В статье рассматривается семантика тональности b-moll в произведениях авторов разных эпох - барокко (И. С. Бах), начала XIX в. (Л. Бетховен), романтизма (Ф. Шуберт и Ф. Лист). Комплексный семантический анализ позволил выявить ряд отличительных особенностей, объединяющих трактовку данной тональности в творчестве указанных композиторов, например, использование ими схожих музыкально-риторических фигур (katabasis, epizeuxis). Прослеживаемая преемственность символической трактовки b-moll, а также и других тональностей (например, E-dur), дает возможность приблизиться к интерпретации смысла основополагающих внутритекстовых знаков рассматриваемых музыкальных произведений, что в свою очередь является «отправной точкой» формирования музыкально-художественного образа. Основное внимание в статье уделено анализу трактовки семантики b-moll в творчестве Ф. Листа. Делается вывод о том, что композитор, во многом поддерживая уже сложившуюся ранее традицию в интерпретации тональности, в то же время вкладывал в нее конкретные, подчас поддающиеся вербализации значения.
Идентификаторы и классификаторы
Принципиальную важность тональной семантики, «колорита тональности» отмечают многие исследователи музыки: Вопрос о колорите тональностей является сложным и недостаточно разработанным, однако игнорировать эту проблему было бы неоправданным.
Список литературы
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / ред. и коммент. Е. М. Орловой. Ленинград: Музыка, 1971. 376 с.
2. Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о “Хорошо темперированном клавире”. Москва: Классика-XXI, 2005. 372 с. EDN: QXUSDJ
3. Вашкевич Н. Л. Семантика музыкальной речи. Музыкальный синтаксис: Словарь музыкальных форм. Тверь: Тверской областной учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства, 2010. 80 с.
4. Вульфиус П. А. Франц Шуберт: Монография. Москва: Музыка, 1983. 447 с.
5. Гольденвейзер А. Б. Тридцать две сонаты Бетховена. Москва: Музыка, 1966. 288 с.
6. Гусева А. В. О семантике тональности и о тональном развитии в музыке на основе теории П. Флоренского о пространстве и времени в искусстве // Памяти Павла Флоренского. Философия. Музыка: Сборник статей к 120-летию со дня рождения о. Павла (1882-2002) / Сост. С. М. Сигитов, Т. А. Апинян, А. В. Гусева. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, Творческий центр им. Павла Флоренского. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2002. С. 187-195.
7. Денисов А. В. Музыка XX века: очерки о композиторах XX века. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. 110 с. (Композиторы. Очерки жизни и творчества).
8. Казанцева Л. П. Семантика тональности: вопросы методологии исследования // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сб. науч. ст. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова, 2006. С. 117-135. Электронная копия: Музыкальное содержание. Проект регионального музыкально-исследовательского сообщества Лаборатория музыкального содержания, 2009-2024. URL.: http://muzsoderjanie.ru/component/content/article/6-nauchnie-publicacii/109-semantika-tonal.pdf (дата обращения: 06.09.2023).
9. Кремлёв Ю. А. Фортепианные сонаты Бетховена. Москва: Советский композитор, 1970. 336 с.
10. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки ХVII-ХХ веков. Санкт-Петербург: Лань, 2006. 432 с. EDN: QXWHUL
11. Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха. Москва: Классика - XXI, 2009. 112 c. (Искусство интерпретации). EDN: QRNERR
12. Мильштейн Я. И. “Хорошо темперированный клавир” И. С. Баха и особенности его исполнения. Москва: Музыка, 1967. 393 с.
13. Мильштейн Я. И. Ференц Лист. Москва: Музыка, 1999. 686 с.
14. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Изд. 5-е. Москва: Музыка, 1988. 240 с.
15. Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха. Москва: Классика - XXI, 2004. 56 с. EDN: QXQDWT
16. Огарёв Н. П. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. Москва, 1956. 492 с.
17. Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: черты стиля. Москва: Музыка, 1987. 302 с.
18. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Москва: Классика - XXI, 2004. 816 c. EDN: VJQPSP
19. Beethoven L. Sonate No. 23, Op. 57 // Werke in 29 volumes. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1862-1890. Serie XVI (Volume XVI): Pianoforte-Sonaten, Band 2, No. 146: Sonate No. 23, Op.57, f moll. S. 165-190.
20. Gardonyi Z. Neue Tonleiter- und Sequenztypen in Liszts Frühwerken (Zur Frage der.,Liszt Sequenzen“) // Studia Musicologica Academiae Scientiarum Hungaricae, T. 11, Fasc. 1 / 4. 1969. S. 169-199.
21. Liszt F. Hungarian Rhapsody No. 3, S. 244-3 // Neue Liszt-Ausgabe. Serie 1, Band 3 (Hungarian Rhapsodies I). Editors: Zoltan Gardonyi, Istvan Szelenyi. Budapest: Editio Musica, 1972. S. 40-44.
