A study of the perception of health risks among college students in China. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2013;10(6):2133-2149. DOI: 10.3390/ijerph10062133
19. Унгуряну Т.Н. Субъективная оценка и восприятие риска здоровью различными группами населения. Анализ риска здоровью. 2013;3:82-87. DOI: 10.21668/health.risk/2013.3.10 EDN: RDWSSL
20. Дидковская Я.В., Вишневский Ю.Р., Зырянова О.Б. Социальная безопасность студенческой молодежи как субъективное восприятие рисков. Научный результат. Социология и управление. 2022;8(4):57-70. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-4-0-6 EDN: NVBYMM
21. Веркеев А.М. Неравенство в восприятии (у)личной безопасности в России. Журнал социологии и социальной антропологии. 2021;24(3):169-192. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/neravenstvo-v-vospriyatii-u-lichnoy-bezopasnosti-v-rossii (дата обращения: 18.05.2025). EDN: LATCOP
22. Visser M., Scholte M., Scheepers P. Fear of crime and feelings of unsafety in European countries: macro and micro explanations in cross-national perspective. The Sociological Quarterly. 2013;54(2):278-301. DOI: 10.1111/tsq.12020
23. Великая Н.М., Лисенкова А.А. Социально-культурная идентичность студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023;16(4):374-390. DOI: 10.21638/spbu12.2023.402 EDN: AGPUSR
24. Luo Y.F., Shen H.Y., Yang S.C., Chen L.C. The relationships among anxiety, subjective well-being, media consumption, and safety-seeking behaviors during the COVID-19 epidemic. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021;18(24):13189. DOI: 10.3390/ijerph182413189 EDN: VHXUSR
25. Лызь Н.А., Куповых Ж.Г. Представления о безопасности как предмет эмпирических исследований. Современные научные исследования и инновации. 2015;8(2). Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2015/08/57172 (дата обращения: 03.06.2024). EDN: UHWJPB
26. Шлыкова Е.В. Субъективная оценка личной безопасности как показатель адаптированности к рискогенной среде. Социологический журнал. 2018;24(3):56-75. DOI: 10.19181/socjour.2018.24.3.5993 EDN: MAKRVJ
27. Харламенкова Н.Е. Понятие психологической безопасности и его научные дефиниции. В книге: Разработка понятий в современной психологии: Сборник статей. М.: Институт психологии РАН; 2019;2:309-330. Режим доступа: item.asp?edn= (дата обращения: 03.06.2024). EDN: YYIGUY
28. Мозговая А.В., Шлыкова Е.В. Человеческое измерение безопасности: субъективные оценки и личностные смыслы. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022;14(4):29-40. DOI: 10.19181/inter.2022.14.4.2 EDN: CFFCJD
29. Смирнова О.В. Представления о безопасности в юношеском возрасте: половой и гендерный аспект. Женщина в российском обществе. 2020;1:85-100. DOI: 10.21064/WinRS.2020.1.7 EDN: XQLHUI
30. Корабельникова Ю.Л. Понятие и содержание безопасности личности в современном государстве. Труды Академии управления МВД России. 2023;3(67):39-48. DOI: 10.24412/2072-9391-2023-367-39-48 EDN: KGQCTF
31. Угольников В.В. Мультидисциплинарный подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности, сохранению здоровья и жизни. Технико-технологические проблемы сервиса. 2015;3(33):105-110. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/multidistsiplinarnyy-podhod-k-obespecheniyu-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-sohraneniyu-zdorovya-i-zhizni (дата обращения: 18.05.2025). EDN: UYVLDP
32. Slovic P. The Perception of Risk. London: Earthscan Ltd; 2000. 512 p. DOI: 10.4324/9781315661773
33. Атанесян А.В. “Безопасность человека”: концептуальные подходы и локальные измерения (на примере Армении). Человек. Сообщество. Управление. 2014;4:30-44. DOI: 10.31857/S013216250004280-1 EDN: TIAFKR
34. Махов С.Ю. Формирование личной безопасности: функциональные компоненты. Наука-2020. 2018;5(21):108-114. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-lichnoy-bezopasnosti-funktsionalnye-komponenty (дата обращения: 18.05.2025).
