EISSN 2712-7435
Язык: ru

Статья: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ВЫБОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ (2024)

Читать онлайн

Спрос на услуги государственных и частных медицинских организаций формируется через принятие решений потребителями в двух ситуациях выбора: обратиться или не обратиться за медицинской помощью и в какое медицинское учреждение обратиться. Теоретические предпосылки предполагают, что выбор в этих ситуациях происходит последовательно и объясняется поведенческой моделью Андерсена. Это исследование тестирует данные теоретические предпосылки с помощью трёх эконометрических подходов на данных российского национального мониторинга общественного здоровья 2022 г.: 1) отдельных пробит-регрессий для каждой ситуации выбора, 2) пробит-регрессии, учитывающей смещение выборки (sample selection probit), и 3) модели с группировкой (nested logit). Наиболее информативным подходом оказалась nested логит-модель, которая подтвердила актуальность характеристик стороны спроса - факторов модели Андерсена - социально-демографических характеристик потребителей, их занятости и доходов, их состояния здоровья. Мужской пол, возраст и проблемы со здоровьем оказались связанными с уменьшением вероятности обращений за медицинской помощью и выбора частных клиник. Наличие брака, высокого уровня образования, занятости, средних или высоких ежемесячных доходов и проживание в более крупных городах были связаны с увеличением вероятности обращений за медицинской помощью и выбора частных клиник для её получения. Проверка результатов модели на устойчивость учла сторону предложения через доступность медицинских учреждений в российских населённых пунктах. Несмотря на различия в доступности государственных и частных медицинских организаций тенденции в поведении потребителей оказались одинаковыми. Автор предлагает расширить практику применения nested логит-модели для анализа поведения потребителей медицинских услуг на данных по России и другим странам. Рекомендации для повышения эффективности функционирования российской системы здравоохранения и снижения неравенства в её использовании разными группами пациентов включают в себя трансформирование отношения россиян к собственному здоровью, помимо развития доступности медицинской помощи.

Ключевые фразы: поведение потребителя, выбор пациента, система здравоохранения, государственные медицинские организации, частные медицинские организации, модели дискретного выбора
Автор (ы): Давитадзе Арсен Паатович
Журнал: JOURNAL OF APPLIED ECONOMIC RESEARCH

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
338.51. Ценообразующие факторы. Экономические основы определения цен. Виды цен
Для цитирования:
ДАВИТАДЗЕ А. П. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ВЫБОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ЧАСТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИИ // JOURNAL OF APPLIED ECONOMIC RESEARCH. 2024. Т. 23 № 2
Текстовый фрагмент статьи