Статья: РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДЕСТРУКТИВНЫХ СОБЫТИЙ (2024)

Читать онлайн

Установлено, что перевозка (транспортировка) опасных грузов железнодорожным, автомобильным, речным и морским, авиационным, трубопроводным видами транспорта представляет существенную опасность не только «сама по себе», но и при нарушении предусмотренных нормативами условий безопасности транспортного процесса. Анализ ряда событий на транспортных объектах в 2022-2023 гг. выявил возможность использования перевозок опасных грузов в качестве фактора создания техногенных чрезвычайных ситуаций для решения масштабных геополитических задач, противоречащих интересам Российской Федерации. При этом грузы, составляющие более 50 % грузопотока на всех видах транспорта, несут потенциальную опасность критической дезорганизации транспортного процесса.

Целью работы стало выявление особенностей ряда имевших место чрезвычайных ситуаций, а также недостатков и узких мест в системе безопасности для разработки превентивных мер безопасности. На всех видах транспорта устойчивую и безопасную перевозку (транспортировку) обеспечивают критически важные транспортные объекты или объекты транспортной инфраструктуры. Анализ показал необходимость поэтапной разработки и внедрения дополнительных, нестандартных мер безопасности, требующих комплексного подхода. Во внимание приняты акции 2022 и 2023 гг.: подрывы трубопровода «Северный поток» в Балтийском море, Крымского моста (Керченский пролив), аммиакопровода «Тольятти - Одесса» (на территории Харьковской области Украины) и поджог железнодорожного состава в Северомуйском тоннеле (на территории Республики Бурятия Российской Федерации). В всех случаях дополнительным фактором опасности выступали опасные грузы: метан, аммиак безводный (класс опасности 2) и дизельное топливо (класс опасности 3). Изучение фактологии дает основания сделать вывод о тенденции или явлении как объекте исследования. Типологические признаки позволяют характеризовать чрезвычайные ситуации как похожие, «аналогичные» в рамках исследования.

Предложенные к разработке программы предупреждения террористических угроз с применением опасных грузов мероприятия относятся по большей части к организационно-техническим. В связи с закрытостью релевантной информации мероприятия обсуждаются без деталей, важных для эффективности разработки.

Ключевые фразы: АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ, железнодорожный транспорт, критически важные объекты транспортной инфраструктуры, опасные грузы, террористические угрозы
Автор (ы): МЕДВЕДЕВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ, СУРКОВ МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ
Журнал: ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
614.84. Пожарная охрана. Опасность пожара. Пожары
656.225. Организация движения грузовых поездов. Способы погрузки
Для цитирования:
МЕДВЕДЕВ В. И., СУРКОВ М. Д. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДЕСТРУКТИВНЫХ СОБЫТИЙ // ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ. 2024. № 5 (72)
Текстовый фрагмент статьи