Пересмотр существующих таксономий учебных целей обусловлен увеличением объема информации, ее обновлением и необходимостью гибко использовать ее в учебной и профессиональной деятельности. Целью исследования является дополнение таксономии учебных целей, которое предполагает их интеграцию в соответствии с современными требованиями к результатам обучения: ориентации человека на непрерывное личностное и профессиональное развитие, владению навыками межличностного общения и взаимодействия с цифровой средой и искусственным интеллектом. Методология, методы и методики. Исследование опирается на ключевые методологические принципы: междисциплинарность, соответствие, антропологизм, личностно-ориентированный подход, а также на идеи Л. С. Выготского (культурно-историческая концепция) и С. Л. Рубинштейна (единство сознания и деятельности). Основными инструментами стали анализ научной литературы и теоретическое моделирование. Результаты и научная новизна. Классическая таксономия учебных целей Б. Блума была дополнена категориями «представление» и «отношение» и в итоговом варианте содержит восемь уровней: представление, знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, отношение. Категория «представление» является промежуточной между элементарными познавательными процессам и высшими психологическими функциями и может быть развернуто в знание при необходимой доработке, которую функционально обеспечивает механизм антиципации. Категория «отношение» является интегральной: сочетание ее компонентов обеспечивает развитие метакогнитивных навыков обучающегося, включение этических аспектов в процесс получения и применения знаний и умений. Практическая значимость. Дополненная таксономия учебных целей может послужить основанием для корректировки образовательных результатов учебных программ, разработке методических материалов и конкретных заданий в области профессионального образования.
Идентификаторы и классификаторы
В современном обществе, характеризующемся интенсивным ростом количества информации, цифровизацией всех сторон жизни и регулярным изменением содержания профессиональной деятельности, перед профессиональным образованием на всех уровнях ставятся новые задачи, касающиеся как содержательных, так и личностных результатов обучения. Очевидно, что требования к выпускнику средних и высших профессиональных образовательных учреждений сегодня иные, чем даже в начале XXI века. Он должен уметь искать и критически оценивать информацию, быстро осваивать новые компетенции, быть мультизадачным и креативным, уметь переносить полученные знания в одной профессиональной области на другую, при этом учитывать этический и коммуникативный аспекты в своей профессиональной деятельности. Таким образом, у выпускника должны сформироваться не столько отдельные компетенции, сколько интегральные компетенции или метакомпетенции, которые позволят ему решать широкий спектр профессиональных задач, а также послужат стимулом для дальнейшего саморазвития и самообразования.
Список литературы
1. Белолуцкая А.К., Жабина Н.Г., Гурин Г.Г. и др. Креативная экономика и развитие городского университета: исследование запроса представителей креативных индустрий для анализа дефицитов и развития компетенций, необходимых для данного сектора экономики Москвы. Москва: Парадигма; 2023. 36 с. EDN: SXMUYT
2. Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives: The Classi cation of Educational Goals. Handbook I. Cognitive Domain. New York: Longman; 1956. 403 p. Accessed May 08, 2025. https://www.ifeet.org/les/-Benjamin_S._Bloom-_Taxonomy_of_Educational_Object.pdf.
3. Knevel R. Taxonomieën zijn hot … en handig. Toets! 2013;1:1-10. Accessed May 03, 2025. https://www.interactum.be/web/wp-content/uploads/Overzicht-taxonomieën.pdf.
4. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill; 1967. 538 p. Accessed May 04, 2025. https://gwern.net/doc/iq/1967-guilford-thenatureofhumanintelligence.pdf.
5. Edling J.V. Chapter IV: educational objectives and educational media. Review of Educational Research. 1968;38(2):177-194. DOI: 10.3102/00346543038002177 EDN: JTSJYZ
6. Gagne R.M. Military training and principles of learning. American Psychologist. 1962;17(2):83-91. DOI: 10.1037/h0048613
7. Merrill M.D. Necessary psychological conditions for de ning instructional outcomes. Educational Technology. 1971;11(8):34-39. Accessed April 28, 2025. https://www.jstor.org/stable/44417735.
8. Anderson L.W., Krathwohl D.R. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. New York: Longman; 2001. 352 p. Accessed May 06, 2025. https://archive.org/details/taxonomyforlearn0000unse.
