В статье представлен обзор и содержательный анализ социально-гуманитарных исследований, посвященных виртуальной коммуникации. Определен круг актуальных проблем, связанных с распространением виртуальной коммуникации: отсутствие общепринятого понимания сущности виртуальной коммуникации и, как следствие, отсутствие единого определения; наличие разнообразных несогласованных методологических подходов к ее изучению; рост количества узкоспециализированных исследований виртуальной коммуникации в психологии, социологии, педагогике и др. Предложен междисциплинарный критерий дифференциации существующих подходов к анализу виртуальной коммуникации, суть которого в определении и выявлении приоритетной направленности влияния виртуальной коммуникации: на общество или на личность. Проанализированы работы по каждому из направлений, охарактеризованы субъекты влияния виртуальной коммуникации, а также прослежены результаты данного влияния.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.25205/2541-7517-2024-22-2-66-78
Одним из сравнительно новых направлений в осмыслении процесса цифровизации общества, его влияния на настоящее и будущее является исследование виртуальной коммуникации. Важность изучения именно этого направления обусловлена тем, что в современном обществе Интернет функционирует как одно из основных пространств всех видов коммуникации: межличностной, межгрупповой, массовой. В контексте исследований виртуальной коммуникации обсуждается широкий круг вопросов: особенности языка виртуальной коммуникации, ее влияние на личность коммуникаторов, вопросы кибербезопасности и т. д. Данные исследования преимущественно связаны с решением конкретных проблем. Однако многие теоретико-методологические вопросы, как справедливо отмечают Е. П. Белинская и А. Е. Жичкина, остаются нерешенными [Белинская, Жичкина, 2000, c. 396]. И одним из таких вопросов (а может быть, одним из главных нерешенных вопросов) является вопрос о том, что такое виртуальная коммуникация.
Список литературы
1. Алтухова Т. В., Лебедева Н. Б. Виртуальное общение: новый этап развития письменной коммуникации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1 (49). С. 105-111.
2. Баева Л. В. Виртуальная коммуникация: классификация и специфика // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, № 4. С. 5-10.
3. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. 2000. Т. 5, №7. С. 395-428.
4. Болдонова И. С., Цыденова Н. С. Социально-философские проблемы виртуального общения // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2014. № 6 (1). С. 45-49.
5. Бреслер М. Г. Онтология сетевого бытия. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2020. Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления: навстречу цифровому обществу. М.: Проспект, 2023.
6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. О.И. Шкаратана и др. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
7. Рыков Ю. Г., Нагорный О. С. Область интернет-исследований в социальных науках // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16, №3. С. 367-394.
8. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. Е. Руднева и др. М.: Издательство АСТ, 2002.
9. Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. Онлайн-исследования в России 3.0. М.: Кодекс, 2012.
10. Bakardjieva M. Internet in Everyday Life: Diverse Approaches // The Handbook of Internet Studies / Eds. by M. Consalvo, C. Ess. Oxford: Wiley-Blackwell, 2011. P. 59- 82.
11. Buckingham D. Youth, Identity, and Digital Media. Cambridge, MA: The MIT Press, 2008.
12. Bühl A. Die virtuelle Gesellschaft: Ökonomie, Politik und Kultur im Zeichen des Cyberspace. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1997.
13. Fowley C., English C., Thouësny S. Internet Research, Theory, and Practice: Perspectives from Ireland. Dublin: Reaserch-publishing.net, 2013.
14. DiMaggio P., Hargittai E., Neuman W., Robinson J. Social Implications of the Inter net // Annual Review of Sociology. 2001. Vol. 27. P. 307-336.
15. Dutton W. Internet Studies: The Foundations of a Transformative Field // The Oxford Handbook of Internet Studies. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 1-23.
16. Fielden N. L., Garrido M. Internet Research: Theory and Practice. Jefferson, NC: McFarland & Company, Inc., 1998.
17. Kroker A., Weinstein M. The Theory of the Virtual Class. New York: St. Martin’s Press, 1994.
18. O’Neill O. A Philosopher Looks at Communication. Cambridge: Cambridge University Press, 2022.
19. Peng T. Q., Zhang L., Zhong Z. J., Zhu J. Mapping the Landscape of Internet Studies: Text Mining of Social Science Journal Articles 2000-2009 // New Media & Society. 2013. Vol. 15. No 5. P. 644-664.
20. Reid E. Communities in Cyberspace // Communities in Cyberspace / Eds. by P. Kollock, M. Smith. New York: Routledge, 1999. P. 107-134.
21. Serres M. Thumbelina: The Culture and Technology of Millennials. New York: Rowman & Littlefield International, 2015.
22. Shaw A. Centralized and Decentralized Gatekeeping in an Open Online Collective // Politics & Society. 2012. Vol. 40. P. 349-388.
