В статье рассматриваются вопросы, касающиеся деятельности следственно-оперативной группы как частного случая взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних с другими подразделениями органов внутренних дел.
На основании рассмотрения исторического аспекта, проведения социологических исследований, а также использования метода аналогий обосновывается необходимость допуска подразделений по делам несовершеннолетних к оперативно-розыскной деятельности и их возвращения в штат отделов уголовного розыска.
Данные мероприятия рекомендуются автором в целях повышения как общих возможностей подразделений по делам несовершеннолетних в противодействии противоправной деятельности лиц, не достигших совершеннолетия, так и для возможности включения инспекторов данных подразделений в их состав.
Идентификаторы и классификаторы
Необходимость обращения к теме исследования определена наличием двух основных факторов:
- общим состоянием преступности в Российской Федерации (далее — РФ) в целом и противоправных деяний лиц, не достигших 18-летнего возраста, в частности. Так, говоря о последних, мы можем констатировать, что за прошедший десятилетний период количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, уменьшилось практически в 2 раза, с 67 225 в 2013 г. [1, с. 44] до 30 469 в 2022 г. [2, с. 56]. Подобная положительная динамика внушает определенный оптимизм. Вместе с тем тревогу вызывает то обстоятельство, что доля категорий уголовно наказуемых тяжких и особо тяжких общественно опасных противоправных деяний в структуре преступности несовершеннолетних не только не снижается, но и устойчиво растет, составляя в настоящее время практически треть, увеличившись с 21,8 % в 2013 г. [1, с. 44] до 30,5 % в 2022 г. [2, с. 56].
Список литературы
1. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2013 года: статистический сборник. М.: Главное организационно-аналитическое управление. Управление правовой статистики. Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2014. 52 с.
2. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2022 года: статистический сборник. М.: ФКУ “Главный информационно-аналитический центр МВД Российской Федерации”, 2023. 66 с.
3. Подростки стали чаще совершать диверсии в России // РИА Новости. 27.07.2023.URL:https://ria.ru/20230727/diversii-1886570025.html(дата обращения: 28.07.2023).
4. Колокольцев заявил о критической нехватке личного состава в МВД 10.08.2023 // Российская газета. 10.08.2023.URL:https://rg.ru/2023/08/10/reg-dfo/kolokolcev-zaiavil-o-kriticheskom-nekomplekte-lichnogo-sostava-v-mvd.html (дата обращения: 18.09.2023).
5. МВД сообщило о нехватке 100 тыс. сотрудников, в основном строевых подразделений // Коммерсантъ. 11.10.2023.URL:https://www.kommersant.ru/doc/6267569 (дата обращения: 12.10.2023).
6. Травкин Е. А. О совершенствовании взаимодействия в форме следственно-оперативных групп // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2009. № 2-2. С. 275-281. EDN: LADZVJ
7. Ларичев В. Д., Кучкина В. Г. Понятие и сущность следственной и следственно-оперативной групп // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 1. С. 118-124. EDN: VQSSSN
8. Смагоринский Б. П., Ефремов К. А. Оперативно-разыскная деятельность в международном праве // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2016. № 3 (38). С. 113-120. EDN: XXHDFN
9. Файрушина Р. Д. Некоторые вопросы взаимодействия сотрудников правоохранительных органов при расследовании вымогательств, совершенных несовершеннолетними // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 2 (80). С. 86-91. EDN: OUHRUV
10. Железняк Н. С. “Острые углы” федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” // Научный портал МВД России. 2008. № 2. С. 65-69. EDN: KDNEZT
11. Николюк В. В., Гусев В. А. Привлечение инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к участию в работе следственно-оперативной группы // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 93-100. EDN: XREXLW
12. Дутов Н. Ю., Ахмедов У. Н. Алгоритм взаимодействия дознавателя органов внутренних дел с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 4. С. 163-170. EDN: AQLHQW
13. Торбин Ю. Г., Усачев А. А., Плеснева Л. П. Формы взаимодействия следователя с органами дознания на начальном этапе досудебного производства // LexRussica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 3 (160). С. 70-79. EDN: IKFFPX
14. Основные процессуальные и организационные документы по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних (Пример. образцы): учеб. пособие / В. Т. Очередин, В. А. Сомченко, П. И. Фаринич, А. Г. Черниговский. Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1982. 82 с.
