В статье представлена ретроспектива развития понятия «дети дошкольного возраста группы риска». Исследование проведено на основе теоретического анализа отечественной научной литературы с 1991 по 2025 гг. Отмечено, что в современном образовании наблюдается тенденция к увеличению дошкольников, которых можно отнести к данной группе. Приведены характерные подходы к описанию рассматриваемой категории детей в отечественном образовании и критерии для отнесения к ней. Обнаружены ключевые направления и этапы исторического развития понятия «дети группы риска». Сделан вывод, что категория детей дошкольного возраста группы риска расширилась с внедрением в нашей стране инклюзивного образования и является актуальной на этапе дошкольного образования и функционирования психолого-педагогической помощи. Данная сводная информация необходима, чтобы учитывать весь спектр детей дошкольного возраста, подпадающих под категорию «группа риска». Цель исторического анализа – уточнение современного понимания термина «дети дошкольного возраста группы риска», определение критериев для отнесения к данной типологической категории. В дальнейшем это позволит выявить общие проблемы этой группы дошкольников, определить закономерности обучения и воспитания для организации ранней помощи.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время в России активно расширяется практика инклюзивного образования, в том числе в дошкольных учреждениях. Эта тенденция модифицирует условия обучения и воспитания, меняет образовательную среду. Цель преобразований в том, чтобы любой ребенок вне зависимости от своих физических и психических особенностей развития мог не только обучаться рядом с местом проживания, но и иметь возможность социализации совместно с другими детьми. Коррекционно-развивающие занятия, психолого-педагогическая помощь и поддержка могут осуществляться не в коррекционных (специальных) учреждениях, а на базе дошкольных образовательных организаций общего типа.
Список литературы
1. Кумарина Г.Ф. Дети «группы риска» // Советская педагогика. 1991. № 11. С. 33–37.
2. Кумарина Г.Ф. Компенсирующее обучение как тип коррекционно-развивающего учебного процесса // Компенсирующее обучение в России : сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. М. : АСТ-ЛТД, 1997. 160 с. ISBN 5-15-000332-8.
3. Гонеев А.Д. Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками. М. : МПГУ; Курск : КГПУ, 2000. 320 с. ISBN 5-88313-253-7.
4. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2004. 256 с. ISBN 5-7695-0775-6. EDN QTXXCB.
5. Савина Н.Н. Организационно-педагогические условия адаптации детей «группы риска» в общеобразовательном учреждении : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Новосибирск, 2000. 180 с. EDN NLPZFP.
6. Маслова М.Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Ставрополь, 2001. 190 с. EDN NLYVZP.
7. Айзина Ю.В. Диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы детей из неблаго- получных семей : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Москва, 2002 232 c. EDN NLZTPL.
8. Попова Е.И. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных умений коррекционной работы с детьми группы риска у будущих специалистов дошкольного образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. Екатеринбург, 2000. 202 с. EDN NLSXTF.
9. Шаталова Е.В. Подготовка специалистов дошкольного образования к работе с детьми группы педагогического риска : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. Белгород, 2003. 224 с. EDN NMFJEB.
10. Сырвачева Л.А. Изучение и коррекция родительских отношений к детям младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10. Екатеринбург, 2008. 269 с. EDN ONYYYY.
11. Яценко И.Г. Педагогические условия формирования готовности психологов к работе с семьями и детьми «группы риска» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Калининград, 2010. 189 с. EDN QEPZNL.
12. Корашвили Н.Ш. Психологические особенности детей «группы риска» дошкольного возраста // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020. Т. 35. № 3. С. 85–93. EDN IQQPGD. DOI: 10.21779/2542-0313-2020-35- 3-85-93
13. Рыбакова Л.А., Бабынина Т.Ф. Дети группы риска: особенности развития, психолого-педагогические технологии работы с детьми группы риска : учебное пособие. Казань : Бриг, 2015. 200 с. ISBN 978-5-98946-147-9.
14. Глузман Ю.В., Городилова С.А., Шешукова Н.Н., Андрусёва И.В., Гутерман Л.А. Логопедическая помощь детям группы риска в раннем возрасте // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 383–397. EDN PALXXG. DOI: 10.32744/pse.2020.4.27
15. Давидович Л.Р., Гусева А.Ю. Осведомлённость родителей – ключевой фактор успешного речевого развития детей дошкольного возраста // Специальное образование. 2023. № 1 (69). С. 125–135. EDN EQOWNF. DOI: 10.26170/1999-6993_2023_01_11
16. Момот Г.О. Клинические и патогенетические особенности нервно-психического здоровья у дошкольников, имеющих факторы риска в раннем возрасте : дис. … канд. мед. наук : 3.1.21. Владивосток, 2025. 125 с.
