Статья посвящена анализу поставок автомобилей на внутренний рынок по основным сегмен-там, в ретроспективе и в настоящее время. Выделяются четыре основных сегмента: производ-ство отечественных марок, локализованное производство иностранных марок, импорт новых ав-томобилей и импорт подержанных автомобилей. Анализируются пути развития этих сегментов и их дальнейшие перспективы. На основе анализа дефицита и способов его закрытия в настоящее время сформулирован инерционный сценарий развития автомобильного рынка России в перспек-тиве до 2035 г. Ожидается, что дефицит в низкоценовом сегменте даст возможности для про-изводства отечественных марок, а в среднеценовом – для постепенной локализации китайских брендов. Сформулирован сценарий 2, учитывающий состояние мирового рынка в перспективе до 2035 г., при этом акцент сделан на возможности производства автомобилей на новых источни-ках энергии (гибриды и электромобили). Оцениваются объемы продаж по сегментам в сценарии 1 и объемы внутреннего производства по видам используемой энергии в сценарии 2.
Идентификаторы и классификаторы
Перспективы автомобилизации в России определяются сразу несколь-кими процессами. Первый – трансформации в параметрах спроса. С одной стороны, уровень автомобилизации постоянно рос, а потому при сохранении инерции спрос на автомобили может возрастать. С другой стороны, меняются потребительские привычки, распространяются социальные (каршеринг) и технологические (автома-тизация управления) инновации, на первый план выступают ценности устойчивого развития и безопасной среды, а не престижного потребления2.
Список литературы
1. Dargay J., Gately D., Sommer M. Vehicle ownership and income growth, worldwide: 1960-2030 // The energy journal. 2007. Vol. 28. No. 4. Pp.143-170.
2. Tanner J.C. Car ownership trends and forecasts // 1977. No. TRRL Lab. Rpt. 799 Monograph.
3. Qian L., Soopramanien D. Using diffusion models to forecast market size in emerging markets with applications to the Chinese car market // Journal of Business Research. 2014. Vol. 67. No. 6. Pp. 1226-1232.
4. Sun B., Zhang T., He Z., Wang R. Urban spatial structure and motorization in China // Journal of Regional Sci-ence. 2017. Vol. 57. No. 3. Pp. 470-486.
5. Modarres A. Polycentricity, Commuting Pattern, Urban Form: The Case of Southern California // International Journal of Urban and Regional Research. 2011. Vol. 35. No. 6. Pp. 1193–1211.
6. Goodwin P. Peak Travel, Peak Car and the Future of Mobility: Evidence, Unresol ved Issues, Policy Implications, and a Research Agenda // International Transport Forum, Discussion Paper. 2012. No. 2012/13. URL: https://www.itf-oecd.org/sites/default/files/docs/dp201213.pdf
7. Hülsmann M., Borscheid D., Friedrich C.M., Reith D. General sales forecast models for automobile markets and their analysis // Trans. Mach. Learn. Data Min. 2012. Vol. 5. No. 2. Pp. 65-86.
8. Sharma R., Sinha A.K. Sales forecast of an automobile industry // International Journal of Computer Applications. 2012. Vol. 53. No. 12. Pp. 25-28.
9. Fantazzini D., Toktamysova Z. Forecasting German car sales using Google data and multivariate models // Inter-national Journal of Production Economics. 2015. Vol. 170. Pp. 97-135.
10. Rieg R. Do forecasts improve over time? A case study of the accuracy of sales forecasting at a German car man-ufacturer // International Journal of Accounting & Information Management. 2010. Vol. 18. No. 3. Pp. 220-236.
11. Горшкова М.О., Мирзоян А.Г. Эконометрический анализ потребительского выбора на рынке автомобилей // Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова: Серия препринтов экономического факультета. 2023. № 0045. С. 1-28. [Gorshkova M.O., Mirzojan A.G. Jekonometricheskij analiz po-trebitel’skogo vybora na rynke avtomobilej // Lomonosov Moscow State University: Preprint series of the economic department. 2023. No. 0045. S. 1-28. (In Russ.)]