15. Остапенко Н. И. Проблемы взаимодействия сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и оперативных уполномоченных уголовного розыска в предупреждении преступности подростков, осужденных к условной мере наказания // Российский следователь. 2007. № 9. С. 23-26. EDN: KEZQLN
16. Решетов Г. М., Шахматов А. В. Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 1 (37). С. 71-76. EDN: KGXYLP
17. Гамзина А. В. Необходимость участия подразделений по делам несовершеннолетних в оперативно-розыскной деятельности в отношении несовершеннолетних правонарушителей // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2023. № 2 (63). С. 146-154. EDN: XJTXRH
18. Гамзина А. В. К вопросу о необходимости ограниченного участия в оперативно-розыскной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. № 3 (48). С. 70-76. EDN: ZIXUUZ
19. Гамзина А. В., Гумерова О. Ю. К вопросу об участии участковых уполномоченных полиции в оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: мат-лы двадцать первой Междунар. научно-практ. конф-ции. Барнаул: БЮИ МВД России, 2023. Ч. 1. С. 3-4.
20. Албаков Х. А. К вопросу оптимизации административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции в области выявления и раскрытия преступлений //Теоретические и прикладные аспекты в области гуманитарных наук: мат-лы V Междунар. научно-практ. конф-ции (Рязань, 28 апреля 2023 г.). Рязань: Изд-во “Концепция”, 2023. С. 188-189.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследованы субъективные и объективные детерминанты насильственных преступлений, совершаемых на сексуальной почве. Для этого определен круг преступлений данной категории.
Детально рассмотрены структурные изменения состояния, уровня, структуры и динамики указанной категории преступлений в современной России.
Осуществлен среднесрочный прогноз наиболее вероятного изменения тенденции ее прироста.
Выявлена тенденция к росту количества совершенных насильственных преступлений на сексуальной почве лицами, страдающими психическими расстройствами, как не исключающими вменяемость, так и исключающими.
Предметом исследования выступают нормы Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Республики Беларусь, устанавливающие условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Цель статьи - на основе сравнительно-правового анализа норм белорусского и российского законов «Об оперативно-розыскной деятельности» выявить положительный опыт законодательного регулирования правоотношений, возникающих в процессе использования оперативно-розыскных мероприятий при решении задач борьбы с преступностью.
Исследование позволило прийти к выводу о том, что белорусский законодатель сумел разрешить многие проблемы, с которыми сталкивается оперативно-розыскная практика, и создать более совершенный механизм обеспечения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а потому его опыт может быть использован в дальнейшем совершенствовании российского оперативно-розыскного законодательства.
В статье на основе обобщения высказанных в уголовно-правовой литературе взглядов исследуется концепция освобождения лица, в отношении которого проводилась проверка сообщения о преступлении, от уголовной ответственности при длительном сроке производства предварительной проверки без предварительного согласия на такое решение указанного лица. Конкретизируются гарантии, имеющие место на данном этапе для лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о совершенном преступлении. Также определяются основные характеристики, присущие для рассматриваемой стадии в целом.
В статье представлены виды судебной практики, роль данных видов практики при формировании и реализации норм уголовного права. Рассмотрены конкретные судебные решения и их согласованность с нормами уголовного закона. Представлены научные исследования по вопросам совершенствования применения норм. Предлагается для обеспечения эффективного функционирования уголовного права учитывать изменения и потребности общества.
В статье рассматриваются виды субъектов, которые обладают правом на подачу обращения в органы предварительного расследования. Автор характеризует взаимодействие участников уголовного судопроизводства в процессе обращения.
Предлагается классификация участников уголовного судопроизводства, имеющих право на подачу обращений, в зависимости от оснований участия.