17. Кантор В.З, Проект Ю.Л. Инклюзивные диспозиции и компетенции педагогов общеобразовательных организаций: проблемы взаимосвязи // Интеграция образования. 2024. Т. 28. № 3 (116). С. 384–399. EDN OQWHSS. DOI: 10.15507/1991- 9468.116.028.202403.384-399
18. Клюквина К.А. Особенности и трудности развития ребенка «группы риска» в условиях дошкольной образовательной организации // Интерактивная наука. 2023. № 4 (80). EDN IZVALZ. DOI: 10.21661/r-559838
19. Кантор В.З., Немирова Н.В., Филатов А.С. Дети с нарушениями в развитии как целевая группа психолого-педагогической реабилитации: ограничения жизнедеятельности в оценках родителей // Вестник ЛГУ имени А.С. Пушкина. 2023. № 2. С. 114–141. EDN UFXHDI. DOI: 10.35231/18186653_2023_2_114
20. Антоненко Э.В., Паваляева А.М., Серебрянникова В.Е., Сычева Д.А. Нарушения сенсорной интеграции у детей // Научный лидер. 2024. № 19 (169). С. 122–124. EDN GVWTOK. URL: htt ps://scilead.ru/article/6400-narusheniya-sensornoj-integratsii-udetej (дата обращения 19.03.2025).
21. Садовская Ю.Е. Нарушения сенсорной обработки и диспраксии у детей дошкольного возраста : дис. … д-ра мед. наук : 14.01.08. Москва, 2011. 255 с. EDN QFLPGL.
22. Болгарова М.А. Современное состояние ранней диагностики детей с признаками расстройств аутистического спектра // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 3-2. С. 54–56. EDN FJZTT C. URL: htt ps://f772799f-f356-486f-99f-4b56fb e50fd0 (дата обращения 19.03.2025).
23. Шереметьева Е.В., Скрипникова О.Т., Горовцова С.М. Группа риска по нарушениям речи и познавательного развития в раннем возрасте // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 4. С. 203–207. EDN TXEDEY. DOI: 10.17513/snt.39995
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена теоретическому анализу и интеграции психоаналитических представлений Х. Кохута, А. Миллер и О. Кернберга о роли дефицита эмпатического отзеркаливания и принятия в формировании нарциссической Я-концепции. Рассмотрены ключевые положения теории дефицита отзеркаливания Х. Кохута, концепции «нарциссической матери» А. Миллер и модели патогенеза нарциссизма О. Кернберга. Выделены общие закономерности развития нарциссической Я-концепции, характерные для этих подходов. Проанализированы последствия дефицитарных ранних отношений для самовосприятия и регуляции самооценки нарциссической личности. Показана актуальность и эвристичность психоаналитических концепций для современной психологии личности и психотерапии в свете новейших эмпирических исследований. Намечены перспективы интеграции психоаналитических моделей с современными методами исследования и терапии нарциссизма.
В настоящее время ученые, психологи и педагоги уделяют большое внимание проблеме и способам развития учебной мотивации у школьников. Основой учебной мотивации является внутренняя мотивация, возникающая, когда школьник активно ищет знания, проявляет собственную инициативу в решении трудных задач, постановке амбициозных целей и настойчивость в их достижении. В подростковом возрасте происходит общее падение учебной мотивации, но при этом растут отдельные показатели, основанные на формирующихся в подростковом возрасте увлечениях и интересах. В работе рассмотрена специфика изменения мотивационной сферы личности подростка и роли целеполагания в процессе взросления и изменения учебной мотивации. Описаны результаты эмпирического исследования взаимосвязи учебной мотивации и целеполагания у подростков, выявлено прямое влияние применения коучинговых технологий на развитие способности к целеполаганию и опосредованное – на учебную мотивацию подростков.
