в статье обозначены ключевые методологические принципы преподавания курса ноономики на примере Уральского государственного экономического университета, направленные на формирование качественные знаний, что способствует становлению ноочеловека. В работе рассмотрены основные документы, регламентирующие ведение образовательной деятельности в вузах РФ, проанализирована теоретическая база специфики методологии современного преподавания в высших учебных, современных методов организации образовательного процесса.
Идентификаторы и классификаторы
Национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года является «реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности»1. Реализация поставленной целью возможна посредством формирования личности в том числе в стенах университета. В соответствие с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года «необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества»2.
Список литературы
- Антонова О.Г. (2018). Социальные функции высшего образования в контексте новой образовательной парадигмы // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. №1 (45). https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-funktsii-vysshego-obrazovaniya-v-kontekstenovoy- obrazovatelnoy-paradigmy
- Бельская Ю.В. (2015). Значение научной рефлексии экономической реальности в преподавании социально-экономических дисциплин в высшей школе // Сибирский педагогический журнал. №5. С. 20-23.
- Берлин С.И. (2015). Методология организации и проведения вебинаров с целью совершенствования преподавания экономических дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. №11-3. С. 326-331.
- Бодрунов С.Д. (2018). Ноономика. М.: Культурная революция. 432 с.
- Бодрунов С.Д. (2020). Ноономика: траектория глобальной трансформации. М.: ИНИР; Культурная революция. 224 с.
- Витвицкая Л.А., Кузнецов В.В. (2015). Особенности инновационных технологий в высшем педагогическом образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. №11(186). С. 223-226.
- Зайцева Е.В. (2020). Цифровизация образования // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей XX Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 августа 2020 года. С. 125-127.
- Крутякова Ю.А. (2016). Сущность и возможности современной методики преподавания в экономических вузах // Проблемы педагогики. №11(22). С. 41-47.
- Лузан П.П. (2014). Высшее образование в России // Теория и практика современного образования: актуальные проблемы и перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Рославль, 15 ноября 2014 года. Рославль: Принт-Экспресс. С. 79-86.
- Мананникова М.В. (2023). Особенности преподавания социогуманитарных дисциплин в условиях современной цифровой реальности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №4(91). С. 30-34. DOI 10.51904/2306-8329_2023_91_4_30.
- Мешкова Т.А. (2010). Качество преподавания как неотъемлемая часть культуры качества в вузе // Вопросы образования. №3. С. 115-135.
- Миронова Н.А., Нефедова В.Н. (2023). Особенности методики преподавания экономических дисциплин // Вестник науки. №10 (67). https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostimetodiki-
- prepodavaniya-ekonomicheskih-distsiplin
- Москвитин А.И. (2014). Анализ методологии преподавания в университетах США // Вестник КазЭУ. №3 (98). С. 174-179.
- Мухамед Т.В. (2015). Основные функции образования в системе современной культуры // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. №2 (17). https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-funktsii-obrazovaniya-v-sisteme-sovremennoy- kultury
- Санникова Ю.А. (2014). Особенности преподавания экономических дисциплин в условиях информационного общества: к вопросу воспитания инновационных компетенций в формате экономики перемен // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. №9 (115). С. 135-137. DOI 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.
- Чертовских О.О., Островская О.И. (2021). Перспективы внедрения смешанного обучения в систему высшего образования // Юридическое образование и наука. №11. С. 20-23. DOI 10.18572/1813-1190-2021-11-20-23.
- Шафранская Ч.Я., Васильева С.В. (2022). Система высшего образования России как инструмент повышения качества человеческого капитала в экономической деятельности // Социально-экономическое развитие регионов: новые вызовы, угрозы и пути их преодоления: материалы Международной научно-практической конференции, проведенной в рамках стратегического проекта № 1 «Устойчивое развитие городов и территорий и качественное образование – факторы сохранения и развития человеческого капитала Республики Калмыкии (governance) (ЦУР ООН 4 и 11)», Элиста, 25 ноября 2022 года. С. 304-310.
- Шогенов Б.Ю. (2020). Методы обучения в вузе // Экономика и социум. №1 (68). https:// cyberleninka.ru/article/n/metody-obucheniya-v-vuze
- Berdykulova G.M. (2022). Методология преподавания экономических дисциплин в цифровую эру // International Journal оf Information аnd Communication Technologies. No. 8(8). Pp. 47-53. DOI 10.54309/ijict.2021.8.8.005.
