Предметом исследования являются международно-правовые и неправовые акты, закрепляющие как общие принципы международного права, так и специальные правовые принципы сотрудничества государств в области сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в условиях односторонних ограничительных мер. Объектом исследования являются международные межгосударственные отношения, складывающиеся в процессе сотрудничества в области сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности, гуманитарного сотрудничества в условиях действия односторонних ограничительных мер государств. Целью настоящего исследования выступил анализ правовой природы односторонних ограничительных мер государств, затрагивающих сельское хозяйство и продовольственную безопасность, сквозь призму основополагающих принципов международного публичного права, а также выявление и анализ специальных принципов сотрудничества государств в сфере сельского хозяйства в условиях односторонних ограничительных мер. В процессе исследования были использованы ряд методов научного познания, среди которых можно выделить: диалектический, методы дедукции, индукции, анализа, синтеза, статистический, системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой. Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании существования и действия ряда специальных международно-правовых принципов сотрудничества государств в сфере сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в условиях действия односторонних ограничительных мер. В результате исследования было выявлено, что хотя позитивное международное права не содержит запрета на введение ООМ, меры, затрагивающие аграрный сектор государств-дестинаторов таких мер, противоречат основным принципам международного права, их нельзя отождествлять с контрмерами и санкциями Совета безопасности ООН. Практика межгосударственной кооперации в условиях ООМ, позволила выработать несколько специальных международно-правовых принципов подобного сотрудничества, к которым можно отнести: принцип приверженности ЦУР ООН, принцип нераспространения ограничительных мер на сельскохозяйственную продукцию, принцип гуманитарных исключений из режима ограничительных мер, принцип пропорциональности (соразмерности) ограничительных мер в сфере сельского хозяйства. Делается вывод о том, что требуется систематизация и закрепление данных специальных принципов в рамках универсальных международных организаций, например посредством резолюции ГА ООН. Более того, требуется усиление мониторинга за действием ООМ и их влиянием на сотрудничество в области сельского хозяйства со стороны международных организаций.
Идентификаторы и классификаторы
Международно-правовое регулирование нацелено на решение глобальных проблем, и сотрудничество государств в сфере сельского хозяйства, следствием которого является продовольственная безопасность, становится точкой соприкосновения во взаимоотношениях всех стран, которые готовы вносить вклад в поиск ответа общемировым вызовам. Вместе с тем, в настоящее время на международной арене наблюдается геополитическая нестабильность, вызванная, как представляется, стремлением отдельных государств, например США, государствами-членами Европейского союза (ЕС) и пр., к гегемонии в международных отношениях. При этом, такими государствами, учитывая их сложившееся доминирование в финансовой и иных сферах, для подавления политической воли своих оппонентов используются меры политического и экономического давления, которые, по нашему мнению, можно охарактеризовать как односторонние ограничительные меры (далее ООМ).
Список литературы
1. Черниченко С.В. Контуры международного права. Общие вопросы. - М.: “Научная книга”, 2014. - 592 с.
2. Тункин Г.И., Шестаков Л.Н. Теория международного права: монография. - М.: Зерцало-М, 2016. - 416 с.
3. Международное право: учебник / отв. ред. А.А. Данельян, С.А. Егоров. - М.: Проспект, 2023. - 752 с.
4. Гордеев А.А. Генезис влияния ограничительных мер на сотрудничество государств в сельскохозяйственной сфере: международно-правовой аспект // Евразийский юридический журнал. 2024. № 11. С. 38-43.
5. Крицкий К.В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве: автореф. дис. канд. юрид. наук. - Казань, 2021. - 22 с.
6. Войников В.В. Антироссийские санкции (ограничительные меры) ЕС: соотношение с международным правом // Современная Европа. 2022. № 6. С. 5-17. DOI: 10.31857/S0201708322060018
7. Панов Ф.Ю. Международно-правовые основы введения односторонних ограничительных мер ЕС // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. № 1. С. 137-146. DOI: 10.12737/jflcl.2022.018
8. Лебедев А.С. Санкции - инструмент экономической войны // Обозреватель-Observer. 2022. № 11-12. С. 53-60. DOI: 10.48137/2074-2975_2022_11-12_53
9. Глотов В.И., Немцов Ю.И. Экономические санкции как элемент гибридной войны // Финансовые исследования. 2019. № 1. С. 8-23.