Предпринята попытка решения вопроса о наименованиях субъектов, подающих обращения.
Выявлено, что субъект является центральным звеном в институте обращений.
Результаты исследования могут быть востребованы в процессе совершенствования законодательства и в практической деятельности органов предварительного расследования.
В статье обосновывается использование термина «противодействие преступности» в целом и наркопреступности в частности как наиболее эффективный инструмент сдерживания преступлений. Также рассмотрены принципы и задачи противодействия наркопреступности в рамках функционирования такой региональной межгосударственной организации, как Организация Договора о коллективной безопасности, закреплённые в Антинаркотической Стратегии Организации Договора о коллективной безопасности на 2021-2025 годы.
В статье автор исследует вопросы профилактики правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, совершенного несовершеннолетними лицами, а также предлагает возможные пути решения существующих и требующих устранения пробелов и недостатков в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств. Актуальность представленной темы весьма высока, т. к. к распространению наркотических средств все чаще привлекаются несовершеннолетние, в т. ч. лица, не достигшие возраста уголовной ответственности. Использование примеров зарубежного законодательства позволит эффективно противодействовать представителям наркобизнеса при решении данного вопроса.
В статье анализируются существующие в науке понятия незаконного оборота оружия, рассматривается его общественная опасность через вредоносность и прецедентность, социальные, экономические политические и психологические аспекты, предлагается авторская редакция незаконного оборота оружия как совокупности совершенных преступлений и лиц, их совершивших.
Формулируются стадии незаконного оборота оружия, к которым отнесены вход в незаконный оборот, «жизненный цикл» незаконного оборота, выход из незаконного оборота оружия.
Рассматриваются существующие в практике модели противодействия незаконному обороту оружия, их содержание, негативные и позитивные аспекты.
Обосновывается авторская модель противодействия незаконному обороту оружия через реализацию двух направлений: минимизацию деятельности по вооружению законопослушного населения и разоружению преступников и их привлечение к ответственности.
Анализируются статистические данные о состоянии и динамике незаконного оборота оружия, его применении в преступных целях, а также о лицах, привлеченных к уголовной ответственности.
В статье обосновывается недостаточное методическое обеспечение деятельности следователя по установлению лица, совершившего преступление.
Предлагается в рамках решения задачи алгоритмизации расследования в целом разрабатывать алгоритмы действий, направленных на поиск и получение информации о лице, совершившем преступление.
Выделяются шесть факторов, обусловливающих необходимость и возможность разработки таких алгоритмов, среди которых: закрепленная в УПК РФ обязанность следователя устанавливать лицо, совершившее преступление; принятие следователем типовых решений в типичных следственных ситуациях; активное внедрение информационных технологий в деятельность правоохранительных органов; высокая рабочая нагрузка следователя; стиль мышления следователя; статус следователя как организатора раскрытия и расследования преступлений.
В исследовании систематизируются поэтапные изменения в российском законодательстве, сформировавшие существующую в настоящее время дифференциацию размеров взятки.
Основываясь на актуальных примерах и репрезентативных данных, автор приходит к выводу о целесообразности корректировки существующего диапазона денежной оценки размера взятки, зафиксированного в абсолютных величинах в Уголовном кодексе Российской Федерации.
Приводит возможные варианты развития и оптимизации размеров предмета взяточничества как в абсолютных, так и в относительных величинах, в т. ч. с учетом опыта зарубежных стран.
Результаты исследования могут быть применены в процессе совершенствования российского уголовного законодательства, а также в ходе дальнейшего изучения проблем борьбы с преступлениями коррупционного характера, в частности взяточничеством.
В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с определением понятия и правовым статусом специалистов, привлекаемых оперативными подразделениями для решения задач оперативно-розыскной деятельности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, таких как сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности и некоторых других.