35. Максимова С.Г., Гончарова Н.П., Ноянзина О.Е. Особенности восприятия риска в структуре оценки личной и социальной безопасности. Известия Алтайского государственного университета. 2012;2-1:211-215. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-riska-v-strukture-otsenki-lichnoy-i-sotsialnoy-bezopasnosti (дата обращения: 14.05.2025). EDN: PAFHMZ
36. Syropoulos S., Leidner B., Mercado E., Li M., Cros S., Gomez A., et al. How safe are we? Introducing the multidimensional model of perceived personal safety. Personality and Individual Differences. 2024;224(3):112640. DOI: 10.1016/j.paid.2024.112640 EDN: JTGVHB
37. Полухина Е.В., Просянюк Д.В. Исследования со смешанными методами (mixed methods research): интеграция количественного и качественного подходов. Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2017;1:49-56. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-so-smeshannymi-metodami-mixed-methods-research-integratsiya-kolichestvennogo-i-kachestvennogo-podhodov (дата обращения: 18.05.2025). EDN: YOSTNV
38. Worsley J.D., Harrison P. Corcoran R. The role of accommodation environments in student mental health and wellbeing. BMC Public Health. 2021;21(1):573. DOI: 10.1186/s12889-021-10602-5 EDN: EOBSPW
39. Баева И.А. Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2015;174:36-44. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-studentov-prozhivayuschih-v-obschezhitii-problemy-i-resursy (дата обращения: 18.05.2025). EDN: TNBNHB
40. Hart T.C., Chataway M., Mellberg J.A. Measuring fear of crime during the past 25 years: a systematic quantitative literature review. Journal of Criminal Justice. 2022;82:101988. DOI: 10.1016/j.jcrimjus.2022.101988 EDN: WKCCQG
41. Maier S.L., DePrince B.T. College students’ fear of crime and perception of safety: the in uence of personal and university prevention measures. Journal of Criminal Justice Education. 2019;31(1):63-81. DOI: 10.1080/10511253.2019.1656757
42. Иванов М.С. Динамика показателей отношения к личной безопасности в контексте формирования идентичности у студентов вуза в период обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2022;24(1):83-91. DOI: 10.21603/2078-8975-2022-24-1-83-91 EDN: LLENOO
43. Keating A., Melis G. Youth attitudes towards their future: the role of resources, agency and individualism in the UK. Journal of Applied Youth Studies. 2022;5(1):1-18. DOI: 10.1007/s43151-021-00061-5 EDN: GDSFTH
44. Johnson R.J., McCaul K.D., Klein W.M. Risk involvement and risk perception among adolescents and young adults. Journal of Behavioral Medicine. 2002;25(1):67-82. :1013541802282. DOI: 10.1023/a EDN: ASPNQH
45. Кудака М.А., Маралов В.Г., Нуртаев Е.Р. Отношение к опасностям казахских и российских студентов. Российский социально-гуманитарный журнал. 2018;3:156-173. DOI: 10.18384/2224-0209-2018-3-904 EDN: YSQCOT
46. Gorczyca P.W., Adamiec M., Leksowski W. Relation of health threats to other threats in everyday life. Studies performed among students of the faculties of medicine and psychology. Wiadomości Lekarskie. 2002;55(1):97-101. Accessed May 18, 2025. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15002226.
47. Johansson S., Haandrikman K. Gendered fear of crime in the urban context: a comparative multilevel study of women’s and men’s fear of crime. Journal of Urban Affairs. 2021;45(7):1238-1264. DOI: 10.1080/07352166.2021.1923372 EDN: FQSESH
48. Емельянова Т.П. Угрозы здоровью в социальных представлениях студентов. Знание. Понимание. Умение. 2013;4:226-232. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ugrozy-zdorovyu-v-sotsialnyh-predstavleniyah-studentov (дата обращения: 18.05.2025).
49. Zakour M.J., Gillespie D.F. Vulnerability Theory. In: Community Disaster Vulnerability. New York: Springer; 2013:17-35. DOI: 10.1007/978-1-4614-5737-4_2
50. Perlstein S. Risk perception and interpersonal discussion on risk: a systematic literature review. Risk Analysis. 2024;44(7):1666-1680. DOI: 10.1111/risa.14264 EDN: YZQLSQ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Психическое здоровье является одним из основных факторов, определяющих качество жизни, благополучие, социальное и профессиональное удовлетворение. Исследования показывают, что выгорание влияет не только на академическую успеваемость, но и на общую жизнь и будущую карьеру учащихся старшей школы. Цель. В исследовании изучались уровень выгорания среди старших подростков в Марокко и вызывающие его причины с использованием опросника Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS). Методология и методы исследования. Опросник Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) был переведен на арабский язык с сохранением культурной релевантности. В исследовании использован критерий сферичности Бартлета, исследовательский факторный анализ (EFA) и подтверждающий факторный анализ (CFA). В исследовании приняли добровольное участие 1116 учащихся государственных средних школ из региона Кенитра (Марокко) со средним возрастом 17,15 года (SD = 1,328), из них 59,1 % девочек. Результаты показывают, что 47 % марокканских студентов проявляют академические эмоции, а студенты мужского пола могут развивать более циничные и неадекватные своим академическим способностям взгляды. Студенты третьего курса испытывают более высокий уровень эмоционального истощения по сравнению со студентами первого курса, в то время как студенты второго курса демонстрируют более низкий показатель (p < 0,001). Студенты с низким доходом семьи и из городских районов более подвержены академическому выгоранию. Студенты, изучающие технические дисциплины, показали более высокие результаты по эмоциональному истощению и цинизму (13 % - юноши, 20 % - девушки), чем студенты, изучающие литературу (5 % и 13 % соответственно). Научная новизна заключается в использовании MI-SS. Текущее исследование усиливает влияние сопутствующих факторов, таких как пол, уровень образования, доход семьи, заболевание и путь обучения, на компоненты выгорания в Марокко. Практическая значимость. Лица, принимающие решения в сфере образования в Марокко, могут использовать связь между социально-демографическими факторами и выгоранием в школе для снижения выгорания среди студентов, что приведет к улучшению успеваемости.