10. Pape R.A. Why Economic Sanctions Do Not Work // International Security. 1997. Vol. 22. Issue 2. pp. 90-136.
11. Чанышев Р.Н., Исанов И.Э. Феномен “санкционной войны” в системе современных международных отношений // Наука. Общество. Оборона. 2021. № 4. С. 20-29.
12. Лавров С.В. Мир на перепутье и система международных отношений в будущем // Россия в глобальной политике. 2019. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://globalaffairs.ru/articles/mir-na-perepute-i-sistema-mezhdunarodnyh-otnoshenij-v-budushhem/ (Дата обращения: 15.03.2025).
13. Аль Али Насер Абдель Рахим. Международно-правовой нигилизм в современных международных отношениях: вызовы и правовые аспекты // Аграрное и земельное право. 2023. № 3. С. 216-218. DOI: 10.47643/1815-1329_2023_3_216
14. Нефедов Б.И. Понятие “правила” в доктрине “международного порядка, основанного на правилах” // Россия и современный мир. 2021. № 3. С. 6-21. DOI: 10.31249/rsm/2021.03.01
15. Абашидзе А.Х., Киселева Е.В., Конева А.Е., Круглов Д.А., Солнцев А.М. Достижение целей устойчивого развития (2016-2030): международно-правовое измерение // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2016. № 1. С. 65-78.
16. Шугуров М.В. Международно-правовые основания перехода к устойчивому развитию // Вестник СГЮА. 2013. № 2. С. 161-180.
17. Гордеев А.А. Международно-правовые аспекты Черноморской зерновой инициативы // Международное право. 2024. № 4. С. 89-106. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=72750. DOI: 10.25136/2644-5514.2024.4.72750
18. Трунов И.Л. Еда становится оружием. Проблемы продовольственной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 214-217. DOI: 10.24412/2073-0454-2023-2-214-217
19. Лисаускайте В.В. Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 года как источник толкования военных преступлений, предусмотренных статьей 356 Уголовного кодекса Российской Федерации // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2024. № 1. С. 101-110. DOI: 10.37973/KUI.2024.43.10.011
20. Комшукова О.В. Санкции в отношении Ирана: цели и последствия // ЭСПР. 2016. № 2. С. 24-41.
21. Hejazi J., Emamgholipour S. The Effects of the Re-imposition of US Sanctions on Food Security in Iran // International Journal of Health Policy and Management. 2022. Vol. 11. Issue 5. pp. 651-657.
22. Cannizzaro E. Proportionality in the Law of Armed Conflict // The Oxford Handbook of International Law in Armed Conflict / ed. by A. Clapham, P. Gaeta. - Oxford, 2014. - P. 332-352.
23. Василенко В.А. Международно-правовые санкции / В.А. Василенко. - Киев: Высшая школа, 1982. - 229 с.