22. Schubert F. Ihr Bild (Gedicht von H. Heine) // Schubert’s Werke, Serie XX, Band 9. 1827-28 b. z..,Schwanengesang“, No. 562. Editor: Eusebius Mandyczewski. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1895. S. 170-171.
23. Schubert F. - Liszt F. Schwanengesang / Lieder von Franz Schubert. Für das Pianoforte übertragen von Franz Liszt // Neue Liszt-Ausgabe. Serie 2, Band 21 (Transcriptions VI), S. 560 (R 245). Editors: Imre Mező, Imre Sulyok. Budapest: Editio Musica, 1995. S. 3-97.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Материал представляет рецензию на сборник памяти известного историка балета, доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Наталии Лазаревны Дунаевой (1933-2020) “Omnia Praeclara Rara”. Рассмотрены основные этапы биографии главной героини книги, даны краткий портрет ее личности, а также оценка влияния на последователей; показана важность источниковедения как дисциплины, введенной Наталией Лазаревной в программу подготовки балетоведов. В рецензии проанализировано содержание основных разделов - “IN MEMORIAM” и «Научные статьи и публикации». Отдельно раскрыты деятельность учеников Дунаевой в годы обучения, а также развитие ее педагогических и научных идей в настоящее время.
В публикации представлена подборка писем Прокофьева, хранящихся в The Serge Prokofiev Archive (Колумбийский университет, Нью-Йорк). Указанные письма обновляют знания о культурной жизни Европы и СССР 1920-х - начала 30-х гг., о людях, с которыми переписывался Прокофьев, о самòм композиторе. Дополнительный мотив переписки - встреча двух миров, разница между которыми весьма ощутима. Анализ фактов, представленных в письмах, дает немало новой информации. Много существенного вносят письма в изучение личности Прокофьева, проявляющей себя по-разному в общении с различными людьми. Здесь, как и во всем, композитор демонстрирует умение максимально концентрироваться на главном, отторгая все несущественное. Деловитость, лаконизм безукоризненных формулировок и постоянная готовность к неожиданному ироническому повороту в тексте, к сарказму (константная черта его манеры письма) свидетельствуют о литературной ценности публикуемых документов.
В статье воссоздана творческая биография заслуженной артистки РФ Елены Эмильевны Гилельс (1948-1996). Материалом исследования послужили периодические источники, данные архива семьи пианистки, воспоминания современников, неизвестные до настоящего времени в России зарубежные рецензии на ее концерты. Анализ документов позволил выявить три периода исполнительской деятельности пианистки: первый (1966-70) - репрезентация на советской и мировой сценах, второй (1971-90) - время наивысших творческих свершений в сольном и камерном исполнительстве, третий (1991-96) - завершающий. Изучение аудиозаписей Е. Гилельс каждого из периодов позволило охарактеризовать особенности исполнительского стиля. Творческая деятельность Елены Гилельс как пианистки-солистки, участницы камерных ансамблей рассматривается автором как комплексный феномен, развивавшийся в социокультурном контексте своего времени. Делается вывод о том, что, получив образование у ярчайших представителей Московской и Ленинградской фортепианных школ, находясь в сфере творческого притяжения своего отца - выдающегося пианиста, признанного во всем мире, Е. Гилельс внесла весомый вклад в развитие фортепианной культуры, выступая в СССР и постсоветской России, а также достойно представляя русскую фортепианную школу в многочисленных зарубежных турне.
Статья посвящена исполнительской деятельности выдающейся отечественной арфистки К. А. Эрдели. Широко известно, что концертирование являлось одним из основных направлений ее творчества, которому было посвящено около семи десятков лет жизни исполнительницы. Ксения Александровна выступала на разных концертных площадках царской России и Советского Союза. География ее гастрольных поездок поражает своей широтой и охватом фактически всех городов нашей страны. В каждом из них она старалась сделать свой инструмент любимым, доступным и близким всем без исключения слушателям. В предлагаемой публикации впервые предприняты попытки анализа исполнительской деятельности К. А. Эрдели. Рассмотрены основные векторы творческого поиска в контексте активной работы арфистки по обогащению и качественному обновлению концертного репертуара. Сделан вывод о принципиальном значении для отечественного арфового искусства впервые введенной ею практики сольных арфовых концертов. Представленные в статье архивные документы - письма зарубежных коллег, программа концерта исполнительницы, списки ее неопубликованных переложений и редакций для ансамблей арф и камерных составов с участием инструмента - позволяют сделать вывод о беспрецедентном значении для отечественного арфового искусства деятельности К. А. Эрдели, сумевшей поднять исполнительство на данном инструменте на небывалую до того времени высоту.
