В статье рассматриваются традиции и исторические особенности обучения рисунку художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи от школы при фабрике Лукутиных до Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». Анализируются задачи обучения бакалавров академическому рисунку с учётом уникального художественного уровня лучших произведений лаковой миниатюрной живописи современных федоскинских художников и их знаменитых предшественников.
Идентификаторы и классификаторы
С 1930-х гг. «под влиянием ведущих искусствоведов: А.В. Бакушинского, В.М. Василенко и других, в творчестве федоскинских мастеров происходят важные перемены: художники стали разрабатывать свои собственные многофигурные композиции. Анализируя их творческие работы, одни искусствоведы высказывались за необходимость овладения крепким рисунком, знанием анатомии человека. Другие, как, например, Б.А. Салтыков, говорили, что грамотный рисунок не обязателен, он может быть очень условным, в миниатюре должны преобладать цвет, красота линий» [8, с. 172]. М.С. Чижов утверждал, «что уточнять рисунок на натуре просто необходимо. По натурным зарисовкам даже составляются части композиции, но конечно, в первую очередь, нужно работать по воображению и при этом хорошо рисовать, а, чтобы хорошо рисовать, нужна специальная подготовка» [8, с. 173].
Список литературы
1. Баммес Г. Изображение человека: основы рисунка с натуры / Г. Баммес; перевод с немецкого С. В. Балаева. - Санкт-Петербург: Дитон, 2012. - 312 с. ISBN: 978-5-905048-11-1
2. Баммес Г. Образ человека: учебник и практическое руководство по пластической анатомии для художников / Г. Баммес; перевод с немецкого Е. Н. Московкина. - Санкт-Петербург: Дитон, 2011. - 507 с. ISBN: 978-5-905048-06-7
3. Головченков О. В. Три преподавателя - три подхода к обучению студентов / О. В. Головченков // Традиционное прикладное искусство и образование: электронный журнал. - 2020. - № 2 (33). - С. 5-13. 10.24411/2619-1504-2020-00025. - URL: https://dpio.ru/stat/2020_2/2020-02-01.pdf (дата обращения: 05.03.2024). DOI: 10.24411/2619-1504-2020-00025.-URL EDN: WVCUNK
4. Карузин П. И. Руководство по пластической анатомии. Оразмерах, росте и пропорциях человеческого тела. Выпуск 1 / П. И. Карузин. - Москва: Государственное издательство, 1921. - 86 с.
5. Коллекция лукутинских изделий А. С. Мокроусова - жемчужина музейного фонда Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи: научный каталог / под научной редакцией М. А. Салтанова. - Москва: Северный Паломник, 2022. - 168 с. ISBN: 978-5-94431-471-0
6. Пржевальская Л. К. Лукутины: очерки / Л. К. Пржевальская, Н. М. Пржевальский. - Москва: ЭйПиСиПаблишинг, 2020. - 546 с. ISBN: 978-5-6042131-5-5
7. Супрун Л. Я. Лаковая миниатюра Федоскино / Л. Я. Супрун. - Москва: Легпромбытиздат, 1987. - 320 с.
8. Чижов М. С. Среди миниатюристов. Записки федоскинского мастера / М. С. Чижов. - Ленинград: Художник РСФСР, 1982. - 261 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Каталог авторов Е.А. Лапшиной и В.Ф. Максимович под названием «Великолепие художественного наследия России: художественное кружевоплетение. Дипломные работы студентов Высшей школы народных искусств (академии)» – это первое полное издание произведений кафедры художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (академии) за двадцатилетний период, отражающее специфику развития вологодского, киришского и рязанского художественного кружевоплетения. Издание иллюстрировано не только качественными фотографиями выпускных квалификационных работ, но и включает фрагменты кружевных мотивов в увеличенном формате, что наиболее полно отражает специфику технологического исполнения и сложность ручного художественного труда.
Статья посвящена обзору альбомов-каталогов художественных изделий уральских ювелиров, являющихся членами Союза художников России. Издания были опубликованы в серии «Ювелиры Нижнего Тагила» и подготовлены к выпуску директором Нижнетагильского музея изобразительных искусств, искусствоведом - М. Агеевой. В альбомах представлены иллюстрации авторских художественных изделий художников.