- Hryvkivska O., Vidomenko O., Arenovych L., Arenovych B. (2023). Interactive methods in teaching economic disciplines // Market economy modern management theory and practice. Vol. 21. Issue 2 (51). Pp. 21-29. DOI 10.18524/2413-9998.2022.2(51).274362
- Kivarina M. (2021). Modern technologies of teaching economics in the context of the principles of sustainable development // E3S Web of Conferences. Vol. 295. https://www.e3s-conferences. org/articles/e3sconf/abs/2021/71/e3sconf_wfsdi2021_05010/e3sconf_wfsdi2021_05010.html
- Petrovich S.V., Gennadyevich S.M., Mikhaylovich B.A., Vladimirovna, M.S. (2020). Methods of Teaching Economic and Managerial Disciplines For Students In A Magistracy. In:
- D. K. Bataev (Ed.), Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» Dedicated to the 80th Anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Vol 92. Pp. 3904-3910. https://doi.org/10.15405/ epsbs.2020.10.05.518
Выпуск
Другие статьи выпуска
в статье рассмотрено влияние и значение рыночных принципов на процесс глобализации мировой экономики, который фактически закрепил лидерство США и превратил глобализацию в американизацию. При этом наряду с экономическими факторами значительную роль играли и продолжают играть неэкономические факторы – политические, военные и другие. Однако конкурентоспособность стран как рыночный принцип справедливости сдерживается американскими интересами. Между тем формирование нового мирового экономического порядка позволяет поддержать национальные экономические интересы всех стран в условиях многоцентричности мирового хозяйства. Теория ноономики позволяет раскрыть современные мировые тенденции в различных сферах.
в статье проведен анализ эволюционирования интеграционного процесса в сфере экономики, в первую очередь, в ключе действий, направленных на объединение разрозненных частей в единое целое в целях повышения эффективности их деятельности. Акцентировано внимание, что базовой теорией интеграции с 60-х годов прошлого века была теория Б. Баласса, которая обосновывала, что интеграция идет по пути от простого к сложному, от зоны свободной торговли к экономическому союзу, вершиной которого является пошляческое объединение. Основным мотивом этого видения перспектив развития было противостояние в условиях биполярности развитых экономик и стран лагеря социализма, и решающим элементом выступала способность СССР в кратчайшие сроки мобилизовать ресурсный, промышленный и человеческий потенциал для отпора любым нападкам со стороны неприятелей. Развитые страны не обладали такой мобилизационной возможностью, и по мнению Б. Баласса, движение интеграции по предложенному им пути должно обеспечить как устойчивость развития, так и способность в кратчайшие сроки мобилизовать ресурсы. Переход мирового сообщества к полицентризму обусловливает повышение роли и значимости государства как института регулирования на национальном и международном уровнях, на концепции полного суверенитета. В этой связи утрата части национального суверенитета в результате развития интеграции не отвечает детерминантам развития полицентризма. В настоящей статье проанализирован ряд существующих интеграционных объединений в ключе сохранения входящими в них странами национального суверенитета, и в заключение сделана соответствующие выводы.
в настоящей статье исследуется острая необходимость реиндустриализации в Бразилии − стране, оказавшейся под существенным влиянием деиндустриализации начиная с 1990-х годов. В исследовании критикуется неолиберальная политика, которая разрушила производственный сектор Бразилии и усилила зависимость от мирового финансового капитала, что привело к снижению национального экономического контроля и усилению социально-экономического неравенства. Авторы утверждают, что эффективная реиндустриализация в Бразилии требует соответствия технологическим достижениям микроэлектронной революции, которая изменила процессы промышленного производства и усилила эксплуатацию труда. В статье подчеркивается, что исторические и современные социально-экономические структуры Бразилии, уходящие корнями в колониализм и экспорт сырьевых товаров, ограничивают ее способность в полной мере использовать свой производственный потенциал. В исследовании также критикуется современная политическая атмосфера, в том числе влияние американского империализма на политику Бразилии и рост крайне правой политики. Изучая эту динамику, авторы предполагают, что путь Бразилии к реиндустриализации сопряжен с трудностями, включающими отток квалифицированных кадров («утечку мозгов») и структурное неравенство, и еще больше осложняется глобальным и внутренним политическим давлением. В исследовании подчеркивается необходимость преобразовательного подхода для преодоления этих барьеров и предполагается, что будущие экономические и политические векторы развития Бразилии будут зависеть от ее способности решить эти глубоко укоренившиеся проблемы.
