Важным и актуальным вопросом, который приходится решать в сфере инновационной экономики, является оценка экономической целесообразности инвестиций в коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. Результат интеллектуальной деятельности представляет собой нематериальный объект в области науки, техники, искусства, и т. д. В статье рассматриваются понятие результата интеллектуальной деятельности, проблемы, возникающие в процессе коммерциализации результата интеллектуальной деятельности и перечисляются основные показатели оценки рентабельности затрат на коммерциализацию результата интеллектуальной деятельности: коэффициент возврата инвестиций и индекс доходности затрат. В качестве результата, приводятся те необходимые условия вышеперечисленных показателей, при выполнении которых инвестиции в деятельность по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности считаются целесообразными.
Идентификаторы и классификаторы
В качестве результатов интеллектуальной деятельности (РИД) может рассматриваться создание новых приборов или устройств, разработка компьютерных программ, разработка новых технологий (промышленных, медицинских, образовательных, информационных и т. д.), создание новых материалов и иных объектов, обладающих новизной и потенциальной полезностью. Такие результаты, как правило, являются инновациями и могут быть защищены в соответствии с действующим законодательством по авторскому праву [1].
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 4. Закон РФ от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ.
2. Бачкаи Т., Рудашевский В., Татеиси К. Хозяйственный риск и методы его измерения. Т. Бачкаи, В. Рудашевский, К. Татеиси. М: ИНФА-М, 1999. 345 с.
3. Белова М.В., Фомин В.И. Проблемы оценки показателей экономической эффективности в инновационной деятельности. В сборнике: Современные проблемы менеджмента. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Сборник научных трудов. 2018. С. 119-123. EDN: YOPRKP
4. Брусакова И.А., Фомин В.И., Косухина М.А., Панин С.Н. Исследование тенденций развития информационного менеджмента в современных условиях (Монография)/ СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2014. 138 с. EDN: VSGCCP
5. Брусакова И. А., Фомин В. И., Шепелев Р. Е. Проблемы оценки коммерческой эффективности инновационного проекта: Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям. 2018. Т. 2. С. 325-327.
6. Брусакова И.А., Кобыльсков И.П., Фомин В.И. Проблемы внедрения инноваций на примере РВС-технологии. Инновации. 2016. № 5 (211). С. 21-24.
7. Брусакова И.А., Горохов В.Л., Дрещинский В.А., Косухина М.А., Фомин В.И. Теоретическая инноватика Учебник и практикум / Москва, Изд-во Юрайт, 2017. Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (1-е изд.) -333 с. EDN: ZTALVD
8. Косухина М.А., Фомин В.И. Методика оценки стоимости инновационных проектов для высокотехнологичных предприятий. В сборнике: Пром-Инжиниринг. Труды II международной научно-технической конференции. ФГБОУ ВПО “Южно-Уральский государственный университет” (национальный исследовательский университет). 2016. С. 490-494. EDN: WFUMYB
9. Косухина М.А., Фомин В.И. Финансово-экономические основы моделирования бизнес-процессов: Монография. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2016. 165 с. EDN: TMGPMZ
10. Фомин В. И. Графоаналитический метод анализа и выбора стратегии управления конкурентоспособностью товаров и услуг. Мир экономики и права. Федеральный научно-теоретический журнал. 2010. № 5. С. 4-8.
11. Фомин В. И., Шепелев Р. Е. Графоаналитический подход к оценке конкурентоспособности компании на основе конкурентоспособности ее продукции. Инновации. 2018 В.И. № 12 (242). С. 93-97.
12. Фомин В. И., Брусакова И. А., Косухина М.А. Методика оценки конкурентоспособности инновационного продукта. Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 67-74. EDN: MQLLSY
13. Фомин В.И. Информационный бизнес. Учебник и практикум (4-е издание исправленное и дополненное) - М.: Издательство Юрайт, 2021. -251 с.
14. Фомин В.И., Стародубцев А.А. Информационный менеджмент. Монография. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2016. -143 с.
15. Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний/How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate. М.: “Вильямс”, 2007. 304 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В научной статье представлена типология современных технологий управления реальными инвестициями на строительных предприятиях, включая технологии эффективного управления портфелем реальных инвестиций, технологии управления жизненным циклом строительного объекта, цифровые технологии и другие. Разработана концепция управления реальными инвестициями строительной отрасли. Обеспечение результативности капитальных вложений при помощи реальных инвестиций за счет использования и внедрения передовых решений и новейших технологий и других условий инвестора по отношению к уровню технического оснащения и качеству объекта - позволят получить конкурентный объект и рентабельный результат. Актуальность вопроса реальных инвестиций подтверждается тем обстоятельством, что в условиях нестабильности рынков, понимание основ их функционирования и умение работать с реальными инвестициями, может не только избавить предприятие от потерь, но и принести дополнительные доход и прибыль. Для решения поставленных задач в статье использованы общенаучные методы: научное наблюдение, сравнение, измерение, индукция и дедукция; частные и специальные методы: экономико-статистический, аналитико-расчетный и экспертный. В выводах статьи установлено, что актуальным условием успешной реализации инвестиционной деятельности строительного предприятия, является эффективное управление портфелем реальных инвестиций, сочетающее в себе многовекторные подходы в решении задач технологического, экономического и юридического характеров.
В современном мире маркетинг стал одной из важнейших составляющих успеха компании на рынке. Маркетинговые исследования являются неотъемлемым атрибутом деятельности практически всех компаний, стремящихся к успешному освоению рынка. Более того, маркетинг необходим и после выхода на рынок, поскольку способствует адаптации продукта под изменяющиеся условия и, как следствие, росту экономических показателей, включая и финансовые. Зачастую, в рамках теоретических исследований, формулировки маркетинга и финансов не указывают параметры внутренней взаимосвязи, однако, между этими категориями существует достаточно крепкое взаимодействие. И в маркетинговой деятельности, и в финансовой деятельности применяют определенные показатели, которые в двойственной характеристике принадлежности к категории, имеют одинаково важное значение. Однако, более значимым является воздействие результатов маркетинговых исследований на процесс формирования финансовых результатов. Рассмотрение этой взаимосвязи и легло в основу данного исследования.
В условиях санкционных ограничений деятельность промышленных предприятий нефтегазового сектора качественно изменилась. Для адаптации и эффективной работы в данных условиях руководству компаний необходимо пересматривать бизнес-процессы, искать новые источники финансирования и рынка сбыта, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. В статье выявлены конкурентные преимущества промышленного предприятия сбытового сектора на российском рынке. Разработаны мероприятия по совершенствованию маркетинговой стратегии компании для повышения ее конкурентоспособности в современных условия. Также в рамках статьи были сформированы стратегические альтернативы и описаны основные механизмы реализации лучшего варианта стратегии. Практическая значимость работы состоит в сборе и интерпретации отраслевых показателей работы промышленных предприятий сбытового сектора в условиях санкционных ограничений для моделирования процесса стратегического управления.
Статья посвящена анализу деятельности общественных кинематографических организаций с целью выявления их роли и значимости в дальнейшем развитии киноотрасли страны. В настоящем исследовании авторами актуализирован перечень основных общественных организаций в сфере кинематографии России. С этой целью были разработаны группировки по направлениям деятельности организаций, выявлены ключевые направления их деятельности, рассмотрены основные программы, проекты и мероприятия, реализуемые общественными организациями в целях развития российской киноиндустрии. Проведенные авторами исследования позволили выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются общественные организации в сфере кинематографии, а также выявить их роль в развитии отечественного кинематографа.
В статье описывается использование машинного обучения, как инструмент цифровизации экономической деятельности компаний - игроков рынка розничной торговли Российской Федерации. В настоящее время машинное обучение является одним из основных инструментов цифровизации современной российской экономики, но в связи со спецификой рынка розничной торговли и отсутствием подобного опыта, очень малое количество организаций внедряют этот инструмент в свою деятельность. В статье предлагается комплекс показателей, помогающий оценить эффективность и результативность бизнес - процессов, до и после внедрения моделей машинного обучения, расчет которых является для каждого ритейлера уникальным. Особое внимание уделено алгоритмам машинного обучения, применяемым к деятельности компаний ритейлеров для улучшения двух основных процессов их деятельности, а именно процессу ценообразования и процессу выбора поставщика. Автором предлагается алгоритм внедрения моделей машинного обучения, который уже прошёл апробацию в двух крупных организациях и находится в постоянном использовании. Данный алгоритм является базовым алгоритмом перехода ритейлера к использованию машинного обучения, при этом компания должна сама определять обучающие признаки в соответствии со спецификой своей экономической деятельности.
