СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ (2024)
В статье исследуется современное состояние содержания обучения истории искусств в среднем профессиональном образовании. Особое внимание уделяется специфике профессиональной подготовки в области традиционных художественных промыслов и её влиянию на разработку содержания истории искусств. Автор выделяет значимость изучения истории искусств как эффективного инструмента формирования художественного вкуса и профессиональных компетенций будущих художников в области традиционного прикладного искусства. Основными источниками исследования являются рабочие программы дисциплины, учебники, учебно-методические комплексы и интерактивные пособия. Результаты исследования способствуют пониманию текущего состояния образовательного процесса и могут быть использованы для оптимизации содержания обучения истории искусств в среднем профессиональном образовании.
Идентификаторы и классификаторы
Специфика профессиональной подготовки в области традиционных художественных промыслов должна в значительной мере определять особенности разработки содержания истории искусств, т.к. его изучение является эффективным инструментом формирования художественного вкуса и профессиональных компетенций.
По данным сайта «Все колледжи РФ» в настоящее время подготовку в области традиционных художественных промыслов осуществляет 64 колледжа, однако лишь 29 из них разместили на сайте текст программ истории искусств полностью, а не краткие аннотации. Сравнительный анализ сводных данных 29 программ истории искусств позволил сформулировать несколько ключевых выводов, релевантных для исследования. Первое. Объем программ. Содержание курса «История искусств», реализуемого в колледжах, соответствует требованиям ФГОС среднего профессионального образования, но с разной степенью подробности раскрывает этапы развития искусства, творческие направления, художественно-стилистические особенности. Велик разброс количества учебных часов, отведенных на освоение: от 36 ч.5 – до 327 ч.6, количество зачетных единиц варьируется в интервале 1-8.
Список литературы
1. Агратина Е. Е. История зарубежного и русского искусства ХХ века: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Агратина. - 2-е издание. - Москва: Юрайт, 2023. - 325 с. - (Профессиональное образование). ISBN: 978-5-534-16253-0
2. Александрова Н. М. Метадисциплины в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства / Н. М. Александрова // Традиционное прикладное искусство и образование: электронный журнал. - 2018. - № 1 (23). - С. 1-9. - URL: http://dpio.ru/stat/2018_l (дата обращения: 23.10.2023).
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; составитель С. Г. Бочаров; примечания С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. - Москва: Искусство, 1979. - 437 с. EDN: VQMUFP
4. Ванюшкина Л. М. Внеаудиторное образование - путь в открытое образовательное пространство: монография / Л. М. Ванюшкина. - Санкт-Петербург: Лита, 2003. - 223 с. ISBN: 5-7434-0326-0
5. Ванюшкина Л. М. Теория и практика внеаудиторного образования: специальность 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики и образования”: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ванюшкина Любовь Максимовна. - Санкт-Петербург, 2003. - 44 с. EDN: NHKPYF
6. Ванюшкина Л. М. История искусств. Древний мир и Средневековье: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина, Л. В. Дмитриева. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2023. - 538 с. - (Профессиональное образование). -. ISBN: 978-5-534-13459-9
7. Ванюшкина Л. М. История искусств. Возрождение и Новое время: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. М. Ванюшкина, С. А. Тихомиров, И. И. Куракина. - Москва: Юрайт, 2023. - 484 с. - (Профессиональное образование). -. ISBN: 978-5-534-13474-2
8. Гессен С. И. Педагогические сочинения / С. И. Гессен; составители: Е. Г. Осовский, М. В. Богуславский, О. Е. Осовский; подготовка текста и комментарии Е. Г. Осовского, В. П. Киржаевой, О. Е. Осовского. - Саранск: Красный Октябрь, 2001. - Т. 1. - 564 с. - (Педагогическая библиотека Российского Зарубежья). -. ISBN: 5-7493-0376-4 EDN: UIUFHJ
9. Ильина Т. В. История искусства: учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Ильина. - 2-е издание - Москва: Юрайт, 2023. - 203 с. - (Профессиональное образование). -. ISBN: 978-5-534-10779-1
10. Ильина Т. В. История искусства Западной Европы. От Античности до наших дней: учебник для среднего профессионального образования / Т. В. Ильина, М.С. Фомина. - 7-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Юрайт, 2023. - 330 с. - (Профессиональное образование). -. ISBN: 978-5-534-07318-8