В статье рассматривается проблема квалификации похищения удостоверения к государственной награде. Обращается внимание на то, что в судебной практике существуют три варианта уголовно-правовой оценки указанного деяния: по ст. 324, по ч. 2 ст. 325 или по ст. 158 УК РФ. Авторами критикуется квалификация деяния как хищения чужого имущества и обосновывается вывод о том, что если исходить из понимания сути процесса награждения, применяя расширительное толкование термина «государственная награда», включив в его содержание и документы к ней, то вопрос, ставший предметом исследования, следует разрешить в пользу ст. 324 УК РФ. Однако буквальное толкование норм является основой для вменения ч. 2 ст. 325 УК РФ. Отмечено, что существование исследуемой проблемы обусловлено неудачной редакцией норм, предусмотренных ст. 324 и 325 УК РФ. В связи с этим авторы предлагают направления совершенствования уголовного законодательства.
В статье дается общая характеристика научных представлений об обоснованном риске как обстоятельстве, исключающем преступность деяния, начиная с периода его теоретической разработки в науке уголовного права в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ в.
Характеризуя существующие научные подходы к определению пределов допустимого риска в профессиональной или производственно-хозяйственной деятельности в сферах, связанных с осуществлением лицом своих профессиональных функций, и мер, которые должны быть приняты для предотвращения вреда, авторы указывают на их важное научное значение для становления концептуальных представлений в рассматриваемой сфере.
Авторы приходят к выводу, что уголовно-правовая характеристика данного обстоятельства, исключающего преступность деяния, должна проводиться с позиции самого права (оснований) лица на совершение такого деяния.
Авторы анализируют законодательство Российской Федерации, определяющее порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан.
Представлен анализ статистики поступления обращений в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации с момента ее создания в 2016 г.
Приводится опыт субъектов Российской Федерации по дополнительному регулированию права граждан на обращение в Российской Федерации.
Выявляется ряд пробелов в федеральном законодательстве об обращениях граждан, и в целях его совершенствования формулируются рекомендации о внесении дополнений и изменений в Федеральный закон от 2 мая 2006 г.№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в т. ч. связанные с игнорированием в законе правового положения участников специальной военной операции на Украине, а также членов их семей.
Материалы, представленные в статье, являются авторским анализом признаков, цели, задач административно-правовых режимов, используемых в отечественной практике.
Проведя исторический анализ, опираясь на примеры из мирового и отечественного опыта использования административно-правовых режимов, авторы выявили основания и признаки рассматриваемых режимов, которыми являются: закрепление их в специальном законе; наличие особого (чрезвычайного) основания для их введения; временные рамки продолжительности действия каждого административно-правового режима; изменения в работе исполнительной власти и силовых структур государства; применение мер административного принуждения при ограничении прав и свобод человека и гражданина.
Современная обстановка внутри России и в ее окружении требует от ученых и практиков развития основ введения исследуемых режимов применительно к современным реалиям.
В статье на основе анализа административно-юрисдикционной деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции в жилом секторе рассматривается практика привлечения к административной ответственности за курение табачных изделий в запрещенных местах многоквартирного дома.
Автором производится разбор конфликтных ситуаций, возникающих между гражданами из-за курения сигарет в многоквартирном доме.
Даются рекомендации участковым уполномоченным полиции по профилактике потребления табака на придомовых территориях, в помещениях общего пользования и квартирах.
Обосновываются дополнения действующего законодательства административно-правовыми нормами, устанавливающими новые помещения в многоквартирном доме, в которых запрещается потребление табачных изделий.
Предлагается пересмотреть размеры административного штрафа, установленного для граждан за курение табачных изделий, в сторону его увеличения.
Авторы статьи указывают, что к приоритетам социально-экономического развития нашей страны относится развитие физической культуры и спорта.
Доказывается, что одним из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте является соблюдение требований к обеспечению безопасности жизни и здоровья всех участников.
Указываются категории объектов, предназначенных для данных мероприятий.
Анализируется финансовая составляющая оснащения обязательных объектов инфраструктуры безопасности на спортивных сооружениях, в т. ч. с учетом опыта региона.
Аргументируется авторская позиция о необходимости пересмотра требований к антитеррористической защищенности и инфраструктуре безопасности объектов (территорий) спорта, а также совершенствования действующих нормативных правовых актов.