Актуальность исследования субъективного экономического благополучия беженцев обусловлена ростом миграционных потоков и необходимостью понимания уникальных вызовов, с которыми сталкиваются беженцы в процессе адаптации. Цель исследования: выявить социально-психологические детерминанты субъективного экономического благополучия беженцев. Гипотеза исследования заключается в том, что социально-психологическими детерминантами субъективного благополучия беженцев в большей степени являются ценности, личностные особенности готовности к переменам и сценарии экономического поведения беженцев. Методы исследования включают теоретический анализ литературы, стандартизированное психодиагностическое тестирование, математико-статистическую обработку данных и интерпретационные методы. Методики: опросник «Субъективное экономическое благополучие» В. А. Хащенко, опросник «Уровень экономической субъектности» Т. Г. Хащенко, опросник «Личностная готовность к переменам» в адаптации Н. А. Бажановой и Г. Л. Бардиер, опросник экономической активности Е. В. Забелиной, Ю. В. Честюниной, методика сценариев экономического поведения Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко, опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина. Выборка исследования составила 396 беженцев (54 % мужчин, 46 % женщин) в возрасте М = 27,6; SD = 9,5. Результаты: выделены две группы беженцев в зависимости от интегрального индекса субъективного экономического благополучия (с высокими и низкими значениями), установлены статистически значимые взаимосвязи между социальнопсихологическими характеристиками личности и субъективным экономическим благополучием беженцев, что подчеркивает важность поведенческих установок в экономической сфере, стратегий поведения и тенденций экономической активности, ценностей. Впервые построена регрессионная модель социально-психологических предикторов субъективного экономического благополучия. Установлено, что толерантность к двусмысленности, ценности достижения, локус контроля в экономическом пространстве жизнедеятельности, экономическая активность, ценности активных социальных контактов, установка на материальное самообеспечение и преобразующая активность, рефлексивная установка по отношению к себе как субъекту экономических отношений детерминируют субъективное экономическое благополучие беженцев.
В статье анализируются результаты эксперимента, проведенного с помощью метода анкетирования с целью выявления представлений об основополагающих ценностях подростков в двух группах из разных московских школ. Результат анализа полученного материала можно назвать неоднозначным, так как одним из бесспорных фактов стала очевидная разрозненность позиций и разобщенность мнений, что повысило количество единичных ответов.
В статье приводится описание результатов эксперимента, проведенного методом анкетирования в двух одинаковых по возрасту группах московских школьников с целью выявления содержания ценности «доброта», что, в свою очередь, явилось основанием для определения вектора личностного развития подростков и юношей. В итоге удалось получить два совершенно разных результата, то есть выявить два отличающихся друг от друга смысла исследуемой ценности для респондентов. С одной стороны, под добротой понимается жизненная позиция, с другой – эмоциональное переживание.
В условиях современных религиозных и общественно-политических процессов и социальных изменений формирование этнической идентичности молодежи требует особого внимания. Религия выступает духовной опорой, основанием ценностей и традиций для подрастающего поколения и молодежи. Цель: исследование связи религиозной активности и характеристик этнической идентичности татарской молодежи. Гипотеза: существует взаимосвязь между религиозной активностью и характеристиками этнической идентичности татарской молодежи. Участники: татарская молодежь (n = 450), в возрасте от 19 до 28 лет (М = 21,6, SD = 2,9). Результаты: установлены значимые корреляционные взаимосвязи между религиозной активностью и различными аспектами этнической идентичности, подтверждающие значимость религиозной активности как основы формирования идентичности татарской молодежи.
В статье исследуются экстралингвистические факторы формирования фразеологизмов. На примерах устойчивых выражений русского и английского языков показано, как языковые средства взаимодействуют с внеязыковыми факторами, формируя их уникальную семантику и экспрессивность фразеологизмов. В ходе анализа фразеологического корпуса авторами был сделан вывод о том, что на возникновение фразеологизмов в языке влияют культурные традиции, исторические события, социальные изменения, а также сам человек в целом.
В статье исследуются процессы ассимиляции скандинавских заимствований в русском языке в лексико-семантическом поле «Еда». Анализ охватывает девять скандинавизмов, распределенных по категориям. С помощью методов корпусной лингвистики, в частности анализа частотности употребления слов в Национальном корпусе русского языка, были выделены три уровня ассимиляции: низкий, средний и высокий. Особое внимание уделено явлению семантического сужения заимствованных лексем в русском языке, что демонстрирует процесс их адаптации и функциональной интеграции.
