В последние годы в библиотечно-информационной сфере наблюдается сложная кадровая ситуация. Устаревание кадров на фоне отсутствия молодых специалистов, увеличение числа сотрудников с непрофильным образованием и отток в другие отрасли работников с библиотечным образованием – это лишь небольшая часть проблем, с которыми сталкивается руководство многих библиотек при формировании штата. Особо сложная ситуация в библиотеках, не подведомственных Министерству культуры РФ, образовательных учреждениях и иных организациях, где роль библиотекаря зачастую выполняет сотрудник, имеющий довольно поверхностное представление о специфике своей работы. В то же время отсутствие целостной картины кадрового состояния по всей сети библиотек не позволяет комплексно подойти к изучению существующих проблем и определить пути их решения. Цель статьи – изучить кадровую ситуацию в библиотеках Бурятии, определив роль вуза в кадровом обеспечении отрасли. В результате представлена характеристика библиотечной сети Бурятии, персонала библиотек, обозначена роль Восточно-Сибирского государственного института культуры в подготовке специалистов для библиотечно-информационной сферы региона; определены основные проблемы, анализ которых позволит скорректировать совместную работу библиотек и вуза по обеспечению отрасли кадрами.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20913/1815-3186-2025-1-58-66
Ввиду отсутствия статистических отчетов, для определения кадровой ситуации в библиотеках ПОО в 2023 г. в рамках семинара «Информационно-образовательное пространство библиотек ПОО», организуемого методическим объединением библиотек ПОО Бурятии при участии ВСГИК, было проведено анкетирование участников – представителей 24 ссузов и их филиалов.
Список литературы
1. Акифьева И. Ю., Опарина Н. П. Подготовка кадров для детских и школьных библиотек при переходе на стандарт ФГОС ВО 3++ бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность // Культура: теория и практика. 2020. № 1. С. 6
2. Алексеева О. Н. Повышение квалификации и кадровая ситуация в муниципальных библиотеках Кемеровской области-Кузбасса // Библиотечная жизнь Кузбасса. 2022. № 1. С. 13-18
3. Анисимова А. М. Кадровый потенциал общедоступных библиотек Республики Саха (Якутия): состояние и развитие // Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия). 2023. № 1. С. 20-25
4. Гусева Е. Н., Сухотина М. Л. Кадры библиотечной сферы: оценка потребности в библиотекарях // Университетская книга. 2024. № 3. С. 28-31
5. Гусева Е. Н., Сухотина М. Л., Кузнецова Т. Я., Кондаков В. В. Оценка потребности в кадрах общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации // Библиотековедение. 2023. Т. 72, № 5. С. 391-409 https://doi.org/10.25281/0869-608X-2023-72-5-391-409
6. Дорохова Л. Ю. Кадровый потенциал библиотек Челябинской области: состояние, проблемы, перспективы // Профессиональное развитие библиотечных кадров как условие модернизации библиотек : материалы межрегион. науч.-практ. семинара (Златоуст, 11 апр. 2019 г.). Челябинск, 2019. С. 34-40
7. Ежегодный доклад о деятельности муниципальных библиотек Республики Бурятия в 2023 году. УланУдэ, 2024. 99 с.
8. Захаренко М. П. Кто и почему работает в библиотеках России: по результатам всероссийского исследования «Молодёжный кадровый ресурс библиотек России» // Университетская книга. 2024. № 4. С. 39-43
9. Киселева Л. Б. Развитие кадрового потенциала общедоступных библиотек Хабаровского края // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2024. № 2. С. 125-130
10. Кучмурукова Е. А. Взаимодействие высших учебных заведений и библиотек в условиях пандемии // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 4. С. 154-159
11. Кучмурукова Е. А., Шаньгинова Г. А. Взаимодействие кафедры библиотечно-информационных ресурсов ВСГИК со школьными библиотеками Бурятии // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2024. № 2. С. 127-136 https://doi.org/10.31443/2541-8874-2024-2-30-127-136
12. Мелентьева Н. А. Кадры общедоступных библиотек: общероссийские тенденции и особенности ситуации в Пермском крае // Библиотека и культурное пространство региона: (к 45-летию кафедры библиотечных и документально-информационных технологий) : Всерос. науч.-практ. конф., Пермь, 17-18 дек. 2020 г. Пермь, 2021. С. 113-118
13. Монгуш Е. В. Кадровые ресурсы муниципальных детских библиотек: современное состояние и перспективы // Научные труды Тувинского государственного университета : материалы ежегод. науч.-практ. конф. преподавателей, сотрудников и аспирантов Тув. гос. ун-та, посвящ. Году педагога и наставника в Рос. Федерации, Году народ. сплоченности в Респ. Тыва, Кызыл, 28 окт. 2023 г. Кызыл, 2023. С. 266-271
14. Одорова Т. Л. О тенденциях развития кадровых ресурсов библиотек Бурятии // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Краснодар, 19 марта 2020 г. Краснодар, 2020. С. 119-122
15. Развитие кадрового потенциала библиотек Российской Федерации в условиях цифровой экономики : сб. ст. / Кемер. гос. ун-т культуры. Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2023. 216 с.