24. Вайпан Г.В. Принцип пропорциональности в современном международном праве: дисс… канд. юр. наук. - Москва, 2017. - 212 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья рассматривает правовые формы интеграции в международном строительном контрактном праве в контексте Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Европейского союза (ЕС). Предметом исследования являются механизмы правового регулирования строительных контрактов при региональной интеграции. Особое внимание уделено влиянию правовой природы объединений на унификацию норм, стандартов и процедур, а также роли типовых контрактов, разработанных Международной федерацией инженеров-консультантов (МФИК), в которую входят Бразилия, Индия, Китай и ЮАР (четыре из пяти основателей БРИКС). Анализируется универсальность данных стандартов и их адаптация к правовым системам государств. Рассматривается приоритет двусторонних соглашений в ЕАЭС, усложняющий унификацию правовых норм, и успешный опыт ЕС в создании единого правового пространства. Также учтены политические факторы, включая санкции, конфликты и интеграцию решений в российское законодательство с учётом национальных интересов. Исследование базируется на сравнительно-правовом методе, позволяющем выявить сходства и различия правовых механизмов ЕАЭС и ЕС, применяемых для унификации строительных контрактов. Данное исследование демонстрирует, что успешная унификация международных строительных контрактов связана с уровнем интеграции правовых систем региональных объединений. ЕС сформировал единое правовое пространство, обеспечившее предсказуемость применения форм МФИК. В ЕАЭС доминирование двусторонних соглашений затрудняет разработку универсальных стандартов, снижая эффективность международного строительства. На основе полученных данных предлагается сосредоточить усилия на выработке единых норм, учитывая опыт ЕС и ЕАЭС в укреплении интеграции в рамках БРИКС. Это позволит гармонизировать рынок строительных услуг, снизить риски для всех участников и сформировать предсказуемую деловую среду. В условиях политических конфликтов и санкций особую значимость приобретает использование универсальных контрактных решений и частного права как стабилизирующих факторов, способствующих развитию международного строительного сектора и долгосрочной устойчивости стран в условиях формирующегося многополярного мира.
Современные процессы глобализации, цифровизации и политических изменений обостряют проблему обеспечения прав человека на международном уровне, при этом трансформация конституционализма выступает важнейшим контекстом для переосмысления механизмов их защиты. Международно-правовая защита прав человека становится неотъемлемой частью обновляющихся конституционных систем, что требует анализа не только правовых норм, но и политико-правовых парадигм. В условиях фрагментации государственного суверенитета и усиления влияния транснациональных акторов возрастает значимость универсальных и региональных механизмов правовой защиты. В этой связи предметом исследования является соотношение международно-правовых гарантий прав человека и процессов трансформации конституционализма в различных государствах. Особое внимание уделяется правовому и институциональному взаимодействию между национальными и наднациональными уровнями системы правовой защиты. В методологическом отношении работа опирается на комплексный подход, сочетающий принципы юридического, политологического и сравнительно-правового анализа. Используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический, институциональный). Эмпирическая база включает в себя документы ООН, региональных правозащитных организаций, решения международных судов и национальных конституционных судов. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нём предпринята попытка рассмотреть международно-правовую защиту прав человека не в статической перспективе, опираясь исключительно на правовые нормы и институты, а в динамике - сквозь призму трансформирующегося конституционного порядка. Такой подход позволяет выявить внутреннюю логику правового развития в условиях мирового правового плюрализма и институциональной нестабильности. Кроме того, в работе предложена концепция «интегративного правозащитного подхода», ориентированного на гибкое сочетание универсальных международных стандартов с локальными формами правовой культуры и институциональной организации власти. Таким образом, целью статьи становится не только правовой анализ существующих норм, но и формулирование ориентиров для возможной трансформации правозащитных механизмов в условиях постклассического конституционализма.
В статье особое внимание уделено роли ЮНЕСКО в формировании глобальной политики в области культуры, особенно в свете приближающегося 80-летия организации, с учетом контекста сохранения и развития культурного многообразия и духовного наследия человечества. Исследуется значение культурного суверенитета России как системы базовых ценностей общества в укреплении международного сотрудничества и диалога культур. В преддверии 80-летия ЮНЕСКО рассматриваются ключевые инициативы и проекты России, направленные на сохранение и развитие культурного наследия, а также на поддержку разнообразия форм культурного самовыражения в международной среде, включая глобальное информационное пространство Интернета. Новизна данного исследования заключается в его проведении накануне важного 80-летнего юбилея ЮНЕСКО. Это позволяет рассмотреть вопрос культурного суверенитета России в новом контексте. Данный аспект подчеркивает значимость исторического момента и необходимость переосмысления роли культурного суверенитета России для мирового сообщества в условиях глобализации. В работе задействован комплекс общенаучных методов научного познания и диалектический метод. Анализируются принципы культурного суверенитета, такие как охрана национального культурного наследия, поддержка культурного многообразия и защита традиционных ценностей. По результатам выводов можно констатировать, что отмечая 80-летие ЮНЕСКО, мировое сообщество получает уникальную возможность переосмыслить вклад этой организации в сохранение культурного наследия и развитие межкультурного диалога. В условиях глобализации, когда культурные ценности сталкиваются с процессами культурной экспансии, культурный суверенитет России играет важную роль в сохранении национальной идентичности и традиций. В 2025 году планируется реализация совместного проекта ЮНЕСКО и Интерпола «Виртуальный музей похищенных культурных ценностей. Данный Проект является ярким примером успешного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия. Такие инициативы демонстрируют важность коллективных усилий для защиты мировых культурных ценностей и возвращения утраченного наследия. В заключение представлены рекомендации по сохранению, защите и популяризации разнообразия форм культурного самовыражения и культурного суверенитета Российской Федерации как основы укрепления мирового сотрудничества и диалога в сфере культуры.