11. Кабалевский Д. Б. О музыкально-эстетическом и нравственном воспитании детей: по материалам разных лет / Д. Б. Кабалевский // Теория музыкального образования: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050100 “Педагогическое образование”, профиль “Музыка”, 050100.62 “Педагогическое образование”, профили “Музыка” и “Дополнительное образование”. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2013. - С. 322-337. EDN: UTLUQZ
12. Каган М. С. Перспективы развития гуманитарного знания в XXI веке / М. С. Каган // Личность. Культура. Общество. - 2005. - Т. 7. - № 4 (28). - С. 60-69. 13. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры / Т. П. Калугина. - Санкт-Петербург: Петрополис, - 2008. - 224 с. - RYSCNZ. ISBN: 978-5-9676-0146-5 EDN: HTMPER
13. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры / Т. П. Калугина. - Санкт-Петербург: Петрополис, - 2008. - 224 с. -. ISBN: 978-5-9676-0146-5 EDN: RYSCNZ
14. Креленко Н. С. Введение в историю искусства: учебное пособие / Н. С. Креленко. - Текст: электронный. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 236 с. - Режим доступа: для авториз. пользователей. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=479473 (дата обращения: 03.10.2023). - -. DOI: 10.23681/479473 ISBN: 978-5-4475-9407-7 EDN: YMKQIE
15. Максимович В. Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства / В. Ф Максимович // Научный диалог. - 2016. - № 12 (60). - С. 387-400. EDN: XEORGZ
16. Неменский Б. М. Искусство как форма познания и организации жизни (проблемы художественной педагогики) / Б. М. Неменский // Гуманитарное пространство. - 2012. - Т. 1. - Приложение 9. - С. 7-98. EDN: QTHWGG
17. Предтеченская Л. М. Изучение художественной культуры в курсах новой и новейшей истории: из опыта работы / Л. М. Предтеченская. - Москва: Просвещение, 1978. - 167 с.
18. Павлов А. Ю. История искусств: учебное пособие / А. Ю. Павлов. - Текст: электронный. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 210 с. - Режим доступа: для авториз. пользователей. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573329 (дата обращения: 03.10.2023). - 10.23681/573329. -. DOI: 10.23681/573329.-ISBN978-5-4499-0674-8 ISBN: 978-5-4499-0674-8 EDN: EJSGME
19. Савенкова Л. Г. Интегрированные технологии и гуманитаризация образования / Л. Г. Савенкова // Гуманитарное пространство. - 2018. - Т. 7. - № 1. - С. 142-166. EDN: NTQEHP
20. Семенова Е. И. Общекультурный компонент профессиональной подготовки будущих художников традиционных художественных промыслов / Е. И. Семенова // Традиционное прикладное искусство и образование: электронный журнал. - 2022. - № 4 (42). - С. 67-82. -. DOI: 10.24412/2619-1504-2022-4-67-82 EDN: SYVYXF
21. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. М. Сокольникова. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Юрайт, 2023. - 405 с. - (Профессиональное образование). -. ISBN: 978-5-534-14735-3
22. Школяр Л. В. Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и перспективы / Л. В. Школяр, Н. В. Курбатова // Пространство и время. - 2013. - № 3 (13). - С. 76-78. EDN: QZIEAL
23. ФГОС 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам): приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1389. - Текст: электронный. - URL: https://gubcollege.ru/college/obrazovanie/rabochie-programmy. (дата обращения: 11.10. 2023).
24. Федотова О. В. Насмотренность как одно из условий создания творческого образа в профессиональном образовании в традиционных художественных промыслах / О. В. Федотова // Традиционное прикладное искусство и образование: электронный журнал. - 2021. - № 3 (37). - С. 80-88. - 10.24412/2619-1504-2021-38-80-88. - URL: https://www.dpio.ru/stat/2021_3/2021-03-16.pdf (дата обращения: 11.10. 2023). DOI: 10.24412/2619-1504-2021-38-80-88.-URL EDN: OLHRSF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Каталог авторов Е.А. Лапшиной и В.Ф. Максимович под названием «Великолепие художественного наследия России: художественное кружевоплетение. Дипломные работы студентов Высшей школы народных искусств (академии)» – это первое полное издание произведений кафедры художественного кружевоплетения Высшей школы народных искусств (академии) за двадцатилетний период, отражающее специфику развития вологодского, киришского и рязанского художественного кружевоплетения. Издание иллюстрировано не только качественными фотографиями выпускных квалификационных работ, но и включает фрагменты кружевных мотивов в увеличенном формате, что наиболее полно отражает специфику технологического исполнения и сложность ручного художественного труда.