Статья посвящена описанию позиции концепированного автора. Объектом исследования выступает серия фантастических повестей «Лабиринты Ехо» М. Фрая. Макс Фрай – это псевдоним русскоязычных авторов С. Мартынчик и И. Стёпина, сейчас под ним публикуются работы только С. Мартынчик. Концепированный автор – сознание, опосредованное художественным произведением, воплощается при помощи соотнесенности всех отрывков текста, образующих данное произведение, с субъектами речи – теми, кому приписан текст (формально-субъектная организация), и c субъектами сознания – теми, чье сознание выражено в тексте (содержательно-субъектная организация). Позиция концепированного автора обусловлена главной задачей творчества автора – создание литературной мистификации. Присутствие персонажа-писателя выстраивает структуру произведения как «текст в тексте» через комментарии, что позволяет говорить о том, что серия «Лабиринты Ехо» – один из вариантов метапрозы. Новизна работы раскрывается в том, что произведения М. Фрая, являясь ярким примером русского фэнтези, рассматриваются в контексте использования постмодернистских приемов. Это обусловлено общим социокультурным контекстом: и русское фэнтези, и русский постмодернизм получили свое развитие в 90-е годы XX века. Таким образом, в качестве гипотезы исследования выдвигается идея о том, что позиция концепированного автора определяется в рамках постмодернистской игры. Скрытое за массовыми клише фэнтезийного канона, это сознание моделирует новую реальность, основой которой является постмодернистская игра. В качестве результата выдвигается идея о том, что сознание, опосредованное текстом, позволяет создать новую модель реальности, основой которой является постмодернистская игра.
Изучение грамматики русского языка арабоязычными обучающимися представляет собой сложный и многогранный процесс, поскольку между русским и арабским языками существует значительное количество структурных различий, особенно в области синтаксиса и морфологии. Актуальность исследования обусловлена увеличением количества арабоязычных студентов, поступающих в российские вузы, а также ростом интереса к изучению арабского языка среди русскоязычных студентов в условиях глобализации и активизации межкультурных контактов. Одной из ключевых трудностей является освоение падежной системы русского языка. По результатам проведённого сравнительного анализа падежной системы русского и арабского языков. В статье определяются сходства и различия в функционировании падежей, что позволяет выявить причины типичных ошибок, возникающих у арабоязычных студентов при освоении русской грамматики. В научной работе рассматриваются основные значения падежей в арабском языке и его влияние на процесс усвоения обучающимися падежной системы русского языка, что позволяет более глубоко понять механизмы интерференции. Также в статье предлагаются рекомендации по выбору наиболее эффективных методик преподавания русских падежей для арабоязычных студентов с применением комплексного подхода, сочетающего традиционные и современные технологии обучения. Полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного и разработке учебных материалов для арабоязычных учащихся.
Статья исследует проявления речевой агрессии и языка вражды как осознанного типа речевого поведения. Автор анализирует публикации блогеров, посвященные различным темам, и комментарии к ним. Представлены примеры преодоления речевой агрессии с помощью рациональной аргументации при использовании нейтральных языковых средств. Доказано, что идентифицировать приемы речевой агрессии в публикациях блогеров и комментариях помогает анализ лексического строя текста и средств репрезентации позиции автора (нелитературная лексика, языковая игра, этикетные формулы, метакоммуникативные компоненты, обращения к читателю и призывы к действию, устойчивые формулы, характерные для стиля автора, создание повышенной эмоциональности, изменение логических взаимосвязей, возможность подмены фактов), изучение дискурса и коммуникативной установки, сравнения с аналогичными случаями. Важна не только позиция автора медиатекста, но и реакция читателей, которые также склонны использовать речевую агрессию. Выявлено, что речевая агрессия служит средством создания эффекта непосредственного общения. Автор отмечает, что при репрезентации понятия речевая агрессия в образовательном и воспитательном процессе следует ставить акцент на путях противодействия деструктивным явлениям. Результаты исследования могут способствовать более точному определению понятия «речевая агрессия», накоплению информации об этом явлении и развитию конфликтологической и контрманипулятивной компетенций обучающихся.