В статье автор анализирует происхождение живописных полотен, ставших важной частью музейно-выставочного пространства «Лукутинские традиции» в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи. Автором изучены документы, отражающие историю развития сёл Федоскино, Данилково с соседними деревнями, входившими в состав Марфинской волости, а также сёл Троицкой волости; воспоминания федоскинских художников и учащихся Федоскинской профессионально-технической школы о приобретении коллекции живописных работ и их значении в обучении художников-миниатюристов.
В статье рассматривается подготовка студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в условиях возрастающих требований к подготовке компетентных выпускников. Основная проблема - качество профессиональной подготовки и формирование компетентности студентов среднего профессионального образования в области традиционных художественных промыслов посредством совершенствования модели подготовки специалиста по художественной обработке кожи.
В статье рассматриваются различные органические и неорганические материалы, используемые для создания художественных произведений в косторезном искусстве. Проанализированы и перечислены возможности применения традиционных и нетрадиционных материалов в художественной резьбе по кости. Представлена условная классификация материалов, используемых в косторезном искусстве. Проведен краткий художественный анализ некоторых современных изделий с применением нетрадиционных материалов для косторезного искусства.
В статье рассматриваются особенности работы Художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам, анализируются главные задачи, функции, процесс и критерии отнесения произведений к изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Автор показывает важность их признания изделиями народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, анализирует примеры мер государственной поддержки, которые получают предприятия.
В статье рассматриваются способы, оказывающие положительное влияние на занятиях физической культурой на гармонизацию эмоциональной сферы, сохранение здоровья, повышение умственной и физической активности студентов, обучающихся традиционному прикладному искусству. Физическая активность на занятиях физической культурой компенсирует негативное влияние малоподвижного образа жизни современного человека. Автор статьи проводит исследование спортивных интересов и предпочтений студентов, а также их эмоционального состояния с помощью специально разработанных тестов и на основании анализа результатов тестирования проводит занятия, которые способствуют адаптации и улучшению физического и эмоционального самочувствия обучающихся.
В статье рассматривается актуальная проблема повышения качества подготовки студентов высшего образования в области художественной вышивки к выпускной квалификационной работе. Научно обосновывается междисциплинарный подход к разработке содержания и структуры выпускной квалификационной работы как формы представления результатов обучения в области художественной вышивки. Результаты анализа процесса подготовки студентов к выполнению выпускных квалификационных работ сопровождаются демонстрацией иллюстративных материалов. Определяются перспективы организации и проведения педагогического эксперимента на базе Высшей школы народных искусств (академии).
В статье рассматривается возможность применения современных художественно-технологических материалов в процессе обучения студентов высшего образования проектированию, исполнительскому мастерству и совершенствованию мастерства по художественной росписи ткани. Представлен краткий обзор материалов и результатов их применения. Рассмотрены преимущества, которые дает внедрение современных материалов в ход образовательного процесса. Статья проиллюстрирована фотографиями изделий, выполненных студентами кафедры декоративной росписи им. А.Н. Голубевой в процессе освоения совершенствование мастерства по художественной росписи ткани, а также в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.
Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Живопись» (церковно-историческая живопись) на примере пленэрной практики в Высшей школе народных искусств (академии) г. Санкт-Петербург. Автор исследует художественно-практические и познавательно-творческие аспекты пленэрной деятельности студентов в учебном процессе, а также выявляет ключевые особенности написания графических работ в условиях пленэра, используя различные графические материалы.
Статья представляет собой исследование проблемы качества обучения пластической анатомии в подготовке будущих художников традиционных художественных промыслов, разнообразие видов которых определяет различные подходы к созданию содержания обучения, отбор дидактических средств и методов. Является продолжением исследования, описание которого, теоретическое и практическое обоснование в виде педагогического эксперимента, а также результаты описаны в диссертационном исследовании автора. Углубляется и корректируется содержание обучения изображению фигуры человека на анатомической основе.
Статья посвящена анализу процесса обучения профессиональному мастерству будущих художников-ювелиров. На основе применения интегративно-модульной теории определены основные положения, выделены модули учебных заданий. В работе представлен алгоритм содержания обучения профессиональным умениям и навыкам в виде информационно-познавательного и деятельностного модулей, которые иллюстрированы учебными образцами ювелирных украшений, выполненных в логической последовательности.
