Цель. Анализ влияния трансгуманизма на социальные процессы и оценка перспектив и рисков, связанных с изменением человеческой природы под воздействием современных технологий.
Процедура и методы. Основным исследовательским методом выступил сравнительный анализ. Проведён анализ философских и социальных концепций трансгуманизма в сочетании с рассмотрением ключевых технологий, включая биопротезирование, крионику и искусственный интеллект, и их возможного влияния на общество.
Результаты. Определены потенциальные риски усиления социальной дифференциации и угроза утраты традиционных человеческих качеств в условиях внедрения трансгуманистических технологий.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в углублении понимания философских и этических аспектов трансгуманизма, что способствует разработке стратегий социального и правового регулирования технологических изменений.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18384/2949-5148-2025-1-101-107
Постчеловек выступает результатом стремлений трансгуманистического подхода. Сущность постчеловека является предметом споров и по сей день, потому как прецедента нет. В то же время концепция отражена в трудах последних лет. Одним из таких выступает исследование Л. Г. Черемных. Результаты анализа её тезисов показали, что постчеловек рассматривается как гипотетический этап эволюции Homo sapiens, выходящий за пределы биологических и социальных ограничений.
Список литературы
1. Иванов Е. М., Шимельфениг О. В. Трансгуманизм и проблема бессмертия // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12. № 1-1. С. 104-122. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2020-12.1.1-104-122
2. Черемных Л. Г., Губанов Н. Н. Умеренный и радикальный трансгуманизм // Современные философские исследования. 2023. № 3. С. 112-121. https://doi.org/10.18384/2949-5148-2023-3-112-121
3. Никитин С. С. Идеология трансгуманизма и её научное обеспечение: возможности и пределы развития // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. № 1 (13). С. 10-22. https://doi.org/10.47132/2541-9587_2022_1_10
4. Думинская М. В., Миллер В. И. Секулярный гуманизм и трансгуманизм есть утопии современного общества? // Общество: философия, история, культура. 2023. № 4 (108). С. 30-35. https://doi.org/10.24158/fik.2023.4.3
5. Белобрагина А. С. Трансгуманизм и постгуманизм: два пути навстречу постчеловеку // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 3 (39). С. 136-143. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-3-136-143
6. Недорезов В. Г., Писарчик Л. Ю., Стрелец Ю. Ш. Трансгуманизм и постгуманизм: планы расчеловечивания // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2024. № 2. С. 93-108. https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-2-93
7. Черемных Л. Г., Губанов Н. Н. Концепт постчеловека в современном философском дискурсе [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник: [сайт]. 2023. № 1 (99). URL: https://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/phil/820.html (дата обращения: 10.05.2024). https://doi.org/10.18698/2306-8477-2023-1-820
8. Щавлева А. С. Трансформация идей трансгуманизма в современном гуманитарном дискурсе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 1 (105). С. 44-52. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-1105-44-52
9. Чернышева А. В., Сахаров М. А. Трансгуманизм: потенциальная утопия или социальный коллапс? [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник: [сайт]. 2024. № 3 (107). URL: https://hmbul.bmstu.ru/catalog/gjkrtw/hidden/914.html (дата обращения: 10.05.2024). https://doi.org/10.18698/2306-8477-2024-3-914
10. Черемных Л. Г., Губанов Н. Н. Возможные риски трансгуманистических преобразований природы человека [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник: [сайт]. 2023. № 3 (101). URL: https://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/phil/849.html (дата обращения: 10.05.2024). https://doi.org/10.18698/2306-8477-2023-3-849.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель. Изучение сущности правосознания гражданина, его структурных компонентов и влияния уровня его развития на функционирование правового государства.
Процедура и методы. Исследование основано на историко-культурном, политико-правовом и психологическом анализе. Рассмотрены концепты «гражданин» и «правосознание» в западной и российской традициях, а также влияние конституционно-правовой политики на их формирование.
Результаты. Правосознание включает когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Недостаточный уровень его развития способствует правовому нигилизму, снижению доверия к государственным институтам и эффективности законодательства.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования позволяют разрабатывать меры по укреплению правовой культуры, улучшению правопорядка и обеспечению реализации прав граждан, что особенно важно для развития демократического общества.
Цель. Оценка методологического потенциала высказываний А. С. Хомякова для утверждения концепции Родины и патриотизма, соответствующей современному уровню развития общества и философии.
Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами стали социально-философский, логико-философский и метод контекстного анализа. Проведено исследование трудов А. С. Хомякова, выявлена аргументация по основным аспектам концепции Родины и патриотизма, полученные результаты соотнесены с выводами современных исследователей
Результаты. Доказано, что труды А. С. Хомякова заложили основы рассмотрения Родины как общефилософской, а Отечества как социально-философской категории. Опора на его взгляды позволяет понять сущность патриотизма, доказать связь между патриотизмом и социальной справедливостью.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии потенциала наследия А. С. Хомякова как основы уточнения дефиниций понятий «Родина», «Отечество», «патриотизм» и укрепления их в общественном сознании.
Цель. Описать структуру и философские основания формирования феномена экологического сознания.
Процедура и методы. Изучение философской и научной литературы; обобщение и структурирование изученного материала; анализ и выявление внутренней логики искомых понятий.
Результаты. Проанализирован корпус текстов философского и научного содержания; обобщён и структурирован предшествующий опыт в вопросе описания феномена экологического сознания и определения соответствующего понятия; выявлена многогранность и комплексность феномена экологического сознания на политическом, социальном, экономическом, культурном и религиозном уровнях; определена перспектива развития экологического сознания общества в контексте расширения сферы политического и социо-экономического влияния политической экологии и экософии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования уточняют понятие экологического сознания, описывают связь индивидуального экологического сознания и общества, определяют перспективы формирования экологического сознания у населения, а также могут использоваться в рамках практических рекомендаций для формирования экологического сознания политическими и социо-экономическими методами.
Цель. Проанализировать трансформацию человека, закономерно происходящую под воздействием набирающего обороты процесса цифровизации, рассмотреть особенности экзистенции и коммуникации человека в цифровом обществе.
Процедура и методы. В исследовании последовательно анализируются антропомерные проблемы эпохи цифровизации, в частности те из них, которые непосредственно затрагивают особенности экзистенции человека в реалиях цифрового общества, а также специфику коммуникации, осуществляемую им в условиях универсализации виртуализации. В исследовании используются традиционные методы – диалектический, компаративный, системный, анализ и синтез, исторический и логический методы, а также современные методы изучения цифровой среды и динамики входящих в её состав компонентов, включая методологию теории эволюции социальной коммуникации для выявления социально-исторической детерминации виртуальной коммуникации.
Результаты. В исследовании показано, что актуализация антропомерных проблем эпохи цифровизации связана с лавинообразной интеграцией цифровых технологий в жизнедеятельность общества. Под её воздействием человек меняется достаточно быстро. Встаёт проблема сохранения человека как биологического вида и социального существа. Всё популярнее становится идея наступления постчеловеческого будущего. Однако трансформация человека чаще всего оказывается его интенсивной деформацией и деградацией. Цифровизация требует от человека новых моделей поведения, новых навыков и ценностных приоритетов. У человека появляются новые стратегии поведения в профессиональной и в обыденной жизнедеятельности. Возникает новый тип бытия – виртуальная реальность. Виртуальное общение занимает всё больше времени у пользователя, способствуя его дистанцированию от реальной жизни. Императив виртуальности становится парадигмальным.
Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования связана с обсуждением в нём одной из существеннейших проблем современности – некритичного восприятия информации, доводимой до общества через медиатехнологии. Это ведёт к снижению когнитивных способностей человека, а общество становится объектом постоянных манипуляций. Благодаря этому реальная власть находится в руках элит, которые имеют возможность формировать и распространять нужную им информацию, контролируя информационно-коммуникационную среду. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нём выводы могут быть полезными человеку как пользователю, ведущему активный виртуальный образ жизни, являющемуся субъектом виртуальной коммуникации, и вместе с тем постоянным участником общественной жизни.
Цель. Проведение социально-философского исследования для выявления специфики современной Украины и её народа. Эта специфика существенно определяется особой «историей-судьбой» Украины, длительным упадком бывшей Киевской Руси – сломленностью после монгольского нашествия, государственной нереализованностью, невозможностью собирания восточнославянских земель и духовным принижением. Москва закономерно первенствовала и как государство, и как православная святыня.
Процедуры и методы. Использованы метод герменевтики и метод философской аналитики. Для реализации поставленной цели проанализирован в соответствии с заявленной проблемой ряд трудов известных русских мыслителей – Ф. М. Достоевского, И. А. Ильина, Н. А. Нарочницкой и других авторов.