12. Кононенко Р.В. Автомобильность в России // М., ООО «Вариант». ЦСПГИ. 2011. 156 с. [ Kononenko R.V. Avtomobil’nost’ v Rossii // M., OOO «Variant». CSPGI. 2011. 156 s. (In Russ.)]
13. Liu P., Market analysis of the Russian automotive industry in the new situation // Shangye Jingli. 2022. No. 10.
14. Синцеров Л.М., Трофимов Д.А. Сдвиг мировой автомобильной промышленности в развивающиеся страны // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2008. № 2. С. 43-50. [Sintserov L.M., Trofimov D.A. Sdvig mirovoj avtomobil’noj promyshlennosti v razvivajushhiesja strany // Izvestija Rossijskoj akademii nauk. Serija geograficheskaja. 2008. No. 2. S. 43-50. (In Russ.)]
15. Кан Ц. Анализ состояния и тенденций развития рынка автомобилей на новых энергоносителях в Китае // Новая экономика, бизнес и общество. 2023. С. 638-644. [Kan C. Analiz sostojanija i tendencij razvitija rynka avtomobilej na novyh jenergonositeljah v Kitae // Novaja jekonomika, biznes i obshhestvo. 2023. S. 638-644. (In Russ.)]
16. Qianzhan Industry Research Institute, Forward Business Information CO., Ltd., Shengzhan. China New Energy Vehicle Industry Market Outlook and Investment Strategy Planning Analysis Report, 2024-2029. 2023. URL: https://xw.qianzhan.com/report/detail/2ff57ae779364897.html
17. International Council on Clean Transportation. China’s New Energy Vehicle Industrial Development Plan for 2021 to 2035. 2021. URL: https://theicct.org/sites/default/files/publications/China-new-vehicle-industrial-dev-plan-jun2021.pdf
18. Михайленко Д.И. Статистика и аналитика автомобильного рынка в России // Вестник науки. 2023. Т. 1. № 6 (63). С. 189-195. [Mihajlenko D.I. Statistika i analitika avtomobil’nogo rynka v Rossii //Vestnik nauki. 2023. T. 1. No. 6 (63). S. 189-195. (In Russ.)]
19. Ростовский Й.-К. Оценка влияния рынков электромобилей на перспективы развития отраслей российской промышленности // дис. на соискание степени канд. экон. наук: 5.2.3. 2024. 174 с. URL: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2024/03/analiz-razvitiya-rynka-elektromobilej-v-mire-i-v-rossii.pdf [Rostovskij J.-K. Ocenka vlijanija rynkov jelektromobilej na perspektivy razvitija otraslej rossijskoj promyshlennosti // dis. na soiskanie stepeni kand. jekonom. nauk: 5.2.3. 2024. 174 s. (In Russ.)]
20. Концепция развития электротранспорта в России // Распоряжение правительства № 2290-р от 23 августа 2021 г. [Koncepcija razvitija jelektrotransporta v Rossii // Rasporjazhenie pravitel’stva No. 2290-r ot 23 avgusta 2021. (In Russ.)]
21. Gaur A., Settles A., Väätänen. J. Do economic sanctions work? Evidence from the Russia‐Ukraine conflict. Journal of Management Studie. 2023. Vol. 60. No. 6. Pp. 1391-1414.
22. Nyiri P., de Graaff N., McCaleb A., Szunomár Á., Verver M., Ybema S. «Truly a European company»: a Chinese auto maker’s strategies of Europeanization. Asia Pacific Business Review. 2024. Vol. 30. No. 2. Pp. 300-321.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Одной из глобальных задач, стоящих перед мировым сообществом, является переход к устой-чивой энергетике. Китай, являясь одной из крупнейших экономик в мире с развитой энергетиче-ской отраслью, также встал на путь развития зеленой генерации, отвечающей принципам устойчивого развития. В то же время Китай продолжает активно развивать традиционные энергетические системы. В статье исследуются политические и экономические драйверы, опре-деляющие текущую энергетическую политику Китая в области развития зеленой энергетики и объясняющие кажущуюся противоречивость китайской энергетической политики. Сделан вы-вод о том, что геополитические цели и экономические задачи, стоящие перед правительством Китая, будут и дальше влиять на формирование его энергетической политики, сохраняя и под-держивая текущий тренд параллельного развития традиционной и зеленой энергетики.
