Исследования мозаичных панно, расположенных на фасадах Великокняжеской усыпальницы, выявили ряд проблем, связанных с методиками, применяемыми для их сохранности. Некогда считавшийся вечным материал в условиях петербургского климата подвержен активному разрушению, правда, в первую очередь, это касается отдельных элементов мозаик — золотой кантарели. Статья призвана привлечь внимание к мозаичным произведениям как Петербурга, так и России в целом, и поиску подходов к реставрации этих уникальных объектов культурного наследия.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 75. Живопись
В 2023 г. Лаборатория научных исследований и реставрации Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица выполняла исследования четырех мозаичных панно, расположенных на фасадах Великокняжеской усыпальницы. Обрамленные штукатурными рамами монументальные художественные произведения, созданные по эскизам художника Н. Н. Харламова в мастерской В. А. Фролова, были установлены на здании по предложению архитектора Л. Н. Бенуа в 1907 г.: образ «Иверской иконы Божией Матери» на северном (Ил. 1), образ «Казанской иконы Божией Матери» на восточном (Ил. 2), образ «Феодоровской иконы Божией Матери» на южном (Ил. 3) и образ «Спаса Нерукотворного» над царским подъездом на западном фасаде (Ил. 4). Три первых иконописных изображения были закомпонованы в овал, в то время как последний вписан в квадрат, украшенный штукатурным профилированным наличником с ушками.
Список литературы
1. Андреева Ю.П., Трубинов Ю.В. История строительства Великокняжеской усыпальницы // Краеведческие записки. Вып. 2: Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница / [Сост. В.А. Фролов]. СПб.: Искусство России, 2002. С. 233.
2. Бенуа И.Н., Степанов С.Д. Здание великокняжеской усыпальницы в послевоенный период. // Краеведческие записки. Вып. 2: Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница / [Сост. В.А. Фролов]. СПб.: Искусство России, 2002. С. 345.
3. Виннер А. В. Материалы и техника мозаичной живописи. Москва: Искусство, 1953. 368 с.
4. Лаврененко И.Ю. Приложение № 30 к ТЗ “Методика реставрации наружных мозаик на фасадах Великокняжеской Усыпальницы в музейном комплексе Петропавловской крепости г. Санкт-Петербурга”. 2010. // Конкурсная документация (том 1, том 2, том 3) для проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на выполнение работ по воссозданию надгробных плит, реставрации интерьеров и мозаичных панно (икон) на фасадах Великокняжеской усыпальницы (Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, Заячий остров), входящей в состав объекта культурного наследия федерального значения “Петропавловская крепость”. URL: https://www.94fz.ru/num/0372200231712000108 (дата обращения: 25.01.24 г.).
5. Селезнев В.И. Изразцы и мозаика: (Монументальная эмалевая живопись): Очерк техники и значения их в декоративное искусстве и зодчестве. Санкт-Петербург: К.Л. Риккер, 1896. 80 с.
6. Фролов В. А. Петербургская мозаика. Город - Династия - Культура: избранные статьи. СПб.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский институт истории искусств, 2006. 255 c. EDN: OWNQSG
7. Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница. Альбом. СПб: ГМИ СПб, 2007. 160 с.
8. Печкин М.Б., Тупицын И.В. Академик живописи Н.Н. Харламов. Жизнь и творчество. Иваново: 2020. 199 с.
9. Conservation of the Last Judgment Mosaic St. Vitus Cathedral, Prague. Edited by Francesca Pique and Dusan C. Stulik, Los Angeles: The Getty Conservation Institute, 2004, pp. 85-87.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Ежегодный форум реставраторов в 2023 г. отметил свой первый юбилей - 5 лет работы. За годы существования научно-образовательный форум, организованный кафедрой живописи и реставрации, прошел немалый путь и претерпел большие изменения. Это традиционное для СПГХПА им. А. Л. Штиглица мероприятие, которое дает возможность преподавателям ВУЗов и сотрудникам государственных музеев обмениваться информацией и делиться многолетним опытом работы в сфере реставрации с профессионалами и студентами.