Театрализация инструментального исполнительского процесса - одна из ведущих черт современного музыкального искусства. Инструментальный театр как жанр является основополагающим в творчестве ряда авторов ХХ-ХХI вв., способствуя объединению в одной композиции музыки, литературы, пластики, мимики, акробатики и других элементов театрализации исполнительского процесса. Данная статья посвящена анализу ряда сочинений Фараджа Караева, связанных с принципами инструментального театра. В процессе их анализа акцентируется внимание на генезисе и становлении идей театральности в творчестве композитора, на которые оказали влияние концепции синтеза искусств Самуэля Беккета. Уточняется, что в произведениях, представляющих жанр инструментального театра, композитор превращается в своего рода режиссера, в обязанности которого входит не только создание музыкального материала, но и точное его соотношение с визуальным, а иногда и вербальным компонентами. В качестве примеров рассмотрены опусы «В ожидании…», «Эстафета», «Немного музыки для Джорджа Крама», «Положение вещей», (К) ein kleines Schauspiel… При восприятии сочинений, написанных Ф. Караевым в жанре инструментального театра, слушатель / зритель должен обладать определенными сенсорными особенностями. Констатируется, что триединство «вслушивание - вглядывание - вчувствование» должно составлять необходимое условие восприятия акционистских произведений композитора, представляющих инструментальный театр.
Творчество Юрия Красавина - композитора, отметившего в 2023 г. свой 70-летний юбилей, - только начинает осмысливаться в музыковедческих работах. Фортепианный цикл Красавина «Вертер» в данной статье рассматривается в контексте раннего метамодерна. В цикле прослеживаются такие особенности сочинения, как господство единого аффекта, «вновь обретенная» функциональная ладовая система, работа с общеупотребительными музыкальными формулами - и отстраненная сентиментальность. Подобно культовому исследованию Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного», «Вертер» Красавина представляет «фрагменты» музыкально-романтической речи, отсылая одновременно к Шуману, Шуберту, Чайковскому и Вагнеру.
Статья посвящена одному из важнейших аспектов творческой деятельности Альфреда Гарриевича Шнитке - его рецепции музыки Иоганна Себастьяна Баха. Проблема исследуется на основе наименее изученной области в наследии Шнитке - его сочинений к анимационным фильмам Андрея Хржановского (р. 1939). Аргументируется точка зрения, что в данной сфере складывались основные формы цитирования и подходы, характерные для претворения композитором определяющих компонентов стиля лейпцигского мастера. В публикации рассмотрены примеры точной, переработанной и виртуальной цитат в киномузыке Шнитке. Подчеркивается, что художественный диалог с творчеством Баха и эпохой барокко сложился у него во многом под влиянием кинематографических идей Хржановского. Исследование основано на изучении автографов партитур, хранящихся в нотной библиотеке Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, архивных материалов, воспоминаний композитора и режиссера о создании кинолент, а также интервью, данного Хржановским в личных встречах с автором статьи в январе 2023 г.
Статья посвящена вопросам исполнения инструментальных менуэтов в западноевропейской музыкальной культуре XVIII столетия. В конце XVII в. Этьен Лулие опубликовал описание изобретенного им «хронометра» - маятникового устройства, предназначенного для фиксации темпа музыкальных композиций. Авторы различных точных и относительно точных дометрономических систем определения темпа исполнения музыкальных произведений оставили, в числе прочих, указания по выбору темпа инструментальных менуэтов и менуэтов для танцев. В числе этих авторов - Мишель Лафийяр, (1705), Луи Леон Пайо, граф Д’Онсамбрей (1735), Жак Александр де ля Шапель (1737), Иоганн Иоахим Кванц (1752), Анри Луи Шокель (1759 и 1762). В процессе изучения текстов старинных материалов и документов, а также в результате сравнительного анализа трудов исследователей XX в. авторы статьи пришли к выводу, что в западноевропейском музыкальном искусстве XVIII в. параллельно существовали либо два типа инструментального и танцевального менуэта с принципиально различными (прежде всего, темповыми) исполнительскими характеристиками, либо две принципиально разные исполнительские традиции, не ограниченные строгими хронологическими и географическими рамками.
Первый раздел настоящей статьи содержит описание оригинальных печатных изданий произведений Г. Ф. Телемана, хранящихся в Российской государственной библиотеке. Собрание насчитывает 15 публикаций, ранее принадлежавших Королевской библиотеке в Берлине (ныне - Берлинская государственная библиотека). Сравнение оригинала Symphonie zur Serenate (шифр МЗ Р-ИН / 3280) с так называемым «факсимиле» Симфонии, изданном в Германии в 1980 г., показывает, что последнее не воспроизводит всех деталей подлинника, но представляет его ретушированную версию. Второй раздел публикации посвящен характеристике источников и особенностям композиции Симфонии и Серенаты. Музыка к юбилею целиком не сохранилась, до нас дошли лишь партитура Симфонии и либретто Серенаты. Изучение либретто позволяет получить представление о типах номеров и структурах некоторых из них. Как либретто Серенаты, так и партитура Симфонии включают другой немаловажный источник - авторский комментарий к частям Симфонии.
Издательство
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 190068, г. Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 2, литер "А"
- Юр. адрес
- 190068, г. Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3, литер "А"
- ФИО
- Васильев Алексей Николаевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@conservatory.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3122129