ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛАНСА ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ (2024)
Рассмотрены два способа применения ценообразования как средства правового регулирования теплоснабжения: свободное ценообразование в ценовых зонах с ограничением максимальной цены конечного продукта - тепловой энергии, реализуемой потребителям, и традиционное государственное тарифное регулирование на остальных территориях. Сделан вывод о том, что действовавший ранее механизм государственного установления цен с достаточной степенью обеспечивал соблюдение интересов субъектов теплоснабжения. Противоположный же подход в рамках курса на либерализацию ценовой политики в рассматриваемой сфере существенно нарушил сложившийся баланс частных и публичных интересов, исключив применение государственного тарифного регулирования субъектов монополистической деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
Произошедшая в России в начале 1990-х гг. смена плановой экономики на рыночную сопровождалась разгосударствлением экономики и прекращением государственного регулирования цен. 1991 г. стал последним годом с государственным регулированием цен для большинства сфер деятельности1. В результате в указанный период практически во всех сферах экономики у средств производства появился новый владелец – частный собственник. Не обошли указанные процессы и сферу теплоснабжения: энергетическое оборудование и тепловые сети перешли в руки частных владельцев, что обусловило особый состав участников отношений в данной сфере, с учетом появления также и новых участников – субъектов коммунальной сферы, – и особую структуру правоотношений между ними [5, с. 41]. В части же ценообразования было сохранено государственное регулирование цен на отпускаемую тепловую и электрическую энергию2.
Список литературы
1. | Варламова А. Н. Публичные службы и публичный интерес в конкурентном праве // Конкурентное право. 2017. № 4. С. 3-7; 2018. № 1. С. 12-15. | |
---|---|---|
2. | Ерина Е. Н. Формы и методы административно-правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе // Реформы и право. 2009. № 1. С. 11-20. | |
3. | Изотова А. В. Основные направления в развитии государственного регулирования цен на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации // Закон. 2015. № 1. С. 55-61. | |
4. | Лисица В. Н. Принципы международного инвестиционного права. Новосибирск: НГУ, 2009. 246 с. | |
5. | Матиящук С. В. Система договорных отношений по электро- и теплоснабжению в условиях развития когенерации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2012. 55 с. | |
6. | Медолазов К. Л. Правовой аспект государственного регулирования тарифов (цен) в условиях рыночной экономики // Юрист. 2004. № 11. С. 27-30. | |
7. | Метелева Ю. А. Правовое регулирование ценообразования в сфере естественных монополий // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 91-101. | |
8. | Серова В. К. О некоторых вопросах судебной практики по спорам, связанным с расчетами по регулируемым ценам // Арбитражные споры. 2019. № 1. С. 5-18. | |
9. | Терентьева А. С. Анализ основных проблем централизованного теплоснабжения в России на современном этапе / Научные труды: Институт народнохозяйственного планирования РАН. М.: МАКС Пресс, 2020. С. 253-273. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье представлен криминологический взгляд на криминальный сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте». Данный сериал демонстрирует романтизацию преступной жизни и имеющиеся в ней перспективы. Основной сюжет фильма состоит в разложении государства и общества, а также отдельных граждан, имеющих высокий материальный достаток, полученный в результате духовной деградации. Особую опасность сериал представляет для молодежи, находящейся в состоянии юношеского максимализма, которая может романтизировать бандитскую деятельность и в последующем встать на преступный путь. Представляется, что сериал - некий аналог пропаганды западной культуры, которая имеет идеологию нигилизма, вседозволенности, что ведет к духовной деградации личности.
В работе исследуется рейдерство как противоправное деяние. Констатируется, что рейдерство в настоящее время имеет существенную криминальную составляющую. Отсутствие в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации статьи, предусматривающей дифференцированные санкции за такой вид противоправного деяния, как рейдерский захват, порождает определенные проблемы при квалификации данного деяния. В статье выявляются эти проблемы, предлагаются пути их решения. Также анализируются проблемы, возникающие на этапе расследования преступлений, связанных с рейдерскими захватами. Обосновывается необходимость введения в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельной статьи, предусматривающей наказание за данное противоправное деяние. Автор считает возможным выделить рейдерство отдельным составом уголовно наказуемого деяния, создав отдельную статью Уголовного кодекса Российской Федерации «Рейдерский захват», определив его как незаконное установление контроля над юридическим лицом. |
---|
В статье рассматривается нормативное и доктринальное содержание угрозы как уголовно-правовой категории. Анализируются положения уголовного законодательства РФ, где угроза упоминается как конститутивный или квалифицирующий признак. В доктринальном аспекте внимание авторов сосредоточено на вопросе о соотношении категории угрозы со смежными уголовно-правовыми понятиями «принуждение», «понуждение», «психическое насилие». По результатам обосновывается концептуальный подход информационного воздействия для дальнейшего изучения уголовно-правовой категории «угроза».