Введение. Проблематика психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений исследований в условиях трансформации геополитических процессов в современном обществе. Цель статьи заключается в разработке структуры психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности на ступени высшего образования и определении приоритетных направлений ее формирования на основе анализа личностного потенциала студентов, обучающихся на образовательных программах по направлению «Государственное и муниципальное управление». Методология, методы и методики. Структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности была разработана на основе сопоставления требований к результатам ФГОС высшего образования по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» с ключевыми положениями концепции личностного потенциала Д. А. Леонтьева и полисистемного подхода субъектной самореализации С. И. Кудинова. Эмпирическое исследование было проведено на базе трех филиалов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ посредством применения диагностической методики «Тест суждений самореализации личности» С. И. Кудинова. В опросе принимали участие 211 студентов 1 и 4 курсов. Результаты и научная новизна. Разработанная структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности обеспечивает методологический каркас для диагностики ресурсов и рисков формирования психологической готовности на ступени получения высшего образования. Среди ресурсных на 1 курсе установлены ценностно-целевой, динамический и эмоциональный компоненты (27,3-40,9 % ответов в сегменте высоких значений). На 4 курсе - прогностический, когнитивный, организационный и ценностно-целевой компоненты (22,2-33,3 % ответов в сегменте высоких значений). Среди рисков для всех участников исследования выявлены эгоцентрическая мотивация и наличие личностных барьеров (до 21 % ответов с высокими значениями по каждой шкале). Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть применены при проектировании психологических условий подготовки будущих госслужащих на ступени высшего образования, в том числе посредством персональной маршрутизации психологического сопровождения профессионально-личностного развития.
Одним из направлений работы с одаренными детьми в системе образования Российской Федерации является олимпиадно-конкурсное движение, которое сопровождается напряженным процессом подготовки, имеет специфику сопровождения. На каждом этапе одаренные дети сталкиваются с рядом трудностей, которые важно предотвращатьЦель - выявить трудности одаренных школьников - участников олимпиад и конкурсов в эмоциональной сфере и в содержательной подготовке к участию. Методология, методы и методики. В основе исследования лежит рефлексивно-компенсаторный подход. В качестве методов были использованы Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (авторы Н. А. Курганский, Т. А. Немчин), Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (автор Ю. А. Баранов), онлайн-опрос с использованием интернет-cервиса Yandex Forms. Выборка исследования: обучающиеся школ г. Костромы и Костромской области; воспитанники Центра выявления и поддержки одаренных детей Санкт-Петербурга «Академия таланта»; одаренные школьники - участники олимпиад РФ. Результаты. Полученные данные показали высокий уровень заинтересованности школьников в участии в олимпиадах и конкурсах. Опрос выявил значимый уровень эмоционального напряжения, тревожности и самокритичности большинства участников олимпиад и конкурсов. Помимо напряженного эмоционального фона отмечаются сложности в процессе содержательной подготовки к олимпиаде: недостаточное внимание специалистов из-за профессиональной загруженности, дефицит времени школьников, ситуативность подготовки без отсутствия системности и глубины. Научная новизна заключается в выявлении позитивных и негативных эмоциональных переживаний и трудностей формирования когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов готовности одаренных школьников к участию в олимпиадах и конкурсах. Практическая значимость. Выявленные сложности легли в основу разработки и реализации авторской системы подготовки школьников для участия в интеллектуальных соревнованиях.