Результаты. Достигнута новизна исследования, определяющаяся новым видением через выявление причин провала украинских государственно-строительных проектов: скудное политическое разумение и доктринёрская (националистическая) близорукость украинской политической элиты; игнорирование многовекового исторического и этнокультурного единства двух «не-противоположных» народов; самоидентификация украинского народа на основе символики украинского национализма и нацизма и узконационального нарциссизма. Дополнительно повлияли разрушительные и разъединяющие технологии Запада, сомнительная «украинская идея» (с ориентацией на Запад) и нерационально масштабированные украинские обиды. Результатом этого оказались непомерные анти-толерантность и русофобия значительной части украинского народа. В целом процесс заслуживает наименования «бандеровизации» народа, общества и государства Украины. Показано, что мысль Достоевского об «ошибках сердца», о «заражённом духе иногда даже во всей нации» уместна для понимания украинских процессов конца ХХ – начала ХХI вв. Показано, что термин И. А. Ильина «сверхнационализм» способен снова примирить «не-противоположные» народы, поскольку он утверждает и родину с национальной культурой, и бесценность духа и культуры любого другого народа – перед лицом Божиим. В заключение статьи выражена надежда на постепенное восстановление братского союза и блага восточнославянских народов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование продолжает православную и национально-патриотическую традицию понимания двух «не-противоположных народов» и стран – Украины и России. В современных условиях противостояния с коллективным Западом данная работа способствует осознанию национальной сущности и миссии двух народов, особенно украинского, укреплению традиционных ценностей.
Цель. Раскрытие особенностей и пределов влияния политической философии националсоциализма на функционирование немецкой банковской системы времён Третьего рейха.
Процедура и методы. Использованы дискурсивный метод, кластеризация, экстраполяция, историческая ретроспектива, сравнение и сопоставление источников, критико-концептуальный анализ.
Результат. Установлено, что заметное влияние на функционирование банковской системы Третьего рейха оказал праксиологический блок национал-социалистической философии, связанный с воплощением идеи единообразного преобразования социополитического ландшафта. Резюмируется также, что проникновение политической философии национал-социализма в банковскую сферу, являющееся частным случаем имплементации праксиологической доктрины Gleichschaltung, не носило всеобщего характера.
Теоретическая и/или практическая значимость. В российском гуманитарном знании положено начало изучению проблемы философских основ банковской деятельности сквозь призму немецкой социально-политической истории XX столетия.
Цель. В статье даётся характеристика основных трансформационных особенностей современных социальных взаимоотношений, связанных с коррозией идеи гуманизма, тенденцией потери человеком своей идентичности и отчуждением от своей сущности.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.
Результаты. Установлено, что новая социальная реальность неразрывно связана с цифровой революцией, которая не только породила идеи трансгуманизма, но и повлияла на практические изменения человека как биологического существа. Глубинные трансформации связаны с воздействием информации на сознание и память людей. Заменой реальных форм общения между людьми становится блогерство как общение с виртуальным искусственным субъектом.
Теоретическая и/или практическая значимость. Авторы статьи приходят к выводу, что современная социальная реальность – это становление цифрового человека и цифрового общества как проявление псевдогуманизма.
Цель. Оценка сущности философских осмыслений, пониманий и места Рене Декарта и Исаака Ньютона в становлении и развитии теории света.
Процедура и методы. При проведении исследования применялись методы компаративного анализа, исторический, диалектический подходы для реконструкции истории науки и философии.
Результаты. Приведены две гносеологические позиции в понимании теории света. Из экспериментов и суждений философов складывалась область знаний – физика. Декарт и Ньютон были философами и учёными, на новаторских идеях которых построена современная оптика, осуществляются конструирование и производство оптических приборов для всех сфер жизнедеятельности человека. Декарт в области естествознания занимался геометрической оптикой. Главным достижением Рене Декарта стало изложение закона о преломлении света. На основании сформулированного закона Декарт дал впервые правильное объяснение радуги. Благодаря Декарту появилась теория оптических приборов, а геометрическая оптика после Декарта стала отделом геометрии. Исаак Ньютон преодолел в практике научных исследований противоречие между эмпиризмом и рационализмом. Его наука опиралась на факты и опыт, он широко использовал в исследованиях математические методы и дедуктивный метод. Ньютон развил корпускулярную теорию света, открыл явление дисперсии света в призме.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в эпистемологию и методологическое основание философии науки и техники.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/