16. Ромашкина Т. А. Состояние и развитие кадрового потенциала общедоступных библиотек Хабаровского края // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2020. № 4. С. 44-48
17. Сазонова О. В. Кадровый потенциал библиотек России: обзор литературы // Культура: теория и практика. 2023. № 3-4. Ст. 9
18. Свергунова Н. М. Кадровый потенциал вузовских библиотек // Девятнадцатые Денисьевские чтения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотеч.-информ. деятельности, Орёл, 27-28 окт. 2022 г. Орел, 2023. С. 164-168
19. Трунева О. М. Основные проблемы школьных библиотек Республики Бурятия // Библиотечный фронтир: новые смыслы, вызовы, идеи и практики : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Улан-Удэ, 14 фев. 2022 г. Улан-Удэ, 2022. С. 162-164
20. Чурашева О. Л., Третьяков А. Л. Подготовка кадров для школьных библиотек: организационно-методические основания для постановки проблемы // Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра. 2017. Т. 27. С. 172-176
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность исследования межрегионального и приграничного сотрудничества библиотек, выполняющих важную гуманитарную миссию, определяется большим значением, которое придает Российская Федерация развитию культурных связей между регионами и приграничными территориями в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Цель статьи – отражение результатов проведенного Российской государственной библиотекой исследования сотрудничества центральных универсальных библиотек приграничных субъектов государств – участников СНГ в профессиональной сфере.
Автор анализировала действующие нормативно-правовые акты и документацию в области межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ; изучила партнерские связи центральных универсальных библиотек приграничных субъектов стран Содружества, опыт их научной и методической деятельности, продвижения информации о взаимодействии с коллегами из сопредельных стран в средствах массовой информации и интернете.
Определены факторы влияния на приграничное сотрудничество библиотек стран СНГ. К позитивным факторам относятся: актуальная нормативно-правовая база сотрудничества; пространство общего языкового общения; участие общественных организаций, населения, этнокультурных обществ в контактах с зарубежными коллегами; поддержка местных средств массовой информации в продвижении информации о сотрудничестве. Факторы, оказывающие отрицательное влияние на сотрудничество: приграничные претензии государств и изменения в геополитике; языковой барьер; слабая материально-техническая и информационно-коммуникационная инфраструктура.
Практическим результатом исследования стала разработка «Концепции развития библиотечно-информационного пространства на базе приграничных библиотек государств – участников СНГ» и плана мероприятий по ее реализации до 2030 г.
Информационно-аналитическая компетенция (ИАК) является одной из ключевых в перечне профессиональных компетенций библиотечного специалиста, так как высокий уровень владения ею позволяет библиотекарям эффективно находить релевантную информацию и данные, оценивать их, обрабатывать, интерпретировать и оперативно представлять в соответствии с предпочтениями пользователей. Несмотря на то что в научных публикациях по теме отражаются разные аспекты информационно-аналитической деятельности, вопрос развития ИАК библиотечного специалиста остается слабо изученным. В библиотечной профессиологии и теории библиотечно-информационного образования не уточнено определение, раскрывающее специфику такой компетенции. Цель исследования – экспериментальная проверка авторской модели развития информационно-аналитической компетенции библиотечных специалистов, необходимой для реализации информирования пользователей библиотеки по востребованной проблематике в веб-среде. Автор с помощью терминологического анализа и специфики библиотечно-информационной деятельности уточняет определение ИАК библиотечных специалистов, необходимой для создания современных информационно-аналитических продуктов по востребованной проблематике, коей выступает открытая наука, а также определяет направления формирования ИАК, и на их основе разрабатывает модель развития ИАК библиотечного специалиста, включающую целевой, концептуальный, содержательный, технологический, оценочно-результативный блоки и необходимые педагогические условия. В завершении исследования представлены итоги педагогического эксперимента, подтверждающие результативность предложенной модели.