Анализируются формируемые в цифровой экономике механизмы координации действий участников рынка. Показывается, каким образом ценовые сигналы видоизменяются под дей-ствием цифровых картелей. Использование алгоритмического ценообразования, опора на созна-тельный параллелизм цифровых платформ, скрытые договоренности специалистов – таковы но-вые формы картелизации. Особые инструменты цифровой экономики – анализ агрегированных данных с помощью специальных программ, машинное обучение, нацеленное на выявление моно-польных тенденций рынка, использование цифровых нерегулируемых контактов третьих лиц по-могают поддерживать картельную дисциплину в отрасли даже без формальных переговоров и тайных договоренностей.
Высокотехнологичные и наукоемкие компании, яркими представителями которых являются ИТ-компании, играют особую роль в повышении эффективности и конкурентоспособности эко-номики. В данной статье на основе результатов опроса, проведенного Министерством цифро-вого развития и связи Новосибирской области, анализируется состояние развития ИТ-сектора в регионе. В ходе анализа ИТ-компании Новосибирской области были разбиты на две группы с уче-том выявленной зависимости между видами специализации и использованием ими мер государ-ственной поддержки, членством в ассоциациях, аккредитацией. Различия между выделенными группами существенны: доказано, что экономическое поведение компаний из двух групп различа-ется, что свидетельствует о необходимости использования диверсифицированного подхода к ор-ганизации поддержки.
В статье приведены результаты исследования рождаемости в регионах Южного федерального округа в период с 1989 по 2022 гг. В фокусе внимания авторов – откладывание деторождений на более поздний срок, а также влияние данного процесса на динамику суммарного коэффициента рождаемо-сти и трансформацию возрастного профиля рождаемости. Авторами установлено, что на всем ис-следованном временном интервале возрастная модель рождаемости в регионах Южного федераль-ного округа была более молодой по сравнению с общероссийской. К 2022 г. средний возраст начала материнства в регионах составлял от 24,9 (Республика Адыгея) до 26,0 лет (Краснодарский край).
Статья посвящена оценке прямых и косвенных эффектов санкционного давления на россий-скую экономику. Оценка прямых эффектов санкционного давления проводится на основе исследо-вания влияния санкций на уровень потребления конкретных видов предлагаемой продукции и, как следствие, на формирование ресурсного потенциала, необходимого для импортозамещения. Для оценки косвенных эффектов санкционного давления предлагается использовать значение мульти-пликатора инвестиций, так как мультипликативный эффект от санкций, снижающих объемы производства, как и мультипликативный эффект от инвестиций в формирование ресурсного по-тенциала, необходимого для импортозамещения, распространяется на достаточно широкий круг отраслей российской экономики. Основой объединения подходов к оценке влияния санкций на потребление и результаты мультипликативного эффекта является взаимодействие спроса и предложения продукции в российской экономике.
Данные из открытых источников позволили оценить прямое влияние санкций в рамках объема потребления конкретных товарных групп в российской экономике. Для оценки косвенного влияния санкций произведен расчет влияния производства отдельных видов продукции на величину регио-нального мультипликатора инвестиций (на примере Рязанской области).
В статье рассматриваются особенности развития нефтегазовых компаний в условиях пере-хода к углеродной нейтральности, проведен сравнительный анализ подходов для оценки ценового риска и предложена имитационная модель Монте-Карло на основе модификации сценарного под-хода со встроенными инструментами управления рисками. Апробация модели проведена на примере ПАО «Лукойл». Прогноз показал, что введение трансграничного углеродного налога значительно ухудшает финансовое положение компании в среднесрочном периоде, вызывая снижение показате-лей рентабельности собственного капитала и активов, увеличение ценового риска.
