РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСТКРЫМСКИЙ ПЕРИОД: ФАЗА СТАБИЛИЗАЦИИ (2024)
В статье изучаются особенности эволюции российско-казахстанских межгосударственных отношений на втором этапе посткрымского периода (в августе 2016 г. - марте 2019 г.). На основе широкого круга официальных источников и материалов периодической печати автором выявляются основные тенденции и проблемы двустороннего сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной сферах и на межрегиональном уровне. Определяются основные факторы, оказывавшие влияние на взаимодействие Москвы и Астаны. Особое внимание уделяется роли президентов России и Казахстана в развитии и укреплении нашими странами отношений союзничества и стратегического партнерства. Автор приходит к заключению, что рассматриваемый период стал временем относительной стабилизации российско-казахстанских отношений, пришедшей на смену мощной турбулентности, которая возникла в контексте событий «Украинского кризиса» и «Крымской весны». Но несмотря на существенные результаты, достигнутые сторонами в указанный период, им так и не удалось решить своей главной проблемы, состоявшей в излишней зависимости всей системы их взаимодействия от внешнеполитических предпочтений руководителей России и Казахстана. В результате активное развитие двустороннего сотрудничества обеспечивалось не столько объективными факторами, сколько поддержкой, оказываемой данному процессу президентами В.В. Путиным и Н.А. Назарбаевым. Следовательно, уход Н.А. Назарбаева с поста главы государства мог обернуться для российско-казахстанских отношений самыми непредсказуемыми последствиями.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
В отличие от предыдущих этапов развития двустороннего сотрудничества, указанный период не получил должного освещения в отечественной и зарубежной литературе. С 2012 г., после принятия руководством США решения о предстоящем свертывании военной операции в Афганистане, соответствующая проблематика стала утрачивать интерес в глазах западных исследователей. При этом их российские и казахстанские коллеги стали уделять внимание либо отдельным аспектам взаимодействия России и Казахстана (торгово-экономическому [Баскакова 2017; Каппасова 2018; Килимник 2022; Ковалева 2020; Крапивный 2016; Положихина 2019; Симонян 2019а; Симонян 2019b], межрегиональному и приграничному [Водичев 2018; Григорьев 2022; Корженевский 2022; Лапенко, Онучко 2021], гуманитарному [Савина, Канарова 2023] сотрудничеству), либо его общим особенностям за более продолжительный промежуток времени [Шапкин 2017; Tashimova 2018], либо взаимодействию сторон в годы президентства К.-Ж.К. Токаева [Елизаров, Афанасьев 2021; Старостенко 2019]. Таким образом, двустороннее взаимодействие непосредственно в посткрымский период (особенно в фазе стабилизации российско-казахстанских отношений) остается своеобразным белым пятном в современных центральноазиатских исследованиях.
Список литературы
1. Баскакова И.А. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан в процессе евразийской интеграции: 1991-2015 гг.: Дис. … канд. ист. наук. М.: РГГУ, 2017. 202
с.