Статья посвящена проблеме подготовки кадров для научно-технических библиотек и описывает возможные модели подготовки таких специалистов в высших учебных заведениях. Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием со стороны государства и общества к научно-техническим библиотекам и отсутствием кадрового ресурса, готового к реализации социальных отношений и социальных функций, которые возлагаются на библиотеки при реализации стратегии технического и интеллектуального суверенитета страны. Цель статьи – предложить решение проблемы обеспечения кадрами научных и научно-технических библиотек в русле современных наук об образовании. Поставлен вопрос об актуализации трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» для специалистов научных библиотек. Проанализированы 4 основные педагогические модели подготовки специалистов для научных и научно-технических библиотек. Сделан вывод о необходимости проработки вопроса о трудовых функциях современных специалистов научных библиотек отраслевой наукой, практикой и образованием.
Статья посвящена проблеме подготовки кадров для научно-технических библиотек и описывает возможные модели подготовки таких специалистов в высших учебных заведениях. Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием со стороны государства и общества к научно-техническим библиотекам и отсутствием кадрового ресурса, готового к реализации социальных отношений и социальных функций, которые возлагаются на библиотеки при реализации стратегии технического и интеллектуального суверенитета страны. Цель статьи – предложить решение проблемы обеспечения кадрами научных и научно-технических библиотек в русле современных наук об образовании. Поставлен вопрос об актуализации трудовых функций, обозначенных в профессиональном стандарте «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» для специалистов научных библиотек. Проанализированы 4 основные педагогические модели подготовки специалистов для научных и научно-технических библиотек. Сделан вывод о необходимости проработки вопроса о трудовых функциях современных специалистов научных библиотек отраслевой наукой, практикой и образованием.
В статье рассматриваются рукописи XVIII–XIX вв., входящие в состав книжного собрания Колывано-Воскресенских горных заводов. Крупнейшая сохранившаяся часть этой книжной коллекции находится в отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ). Большинство представленных в статье рукописей, в силу различных объективных причин, ранее оставалось вне поля зрения исследователей.
Автором впервые предпринята попытка реконструкции состава рукописной части книжного собрания Колывано-Воскресенских заводов. На сегодняшний день мы располагаем разной степени полноты информацией о 88 рукописях, в различное время оказавшихся в Барнаульской казенной библиотеке. Цель статьи – проанализировать репертуар рукописных документов и охарактеризовать их как часть книжного собрания Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа.
Рассмотрены сохранившиеся архивные документы, касающиеся Барнаульской казенной библиотеки и принадлежавших ей книг. Особое внимание уделено очень разнообразному тематическому составу уцелевших рукописей, который имеет выраженное сходство с уральскими книжными собраниями, исторически связанными с горно-металлургической промышленностью. Выявлены особенности истории происхождения и бытования рукописей из коллекции Колывано-Воскресенских заводов. Исследование существенно дополняет картину развития книгораспространения, библиотечного дела и чтения в Сибири в XVIII–XIX вв.
В статье рассматриваются рукописи XVIII–XIX вв., входящие в состав книжного собрания Колывано-Воскресенских горных заводов. Крупнейшая сохранившаяся часть этой книжной коллекции находится в отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ). Большинство представленных в статье рукописей, в силу различных объективных причин, ранее оставалось вне поля зрения исследователей.
Автором впервые предпринята попытка реконструкции состава рукописной части книжного собрания Колывано-Воскресенских заводов. На сегодняшний день мы располагаем разной степени полноты информацией о 88 рукописях, в различное время оказавшихся в Барнаульской казенной библиотеке. Цель статьи – проанализировать репертуар рукописных документов и охарактеризовать их как часть книжного собрания Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа.