Предмет исследования составляют юридические теоретические конструкции, нормативные правовые акты, касающиеся исследования основных элементов конституционно-правового статуса парламента в республиках Донбасса после официального вступления в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской народных республик. Проведена комплексная оценка конституционно-правового статуса парламентов ДНР и ЛНР в переходный период интеграции в состав Российской Федерации.
Статья посвящена исследованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по участию в обеспечении правового режима военного положения.
Осуществляется краткий анализ современных военных угроз и опасностей для Российской Федерации, которые имеют прямой и скрытый характер.
Подвергнуты анализу правовые и организационные аспекты исследуемой деятельности в соответствии с новыми вызовами и угрозами общественной безопасности.
В заключение формулируются рекомендации по совершенствованию подготовки органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению задач по участию в обеспечении режима военного положения.
Статья посвящена соотношению понятий «правовая культура», «правовое сознание», «правовое мышление».
Установлено, что исследуемые категории не тождественны, но при этом взаимосвязаны, взаимозависимы и обладают возможностью влиять друг на друга при различных детерминантах.
Обращено внимание на то, что национальные особенности правовой культуры, правового мышления и правового сознания, которые выражаются в совокупности признаков, характерных черт правосознания российского народа, отличаются от исследуемых категорий иных национальных правовых систем.
Авторы приходят к выводу, что для формирования надлежащего уровня правовой культуры, правового сознания и правового мышления у российских граждан на современном этапе необходима разработка и последующая реализация комплекса специальных инструментов и мероприятий, нацеленных на ликвидацию правовой безграмотности (апатии, инфантилизма) населения России.
Вхождение Тувы в состав Советского Союза в 1944 г. привело к созданию республиканских правоохранительных органов на базе имеющихся в Тувинской Народной Республике, синхронно шел процесс постепенного преобразования их в соответствии с советскими стандартами.
Во время их образования возникали различные трудности, в частности, связанные с законным использованием и хранением табельного огнестрельного оружия.
Руководством различного уровня предпринимались меры по укреплению служебной дисциплины, проведению воспитательных мероприятий как среди личного состава, так и местного населения, привитию им соблюдения норм социалистической законности.
Правовое регулирование использования и хранения огнестрельного оружия и боеприпасов в автономной области было направлено на укрепление социалистической законности.
Автор делает попытку осмысления современной правоограничительной политики Российской Федерации через призму использования таких тиражируемых форм сдерживания правового поведения, как квоты и лимиты.
Выдвигается и впоследствии доказывается тезис, что в юридической доктрине, нормах законодательства, а также интерпретационных и правореализационных решениях квоты и лимиты нередко смешиваются, отождествляются, что снижает эффективность правового упорядочивания общественных отношений.
Аргументируется автономный характер квот и лимитов в системе правовых ограничений, доказывается их диалектическая связь, характеризуемая элементами единства и различия, а также взаимодействием.
Доказывается, что нормативно закрепляя квоты и лимиты по распределению и пользованию какими-либо благами, позиционируя их в качестве средств сдерживания нежелательного поведения субъектов, государство преследует цель установления правового порядка, соблюдения прав человека, создания максимально справедливого режима распределения благ.
В статье проводится компаративистский анализ принципа соразмерности в национальных правовых системах Российской Федерации и Республики Армения. Автор приходит к выводу, что соразмерность как правовая идея играет совершенно разную роль в национальных правовых системах России и Армении. В Российской Федерации это доктринальный принцип права, а в Республике Армения - принцип позитивного права, закрепленный на конституционном уровне и имеющий общеправовой характер.
Издательство
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656038, Алтайский край, город Барнаул, ул. Чкалова, д.49
- Юр. адрес
- 656038, Алтайский край, г Барнаул, Центральный р-н, ул Чкалова, д 49
- ФИО
- Симоненко Дмитрий Александрович (НАЧАЛЬНИК)
- Контактный телефон
- +7 (738) 5237918