В начале 1890-х гг. в исторических помещениях Музея училища барона Штиглица, известных как лоджии Рафаэля, преподавателями и учениками ЦУТР были исполнены потолочные росписи, в основу которых был положен популярный мотив ренессансного искусства — сочетание зодиакальных аллегорических изображений и гротескового орнамента. На сводах лоджий в медальонах в окружении гротесков запечатлены правящие колесницами античные боги, символизирующие планеты-управители зодиакальных созвездий. Иконографическими источниками создания изображений в лоджиях Рафаэля послужили: во-первых, росписи сводов зала приемов Гильдии менял в Перудже (Sala dell’Udienza del Nobile Collegio del Cambio), исполненные Пьетро Перуджино и его мастерской (1496–1500); во-вторых, аллегорические образы планет, написанные учениками Рафаэля — Перино дель Вага и Джованни дель Удине — в апартаментах Борджиа (зал Потификов, Sala dei Pontefici) в Ватикане (1520–1521). В статье исследуется своеобразие стилистических и иконографических решений потолочных росписей Лоджий Рафаэля в Музее училища барона А. Л. Штиглица (1885–1896, архитектор М. Е. Месмахер); дается оценка значению росписей в контексте художественных решений интерьеров Музея училища барона Штиглица. Особое внимание уделено участию в создании росписей в лоджиях Рафаэля ученика ЦУТР барона Штиглица Владислава Измайловича.
За трехвековую историю Александро-Невской лавры как ее архитектурные памятники, так и предметы декоративно-прикладного искусства и многочисленные живописные работы, находящиеся в храмах, церквях и других сооружениях обители, становились объектами ремонтных и реставрационных работ. Процесс поддержания сохранности уникальных объектов шел на протяжении всего существования монастыря, особенно активизируясь в знаковые для обители годы. Так масштабная работа по реставрации объекта культурного наследия была проведена в связи с празднованием 300-летнего юбилея с даты основания уже в XXI в. Но, несмотря на большой объем выполненной работы, решить все проблемы, связанные с сохранением памятника, не удалось. Поэтому, под руководством наместника Александро-Невской лавры епископа Назария в рамках подготовки торжеств, связанных с 800-летием Святого Благоверного князя Александра Невского, была разработана концепция развития монастыря и приспособления зданий для современного использования, включающая комплексную, самую крупную за все существования обители, реставрацию. Материал данной статьи посвящен одному из предметов, хранящихся в монастыре: выполненной Михаилом Федоровичем Воиновым одноименной копии картины «Крещение Христа» мастера болонской школы Франческо Альбани. Автором рассматривается история бытования данного предмета живописи, описывается опыт всестороннего изучения памятника, выбора методик его консервации и реставрации (в том числе подбора технологии устранения поздней поновительской перемастиковки и записи).
Очистка оборотной стороны холста является важной операцией в ходе консервации объекта станковой масляной живописи. На данный момент реставраторами накоплен большой опыт в этом вопросе. В статье описываются основные методы очистки тыльной стороны холста на примере картины XIX в.
Вторая половина ХХ в. была ознаменована зарождением неофициального искусства в художественной культуре СССР, которое объединило представителей различных течений. Живопись художников данного периода отличается новаторским подходом к технологии создания произведения, что вызывает особый интерес реставраторов. В статье рассматриваются исследования произведений художника ленинградского андеграунда Глеба Сергеевича Богомолова, которые помогли выявить технологические особенности живописи, влияющие на характер повреждений, и провести реставрацию картины художника.
Статья посвящена изложению результатов комплексных научных исследований объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом, XIX в.», расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Набережная VI Армии, д. 81. В ходе подготовки научно-проектной документации по сохранению памятника авторами были проведены историко-архивные и натурные исследования. Полученные материалы легли в основу решений по реставрации объекта и изложены в основной части данной публикации.
Объект культурного наследия регионального значения «Дом Купчихи Марии Ивановны Ершовой», кон. XIX в. (г. Вологда, Советский пр., д. 78) соединил в себе принципы деревянного и каменного зодчества вологодского дома XIX в. Однако в нем присутствует необычная деталь — шпиль на фронтоне выступающей части дома, которая является его отличительной особенностью. В 2019–2020 гг. были проведены комплексные научные исследования здания и разработана научно-проектная документация, согласно которой дом предлагалось приспособить под гостиницу. Работы по реставрации были завершены в 2023 г. В статье рассматривается поэтапный процесс исследования, выполнения проекта и ремонтно-реставрационных работ.