9. Caratozzolo P., Smith C.J.M., Gomez S., Moris M.U., Nørgaard B., Heiß H.-U., Azofeifa J.D. A novel taxonomy for facilitating in-depth comparison of continuing engineering education practices. Frontiers in Education. 2024;9:1444595. DOI: 10.3389/feduc.2024.1444595 EDN: SLLEBA
10. Kompa J. Why it is time to retire Bloom’s taxonomy. Digital Education & Social Change Blog. 2017. Accessed May 09, 2025. https://joanakompa.com/2017/02/07/why-it-is-time-to-retire-blooms-taxonomy.
11. Krathwohl D.R. A revision of Bloom’s taxonomy: an overview. Theory into Practice. 2002;41(4):212- 218. DOI: 10.1207/s15430421tip4104_2 EDN: EIPXMF
12. Panthalookaran V. Beyond Bloom’s taxonomy: emergence of entrepreneurial education. Higher Education for the Future. 2021;9(1):45-61. DOI: 10.1177/23476311211046176 EDN: PWXNBJ
13. Pickard M.J. The new Bloom’s taxonomy: an overview for family and consumer sciences. Journal of Family and Consumer Sciences Education. 2007;25(1):45-55. Accessed April 29, 2025. https://www.academia.edu/25595772/THE_NEW_BLOOMS_TAXONOMY_AN_OVERVIEW_FOR_FAMILY_AND_CONSUMER_SCIENCES.
14. Marzano R.J., Kendall J.S. The New Taxonomy of Educational Objectives. 2nd ed. Thousand Oaks: Corwin Press, Sage Publications Company; 2006. 194 p. DOI: 10.14507/er.v0.959
15. Masharipova F. From Bloom’s taxonomy into Webb’s Depth of Knowledge: enhancing lesson planning strategies. Emergent: Journal of Educational Discoveries and Lifelong Learning. 2024;6(2):10. DOI: 10.47134/emergent.v3i4.50 EDN: VQXGNK
16. Солодихина М.В., Солодихина А.А. Развитие критического мышления: сравнение трех дисциплинарных подходов. Вопросы образования. 2023;4:207-240. DOI: 10.17323/vo-2023-16706
17. Sari W.K., Nada E.I. Marzano taxonomy-based assessment instrument to measure analytical and creative thinking skills. Jurnal Pendidikan Kimia Indonesia. 2022;6(1):46-54. DOI: 10.23887/jpk.v6i1.40117 EDN: OFCUZR
18. Wolcott S., Sargent M.J. Critical thinking in accounting education: status and call to action. Journal of Accounting Education. 2021;56:100731. DOI: 10.1016/j.jaccedu.2021.100731 EDN: HOOZIG
19. Vargas-Rodríguez Y.M., Valdivia A.E.O., Rodríguez G.I.V. Problem based learning: Barrow and Bloom taxonomy. International Journal of Education. 2022;9(4):19-30. DOI: 10.5121/IJE.2021.9402
20. Zhong B., Liu X., Xia L., Sun W. A proposed taxonomy of teaching models in STEM education: robotics as an example. SAGE Open. 2022;12(2). DOI: 10.1177/21582440221099525
21. Panthalookaran V. A revised taxonomy of educational objectives for AI-natives: reimagining thinking skills in the age of AI. Higher Education for the Future. 2024;12(1):51-64. DOI: 10.1177/23476311241285100 EDN: MEMVVQ
22. AlAfnan M.A. Taxonomy of educational objectives: teaching, learning, and assessing in the information and arti cial intelligence era. Journal of Curriculum and Teaching. 2024;13(4):173-180. DOI: 10.5430/jct.v13n4p173 EDN: PFDGHY
23. Prasetia S.A., Ro q A.A., Sawai R.P., Sawai J.P. Ibn Sīnā’s psychology: the substantiation of soul values in Islamic education. Attarbiyah: Journal of Islamic Culture and Education. 2023;7(2):171-189. DOI: 10.18326/attarbiyah.v7i2.171-189
24. Sawai R.P., Ro q A.A. Ibn Sīnā’s Psychology: the substantiation of soul values in Islamic Education. Journal of Quran Sunnah Education and Special Needs. 2022;6(2):49-61. DOI: 10.33102/jqss.vol-6no2.162
25. Hoki Y. Cross-reference between logic and psychology in Ibn Sīnā’s theory of experience (taǧriba). Arabic Sciences and Philosophy. 2023;33(2):215-236. DOI: 10.1017/S0957423923000036 EDN: WGRJJI
26. Rapoport M.A. Science of the Soul in Ibn Sīnā’s Pointers and Reminders. Leiden, the Netherlands: Brill; 2023. 329 p. DOI: 10.1163/9789004540620
27. Humaidi H., Rahman Y. Light in the Qur’an: Ibn Sina’s psycho-philosophical interpretation on the Surah Al-Nūr. Afkaruna. 2023;19(1):1-18. DOI: 10.18196/afkaruna.v19i1.16381 EDN: YWHHXQ
28. Cahen A., Tacca M.C. Linking perception and cognition. Frontiers in Psychology. 2013;4:144. DOI: 10.3389/fpsyg.2013.00144
29. Lawrence J., Morón-García S., Senior R. Introduction. In: Lawrence J., Morón-García S., Senior R., eds. Supporting Course and Programme Leaders in Higher Education. London: Routledge; 2022:1-10. DOI: 10.4324/9781003127413
30. Sprevak M. Two kinds of information processing in cognition. Review of Philosophy and Psychology. 2020;11(3):591-611. DOI: 10.1007/s13164-019-00438-9 EDN: ESQXJH
31. Fleck C. Attitude: history of concept. In: William A. Darity Jr., ed. International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. 2nd ed. Amsterdam: Elsevier; 2015:175-177. DOI: 10.1016/B978-0-08-097086-8.03146-9
32. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. Вопросы психологии. 1957;5:142-154.