В статье приведены данные о позитивных тенденциях о включенности женщин в развитие цифровизации как общества в целом, так и цифровой экономики в частности. Исследованы основные социальные и экономические факторы, препятствующие равноправному участию женщин в развитии цифрового общества и их роли при трансформации экономики из традиционной в цифровую. Рассмотрен опыт стран, участниц БРИКС, Китая, Индии и России в государственных мерах по поддержке вовлечения женщин в цифровую экономику, описаны основные тенденции изменений в области обеспечения гендерного равенства в Российской Федерации при взаимодействии государства, бизнеса и общества.
Современные автоматизированные информационно-управляющие системы приобретают все большее значение в оптимизации бизнес-процессов высокотехнологичных предприятий. Эти системы могут помочь предприятиям повысить свою производительность, эффективность и прибыльность за счет автоматизации ключевых задач и процессов, таких как управление запасами, планирование производства и управление взаимоотношениями с клиентами. Внедряя эти системы, предприятия могут сократить свои операционные расходы, улучшить процессы принятия решений и повысить свою способность реагировать на изменения на рынке. Кроме того, эти системы могут предоставлять предприятиям данные и аналитику в режиме реального времени, что позволяет им принимать обоснованные решения и определять области для улучшения. В статье формулируется определение понятия «система планирования ресурсов предприятия» (Enterprise Resource Planning System или ERP-система), целевое назначение внедрения на современных предприятиях систем планирования ресурсов предприятия. Приводятся статистические данные по рынку программного обеспечения в области систем планирования ресурсов предприятия. Рассматривается несколько различных ERP-систем отечественного производства, используемых для оптимизации процессов бюджетирования и управления ресурсами на предприятиях. Приведены критерии выбора и сравнительные характеристики отечественных ERP-систем.
Последнее десятилетие значительно изменило всю экономическую систему страны, переведя традиционные финансовые услугу в цифровой формат. В новых реалиях предприятия отрасли стали внедрять в свою работу главный инструмент конкурентной борьбы - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В статье рассмотрены основные тенденции и перспективы развития цифровизации российской финансовой системы. Оценивается состояние рынка финансовых технологий в условиях экономических ограничений, введенных в 2022 году в отношении России недружественными странами. Установлено, что российская экономика находится на стадии адаптационного спада. Цифровая трансформация рынка финансовых услуг замедлилась, но в то же время приобрела новые векторы развития. В новой реальности будущее финансовой системы определяется такими направлениями как: внедрение в оборот цифровых финансовых активов, платформинг, развитие новых моделей открытых финансов.
В целях повышения качества принимаемых управленческих решений руководство образовательных учреждений высшего образования должно обладать релевантной информацией, что обуславливает необходимость создания системы по сбору и оценке информации. Для разработки необходимой системы авторами были проанализированы источники вторичной информации и применена методология системного подхода и методы конкурентного анализа. По результатам проведенной работы авторами разработан и обоснован алгоритм диагностики маркетинговой среды, а также составлены образцы форм для заполнения.
В данной статье проведен комплексный и систематический концептуальный анализ негативных аспектов промышленной кластеризации, через пять основных негативных эффектов. Промышленный кластер - это географическая концентрация взаимосвязанных предприятий, поставщиков и связанных с ними организаций в определенной отрасли или области. Кластеры характеризуются высоким уровнем взаимодействия и сотрудничества между компаниями и организациями внутри них, что может привести к повышению инноваций, производительности и конкурентоспособности. Для иллюстрации генезиса негативного влияния промышленных кластеров на региональный рост был использован системно-агломерационный подход. Концептуальный механизм, представленный в исследовании, показал, что большинство упомянутых негативных эффектов связано с тенденцией каждого промышленного кластера замыкаться в себе в среднесрочной перспективе. Ключевой рекомендацией для региональных политиков, направленных на предотвращение негативного влияния промышленной кластеризации на социально-экономический рост региона, является развитие отраслевой конкуренции через поддержку инновационно ориентированных фирм. Эта простая мера потенциально способна снизить негативные последствия промышленной кластеризации и повысить эффективность региональной экономики. Тем не менее, на практике реализация предложенных мер может столкнуться с рядом вызовов, таких как недостаточная государственная поддержка и нехватка финансирования. Поэтому, для достижения успеха в данной области, необходимо учитывать все факторы и принимать комплексные меры по управлению региональным развитием.
Издательство
- Издательство
- СПБГЭТУ ЛЭТИ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 197022, улица Профессора Попова, дом 5, литера Ф.
- Юр. адрес
- 197022, г Санкт-Петербург, Петроградский р-н, ул Профессора Попова, д 5 литера ф
- ФИО
- Шелудько Виктор Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@etu.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 2344651
- Сайт
- https://etu.ru