Рассмотрение различных аспектов формирования ценностных ориентаций обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках предметной области «Искусство» представляется актуальной проблемой, так как ценностно-смысловое наполнение учебной деятельности, общий «ценностный настрой» всех субъектов образования оказывают существенное влияние на эффективность и результативность образовательного процесса. Ценностные ориентации являются важным элементом нравственного воспитания, определяющим не только успешность социализации и самореализации отдельной личности, но и духовно-нравственный климат общества в целом. Целью исследования является анализ различных аспектов, являющихся ключевыми в формировании ценностных ориентаций обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в рамках предметной области «Искусство».
Ориентация образовательной политики последних лет на подготовку «профессиональной социально ответственной личности, воспитанной на основе духовно-нравственных ценностей» народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций в период преобразований профессионального образования обусловливает рост интереса исследователей к изучению ценностей молодежи социально ориентированных профессий – медицины и фармации. Особенно актуальным является вопрос изучения ценностных ориентиров обучающихся фармацевтических образовательных учреждений. Специфика фармацевтического дела делает необходимым усиление аксиологического подхода в образовательных практиках и формирование профессиональной этической культуры будущих специалистов ввиду ряда негативных тенденций снижения качества обслуживания посетителей аптек, снижения доверия пациентов к консультации аптечного работника, негативной оценки личности аптечного работника. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление системы ценностей обучающихся фармацевтов. С помощью опросной методики исследуются их базовые ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценностные категории. Респондентами выступили 120 студентов первого и заключительного года обучения фармацевтического техникума Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета Министерства здравоохранения Российской Федерации по специальности «Фармация».
Современные школьники обладают высоким уровнем информационной грамотности благодаря активному использованию цифровых технологий. В этих условиях формирование позитивного образа учителя в виртуальном пространстве становится важной задачей. Цифровые медиаплатформы и метавселенная предоставляют уникальные возможности для организации образовательного процесса, формирования мотивации учеников, коммуникации и контроля успеваемости. Учитель выступает не только наставником, но и модератором взаимодействия в цифровой среде, что способствует развитию у обучающихся ответственности, взаимоуважения и навыков конструктивного общения. Исследование показывает, что онлайн-присутствие учителя, наличие интересного контента и эффективная коммуникация положительно влияют на мотивацию учащихся и результаты обучения.
Молодые педагоги архитектурно-художественного вуза, как правило, испытывают трудности в начале своей профессиональной деятельности, поскольку сталкиваются с «незавершенными» знаниями, полученными в процессе собственного обучения, профессиональными умениями, которые оказываются фрагментарными для реализации в учебной ситуации, и с недостаточной поддержкой опытных преподавателей. Профессию преподавателя творческих дисциплин отличает не только приобретение научных и общекультурных знаний, но и реализация профессиональных практических навыков преподавания. Именно поэтому одним из инструментов профессионального развития молодого педагога, позволяющим совершенствовать уровень педагогических знаний и психолого-педагогической подготовки, интегрировать методы сотрудничества непосредственно в учебные ситуации, является конкурс педагогического мастерства. При этом педагог воспринимается как рефлексивный практик, способный критически анализировать свою работу и изменять ее: свои роли, свои действия, свои ситуации и свои отношения. Ситуация «преподавание – обучение» способствует профессиональной социализации, повышению профессионального социального статуса молодого преподавателя, установлению контактов на профессиональном уровне, вхождению в сообщество единомышленников.
Актуальность исследования обусловлена общемировыми тенденциями развития современного информационно-образовательного пространства, в рамках которого наблюдается значительное увеличение сфер реализации интегральных связей между предметами и явлениями. Целью данного исследования является рассмотрение возможности параллельного внедрения аспектов коммуникативного и межпредметного подходов в процесс обучения студентов неязыковых специальностей иностранному языку. В ходе реализации исследования были применены различные общетеоретические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, сравнение, классификация, категоризация), метод активного наблюдения, педагогическое проектирование, а именно построение эвристической модели образовательного процесса, отражающей интегральные взаимосвязи коммуникативности и межпредметности в рамках обучения иностранному языку студентов различных нелингвистических профилей в свете теории межпредметного обучения, что является показателем научной новизны проведенного исследования. Практическая значимость исследования определяется возможностью репликации представленной модели в рамках иных образовательных процессов.
Издательство
- Издательство
- РосНОУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 105005, г Москва, Басманный р-н, ул Радио, д 22
- Юр. адрес
- 105005, г Москва, Басманный р-н, ул Радио, д 22
- ФИО
- Зернов Владимир Алексеевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://rosnou.ru/