В статье в контексте правового регулирования рассматривается понятие «родительское отчуждение». Исследуется соответствующий законодательный опыт Бразилии. Анализ российской судебной практики показывает серьезные недостатки в применении психологической экспертизы по спорам между родителями. Воздействие на ребенка с целью отчуждения от одного из родителей со стороны другого является психическим насилием, которое должно повлечь применение предусмотренных семейным правом мер ответственности и защиты ребенка, учитываться при определении места жительства ребенка и порядка общения с отдельно проживающим родителем.Законодательно установленных средств для решения проблемы родительского отчуждения вполне достаточно, но необходимо существенно скорректировать правоприменение по спорам о детях посредством соответствующих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации. |
---|
В статье рассматривается вопрос об отношениях между родителями и детьми с учетом правового статуса последних, а именно: как преобразуется правовая связь между родителями и детьми по мере их взросления и достижения совершеннолетия. Традиционное понимание детско-родительских отношений рассматривается как один из этапов отношений между родителями и детьми, но не завершающийся совершеннолетием детей, так как родство является бессрочным фактором, влияющим на все последующие отношения, возникающие между ними. Проводится небольшой историко-правовой анализ отношений между родителями и детьми, подтверждающий выводы автора о динамике развития обозначенных отношений.
В статье исследуются вопросы разработки отечественного уголовного законодательства в первые годы утверждения советской власти для борьбы с одной из наиболее опасных угроз общественной безопасности страны - профессиональной преступностью. В ходе сравнительно-правового исследования важнейших нормативных правовых актов, регулирующих уголовно-правовые отношения, выявлены основные средства привлечения к уголовной ответственности профессиональных преступников. Определено, что в советском уголовном законодательстве существовала «специальная» статья для «профессионалов», ужесточающая наказание за совершение преступления не просто уголовником, а настоящим профессиональным преступником. Однако в рамках устоявшейся правовой системы и сложившейся еще в дореволюционный период практики привлечения к ответственности за систематичность преступной деятельности данное новаторство не «прижилось». Из закона понятие «профессиональный преступник» было изъято, а повторность преступной деятельности стала определяться законодателем с помощью иных привычных для отечественного уголовного законодательства понятий, таких как рецидив, промысел, повторность, систематичность и т. д. Однако эти институты уголовного права в полной мере не позволяли обнаружить среди иных видов преступности именно профессиональную, вследствие чего правовые меры противодействия рассматриваемого вида преступности на практике демонстрировали недостаточную эффективность реализации. |
---|
В статье раскрыты историко-правовые предпосылки формирования законности как одного из ведущих векторов юридической политики первых Романовых. Сопоставляя источники познания права Смутного времени, отражающих политико-юридические реалии ряда избирательных земских соборов, автор приходит к выводу о слабости демократической тенденции «земского начала», представители которого изначально ориентировались на традиционное представление об особом статусе монарха и приоритетном значении именных указов во всех сферах правового регулирования.
В статье на примерах из законодательной практики показано, что в целом ряде отраслей российского законодательства (гражданском, налоговом, административно-деликтном и др.) протекают декодификационные процессы разной степени интенсивности. Они проявляются в принятии федеральных законов, подрывающих ведущую, систематизирующую роль кодексов в системе правового регулирования. Отмечается, что в разных отраслях федерального законодательства сложились разные формы декодификации (принятие законов, не соответствующих кодексам; ограничение действия кодексов ординарными законами; установление разовых исключений из общего кодифицированного режима регулирования; необоснованно многочисленные исключения из требований общей части кодекса; нарушение границы регулирования между кодексом и законом о введении кодекса в действие; отступление от принципа полной кодификации и т. п.). Учитывая, что декодификация не только оказывает разрушительное воздействие на целостность системы законодательства, но и подрывает доверие к действиям государства, сделан вывод о необходимости выработки мер по повышению стабильности кодексной части законодательства Российской Федерации. |
---|
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/