2. Водичев Е.Г. Российско-казахстанское приграничье: возможности институциональных трансформаций и перспективы формирования трансграничных регионов // Известия Алтайского отделения Русского географического общества. 2018. № 1. С. 6-16. EDN: XNAGCD
3. Григорьев С.В. Российско-казахстанское межрегиональное сотрудничество // Международная жизнь. 2022. № 10. С. 30-33. EDN: OAKHEX
4. Елизаров М.В., Афанасьев С.А. Российско-казахские отношения на современном этапе // E-Scio. 2021. № 9 (60). С. 466-474. EDN: AYQSZZ
5. Иманова С.А. К вопросу о правовом статусе Каспийского моря // Вестник РГГУ. Серия “Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения”. 2023. № 4. С. 81-92. EDN: YMQTXO
6. Каппасова Г.М. Реализация государственной миграционной политики в Российской Федерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов: Дис. … канд. полит. наук. Екатеринбург: Уральский федеральный ун-т, 2018. 239 с. EDN: YELYYJ
7. Килимник Е.В. Российско-казахские экономические отношения в области энергетической политики и безопасности при президенте Н. Назарбаеве // Теория и практика мировой науки. 2022. № 8. С. 42-56. EDN: QXTZTO
8. Ковалева А.В. Российско-казахстанские отношения в связи с развитием космодрома “Восточный” // Постсоветский материк. 2020. № 4 (28). С. 17-25. EDN: GLQAUV
9. Корженевский К.Б. Российско-казахстанское пограничье: от административных границ Казахстана в рамках РСФСР до современных государственных рубежей // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 9. С. 373-391. EDN: DSQTGQ
10. Крапивный Ф.С. Российско-казахстанское сотрудничество в Каспийском регионе // Теория и практика современной науки. 2016.№ 5 (11). С. 528-531. EDN: WHMIBT
11. Лапенко М.В., Онучко М.Ю. От контактности к барьерности: российско-казахстанская граница и приграничное сотрудничество в условиях пандемии COVID-19 // Постсоветские исследования. 2021. Т. 4. № 7. С. 604-614. EDN: UMZHFK
12. Мещеряков К.Е. Российско-казахстанские отношения в посткрымский период: фаза повышенной турбулентности // Вестник РГГУ. Серия “Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения”. 2023. № 1. С. 28-56. EDN: FGPUYO
13. Пивовар Е.И. Особый правовой статус Каспия. Итоги и перспективы V Каспийского саммита в Актау // Вестник РГГУ. Серия: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. 2019. № 1. С. 12-32. EDN: XHYEAR
14. Пивовар Е.И., Косован Е.А. Феномен “мигрирующей столицы” на постсоветском пространстве (на примере Республики Казахстан) // Вестник РГГУ. Серия “Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения”. 2019. № 1. С. 54-65. EDN: ODJJZM
15. Положихина М.А. Российско-казахстанские экономические отношения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. 2019. № 1. С. 227-237. EDN: ZCKEVF
16. Савина О.В., Канарова В.Н. Сотрудничество России и Казахстана в области науки и образования // Постсоветский материк. 2023. № 1 (37). С. 60-69.
17. Симонян Р.Х. Российско-казахстанское сотрудничество в контексте евразийского транзита // Восточная аналитика. 2019. № 2. С. 97-103. EDN: HUYQTB
18. Симонян Р.Х. Российско-казахстанское сотрудничество в контексте международных проектов // Новая и новейшая история. 2019. № 3. С. 129-138. EDN: VMZOQQ
19. Старостенко К.В. Российско-казахстанские отношения: состояние и перспективы // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). 2019. № 1 (7). С. 89-95. EDN: ZAMRLF
20. Шапкин М.Н. Тенденции и перспективы российско-казахстанского сотрудничества в современных политических условиях: Дис. … канд. полит. н. М.: Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2017. 252 с. EDN: FDYJLU
21. Tashimova A.T. Foreign policy of Kazakhstan in the age of globalization // Вестник Инновационного Евразийского университета. 2018. № 3 (71). С. 29-32. EDN: XHGAAH
Выпуск
Другие статьи выпуска
4 декабря 2020 г. по инициативе Российского государственного гуманитарного университета, Российского общества историков-архивистов и при поддержке Российского фонда мира состоялся Форум ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов государств-участников СНГ, который был приурочен к 30-летию с момента создания Содружества. В 2022 г. по итогам форума был выпущен сборник «Интеграционные процессы на пространстве СНГ: итоги и перспективы 30 лет развития». Опираясь на материалы этого издания, автор статьи пытается выделить основные направления и проблемы образовательной интеграции в масштабе постсоветского региона. По мнению автора, таких направлений и проблемных полей шесть: создание научно-образовательных объединений, стимулирование сотрудничества организаций высшего профессионального образования, внедрение цифровых технологий в сферу образования, развитие так называемого полного цикла образования и воспитания учащихся вузов и молодых ученых, поддержание ключевой роли и статуса русского языка в системе регионального гуманитарного сотрудничества, модернизация правовой базы гуманитарного сотрудничества. Автор констатирует, что в настоящее время среди постсоветских организаций именно Содружество Независимых Государств является центром наиболее продуктивного сотрудничества в гуманитарной сфере вообще и в области науки и образования в частности. Однако более эффективному взаимодействию по указанным направлениям способствовало бы сопряжение формата Содружества с евразийскими организациями - в первую очередь, это Шанхайская организация сотрудничества и Евразийский экономический союз.