23. Turkle S. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 1995.
24. Wellman B. Physical Place and Cyberplace: The Rise of Personalized Networking // International Journal of Urban and Regional Research. 2001. Vol. 25. P. 227-252.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Когерентизм является единственной моделью обоснования эмпирического знания. Итоговая формулировка когерентистской концепции обоснования Лоуренса Бонжура включает такие тезисы, как: (а) Обоснование убеждения есть функция когерентности и зависит от факта, что система убеждений когерентна не только в настоящий момент, но остается когерентной на протяжении достаточно длительного периода времени, непрерывно пополняя свое эмпирическое содержание вследствие воздействия внешней реальности. Именно стабильность дает основания полагать, что когерентность системы с большой вероятностью ведет к истинности убеждений. (б) Система содержит большое количество различных типов когнитивно спонтанных убеждений, играющих роль тех, с которыми все остальные убеждения системы должны быть когерентны, а также достаточное число законоподобных утверждений, приписывающих этим типам (включая те типы интроспективных убеждений и убеждений памяти, которые необходимы для того, чтобы распознавать когнитивно спонтанные убеждения) высокую степень достоверности внутри системы относительно сопутствующих допущений, причинных объяснений их генезиса, предыдущего опыта анализа ситуации и т. д. (в) Необходимым условием обоснования является то, что субъект должен быть способен прямо или косвенно когнитивно схватить, по крайней мере, приближенное содержание системы убеждений и ее когерентность. Это интерналистское Допущение обосновывает то единственное, что связывает нашу систему убеждений и реальность, – когнитивно спонтанные убеждения. Наиболее спорный элемент концепции: (г) мета-обоснование (демонстрация того, что стандарты обоснования являются приводящими к истинности) имеет априорный характер и не нуждается в дополнительном обосновании, поскольку является следствием выбранных метафизических ограничений, в первую очередь интернализма. Рецензия представляет собой детальный анализ второй части книги Л. Бонжура «Структура эмпирического знания» (главы 7–8), посвященной разработке оснований когерентистской теории обоснования эмпирического знания.
В последние годы среди теорий распределительной справедливости выделилось достаточностное или умеренное либертарианство Фабиана Вендта. Эта теория основана на аргументе от стремления к проектам и признаёт за людьми права самопринадлежности и собственности на внешние ресурсы. Но второе из этих прав ограничено оговоркой достаточности, которая требует, чтобы у всех людей была минимально достаточная доля ресурсов для участия в личных проектах. Эта статья критически рассматривает умеренное либертарианство, показывая, что его ограничение порогом достаточности несовместимо с его опорой на аргумент от стремления к проектам, поскольку последний имплицитно предполагает презумпцию равной заботы о людях. В отсутствие дополнительных оснований эта презумпция требует предоставления людям как исполнителям проектов не достаточной, а равной доли внешних ресурсов.
Статья предлагает критическое переосмысление устоявшегося в отечественной философской литературе представления об идеях психоанализа. Выделение психоаналитических концепций и необходимость их рассмотрения в истории философии ХХ века, а также в других учебных курсах привели к созданию ничем не обоснованного теоретического конструкта – «философии психоанализа». На фоне целого ряда проблем такого типа концептуализации мы предлагаем конкретизировать область взаимодействия философии и психоанализа до серии антропологических вопросов, которые имеют следствия для культурологической, этической и социально-философской проблематики, но уже в переработанном виде, не имеющем прямой связи с теорией и практикой современного психоанализа. Подобное уточнение, как показано в статье, позволяет более адекватно и корректно (без вольностей поверхностного и философски ангажированного перевода) представить оригинальность психоаналитических идей. Такой подход ставит нас перед вопросом, как именно современная психоаналитическая мысль может быть использована в качестве методологии в философско-антропологических исследованиях.
В статье рассматривается концепт «ризома» Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Автор очерчивает проблему «древовидной структуры», реакцией на которую стала «ризома», осуществляет диалектический анализ «дерева» и «ризомы». Автором прослеживаются истоки «ризомы» в мысли французских философов, последовательно анализируются и комментируются выделенные ими принципы работы «ризомы». Затем «ризома» из онтологической области переносится в область литературную и иллюстрируется на примере романа «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Хантера С. Томпсона. Отдельное внимание уделяется перспективам понятия субъекта в контексте ризоматичности.
На примере эпистемических эхо-камер рассмотрены особенности закрытых информационных сообществ – как их пороки, так и выполняемые ими познавательные и социальные функции. Особое внимание уделено попыткам превратить очевидные недостатки (такие как изолированность, некритическое отношение к контраргументам, предвзятость) в преимущества, обеспечивающие в определенных случаях защиту и доступ к информации маргинализированным сообществам. Такая смена фокуса предполагает отказ от идеализированных нормативных представлений о субъекте и процессе познания. Вместо этого используется набирающий популярность подход – «не-идеальная эпистемология». Сформулировано предположение о том, что не-идеальная эпистемология является наиболее радикальной и «честной» формой социальной эпистемологии, так как не просто постулирует определенную зависимость субъектов познания от социальных контекстов, но и допускает существенную ревизию эпистемических обязательств в зависимости от социального статуса и положения.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/