Статья посвящена обзору альбомов-каталогов художественных изделий уральских ювелиров, являющихся членами Союза художников России. Издания были опубликованы в серии «Ювелиры Нижнего Тагила» и подготовлены к выпуску директором Нижнетагильского музея изобразительных искусств, искусствоведом - М. Агеевой. В альбомах представлены иллюстрации авторских художественных изделий художников.
В статье автор анализирует происхождение живописных полотен, ставших важной частью музейно-выставочного пространства «Лукутинские традиции» в Федоскинском институте лаковой миниатюрной живописи. Автором изучены документы, отражающие историю развития сёл Федоскино, Данилково с соседними деревнями, входившими в состав Марфинской волости, а также сёл Троицкой волости; воспоминания федоскинских художников и учащихся Федоскинской профессионально-технической школы о приобретении коллекции живописных работ и их значении в обучении художников-миниатюристов.
В статье рассматривается подготовка студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в условиях возрастающих требований к подготовке компетентных выпускников. Основная проблема - качество профессиональной подготовки и формирование компетентности студентов среднего профессионального образования в области традиционных художественных промыслов посредством совершенствования модели подготовки специалиста по художественной обработке кожи.
В статье рассматриваются различные органические и неорганические материалы, используемые для создания художественных произведений в косторезном искусстве. Проанализированы и перечислены возможности применения традиционных и нетрадиционных материалов в художественной резьбе по кости. Представлена условная классификация материалов, используемых в косторезном искусстве. Проведен краткий художественный анализ некоторых современных изделий с применением нетрадиционных материалов для косторезного искусства.
В статье рассматриваются особенности работы Художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам, анализируются главные задачи, функции, процесс и критерии отнесения произведений к изделиям народных художественных промыслов признанного художественного достоинства. Автор показывает важность их признания изделиями народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, анализирует примеры мер государственной поддержки, которые получают предприятия.
В статье рассматриваются способы, оказывающие положительное влияние на занятиях физической культурой на гармонизацию эмоциональной сферы, сохранение здоровья, повышение умственной и физической активности студентов, обучающихся традиционному прикладному искусству. Физическая активность на занятиях физической культурой компенсирует негативное влияние малоподвижного образа жизни современного человека. Автор статьи проводит исследование спортивных интересов и предпочтений студентов, а также их эмоционального состояния с помощью специально разработанных тестов и на основании анализа результатов тестирования проводит занятия, которые способствуют адаптации и улучшению физического и эмоционального самочувствия обучающихся.
В статье рассматривается актуальная проблема повышения качества подготовки студентов высшего образования в области художественной вышивки к выпускной квалификационной работе. Научно обосновывается междисциплинарный подход к разработке содержания и структуры выпускной квалификационной работы как формы представления результатов обучения в области художественной вышивки. Результаты анализа процесса подготовки студентов к выполнению выпускных квалификационных работ сопровождаются демонстрацией иллюстративных материалов. Определяются перспективы организации и проведения педагогического эксперимента на базе Высшей школы народных искусств (академии).
В статье рассматривается возможность применения современных художественно-технологических материалов в процессе обучения студентов высшего образования проектированию, исполнительскому мастерству и совершенствованию мастерства по художественной росписи ткани. Представлен краткий обзор материалов и результатов их применения. Рассмотрены преимущества, которые дает внедрение современных материалов в ход образовательного процесса. Статья проиллюстрирована фотографиями изделий, выполненных студентами кафедры декоративной росписи им. А.Н. Голубевой в процессе освоения совершенствование мастерства по художественной росписи ткани, а также в ходе выполнения выпускной квалификационной работы.
Статья посвящена вопросам профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Живопись» (церковно-историческая живопись) на примере пленэрной практики в Высшей школе народных искусств (академии) г. Санкт-Петербург. Автор исследует художественно-практические и познавательно-творческие аспекты пленэрной деятельности студентов в учебном процессе, а также выявляет ключевые особенности написания графических работ в условиях пленэра, используя различные графические материалы.
Статья представляет собой исследование проблемы качества обучения пластической анатомии в подготовке будущих художников традиционных художественных промыслов, разнообразие видов которых определяет различные подходы к созданию содержания обучения, отбор дидактических средств и методов. Является продолжением исследования, описание которого, теоретическое и практическое обоснование в виде педагогического эксперимента, а также результаты описаны в диссертационном исследовании автора. Углубляется и корректируется содержание обучения изображению фигуры человека на анатомической основе.