В статье представлен анализ развития международных грузовых перевозок. Наибольшие объемы в физическом выражении (в тоннах) перевозятся морским торговым флотом. Наибо-лее крупные потоки грузов – нефть, жидкие нефтепродукты, железная руда, уголь, зерно. Не-смотря на заявления и попытки сократить потребление ископаемых энергоносителей, что должно было бы отразиться на объемах их перевозки, пока отмечается их рост. Увеличива-ются поставки готовой продукции в контейнерах. После определенного снижения объемов пе-ревозимых грузов в период пандемии в 2023 г. ситуация постепенно стала возвращаться к до-ковидному уровню. В статье также рассматриваются грузоперевозки железнодорожным транспортом. Хотя их объемы в международном сообщении не столь велики, как морским пу-тем, однако этот вид транспорта играет заметную роль во внутриконтинентальных пере-возках. В контексте международных перевозок рассматриваются также материалы, связан-ные с развитием автомобильного транспорта.
В статье анализируются особенности налогового регулирования экономического роста в условиях постконфликтного восстановления экономики ДНР (Донецкой Народной Республики). Выявлены особенности налоговой системы ДНР и ее ресурсной базы с позиций влияния налогов на экономический рост. Указаны риски фискальной консолидации с учетом технологического фак-тора и обосновано, что приоритет в политике должен быть отдан не росту налоговых поступ-лений, а обеспечению дальнейшего «бесшовного» вхождения налоговой системы ДНР в российское правовое поле и формированию благоприятной институциональной среды для результативного использования налоговых стимулов и преференций внедрению новой техники и технологий.
В данной работе на основе стохастической модели общего равновесия для малой открытой экономики, ориентированной на экспорт, изучаются два вопроса. Во-первых, анализируется действие глубинных потребительских привычек в такой экономике. В представленной модели формулировка глубинных привычек отличается от общепринятой с учетом импорта в потреблении. Во-вторых, сравниваются между собой различные варианты финансирования роста государственных расходов.
Роль глубинных привычек при экономических шоках выражается в торможении сдвигов кривой спроса домохозяйств. Впервые показано, что глубинные привычки приводят к меньшей волатильности выпуска и потребления и к большей волатильности инфляции. Также в работе показано, что продолжительный шок государственных расходов создает эффект вытеснения в потреблении и выпуске, а быстро затухающий шок – эффект накопления.
Рассмотренное в работе среднесрочное увеличение государственных расходов в силу последующей необходимости балансировки уровня государственного долга приводит к снижению государственного потребления в долгосрочном периоде. По двум критериям (максимизации благосостояния и государственного потребления в долгосрочном периоде) наиболее предпочтительным вариантом финансирования роста государственных расходов оказывается использование национального фонда, инвестированного в иностранные активы, или внешнего долгового рынка.
Государственные инвестиции являются одним из важнейших источников средств для реализа-ции проектов, которые смогут выступить в качестве драйверов роста экономики в настоящее время. В данном исследовании анализируются возможности применения различных способов финан-сирования государственных инвестиций. Сделан вывод о том, что на современном этапе большой потенциал имеет применение различных налоговых льгот и иных преференций (ЛиП) при условии их эффективного администрирования. Представлены результаты оценок применения ЛиП и их влия-ния на инвестиционную активность и доходы бюджетной системы. Определены направления ра-ционализации налоговой системы, позволяющие повысить устойчивость доходной части бюджета. Акцентированы проблемы оценки экономических эффектов инвестиционных расходов бюджета.
В статье рассмотрены международный опыт приоритизации развития технологий в целях достижения технологического суверенитета страны, подходы международных аналитических центров к оценке влияния технологий на экономику и инновационную политику. Предложены вза-имосвязь потребностей человека по пирамиде Маслоу и задач государства, подход к определению приоритетов технологического развития и построению национальной модели суверенного тех-нологического развития. Рассмотрена оценка степени владения технологиями. Результаты ис-следования позволили сформировать модель суверенного технологического развития, которая может применяться в различных странах.
