НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2022)
Внедрение во все сферы социально-профессиональной деятельности нейротехнологий является одним из современных трендов. Привлекательность их для образования, кроме социально-экономических причин, связана с ответом на ключевые тенденции его развития – индивидуализацией процесса и персонификацией образовательных технологий. Нейротехнологии позволяют как фиксировать личностные особенности, так и подстраивать под них сам процесс (к примеру, при работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). Существует возможность их адаптации к целям и интересам обучающихся, мотивации (для работы с одаренными детьми). Развитие речи – сложный психический процесс, который не сводится только к воспроизведению слышимого, поэтому является важной задачей воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Необходимо отыскать самые эффективные методы и приемы, предлагать разнообразный речевой материал, ставить новые задачи общения, чтобы сформировать у дошкольников способность передавать словами содержание разных по сложности и композиции картинок. В последние годы наблюдается увеличение детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.
Идентификаторы и классификаторы
На современном этапе развития Республики Казахстан происходят глубокие социально-экономические изменения в системе дошкольного воспитания и обучения, требующие
поиска новых подходов и более эффективных форм организации процессов развития, воспитания и обучения детей. Задачи образовательных областей Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения должны реализовываться через организацию доступной предметно-пространственной среды [1].
Список литературы
1. Об утверждении модели развития дошкольного воспитания и обучения: концепция:
Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2021 года № 137 // Əділет:
Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан: URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2100000137.
2. Зеер Э.Ф. Нейротехнологии в профессиональном образовании: рефлексия их
возможностей [Текст] / Э. Ф. Зеер, Ю.А.Сыченко, Е.В. Журавлева // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 3. – С. 8-15.
3. Петровский А. В. Системно-деятельностный подход к личности [Текст] / А. В. Петровский
// Психология развивающейся личности. – М.: Педагогика. 2017. – С. 8-18.
4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л. С.
Цветкова. – изд. 2-е, исправленное и дополненное. – М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - 128 с.
5. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
[Текст] / Т. В. Ахутина: лекции. – М. : МГУ им. Ломоносова, факультет психологии, 2007. – 15 с.
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
[Текст] / А. В. Семенович. – М. : Академия, 2002. – 232 с.
7. Браткова М. Развитие речи детей раннего возраста в процессе семейного воспитания
[Текст] / М. Браткова // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 10. – С. 64–69.
8. Деннисон П. Гимнастика мозга: книга для учителей и родителей [Текст] / П. Деннисон, Г.
Е. Деннисон. – М.: Весь, 2005. – 320 с.
9. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: роль
двигат. анализатора в формировании высш. нервной деятельности ребенка [Текст] / М. М.
Кольцова. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
10. Ким Н.П. Дидактические условия развития академической одарённости младших
школьников [Текст] / Н. П. Ким, И. А. Морозова, Н. В. Коваль // 3i: intellect, idea, innovation –
интеллект, идея, инновация. – 2018. – № 1. – Ч. 2. – С. 156–161.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматривается проблема формирования профессионально-педагогических ценностей будущего учителя. Всесторонне раскрывается понятие «педагогические ценности», подходы к классификации профессионально-педагогических ценностей и дается их характеристика, также ценности педагогической деятельности по их предметному содержанию, в частности, ценности самодостаточного типа, предполагающие творческий характер труда педагога, престижность его профессиональной деятельности, социальную значимость, большую ответственность перед государством и обществом, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. И инструментального типа, называемые ценностями-средствами, которые формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими
технологиями, составляя основу профессионального образования педагога. При достаточно высоком уровне сформированности профессионально-педагогических ценностей учитель становится субъектом, реализующим в педагогической деятельности свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за судьбы своих учеников и будущее общества. На основе субъектно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов теоретически обоснованы педагогические условия формирования профессионально-педагогических ценностей в вузе раскрывается их сущность.
В данной статье рассматривается использование методаBLUP для точного и объективного вычисления индексов племенной ценности быков голштинской породы, а также сравнение показателей, полученных при помощи обработки данных о продуктивности коров в условиях Костанайской области с показателями дочерей американской селекции.Был проведен расчет индексов племенной ценности быков голштинской породы с учетом сформированной базы данных о продуктивности их потомства в условиях Костанайской области, при этом 11 быков охарактеризованы как ухудшатели, а остальные 6 как улучшатели. Сравнение индексов племенной ценности с потомством быков местной и американской селекции путем определения ранговой корреляции между полученными результатамив условиях Северного Казахстана и известными в США индексами показало, что несмотря на высокие показатели продуктивности их дочерей только лишь 26,7% из них смогли проявить свои племенные качества как в родных условиях Северной Америки, так и в условиях хозяйства Костанайской области. Ктаким быкам относятся ROYOLA ALTADONNIE 511HO10522, FARNEAR-TBR ALTAAVALON-ET 011H010360 и NO-FLA ALTADANNO-ET 011HO11198. Cреди исследуемых быков были отмечены R-EW ALTA BAYSIDE 11HO08600, NO-FLA ALTADANNO-ET 011HO11198, MORNINGVIEW ALTA TOYOTA 511HO10079, FARNEAR-TBR ALTAAVALON-ET 011H010360, ROYOLA ALTADONNIE 511HO10522 и BOMAZ ALTAPHONIC-ET 511HO10997.