Статья посвящена анализу процесса обучения профессиональному мастерству будущих художников-ювелиров. На основе применения интегративно-модульной теории определены основные положения, выделены модули учебных заданий. В работе представлен алгоритм содержания обучения профессиональным умениям и навыкам в виде информационно-познавательного и деятельностного модулей, которые иллюстрированы учебными образцами ювелирных украшений, выполненных в логической последовательности.
В статье рассматривается специфика преподавания новой учебной дисциплины - основы российской государственности, обосновывается ее необходимость. Приведен пример преподавания дисциплины в Высшей школе народных искусств (академии). Указаны проблемы, возникающие при преподавании дисциплины в художественном вузе. На основании первого опыта предложены варианты решения проблемы и рекомендации в учебно-методический комплекс дисциплины.
В статье рассматривается литературный образ как необходимая часть формирования специальных профессиональных навыков будущих художников традиционного прикладного искусства. Авторы текста отмечают важность межпредметных связей, способствующих самоопределению в мире культуры и творческому проявлению личности. В статье на примере изучения лирики А.А. Фета представлены варианты практических заданий (анализ стихотворений, словарная работа, написание эссе), направленных на выявление сюжетно-тематическое родства произведений словесного и изобразительного искусства и определение близости их образной природы.
Статья посвящена взаимосвязи дисциплин гуманитарного цикла (на примере русского языка, культуры речи и литературы), как единого комплекса, влияющего на становление и подготовку будущего художника традиционного прикладного искусства. Союз гуманитарных дисциплин определяет основную цель - влияние на владение русским языком и знаниями по культуре речи, литературе будущего художника, что определяет его возможности в описании художественных образов, использовании фигур речи, поэтического языка при написании выпускной квалификационной работы.
В статье рассматриваются традиции и исторические особенности обучения рисунку художников федоскинской лаковой миниатюрной живописи от школы при фабрике Лукутиных до Федоскинского института лаковой миниатюрной живописи - филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)». Анализируются задачи обучения бакалавров академическому рисунку с учётом уникального художественного уровня лучших произведений лаковой миниатюрной живописи современных федоскинских художников и их знаменитых предшественников.
Статья посвящена изучению новой области научного педагогического знания - педагогическому образованию в области подготовки художников традиционного прикладного искусства. Рассмотрены нормативные и методолого-теоретические основания содержания педагогического образования в области подготовки художников. Представлен ход и результаты создания содержания педагогического образования для среднего профессионального и различных уровней высшего образования на примере исследований Высшей школы народных искусств (академии). На основе проведенных исследований предложены пути дальнейших научных работ, затрагивающих теоретическое и практическое направления изучения педагогического образования в области подготовки художников традиционного прикладного искусства.
25 января 2024 в Юго-Западной башне Вологодского кремля открылась выставка «Высшая школа народных искусств – 20 лет свершений», посвященная 20-летию вуза. На открытии экспозиции присутсвовало 54 человека. Прозвучали теплые слова от организаторов и приглашенных гостей выставки: сотрудников музеев, кружевных предприятий, студентов колледжей, вузов города, ценителей русского традиционного прикладного искусства.
На международной выставке-форуме «Россия», открытой в павильонах Выставки достижений народного хозяйства, 6-11 февраля 2024 г. прошла тематическая неделя «Санкт-Петербург научный». Вузы и научные организации города, подведомственные Комитету по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, познакомили с ключевыми достижениями города в науке и профессиональном образовании.
В статье дан обзор основных мероприятий, которые проходили в Высшей школе народных искусств (академии) и ее филиалах - институтах в рамках празднования Дня российской науки.
Статья посвящена 84-летию Народного художника России Владислава Федоровича Некосова. Статья написана на основе интервью с художником, профессором кафедры художественно-исполнительской проектной деятельности Мстёрского института лаковой миниатюрной живописи и личных воспоминаний автора о мастере. В ходе интервью Владислав Федорович рассказал об этапах своего творческого становления как художника и педагога.
Издательство
- Издательство
- ВШНИ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Канала Грибоедова, д 2 литера а
- Юр. адрес
- 191186, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, наб Канала Грибоедова, д 2 литера а
- ФИО
- Рыбникова Ольга Петровна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- vshni@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 7104254