33. Wolf L.J., Haddock G., Maio G.R. Attitudes. In: Hogg M.A., ed. The Oxford Encyclopedia of Social Psychology. Vol. 1. Oxford University Press; 2020:353-372. DOI: 10.1093/acrefore/9780190236557.013.247
34. Yaqin M.A., Yasin N.A. Attitude assessment methods and instruments in learning evaluation. Educational Insights. 2024;2(2):140-147. DOI: 10.58557/eduinsights.v2i2.87 EDN: NNENEF
35. Riedl J., Zips S., Kallweit B. The Stability of Attitude and the Signi cance of Affective-emotional and Cognitive Components. Weidenberg: Access Marketing Management e.V; 2018. 20 p. Accessed May 11, 2025. https://hdl.handle.net/11159/3495.
36. Nash P. Attitudes and self-perceptions of aging. In: Pachana N., ed. Encyclopedia of Geropsychology. Singapore: Springer; 2015:1-8. DOI: 10.1007/978-981-287-080-3_8-1
37. Albarracín A., Johnson B.T., Zanna M.P. The Handbook of Attitudes. New York: Psychology Press; 2005. 840 p. DOI: 10.4324/9781410612823
38. Sparrow B., Liu J., Wegner D.M. Google effects on memory: cognitive consequences of having information at our ngertips. Science. 2011;333:776-778. DOI: 10.1126/science.1207745
39. Мусаева Н.Н. Роль проблемного обучения в учебном процессе. Proceedings of International Conference on Modern Science and Scienti c Studies. 2024;3(6):287-290. Режим доступа: https://econferenceseries.com/index.php/icmsss/article/view/5137 (дата обращения: 06.05.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В последние годы отмечается увеличение уровня эмоциональной напряженности и социальной тревожности среди студенческой молодежи, в том числе в Российской Федерации, что обусловливает необходимость изучения механизмов восприятия угроз и формирования субъективных представлений о личной безопасности в студенческой среде. Цель. Исследование направлено на раскрытие содержания и установление факторов субъективно воспринимаемой личной безопасности студентов российских вузов. Методология, методы и методики. Эмпирическую базу исследования составили собранные в рамках смешанной методологии последовательного типа (qual-QUANT) качественные (12 интервью, целевой отбор) и количественные (n = 415, квотный отбор) данные на выборке студентов трех российских вузов. Результаты. В большей степени студенты опасаются прямых угроз жизни и физическому здоровью, затем - угроз ментальному благополучию, и меньше всего их волнуют отложенные угрозы, связанные с воздействием внешнесредовых (экологических) факторов риска на здоровье. Подтверждено наличие гендерного разрыва в субъективном восприятии угроз жизни и здоровью. Для изучаемой группы характерен высокий уровень субъективно оцениваемой защищенности от внешних угроз, восприятие своей жизни как стабильной и предсказуемой. Кластерный анализ позволил выделить три группы студентов по критерию субъективной личной безопасности: ощущающие себя в безопасности (39 %); ощущающие себя в небезопасности (16 %); ощущающие себя в неопределенном состоянии (45 %). Обнаружено, что студенческая молодежь воспринимает непредсказуемые и слабо контролируемые события наиболее угрожающими их жизни и здоровью, но ответственность за обеспечение безопасности возлагает чаще на себя, а не на социальные институты и государство. Научная новизна. Исследование ставит под сомнение тезис о доминировании алармистских настроений среди российской молодежи и интенсивном распространении страхов за собственную безопасность. Теоретическая концептуализация субъективного восприятия безопасности расширяет подходы и формирует основу для дальнейших исследований. Практическая значимость. Исследование предоставляет данные для совершенствования программ в сфере здоровья и адаптации уязвимых групп к рискогенной среде.