В статье рассматривается влияние проблемы денуклеаризации Украины на развитие российско-украинских отношений в 1990-е гг. Подробно описываются тяжелые переговоры о выводе с украинской территории советского тактического и стратегического ядерного оружия, которые сначала проходили в двустороннем формате между Россией и Украиной, а затем к ним присоединились США. Автор отмечает, что Россия стремилась сохранить монополию на владение данным видом вооружений на постсоветском пространстве. Вашингтон также не был заинтересован в увеличении количества ядерных государств, тем более на пространстве Содружества Независимых Государств. Позиция же украинской стороны отличалась непоследовательностью и противоречивостью. Автор объясняет, почему отказ Украины от ядерного статуса был необходим и отвечал интересам всех сторон, включая в первую очередь саму Украину. В частности, подписание Будапештского меморандума не только помогло снять напряженность в российско-украинских отношениях в середине 1990-х гг., стабилизировало международную ситуацию на постсоветском пространстве, но и позволило Украине получить международное признание и финансовую помощь. В статье наглядно опровергается тезис, достаточно популярный в современной Украине, о возможности сохранить за страной после коллапса СССР часть советского ядерного арсенала. Это было исключено в том числе и потому, что Украина не имела технической возможности обслуживать этот арсенал в новых условиях.
Статье предпринимается анализ отражения Пятидневной войны 2008 г. в российской и грузинской историографии. Актуальность изучения данного события и его научного осмысления определяется прежде всего геополитической значимостью Кавказского региона, который на протяжении долгого времени остается одной из ключевых зон интересов России. При этом многие проблемы грузино-осетинских отношений, вылившиеся в Пятидневную войну, и многие аспекты самой войны остаются открытыми, дискуссионными. Автор констатирует, что какие-то из них активно переосмысливаются, какие-то, наоборот, по разным причинам выпадают из поля зрения исследователей. В целом, по мнению автора, в научной литературе сейчас отсутствуют работы, в которых был бы систематизирован, обобщен и проанализирован, во-первых, весь пласт проблем и противоречий грузино-осетинского кризиса, а во-вторых - их трактовок, существующих в современной историографии. В частности, спорным вопросом в контексте всего комплекса неразрешенных грузино-осетинских противоречий остается роль, которую сыграла Российская Федерация, исполняя миссию посредника в конфликтах на территории Грузии вообще и в особенности в грузино-осетинском противостоянии. Анализ научной литературы, посвященной Пятидневной войне, показывает, что для современной историографии данного конфликта характерна высокая поляризация мнений: существуют «прогрузинская» и «пророссийская» точки зрения (к последней в содержательном отношении примыкает и южноосетинская историография). Разбор основных идей, из которых складываются эти точки зрения, и является смысловым центром данной работы.