В статье рассматривается специфика преподавания новой учебной дисциплины - основы российской государственности, обосновывается ее необходимость. Приведен пример преподавания дисциплины в Высшей школе народных искусств (академии). Указаны проблемы, возникающие при преподавании дисциплины в художественном вузе. На основании первого опыта предложены варианты решения проблемы и рекомендации в учебно-методический комплекс дисциплины.
В статье рассматривается литературный образ как необходимая часть формирования специальных профессиональных навыков будущих художников традиционного прикладного искусства. Авторы текста отмечают важность межпредметных связей, способствующих самоопределению в мире культуры и творческому проявлению личности. В статье на примере изучения лирики А.А. Фета представлены варианты практических заданий (анализ стихотворений, словарная работа, написание эссе), направленных на выявление сюжетно-тематическое родства произведений словесного и изобразительного искусства и определение близости их образной природы.
Статья посвящена взаимосвязи дисциплин гуманитарного цикла (на примере русского языка, культуры речи и литературы), как единого комплекса, влияющего на становление и подготовку будущего художника традиционного прикладного искусства. Союз гуманитарных дисциплин определяет основную цель - влияние на владение русским языком и знаниями по культуре речи, литературе будущего художника, что определяет его возможности в описании художественных образов, использовании фигур речи, поэтического языка при написании выпускной квалификационной работы.
В статье исследуется современное состояние содержания обучения истории искусств в среднем профессиональном образовании. Особое внимание уделяется специфике профессиональной подготовки в области традиционных художественных промыслов и её влиянию на разработку содержания истории искусств. Автор выделяет значимость изучения истории искусств как эффективного инструмента формирования художественного вкуса и профессиональных компетенций будущих художников в области традиционного прикладного искусства. Основными источниками исследования являются рабочие программы дисциплины, учебники, учебно-методические комплексы и интерактивные пособия. Результаты исследования способствуют пониманию текущего состояния образовательного процесса и могут быть использованы для оптимизации содержания обучения истории искусств в среднем профессиональном образовании.
Статья посвящена изучению новой области научного педагогического знания - педагогическому образованию в области подготовки художников традиционного прикладного искусства. Рассмотрены нормативные и методолого-теоретические основания содержания педагогического образования в области подготовки художников. Представлен ход и результаты создания содержания педагогического образования для среднего профессионального и различных уровней высшего образования на примере исследований Высшей школы народных искусств (академии). На основе проведенных исследований предложены пути дальнейших научных работ, затрагивающих теоретическое и практическое направления изучения педагогического образования в области подготовки художников традиционного прикладного искусства.
25 января 2024 в Юго-Западной башне Вологодского кремля открылась выставка «Высшая школа народных искусств – 20 лет свершений», посвященная 20-летию вуза. На открытии экспозиции присутсвовало 54 человека. Прозвучали теплые слова от организаторов и приглашенных гостей выставки: сотрудников музеев, кружевных предприятий, студентов колледжей, вузов города, ценителей русского традиционного прикладного искусства.
На международной выставке-форуме «Россия», открытой в павильонах Выставки достижений народного хозяйства, 6-11 февраля 2024 г. прошла тематическая неделя «Санкт-Петербург научный». Вузы и научные организации города, подведомственные Комитету по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, познакомили с ключевыми достижениями города в науке и профессиональном образовании.
В статье дан обзор основных мероприятий, которые проходили в Высшей школе народных искусств (академии) и ее филиалах - институтах в рамках празднования Дня российской науки.
Статья посвящена 84-летию Народного художника России Владислава Федоровича Некосова. Статья написана на основе интервью с художником, профессором кафедры художественно-исполнительской проектной деятельности Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи и личных воспоминаний автора о мастере. В ходе интервью Владислав Федорович рассказал об этапах своего творческого становления как художника и педагога.
Издательство
- Издательство
- ВШНИ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Канала Грибоедова, д 2 литера а
- Юр. адрес
- 191186, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Канала Грибоедова, д 2 литера а
- ФИО
- Рыбникова Ольга Петровна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- vshni@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 7104254