Статья: Животные в метафизике Г. В. Лейбница: онтологический статус, гносеологические аспекты и этические перспективы в оптике современных рецепций (2025)

Читать онлайн

Статья исследует онтологический и гносеологический статус животных в метафизике Готфрида Лейбница, противопоставляя выводы из нее положениям дуалистической системы Рене Декарта, который редуцирует животных к “физическим автоматам”. Проблема дуализма, на которую отвечает философия Лейбница в данном исследовании, формулируется через концепцию “антропологической машины” животно-человеческого различия (Д. Агамбен). Основной фокус исследования направлен на анализ концепций “телесных субстанций” и “малых перцепций” в философии Лейбница, раскрывающих специфику животного сознания как промежуточного звена между неодушевленной материей и рефлексирующим разумом. В контексте классических и современных интерпретаций философии Лейбница авторы рассматривают, как критическое осмысление лейбницианской системы позволяет проблематизировать фактор антропоцентризма в метафизике, признавая животных носителями нерефлексивной апперцепции и субъектами собственных “окружающих миров” (Umwelt). Исследование затрагивает концептуальную связь философии Лейбница с этологической теорией Я. фон Икскюля и постгуманистической этикой, представляя “животную монаду” как уникальную перспективу на универсум. Работа основана на историко-философском анализе текстов Декарта и Лейбница, компаративном изучении современных интерпретаций их идей, а также концептуальном анализе понятий философии Лейбница в рамках постгуманистической философии. Новизна исследования заключается в рассмотрении теории апперцепции Лейбница как психологии животных, демонстрирующей, что нерефлексивное осознание восприятий у Лейбница служит основой для признания животных активными агентами метафизического порядка. С опорой на интерпретацию Жиля Делёза демонстрируется, что идеи Лейбница о рекурсивных “телесных субстанциях” позволяют концептуализировать “животную монадологию” и переосмыслить инстинктивное поведение не как рефлекторный механизм, а как животную форму мышления, конструирующую особенные перцептивные миры. Выводы статьи подчёркивают значимость лейбницианской метафизики для постгуманистической оптики, в рамках которой животные монады признаются активными участниками онтологического континуума. Работа вносит вклад в актуализацию философии Лейбница, переосмысляя статус животных в его метафизическом учении и сближая интуиции философа с современными проблемами онтологических, гносеологических и этических аспектов философии животных.

Ключевые фразы: критические исследования животных, классическая метафизика, антропологическая машина, нерефлексивная апперцепция, животная монадология, постгуманистическая этика, umwelt, готфрид лейбниц, ЖИЛЬ ДЕЛЁЗ, якоб фон икскюль
Автор (ы): Сергиенко Алексей Юрьевич, Глуховский Андрей Сергеевич
Журнал: ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
00. Наука в целом (информационные технологии - 004)
Для цитирования:
СЕРГИЕНКО А. Ю., ГЛУХОВСКИЙ А. С. ЖИВОТНЫЕ В МЕТАФИЗИКЕ Г. В. ЛЕЙБНИЦА: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЭТИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОПТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕЦЕПЦИЙ // ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ. 2025. № 6
Текстовый фрагмент статьи