показаны теоретический потенциал и практическая востребованность концепций ноономики (С. Д. Бодрунов) и геополитической экономии (Р. Десаи), выступающие по отношению друг к другу не просто родственными феноменами, имеющими общие точки пересечения с методологией классической научной политической экономии (К. Маркс), а также современных марксистских течений и ряда других, альтернативных рыночной неоклассической экономике, направлений экономической мысли − концепция национальных инновационных систем (К. Фриман), концепция ментальной экономики и ментальных продуктов на основе творчества (A. Фриман), но и научно обоснованными платформами, способными предложить принципиально новую (некапиталистическую по содержанию и форме) модель организации общественно-хозяйственной жизни. Последнее особенно актуально в свете того, что неоклассическая экономическая теория в силу ряда объективных причин (финансиализация, деиндустриализация, социальноэкономическое неравенство, стагнация, экономические кризисы и пр.) сегодня не в состоянии адекватно отвечать требованиям времени. Автор выделяет четыре основных этапа метаморфоз рыночной экономики, которая в последнее время продолжает трансформационное движение по цепочке «неолиберализм – глобализация – империя США – псевдогражданский неолиберализм». Категорию «псевдогражданский неолиберализм» автор вводит в научный оборот для объяснения характера изменения контекста неолиберализма в текущей международной повестке. Делается предупреждение, что все, кто думал, что уже были очевидцами вершины лицемерия неолиберализма, станут свидетелями market economy покорения им новых высот.
в статье отмечено, что низкое и стабильное неравенство связано с сильными институтами и богатством; высокое неравенство − это удел более бедных стран с открытой экономикой, нестабильных цен на сырье и колеблющихся процентных ставок, а также военных конфликтов и политических потрясений. Вместе с тем, в самых богатых странах мирового центра (в особенности в США) основной движущей силой неравенства является растущая позиция финансового сектора и рыночная капитализация технологического сектора (фирм), которые контролируют «экономику знаний».
в статье поднимается вопрос о нарастании кризиса современной цивилизации. Существующая социально-экономическая система, обеспечив значительный технологический прогресс, оказалась не в состоянии справиться с последствиями применения новейших технологий. Длительное время нарастает экологический кризис, обостряется проблема социального неравенства, замедляются темпы экономического развития, разгораются международные конфликты. Финансиализация экономики подчиняет интересы развития производства интересам экспансии финансового рынка. В тоже время именно новейшие технологии содержат в себе потенциальную возможность преодоления кризисных явлений. Ядро этих технологических возможностей формируется индустриальным сектором экономики, который остается драйвером экономического развития. Технологии современных технологических укладов характеризуются значительным возрастанием роли знаний в производстве при соответствующем снижении роли материальных затрат. При этом производство знаний не встает на место материального производства, а переводит его на новую ступень развития – на ступень знаниеинтенсивного материального производства. Это позволяет обеспечить значительно более высокий уровень удовлетворения потребностей людей с относительно меньшими издержками. Но чтобы реализовать эту потенциальную возможность, необходимо уйти от сегодняшней экономической рациональности, зачастую ведущей к раздуванию симулятивных потребностей в погоне за объемами сбыта, и тем самым – к усугублению бездумной растраты природных ресурсов, что уже привело мир на грань экологического кризиса. Необходим переход от экономики к ноономике – к общественной системе, основанной на постепенном вытеснении человека из непосредственного производства, переходу людей к преимущественно творческой деятельности и изменении социальных приоритетов и ценностей. В такой производственной системе вопросы обеспечения потребности людей решает относительно автономно функционирующая техносфера, а людей связывают уже не столько отношения в системе непосредственного производства, сколько взаимодействие в процессе творческой деятельности. Критерии прежней, экономической рациональности производственного и потребительского поведения людей, сменяются критериями знания и культуры. На место погони за объемом потребляемых благ встает обеспечение развития способностей людей, определяемое уровнем их культурного развития.
Издательство
- Издательство
- ИНИР
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 197101, Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, 16,
- Юр. адрес
- 197101, Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, 16,
- ФИО
- Бодрунов Сергей Дмитриевич (Директор)
- E-mail адрес
- inir@inir.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3138277
- Сайт
- https:/inir.ru