Введение. Психическое здоровье является одним из основных факторов, определяющих качество жизни, благополучие, социальное и профессиональное удовлетворение. Исследования показывают, что выгорание влияет не только на академическую успеваемость, но и на общую жизнь и будущую карьеру учащихся старшей школы. Цель. В исследовании изучались уровень выгорания среди старших подростков в Марокко и вызывающие его причины с использованием опросника Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS). Методология и методы исследования. Опросник Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) был переведен на арабский язык с сохранением культурной релевантности. В исследовании использован критерий сферичности Бартлета, исследовательский факторный анализ (EFA) и подтверждающий факторный анализ (CFA). В исследовании приняли добровольное участие 1116 учащихся государственных средних школ из региона Кенитра (Марокко) со средним возрастом 17,15 года (SD = 1,328), из них 59,1 % девочек. Результаты показывают, что 47 % марокканских студентов проявляют академические эмоции, а студенты мужского пола могут развивать более циничные и неадекватные своим академическим способностям взгляды. Студенты третьего курса испытывают более высокий уровень эмоционального истощения по сравнению со студентами первого курса, в то время как студенты второго курса демонстрируют более низкий показатель (p < 0,001). Студенты с низким доходом семьи и из городских районов более подвержены академическому выгоранию. Студенты, изучающие технические дисциплины, показали более высокие результаты по эмоциональному истощению и цинизму (13 % - юноши, 20 % - девушки), чем студенты, изучающие литературу (5 % и 13 % соответственно). Научная новизна заключается в использовании MI-SS. Текущее исследование усиливает влияние сопутствующих факторов, таких как пол, уровень образования, доход семьи, заболевание и путь обучения, на компоненты выгорания в Марокко. Практическая значимость. Лица, принимающие решения в сфере образования в Марокко, могут использовать связь между социально-демографическими факторами и выгоранием в школе для снижения выгорания среди студентов, что приведет к улучшению успеваемости.
Введение. Проблематика психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений исследований в условиях трансформации геополитических процессов в современном обществе. Цель статьи заключается в разработке структуры психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности на ступени высшего образования и определении приоритетных направлений ее формирования на основе анализа личностного потенциала студентов, обучающихся на образовательных программах по направлению «Государственное и муниципальное управление». Методология, методы и методики. Структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности была разработана на основе сопоставления требований к результатам ФГОС высшего образования по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» с ключевыми положениями концепции личностного потенциала Д. А. Леонтьева и полисистемного подхода субъектной самореализации С. И. Кудинова. Эмпирическое исследование было проведено на базе трех филиалов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ посредством применения диагностической методики «Тест суждений самореализации личности» С. И. Кудинова. В опросе принимали участие 211 студентов 1 и 4 курсов. Результаты и научная новизна. Разработанная структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности обеспечивает методологический каркас для диагностики ресурсов и рисков формирования психологической готовности на ступени получения высшего образования. Среди ресурсных на 1 курсе установлены ценностно-целевой, динамический и эмоциональный компоненты (27,3-40,9 % ответов в сегменте высоких значений). На 4 курсе - прогностический, когнитивный, организационный и ценностно-целевой компоненты (22,2-33,3 % ответов в сегменте высоких значений). Среди рисков для всех участников исследования выявлены эгоцентрическая мотивация и наличие личностных барьеров (до 21 % ответов с высокими значениями по каждой шкале). Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть применены при проектировании психологических условий подготовки будущих госслужащих на ступени высшего образования, в том числе посредством персональной маршрутизации психологического сопровождения профессионально-личностного развития.