Предметом исследования, проводимого авторами данной статьи, являются взаимоотношения транснациональных корпораций и государственных органов в контексте экономического развития. Транснациональные корпорации являются результатом быстро растущей глобальной экономики в мире, поскольку их деятельность является основой экономического мирового развития и технологического прогресса в любом государстве с развитой экономикой. В ходе анализа осуществляется оценка влияния деятельности транснациональных корпораций на национальные экономики, а также рассматриваются различные подходы к регулированию и контролю за их деятельностью. Особое внимание в статье уделяется влиянию деятельности транснациональных корпораций на законодательства стран и права их граждан. Помимо этого, исследование также предлагает оценку эффективности существующих механизмов регулирования и даёт рекомендации для улучшения взаимодействия ТНК и государственных органов в интересах устойчивого экономического развития и социального благополучия. Достижение цели и решение исследовательских задач опиралось на следующую методологическую базу. В частности, при раскрытии содержания термина «транснациональная корпорация» - внутреннее и внешнее сравнение, формально-юридический метод, а также диалектические методы научного познания: анализ, абстрагирование, аналогия, синтез и теоретико-прогностический. В работе использовалось сочетание теоретической и эмпирической информации. Следует отметить, что в условиях глобализирующегося мира международные корпорации являются мощным двигателем влияния на мировую экономику и политику. В связи с осуществлением корпорациями экономической деятельности, реализуется важнейший институт международного частного права между правительствами в сфере экономики. Для более эффективной реализации деятельности корпораций необходимо оптимальное правовое регулирование таких отношений с учетом законных прав и интересов всех участников экономических отношений. В результате исследования авторы приходят к выводу о преобладании различных уровней регулирования деятельности ТНК, влияние законов разных стран на ТНК, а также взаимодействие правовых систем разных государств друг с другом на правовое регулирование деятельности ТНК и анализ мнений исследователей по данному вопросу.
Предметом исследования является современное состояние международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и сохранения живых ресурсов в Арктике. Отмечается, что Арктика неизменно является зоной повышенного внимания и столкновения геополитических интересов. Ведущая роль в урегулировании возникающих в регионе конфликтов принадлежит международному праву, которое находится в процессе постоянного развития с учетом изменяющихся реалий современного мира. Постоянно ухудшающиеся межгосударственные отношения и замороженное во многих отношениях международное сотрудничество России со странами запада препятствуют эффективному решению глобальных проблем Арктического региона, к числу которых относятся: глобальное потепление и поиск путей эффективной адаптации к нему, охрана живых ресурсов, обеспечение, традиционного образа жизни коренных народов и иные проблемы охраны окружающей среды. На основе исторического метода исследования в статье проведен анализ развития международного права и осуществления сотрудничества арктических государств в сфере охраны окружающей среды региона. Особое внимание уделено периоду холодной войны, а также позитивным результатам сотрудничества, достигнутым в это время. Научная новизна исследования состоит в проведении параллели между различными периодами напряженной международной политической обстановки и выводе, что мирное и устойчивое развитие Арктики должно быть обеспечено усилиями всех циркумполярных государств, а также при непосредственном участии неарктических стран. Лидирующая роль в данном процессе должна принадлежать международному праву и международному сотрудничеству, осуществляемому вне зависимости от политического контекста и существующих разногласий. Автор также приходит к выводу, что вводимые на западе ограничения на научное сотрудничество с российскими контрагентами, фактически разрушают создававшиеся десятилетиями связи между учеными ведущих научных и образовательных центров. Современная арктическая политика циркумполярных стран, исключающая научное и иное сотрудничество с Россией по вопросам охраны окружающей среды, многократно усиливает риски устойчивого развития арктических территорий. Представляется, что многостороннее международное сотрудничество в Арктике без участия России не может полноценно охватить весь спектр региональных проблем, а тем более выработать наиболее эффективные пути их решения. Выявлено, что в контексте паузы в работе Арктического совета сотрудничество между негосударственными субъектами может стать сейчас наиболее важной его формой.