Рассмотрены сохранившиеся архивные документы, касающиеся Барнаульской казенной библиотеки и принадлежавших ей книг. Особое внимание уделено очень разнообразному тематическому составу уцелевших рукописей, который имеет выраженное сходство с уральскими книжными собраниями, исторически связанными с горно-металлургической промышленностью. Выявлены особенности истории происхождения и бытования рукописей из коллекции Колывано-Воскресенских заводов. Исследование существенно дополняет картину развития книгораспространения, библиотечного дела и чтения в Сибири в XVIII–XIX вв.
Проблематика цифровой репрезентации литературного процесса (во всем многообразии структурных элементов его представленности) рассматривается как актуальное поле междисциплинарного научного дискурса. Постоянно изменяющийся digitalоблик современной литературы (тематические группы и фанатские сообщества в социальных сетях, электронные библиотеки, подкасты, блоги, литературные интернет-шоу и иные форматы, определяющие ее цифровой ландшафт) побуждает исследователей на поиск моделей и концептов, позволяющих фиксировать это многообразие в границах научной рефлексии. В свете развивающихся теорий конвергентной культуры и интермедиальности в качестве концепта может рассматриваться гибридный культурный формат – результат соединения разнородных сред, образующий целостную и самодостаточную систему.
Целью исследования является осмысление специфики функционирования литературы в новых гибридных форматах (сетевая репрезентация литературных текстов), порожденных цифровой средой существования и рождающих аналогичные, гибридные ролевые стратегии читателей. Опираясь на метод культурного анализа Клиффорда Гирца (метод «насыщенного описания») и методологию фрейм-сценариев, авторы анализируют ресурсы, активно участвующие в создании российского пространства цифровой жизни литературы и репрезентирующие гибридные модели функционирования текста. В статье выстраивается идентификационный профиль читателя, выраженный через гибридизацию субъектной роли (креативный потребитель) и гибридные поведенческие сценарии (читатель-игрок). Природу цифрового пространства жизни литературы авторы оценивают как аналог карнавальной культуры (М. М. Бахтин), дающей возможность современному читателю компенсировать иллюзорность виртуального бытия в подлинности культуротворческого действия.
Проблематика цифровой репрезентации литературного процесса (во всем многообразии структурных элементов его представленности) рассматривается как актуальное поле междисциплинарного научного дискурса. Постоянно изменяющийся digitalоблик современной литературы (тематические группы и фанатские сообщества в социальных сетях, электронные библиотеки, подкасты, блоги, литературные интернет-шоу и иные форматы, определяющие ее цифровой ландшафт) побуждает исследователей на поиск моделей и концептов, позволяющих фиксировать это многообразие в границах научной рефлексии. В свете развивающихся теорий конвергентной культуры и интермедиальности в качестве концепта может рассматриваться гибридный культурный формат – результат соединения разнородных сред, образующий целостную и самодостаточную систему.
Целью исследования является осмысление специфики функционирования литературы в новых гибридных форматах (сетевая репрезентация литературных текстов), порожденных цифровой средой существования и рождающих аналогичные, гибридные ролевые стратегии читателей. Опираясь на метод культурного анализа Клиффорда Гирца (метод «насыщенного описания») и методологию фрейм-сценариев, авторы анализируют ресурсы, активно участвующие в создании российского пространства цифровой жизни литературы и репрезентирующие гибридные модели функционирования текста. В статье выстраивается идентификационный профиль читателя, выраженный через гибридизацию субъектной роли (креативный потребитель) и гибридные поведенческие сценарии (читатель-игрок). Природу цифрового пространства жизни литературы авторы оценивают как аналог карнавальной культуры (М. М. Бахтин), дающей возможность современному читателю компенсировать иллюзорность виртуального бытия в подлинности культуротворческого действия.