Статья посвящена развитию российско-турецких культурных контактов в 2000-2015 гг. Автор обращает внимание на то, что в указанный период культурные отношения России и Турции, наравне с политическими и экономическими, вышли на уровень стратегического партнерства. Это проявилось, в частности, в том, что увеличилась роль Министерств культуры и посольств в реализации совместных культурных проектов, культурные вопросы все чаще стали выноситься на международный уровень благодаря участию обоих государств в международных организациях и глобальных культурных проектах (например, Альянс цивилизаций ООН). Активизировалась языковая политика: в России стал подниматься вопрос об организации изучения русского языка и литературы в Турции, этот процесс стал более систематизированным - появились различные языковые курсы при посольстве и образовательных учреждениях, создаваемые и контролируемые Посольством Российской Федерации в Турецкой Республике. В свою очередь, Турецкая Республика смогла легализировать свои образовательные учреждения и культурные центры на территории России. Описывая культурное взаимодействие двух стран, автор, однако, обращает внимание на то, что культурные отношения зависят от политических и нестабильность в политике зачастую негативно сказывается на культурном сотрудничестве, тормозя его или даже сводя на нет важные начинания. Наглядным примером этому послужил политический кризис в российско-турецких отношениях в конце 2015 г., когда в короткие сроки были свернуты и заморожены все культурные проекты, реализуемые и планируемые двумя государствами.
В статье предпринимается попытка описания Дыкма-сердара, одного из ярких персонажей туркменской истории. Отмечая, что в историографии почти нет специальных исследований, посвященных личности и деятельности этого человека, автор осуществляет подробную реконструкцию его жизненного пути, помещая ее в широкий социально-исторический контекст. Исследование проводится на стыке биографии и просопографии: портрет Дыкма-сердара на фоне истории проникновения Российской империи в Среднюю Азию и инкорпорации в имперский организм туркменских земель становится средством выявления определенных стратегий, присущих этнической элите данного региона. Прослеживая жизненный путь Дыкма-сердара, автор показывает, как и под влиянием каких факторов менялось его отношение к России и ее присутствию в регионе. Смелый, энергичный, умный, имеющий несомненный талант военачальника, обладающий большим авторитетом как среди соплеменников, так и в русских военных кругах, Дыкма-сердар понимал неизбежность включения туркменских земель в состав превосходящей их экономически, политически и военно-технически империи и пытался минимизировать издержки этого присоединения, неоднократно включаясь в переговоры с представителями русского командования и привлекая к переговорному процессу своих родственников. Однако недальновидное и оскорбительное поведение русских военных заставило Дыкма-сердара отказаться от мирного взаимодействия. И только личная встреча с М.Д. Скобелевым вернула его в стан переговорщиков. Трагические колебания Дыкма-сердара между сотрудничеством и противостоянием были характерны для представителей его этносоциальной группы и хорошо иллюстрируют поведение туркменских этнических элит в период Большой игры в Средней Азии.
Статья посвящена становлению и развитию межгосударственного объединения БРИКС. Автор прослеживает историю данного интеграционного объединения, начиная с самых первых встреч представителей государств-участников и вплоть до настоящего времени, когда БРИКС стоит на пороге масштабного расширения. В работе характеризуется постоянно растущий экономический, демографический, ресурсный, гуманитарный потенциал БРИКС, углубляющееся и все более разностороннее интеграционное сотрудничество ее участников в политической сфере, в области борьбы с угрозами безопасности, в экономике и финансах, науке и индустриальном развитии, сельском хозяйстве, охране окружающей среды, гуманитарной сфере, образовании, молодежной политике, спорте, туризме и др. Реконструируя историю БРИКС, автор обращается к Декларациям пятнадцати саммитов данной организации и к ряду других основополагающих документов, которые позволяют выявить характерные черты БРИКС как одного из влиятельных акторов нового мирового порядка XXI в., составить комплексное представление о том, как формировалось поле деятельности данной организации, не являющейся ни оборонительным блоком, ни экономическим союзом, не обладающей (во всяком случае, пока) развитой структурой наднациональных органов управления, но имеющей свою, четко определенную политическую, экономическую и гуманитарную повестку.
Издательство
- Издательство
- РГГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- Юр. адрес
- 125047, г Москва, Тверской р-н, Миусская пл, д 6
- ФИО
- Логинов Андрей Викторович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rsuh@rsuh.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2506118
- Сайт
- https://www.rsuh.ru/