Одним из направлений работы с одаренными детьми в системе образования Российской Федерации является олимпиадно-конкурсное движение, которое сопровождается напряженным процессом подготовки, имеет специфику сопровождения. На каждом этапе одаренные дети сталкиваются с рядом трудностей, которые важно предотвращатьЦель - выявить трудности одаренных школьников - участников олимпиад и конкурсов в эмоциональной сфере и в содержательной подготовке к участию. Методология, методы и методики. В основе исследования лежит рефлексивно-компенсаторный подход. В качестве методов были использованы Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (авторы Н. А. Курганский, Т. А. Немчин), Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (автор Ю. А. Баранов), онлайн-опрос с использованием интернет-cервиса Yandex Forms. Выборка исследования: обучающиеся школ г. Костромы и Костромской области; воспитанники Центра выявления и поддержки одаренных детей Санкт-Петербурга «Академия таланта»; одаренные школьники - участники олимпиад РФ. Результаты. Полученные данные показали высокий уровень заинтересованности школьников в участии в олимпиадах и конкурсах. Опрос выявил значимый уровень эмоционального напряжения, тревожности и самокритичности большинства участников олимпиад и конкурсов. Помимо напряженного эмоционального фона отмечаются сложности в процессе содержательной подготовки к олимпиаде: недостаточное внимание специалистов из-за профессиональной загруженности, дефицит времени школьников, ситуативность подготовки без отсутствия системности и глубины. Научная новизна заключается в выявлении позитивных и негативных эмоциональных переживаний и трудностей формирования когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов готовности одаренных школьников к участию в олимпиадах и конкурсах. Практическая значимость. Выявленные сложности легли в основу разработки и реализации авторской системы подготовки школьников для участия в интеллектуальных соревнованиях.
Стремительное развитие цифровых технологий трансформирует образовательную среду, создавая новые вызовы для коммуникации между участниками образовательного процесса. Онлайн-коммьюнити университетов становятся центральными площадками для академического взаимодействия, где сетевая коммуникативная культура и цифровой этикет играют определяющую роль в эффективности обучения и профессионального развития студентов. Цель - анализ влияния сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета на эффективность обучения и профессиональное развитие студентов. Методология, методы и методики. Использованы материалы базы данных Web of Science за период 1975-2025 гг. На основе критериев включения были отобраны и проанализированы 5 ключевых исследований, авторы которых аффилированы с университетами США, Тайваня, Швеции, Испании и Новой Зеландии. Результаты. Показана эволюция от базовых принципов сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета до сложной мультимодальной коммуникации с использованием инструментов искусственного интеллекта. Исследование демонстрирует, что эффективная онлайн-коммуникация существенно влияет на образовательные результаты через три ключевых механизма: 1) структурированные рамки цифрового взаимодействия, 2) сбалансированную интеграцию традиционных и инновационных форм коммуникации, 3) развитие профессиональных цифровых компетенций. Научная новизна. Результаты исследования подтверждают значимость сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета как ключевого фактора, определяющего качество образовательного процесса в условиях онлайн-коммьюнити и траекторию профессионального становления студентов в цифровую эпоху. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при составлении регламентирующих документов цифрового взаимодействия для академических онлайн-сообществ вуза.
Мультимодальная учебная аналитика (MMLA) - новое направление исследований в образовании, интерес к которому растет во всем мире. Актуальность такой аналитики заключается в возможности более комплексного и точного понимания процессов обучения за счет интеграции различных типов данных, таких как цифровые, физические, физиологические, психологические, психометрические и экологические (данные окружающей среды). Цель - выйти за рамки описательного анализа текущих практик и перейти к структурному пониманию сущностей и взаимосвязей, формирующих исследовательское поле; уточнить границы MMLA как научного направления с целью выявления скрытых областей потенциального применения. Особое внимание уделяется коллаборативной аналитике, перспективному направлению изучения данных о совместной деятельности. Методология, методы и методики. В качестве основного метода применяется библиометрический анализ. Для онтологического осмысления поля использован метод веерных матриц. Результаты и научная новизна. Анализ полученных библиометрических данных позволил проследить основные вехи развития мультимодальной учебной аналитики с момента ее появления до настоящего времени. Определены основные исследовательские группы, содержание их исследований и используемые источники данных. Выделены основные исследовательские темы и проанализирована их динамика. Обнаружен сдвиг исследовательского интереса: от анализа индивидуальных траекторий к анализу групповой динамики в контексте совместного обучения. Изучены возможности применения MMLA для анализа коллективных форм учебной деятельности, таких как совместное решение задач, групповая работа или проектное обучение. Онтологическое осмысление поля MMLA позволило выделить существующие пространства и подходы и предположить те, которые могут появиться в будущем. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы для проектирования учебных сред, в том числе ориентированных на формирование навыков коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также междисциплинарных контекстах.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/