Статья посвящена истории создания, конструктивной и стилистической эволюции «берлины», одного из видов экипажа, примером которого может служить хранящаяся в Реставрационно-хранительском центре Государственного Эрмитажа карета — яркий образец рокайльного стиля, получившего распространение во второй четверти XVIII в.
Поступивший в реставрацию к специалистам Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица памятник — резная деревянная корона — позволил, с одной стороны, взглянуть на корону как на декоративную деталь убранства храмов православной традиции, а с другой — расширить понимание символической значимости этого предмета. Рассматривая корону не только как атрибут царской власти, но и как элемент религиозного значения, можно увидеть, как социокультурные изменения отразились на форме и стиле атрибута в разные исторические периоды. Это позволяет более глубоко понять, как христианская церковь адаптировала свои символы и обряды к изменяющемуся миру, а также как сменяющиеся исторические периоды влияли на представления о священной власти в православной традиции. Такой подход к изучению декоративных корон в контексте храмового убранства дает возможность обогатить представление о символике и религиозном значении данного декоративного элемента.
В Государственном Эрмитаже хранится большая коллекция образцов кожаных обоев. Различные виды последних с серебрением, тиснением, декорированные цветными лаками и красками, были распространены в XVI–XIX вв. в Западной Европе. Сложная технология изготовления таких обоев позволяла создавать многочисленные разнообразные долговечные рельефные орнаментальные полотна с имитацией позолоты.
Две полосы обоев необходимо было привести к экспозиционному состоянию перед временной выставкой. Опыт реставрации этих предметов интересен примененными способами, обнаруженными следами предыдущих реставраций и интересными фактами отхождения от традиционной технологии изготовления.
В 2023 г. в здании бывшей Англиканской церкви Иисуса Христа на Английской набережной в Санкт-Петербурге была начата масштабная реконструкция и приспособление здания для современного использования. В рамках этой работы с западной стены главного Церковного зала была снята картина «Снятие с Креста» — копия, выполненная специально для этого интерьера с одноименной работы П. П. Рубенса. В ходе реставрации было проведено исследование произведения, изучен состав материалов картины и предпринята попытка устранения изломов красочного слоя без дублирования на новое основание.
АПРОБАЦИЯ МЕТОДОВ УДАЛЕНИЯ СОЛЕЙ ИЗ СТРУКТУРЫ ШТУКАТУРНОГО СЛОЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ИССЛЕДОВАНИЙ И МЕТОДИК ИНСТИТУТА СОХРАНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА ГЕТТИ СОВМЕСТНО С ДУНЬХУАНСКОЙ АКАДЕМИЕЙ В ГРОТАХ МОГАО
Храм Воскресения Христова, или музей-памятник «Спас на Крови», известен мозаичным убранством. Статья посвящена истории реставрации мозаик интерьеров и фасадов, проводившейся в последней четверти ХХ в. силами бригады мастеров cпециального научно-производственного объединения «Реставратор», которую возглавлял художник-мозаичист Виктор Александрович Шершнев (1937–2002).
Статья описывает процесс реставрации фрагментов фресковой живописи церкви Рождества Христова, найденных при археологических раскопках, проводившихся в Довмонтовом городе Пскова. Фрагменты фресок, с начала XVIII в. находившиеся под слоем земли, были открыты лишь во второй половине ХХ в. археологами экспедиции Государственного Эрмитажа.
В статье подробно рассмотрена методика их реставрации, включающая использование синтетического полимера ПБМА в качестве клеящего вещества, специально разработанного для сохранения остатков монументальной живописи, открытой в ходе археологических изысканий.
Издательство
- Издательство
- СПГХПА ИМ. А.Л. ШТИГЛИЦА
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- Юр. адрес
- 191028, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Соляной пер, д 13
- ФИО
- Кислицына Анна Николаевна (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.ghpa.ru/