Стремительное развитие цифровых технологий трансформирует образовательную среду, создавая новые вызовы для коммуникации между участниками образовательного процесса. Онлайн-коммьюнити университетов становятся центральными площадками для академического взаимодействия, где сетевая коммуникативная культура и цифровой этикет играют определяющую роль в эффективности обучения и профессионального развития студентов. Цель - анализ влияния сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета на эффективность обучения и профессиональное развитие студентов. Методология, методы и методики. Использованы материалы базы данных Web of Science за период 1975-2025 гг. На основе критериев включения были отобраны и проанализированы 5 ключевых исследований, авторы которых аффилированы с университетами США, Тайваня, Швеции, Испании и Новой Зеландии. Результаты. Показана эволюция от базовых принципов сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета до сложной мультимодальной коммуникации с использованием инструментов искусственного интеллекта. Исследование демонстрирует, что эффективная онлайн-коммуникация существенно влияет на образовательные результаты через три ключевых механизма: 1) структурированные рамки цифрового взаимодействия, 2) сбалансированную интеграцию традиционных и инновационных форм коммуникации, 3) развитие профессиональных цифровых компетенций. Научная новизна. Результаты исследования подтверждают значимость сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета как ключевого фактора, определяющего качество образовательного процесса в условиях онлайн-коммьюнити и траекторию профессионального становления студентов в цифровую эпоху. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при составлении регламентирующих документов цифрового взаимодействия для академических онлайн-сообществ вуза.
Мультимодальная учебная аналитика (MMLA) - новое направление исследований в образовании, интерес к которому растет во всем мире. Актуальность такой аналитики заключается в возможности более комплексного и точного понимания процессов обучения за счет интеграции различных типов данных, таких как цифровые, физические, физиологические, психологические, психометрические и экологические (данные окружающей среды). Цель - выйти за рамки описательного анализа текущих практик и перейти к структурному пониманию сущностей и взаимосвязей, формирующих исследовательское поле; уточнить границы MMLA как научного направления с целью выявления скрытых областей потенциального применения. Особое внимание уделяется коллаборативной аналитике, перспективному направлению изучения данных о совместной деятельности. Методология, методы и методики. В качестве основного метода применяется библиометрический анализ. Для онтологического осмысления поля использован метод веерных матриц. Результаты и научная новизна. Анализ полученных библиометрических данных позволил проследить основные вехи развития мультимодальной учебной аналитики с момента ее появления до настоящего времени. Определены основные исследовательские группы, содержание их исследований и используемые источники данных. Выделены основные исследовательские темы и проанализирована их динамика. Обнаружен сдвиг исследовательского интереса: от анализа индивидуальных траекторий к анализу групповой динамики в контексте совместного обучения. Изучены возможности применения MMLA для анализа коллективных форм учебной деятельности, таких как совместное решение задач, групповая работа или проектное обучение. Онтологическое осмысление поля MMLA позволило выделить существующие пространства и подходы и предположить те, которые могут появиться в будущем. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы для проектирования учебных сред, в том числе ориентированных на формирование навыков коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также междисциплинарных контекстах.
Пересмотр существующих таксономий учебных целей обусловлен увеличением объема информации, ее обновлением и необходимостью гибко использовать ее в учебной и профессиональной деятельности. Целью исследования является дополнение таксономии учебных целей, которое предполагает их интеграцию в соответствии с современными требованиями к результатам обучения: ориентации человека на непрерывное личностное и профессиональное развитие, владению навыками межличностного общения и взаимодействия с цифровой средой и искусственным интеллектом. Методология, методы и методики. Исследование опирается на ключевые методологические принципы: междисциплинарность, соответствие, антропологизм, личностно-ориентированный подход, а также на идеи Л. С. Выготского (культурно-историческая концепция) и С. Л. Рубинштейна (единство сознания и деятельности). Основными инструментами стали анализ научной литературы и теоретическое моделирование. Результаты и научная новизна. Классическая таксономия учебных целей Б. Блума была дополнена категориями «представление» и «отношение» и в итоговом варианте содержит восемь уровней: представление, знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, отношение. Категория «представление» является промежуточной между элементарными познавательными процессам и высшими психологическими функциями и может быть развернуто в знание при необходимой доработке, которую функционально обеспечивает механизм антиципации. Категория «отношение» является интегральной: сочетание ее компонентов обеспечивает развитие метакогнитивных навыков обучающегося, включение этических аспектов в процесс получения и применения знаний и умений. Практическая значимость. Дополненная таксономия учебных целей может послужить основанием для корректировки образовательных результатов учебных программ, разработке методических материалов и конкретных заданий в области профессионального образования.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/