Проблематика цифровой репрезентации литературного процесса (во всем многообразии структурных элементов его представленности) рассматривается как актуальное поле междисциплинарного научного дискурса. Постоянно изменяющийся digitalоблик современной литературы (тематические группы и фанатские сообщества в социальных сетях, электронные библиотеки, подкасты, блоги, литературные интернет-шоу и иные форматы, определяющие ее цифровой ландшафт) побуждает исследователей на поиск моделей и концептов, позволяющих фиксировать это многообразие в границах научной рефлексии. В свете развивающихся теорий конвергентной культуры и интермедиальности в качестве концепта может рассматриваться гибридный культурный формат – результат соединения разнородных сред, образующий целостную и самодостаточную систему.
Целью исследования является осмысление специфики функционирования литературы в новых гибридных форматах (сетевая репрезентация литературных текстов), порожденных цифровой средой существования и рождающих аналогичные, гибридные ролевые стратегии читателей. Опираясь на метод культурного анализа Клиффорда Гирца (метод «насыщенного описания») и методологию фрейм-сценариев, авторы анализируют ресурсы, активно участвующие в создании российского пространства цифровой жизни литературы и репрезентирующие гибридные модели функционирования текста. В статье выстраивается идентификационный профиль читателя, выраженный через гибридизацию субъектной роли (креативный потребитель) и гибридные поведенческие сценарии (читатель-игрок). Природу цифрового пространства жизни литературы авторы оценивают как аналог карнавальной культуры (М. М. Бахтин), дающей возможность современному читателю компенсировать иллюзорность виртуального бытия в подлинности культуротворческого действия.
В статье на основе дореволюционных источников впервые представлена деятельность библиотеки и Библиотечного общества служащих и рабочих Пермских (Мотовилихинских) пушечных заводов с 1907 по 1915 г. Проанализированы нормативно-правовые документы, регламентировавшие их деятельность в указанный период. Выявлены и охарактеризованы источники финансирования библиотеки и Библиотечного общества, основными из которых были: абонентная плата за пользование книгами, пожертвования от служащих и рабочих, проценты по сберегательной книжке, сдача в аренду зала Народного дома, доходы от чайной (буфета) и др. Рассмотрены отделы, по которым комплектовалась заводская библиотека, и распределение количества выданных читателям книг по ее отделам, а также по месяцам и годам. Приведены статистические сведения о числе членов Библиотечного общества, абонентов, читателей и выданных книг для чтения из библиотеки, учтена ее посещаемость. Указаны статьи расхода библиотеки: вознаграждение библиотекарю; покупка книг; выписка периодических изданий, их переплет; печатание каталога; работы по новой пристройке для сцены и ее оформление; изготовление занавесов, декораций; приобретение костюмов и др. Установлены конкретные примеры того, что библиотека, помимо выполнения своей основной задачи – обеспечивать служащим и рабочим завода возможность пользоваться ее книжным фондом, осуществляла еще и просветительскую и культурно-досуговую функции.
Авторы представили результаты исследования научного наследия советских книговедов Н. М. Сикорского, А. И. Барсука, И. Е. Баренбаума, проанализировали и охарактеризовали вклад каждого из них в становление и развитие функционального подхода в книговедении. В статье идентифицированы и раскрыты некоторые методологические проблемы функционального подхода: замкнутость исключительно в системе вузовской науки, обособленность от международного научного дискурса, наличие интеллектуального влияния идеологизированных работ 1920–1930-х гг. (Н. Я. Марра, И. В. Новосадского, П. Н. Беркова), избыточное внимание к комплексности как ключевой характеристике книговедения, нерешенность вопроса научных методов книговедческих исследований. Мы выделили позитивные и перспективные направления разработок функциональной школы – реактуализацию творческого наследия А. М. Ловягина и М. Н. Куфаева, инкорпорацию читателя и чтения в систему научных проблем книговедения, признание коммуникационной сущности науки о книге и социодинамики книжного процесса. В заключении авторы обосновывают тезис об эклектичности и противоречивости позднесоветского теоретического книговедения и вместе с тем его эвристической ценности как с точки зрения обеспечения концептуальной преемственности развития науки о книге в нашей стране, так и в контексте плодотворной академической дискуссии, развернувшейся в профессиональной печати в 1970–1980 гг.
Издательство
- Издательство
- Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- Юр. адрес
- Ул. Восход, 15, г. Новосибирск, Новосибирская область, 630200
- ФИО
- Лизунова Ирина Владимировна (Руководитель)
- E-mail адрес
- office@spsl.nsc.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2662585