ОТ СТЕННОЙ ДО СМОТРОВОЙ ГАЗЕТЫ: ЗАРОЖДЕНИЕ ЗАВОДСКОЙ ПЕЧАТИ В 1920-Е ГГ. В СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ СМОТРОВОЙ ГАЗЕТЫ АЛТМЕТАЛЛЗАВОДА «НА СМОТРУ») (2024)
В статье рассматривается история зарождения первых заводских газет в Сибири. Выстраивается хронология стенных газет учреждений и предприятий Барнаула в 1920-е гг. Также описывается особый тип заводского издания этого периода - смотровая газета. На примере издания «На смотру» - смотровой газеты Алтметаллзавода - даются определение и отличительные черты таких газет, анализируется, как они повлияли на формирование заводских многотиражек. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. |
---|
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
- Префикс DOI
- 10.17223/26188422/15/7
- eLIBRARY ID
- 68000843
В связи с активным импортозамещением, государственной переориентацией на отечественное производство, а следовательно, развитием промышленности, многие предприятия возрождаются и наращивают производство. Появляется необходимость расширения штата и поднятия престижа рабочих профессий. В советское время с этой идеологической задачей справлялась пресса, в том числе и заводские издания. И сегодня многие предприятия задумываются о том, чтобы возродить многотиражки. Интерес к исследованию опыта советской заводской печати находит отражение во многих работах отечественных исследователей печатных СМИ. По данным научной электронной библиотеки eLibrary.ru, по теме «Заводская газета» с 2020 по 2024 г. опубликовано 40 материалов. Причем авторы рассматривают различные аспекты данной темы [1–4]. Однако история заводской печати в Сибирском крае малоизучена. Одна из причин – утерянный эмпирический материал, в частности, на большинстве заводских предприятий не сохранились подшивки газет. В данной статье автор ставит следующую исследовательскую цель: найти и изучить редкий сохранившийся в архивных фондах и личных архивах ветеранов заводов материал, связанный с корпоративной периодикой, прежде всего заводской.
Список литературы
1. | Чернова Н. В., Макарова Н. Н. Стенная печать в контексте развития смеховых практик на Магнитогорском металлургическом комбинате в 1930-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2022. № 6 (98). С. 182-186. EDN: EJWVBB | |
---|---|---|
2. | Двужилов В. И., Березина Н. Н. Образовательная и воспитательная функции корпоративных СМИ крупных региональных предприятий в историческом контексте // Журналистика в глобальном мире: материалы IV Международной студенческой научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1 марта 2022 г. Т. 4. Ростов-н/Д: АкадемЛит (Издатель ИП Ковтун С. А.), 2022. С. 125-128. EDN: EFVCTE | |
3. | Витковская Н. Г. Тенденции развития корпоративных СМИ: от многотиражек до конвергентных корпоративных медиа // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2017. Т. 1, № 2. С. 117-124. EDN: TPLUIH | |
4. | Стаина О. А. Театральная жизнь уралмашевцев на страницах заводской газеты в период с 1934 по 1939 год // Технологос. 2022. № 4. С. 100-116. EDN: DOHEEQ | |
5. | Вся Сибирь, со включением Уральской области: Справочная и адресная книга на 1925/6 г.: С прил. карты Азиатск. части СССР и план. городов: Ново-Николаевска, Омска, Томска, Барнаула, Красноярска, Иркутска, Читы, Благовещенска, Владивостока и Свердловска. М.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1925. 606, [1], XLVIII с. | |
6. | Коммунистическая ячейка: орган Алтайского губернского комитета РКП(б). Барнаул, 1925. | |
7. | Молодежь Алтая: орган Алтайских сельского и промышленного крайкомов ВЛКСМ. Барнаул, 1924-1925. | |
8. | На смотру: смотровая газета Алтметаллзавода. Выпускается под редакцией выездной бригады “Красного Алтая”. Барнаул, 1929-1930. | |
9. | Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000): учеб. комплект: учеб. пособие по специальности 02.14.00 - Журналистика; Хрестоматия. М.: Флинта: Наука, 2002. 638 с. | |
10. | Правда. М., 1929. | |
11. | Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студентов высших учебных заведений / Л. Е. Кройчик, С. М. Виноградова, Г. В. Лазутина [и др.]. СПб.: Общество “Знание”, 2000. 280 с. | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
В статье рассмотрены особенности работы американских журналистов и корреспондентов на территории Советского Союза в двадцатых годах прошлого века. Особое внимание уделено деятельности журналиста Юджина Лайонса. Материалы, написанные Лайонсом в Москве во время работы корреспондентом информационного агентства UPI и прежде всего посвященные спасению экспедиции Нобиле и Шахтинскому процессу, отражают образ СССР, созданный в американской прессе конца 1920-х - начала 1930-х гг. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
В статье излагаются результаты теоретического осмысления потенциала дискурсных маркеров медийного дискурса, применяемых в российских СМИ в качестве средств диалогизации, направленных на оказание речевого воздействия на целевую аудиторию и изменение общественного мнения или оценки определенных событий или фактов. Устанавливаются когнитивнофункциональные параметры (дискурсивная функция, иллокутивный потенциал, когнитивная нагрузка) средств диалогизации: 1) разговорная лексика; 2) лексические повторы; 3) цитация; 4) «мы»-форма; 5) риторические вопросы. Научная новизна исследования состоит в установлении и теоретико-методологическом обосновании потенциала лингвопрагматического инструментария речевого воздействия современных СМИ. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
В статье представлена комплексная характеристика эмоционального интеллекта военкора как языковой личности медиадискурса, национальная картина мира которой структурирует факты и события в идейно-концептуальном поле нарратива «Общее дело». Задействованы лингвокультурологический подход и нарративный анализ, материалы СМИ, результаты экспертного интервью журналистов ДНР Архетипический медиасюжет «Общее дело» отражает соборность русской культуры и определенную ценностную парадигму эмоционального интеллекта военного журналиста. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Цель статьи - анализ некоторых ключевых, с точки зрения автора, проблем, с которыми в своем развитии сталкивается современная региональная экологическая журналистика (методологические, источниковые и друге проблемы). В статье представлены первые результаты, полученные группой ученых Южно-Уральского государственного университета в ходе реализации проекта, посвященного воздействию материалов СМИ, социальных медиа по экологии и медиаэффектов на молодежную аудиторию, проживающую на территории региона экологического риска. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья посвящена анализу содержательной модели информационно-аналитического вестника «Сельский журналист», выходившего в Новосибирске с 2001 по 2007 гг. Специализированное издание, освещавшее дискуссионные вопросы функционирования городских и районных газет, оказывало помощь в совершенствовании профессиональных компетенций представителям разных аудиторных групп: журналистам городских и районных газет, студентам - будущим журналистам, юнкорам школьных пресс-центров. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
В статье идет речь об опубликованных в российских СМИ рецензиях, посвященных художественному фильму «Союз спасения» (2019). Выбор периода анализа (конец 2019 - начало 2020-х гг.) обусловлен датой выхода фильма в широкий прокат. Делается вывод, что большинством рецензентов отмечается параллель между показанными в фильме декабристами и современной несистемной оппозицией, а также между императором Николаем I и современной российской властью. Соответственно, рассуждают рецензенты не столько о фильме или о декабристах, сколько о текущих реалиях. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. |
---|
Издательство
- Издательство
- ТГУ
- Регион
- Россия, Томск
- Почтовый адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- Юр. адрес
- 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36
- ФИО
- Галажинский Эдуард Владимирович (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@tsu.ru
- Контактный телефон
- +8 (382) 2529585
- Сайт
- https:/www.tsu.ru