В мировой практике оценки экономических эффектов изменения климата активно использу-ются модели комплексной оценки (IAM). На основе четырех адаптированных авторами IAM рас-считан экономический эффект изменения климата в России до 2060 г. Согласно полученным мо-дельным расчетам, величина этого эффекта варьирует в широком диапазоне: от –1,3 трлн до +200 млрд руб. к 2040 г.; от – 3 трлн до +300 млрд руб. – к 2060 г. (в ценах 2021 г.). Упрощенный характер методологии IAM, обусловливающий предрасположенность к воспроизведению нели-нейно возрастающих ущербов, означает существенно огрубленные величины вышеупомянутого экономического эффекта изменения климата. В связи с этим, их следует воспринимать и трак-товать, в первую очередь, с точки зрения знака возникающих эффектов (ущерб или выгода) и рас-сматривать их как порядок масштаба ожидаемого ущерба или выгод, соответственно, при от-сутствии мер адаптации населения и экономики к изменениям климата.
В статье анализируется сложившаяся накануне 2022 г. модель экономического роста Респуб-лики Беларусь. Определены вклады труда и капитала с учетом их разного влияния на уровне от-дельных отраслей экономики и обрабатывающей промышленности. Показаны ведущая роль структурных изменений, взаимосвязь с ориентированностью на конечные рынки сбыта и ключе-вые внешнеторговые направления, различия в эффективности цепочек производства и реализации продукции, особенности инвестирования в разных отраслях, результаты наращивания реальной производительности труда. С учетом новых реалий, оказавших сильное влияние на источники этой модели роста, ставятся вопросы о дальнейшей стратегии Республики Беларусь, исходя из взаимодействия с основным внешнеторговым партнером, которым на сегодняшний день вы-ступает Российская Федерация, в контексте разработки совместного прогноза социально-эко-номического развития Союзного государства России и Беларуси.
Происходящие в мире события требуют существенной перестройки экономической системы, формирования более тесных социально-экономических взаимодействий с партнерами России, прежде всего, в рамках евразийских объединений. Развитие и углубление интеграционных связей может способствовать росту экономик стран-союзников, расширению национальных рынков труда, что особенно важно в условиях усиления ограничений со стороны трудовых ресурсов в от-дельных странах. В статье рассматриваются основные характеристики рынков труда стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), выделяются общие черты и различия. На основе раз-работанной авторами методики (с использованием методов корреляционно-регрессионного ана-лиза) оценивается рост производительности труда в долгосрочной перспективе для каждой страны Союза. В соответствии с демографическими прогнозными расчетами приводится оценка роста численности занятого населения на национальных рынках труда, а также возмож-ности прироста трудовой миграции. В результате сведения полученных прогнозных оценок опре-деляются возможности экономического роста союзных стран.
В статье рассматриваются понятия экономической силы и многополярности, при этом выде-ляется категория «восходящих стран», с активно перестраивающейся, конкурирующей и растущей экономикой. Использование прогнозных оценок ОЭСР, ООН, отечественных источников и дополни-тельные расчеты позволили проанализировать траектории экономического развития России, США и ряда других стран, на интервале 1960-2060 гг. Предложено графическое представление траекто-рий развития в виде «ростковых» диаграмм, которые показывают позиции стран по объему ВВП и влияние на траектории их развития численности населения в трудоспособном возрасте. Сопостав-лены характеристики эффективности и производительности, определяемые отношением ВВП к численности населения в трудоспособном возрасте. Приведены количественные оценки численно-сти этой группы населения, а также эффективности и производительности в рамках рассматри-ваемого периода для России и ряда других стран относительно США. Сформулированы выводы, касающиеся долгосрочных тенденций развития мировой экономики.
Издательство
- Издательство
- ИНП РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117418, г. Москва Нахимовский проспект, д. 47
- Юр. адрес
- 117418, г. Москва Нахимовский проспект, д. 47
- ФИО
- Широв Александр Александрович (Директор)
- Контактный телефон
- +7 (499) 1293633
- Сайт
- https:/ecfor.ru