Предметом настоящего исследования являются системы правового регулирования сокращения выбросов парниковых газов России и Франции. В настоящей статье Автор рассматривает особенности систем правового регулирования сокращения выбросов парниковых газов и приводит их сравнительно-правовой анализ, оценивает уровень их антропогенного воздействия. Автор раскрывает действующее правовое регулирование, анализирует существующие позиции в правовой литературе, касающиеся плюсов и минусов выбранной стратегии ограничения парниковых газов и перспектив ее реализации. В рамках настоящей статьи Автор касается проблематики реализации отечественной и французской стратегий борьбы с парниковыми газами и приходит к выводам о наиболее существенных и эффективных методах по реализации сокращения парниковых газов, при этом затрагивая наднациональный европейский уровень регулирования. При подготовке настоящего исследования автором использовались формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также метод индукции, дедукции и анализа. Основными выводами проведенного исследования являются заключения Автора о наиболее эффективных и рациональных методах борьбы с выбросами парниковых газов, а также выводы, о связанных в связи с реализацией соответствующих стратегий по сокращению выбросов парниковых газов проблемах. Так, Автор среди наиболее важных инструментов по сокращению выбросов выделяет ведение систем мониторинга и измерений выбросов парниковых газов, а также выделяет характерный для Российской Федерации метод, метод использования природных экосистем. Автор в своем исследовании также дает оценку необходимости введения углеродного рынка в Российской Федерации, анализирует опыт стран Европейского союза и приходит к выводу об огромном коммерческом потенциале и перспективах введения данного рынка в Российской Федерации. Новизна исследования заключается в сравнительно-правовом анализе систем России и Франции в данной сфере
В настоящем исследовании автор подробно рассматривает проблему обеспечения мира и безопасности человечества посредством использования норм международного гуманитарного права и уголовного права Российской Федерации. Обеспечение мира и безопасности человечества как задача уголовного права и объект уголовно-правовой и международно-правовой охраны тесно связано с положениями международного гуманитарного права, так как правила ведения войны, установленные им, при нарушении влекут угрозу мирному сосуществованию народов и государств. В связи с этим автору представилось целесообразным рассмотреть историю развития защиты обеспечения мира и безопасности человечества сквозь призму зарождения законодательства о войне. Автор обращается к истории и на основе исторических фактов устанавливает периодизацию развития и становления запрета акта агрессии. Автором было также разработано собственное понятие “мир” для целей применения Главы 34 УК РФ. При подготовке настоящего исследования автором использовались такие методы, как формально-юридический, исторический, сравнительный, а также методы анализа, индукции и дедукции. Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам: законодательство об обеспечении мира и безопасности человечества начало свое формирование еще в период раннего Средневековья и достигло пика после окончания Второй мировой войны; мир - это состояние в период отсутствия применения вооруженных сил государств против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости друг друга, либо вооруженных организованных негосударственных групп против государств; в Российском законодательстве отражен ряд запретов на совершение преступлений против мира и безопасности человечества, однако сами составы этих преступлений несовершенны и нуждаются в доработке в части закрепления основных дефиниций. В связи с этим представляется целесообразным разработать и утвердить постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации либо отдельный Федеральный закон, в котором были бы решены основные проблемные вопросы, вызывающие сложности в правильной квалификации преступлений против мира и безопасности человечества.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______