Целью исследований являлась выделение адаптивных, экологически пластичных сортов, пригодных для возделывания в условиях Челябинской области. При проведении исследований использовали классические методики определения экологической пластичности сортов в изложении В. А. Зыкина. Выделены адаптивные сорта вишни степной: Курчатовская (КА = 1,51), Щедрая (1,48), Изобильная (1,45), Пламенная (1,08), Ашинская (1,07), Вита (1,02) и Галимовка (1,00), а также сорта вишни обыкновенной: Градская (1,17), Троицкая (1,11) и Сеянец Любской (1,02). Для промышленного производства наибольший интерес представляют сорта интенсивного типа, выделенные селекционерами Свердловской селекционной станции садоводства: Щедрая (4,48 т/га; bi = 1,85), Изобильная (4,41 т/га; bi = 1,97), Вита (3,21 т/га; bi = 1,90) и Маяк (3,01 т/га; bi = 2,24). Высокую экологическую устойчивость имеют пластичные сорта челябинской селекции: Курчатовская (4,45 т/га; bi = 0,89; Si 2 = 0,3), Градская (3,49 т/га; bi = 1,00; Si 2 = 0,1) и Галимовка (3,04 т/га; bi = 1,24; Si 2 = 0,1), а также свердловские сорт Пламенная (3,25 т/га; bi = 1,12; Si 2 = 1,1). Высокой стабильностью урожая отличаются нейтральные сорта вишни Ашинская (3,13 т/га; bi = 0,36; Si 2 = 0,1) и Троицкая (3,23 т/га; bi = 0,37; Si 2 = 0,1), выделенные на Южном Урале.
Статья дает анализ эпизоотической ситуации по моракселлезу крупного рогатого скота на территории Костанайской области в племенных хозяйствах. Автором было изучена отчетная документация Костанайской «Научно-исследовательской ветеринарной станции» филиала ТОО «КазНИВИ» с 2019-2021 г и проведен анализ отчетной документации племенных хозяйств. В материале рассматривается ветеринарно-санитарное состояние животноводческих комплексов, выращивающие крупный рогатый скот породы Абердин – Ангус. Для установления причин поражений глаз были проведены бактериологические исследования смывов и микроскопические исследования мазков – отпечатков, полученных от крупного рогатого скота с клиническими признаками кератоконъюнктивита. Также была произведена биопроба на лабораторных животных. Лабораторные исследования проводили согласно утвержденным методическим указаниям. На основании полученных данных был выявлен процент заболеваемости по моракселлезу в племенных хозяйствах. Был проведен литературный обзор состояния изученности данного вопроса, с цитированием статей из зарубежных и отечественных журналов. В публикации приводятся результаты бактериологических исследований, а так же определены наиболее значимые причины, способствующие возникновению и сохранению неблагополучия по данному заболеванию.
Изучена информативность активности ацетилхолинэстеразы в оценке изменений формы, размера и количества эритроцитов в условиях низко дозового поступления в организм животных соединений свинца и кадмия. В ходе исследований установлено, что при токсикозе уменьшалось количество эритроцитов в крови крыс (в I-ой группе на 47,01%, во II-ой – на 52,71%, в III-ей – 29,12%), определяя направленность изменения гемоглобина и гематокрита. Степень сдвигов при использовании металлического коктейля была менее выражена, что отражает наличие антагонистических взаимоотношений между металлами. Величина расчетных параметров эритрограммы (МСН, МСНС, MCV) свидетельствовала об увеличении объема красных клеток (макроцитоз), повышения в них количества гемоглобина при сохранении или незначительном уменьшении «упаковки» белка в клетках. Активность ацетилхолинэстеразы в гемолизате эритроцитов уменьшалась в ходе эксперимента и наиболее значимо при введении металлического коктейля (на 56,37%). Фермент при свинцовом токсикозе статистически значимо коррелировал с гемоглобином (r=0,73-0,92), при кадмиевом – с количеством эритроцитов (r=0,82-0,83) и гемоглобина (r=0,88), при свинцово-кадмиевом – с числом эритроцитов (r=0,79-0,86), гемоглобина (r=0,76-0,79) и МСН (r=- 0,66 − -0,74).
Издательство
- Издательство
- КРУ им. Ахмета Байтурсынова
- Регион
- Казахстан, Костанай
- Почтовый адрес
- 110000, г. Костанай, ул. Байтурсынова, 47
- Юр. адрес
- 110000, г. Костанай, ул. Байтурсынова, 47
- ФИО
- Куанышбаев Сеитбек Бекенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@ksu.edu.kz
- Контактный телефон
- +8 (714) 2511195