Социальный конструктивизм, предложенный Л. С. Выготским в 1968 г., на протяжении долгого времени оказывал влияние на педагогическое сообщество, способствуя убеждению, что обучение является взаимонаправленным процессом между студентами и преподавателями. Несмотря на верность этого утверждения, достижение конечной цели образования не гарантирует, что путь к ней был полностью проложен. Многочисленные факторы могут стать препятствиями на пути к полному раскрытию потенциала студента. На сегодняшний день геймификация стала фундаментальным аспектом глобализированного образования как инструмент для достижения этой цели. Новым, крайне инновационным аспектом геймификации является метод «забавный факт» (FFA), который может использоваться преподавателем для налаживания успешных отношений со студентами и поддержки усвоения знаний в группе. Цель - рассмотреть новый метод к использованию цифровых достижений для решения возникающих проблем в образовании в ответ на сокращение внимания студентов в быстро меняющемся мире. Проведен всесторонний анализ эффективной реализации экспериментального метода FFA, выделены его преимущества, недостатки и области применения. Исследование сопровождено иллюстративными примерами. Представляется необходимым изучить проблемы, связанные с FFA, а также уровень трудозатрат, необходимых от педагогов для его эффективного использования. Научная новизна исследования заключается в разработке метода, который благодаря тщательным корректировкам и стратегическому применению может служить динамичным и адаптивным решением современных педагогических вызовов. Следует отметить возможность применения FFA для освоения студентами абстрактных концепций и идей, зачастую воспринимаемых ими как несущественные, тем самым способствуя активному вовлечению учащихся в учебный процесс. Pеализация данного метода подходит для студентов профильных учебных заведений - тех, кто достаточно зрел, чтобы осмысленно взаимодействовать с геймификационными стратегиями, но в то же время достаточно молод, чтобы извлечь пользу из гибкости, предлагаемой методом FFA. Помимо детального описания FFA, в статье рассматриваются преимущества этого метода, его слабые стороны и перспективные области применения. Метод изучается как с точки зрения студента, так и с точки зрения преподавателя как средство для укрепления процесса усвоения. В итогах исследования отражен потенциал правильно введенного и реализованного в учебной среде метода FFA в качестве эффективного решения для современных практик геймификации и обучения. Предложены рекомендации по предотвращению неправильного использования метода, подчеркнута важность мудрого применения для максимизации учебной выгоды. Результаты исследования демонстрируют потенциал FFA даже на его начальной стадии развития. Подчеркивается настоятельная необходимость в использовании данного метода в будущем, особенно учитывая ограничения, присущие традиционным педагогическим техникам, которые зачастую не обладают адаптивностью, вовлеченностью, необходимыми для удовлетворения требований цифровой эпохи и эпохи глобализации.
Идентификаторы и классификаторы
The topic of the article unfolds through its tangible ability to articulate a teaching philosophy that integrates technology, emerging discoveries, and pedagogical challenges, in an effort to unite pragmatics and pedagogy [1]. This fusion leads to searching of an approach that effectively captivates and maintains students’ attention in the classroom. The significance of this research lies in the urgent need to cultivate an environment that fosters the academic success of contemporary classrooms. Conventional teaching strategies risk alienating students from education and diminishing their enthusiasm for career pursuits, particularly in the context of globalization. Consequently, this review addresses this critical need by exploring innovative approaches to ensure sustained engagement and interest in learning. The importance of constructivism in pedagogy, which posits that students should actively construct knowledge rather than passively absorb it [2], has been particularly significant in recent years.
Список литературы
1. Muhamad H. M., Saeed S. H. R. Pedagogical thinking in pragmatism John Dewey. Journal of University of Raparin, 2021, 8(2): 168-191. DOI: 10.26750/vol(8).no(2).paper8
2. Dagar V., Yadav A. Constructivism: A paradigm for teaching and learning. Arts and Social Sciences Journal, 2016, 7(4). DOI: 10.4172/2151-6200.1000200
3. Kathleen G., Dell’Arena S. High school teachers describe growth mindset related to teaching pedagogy and students’ academic achievement. Psychology, 2022, 13(7): 994-1008. DOI: 10.4236/psych.2022.137068
4. Candra H., Retwanati H. A meta-analysis of constructivism learning implementation towards the learning outcomes on civic education lesson. International Journal of Instruction, 2020, 13(2): 835-846. DOI: 10.29333/iji.2020.13256a
5. Post C., Sarala R., Gatrell C., Prescott J. E. Advancing theory with review articles. Journal of Management Studies, 2020, 57(2): 351-376. DOI: 10.1111/joms.12549
6. Granja D. O. Constructivism as theory and teaching method. Sophia, 2015, 19: 93-110. (In Span.). DOI: 10.17163/soph.n19.2015.04
7. Macaro E., Akincioglu M., Han S. English medium instruction in higher education: Teacher perspectives on professional development and certification. International Journal of Applied Linguistics, 2019, 30(1): 144-157. DOI: 10.1111/ijal.12272
8. Liu C. C., Chen I. J. Evolution of constructivism. Contemporary Issues in Education Research (CIER), 2010, 3(4): 63-66. DOI: 10.19030/cier.v3i4.199
9. Gough N. All around the world: Science education, constructivism, and globalization. Educational Policy, 1998, 12(5). DOI: 10.1177/0895904898012005003
10. Corsaro W. A. Interpretive reproduction in children’s peer cultures. Social Psychology Quarterly, 1992, 55(2): 160-177. DOI: 10.2307/2786944
11. Alsawaier R. S. The effect of gamification on motivation and engagement. International Journal of Information and Learning Technology, 2018, 35(1): 56-79. DOI: 10.1108/IJILT-02-2017-0009
12. Saleem A. N., Noori N. M., Ozdamli F. Gamification applications in e-learning: A literature review. Technology, Knowledge and Learning, 2022, 27: 139-159. DOI: 10.1007/s10758-020-09487-x
13. Sanesi M. The digital divide: Teaching beyond the screen. 15th International Conference on Education and New Learning Technologies: Proc. Conf., Palma, 3-5 Jul 2023. Palma, 2023, 52-58. DOI: 10.21125/edulearn.2023.0037
14. Buoncompagni G. Epidemiology of news: Doom scrolling, information overload, and other “Media Pathologies” in our infected society. Journal of Sociological Research, 2023, 14(1): 17-27. DOI: 10.5296/jsr.v14i1.20808
15. Volkova T. G., Talanova I. O. Gamification: Problems and trends. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2022, (5): 26-33. (In Russ.). DOI: 10.20323/1813-145x-2022-5-128-26-33
16. Murphy L., Eduljee N. B., Croteau K., Parkman S. Relationship between personality type and preferred teaching methods for undergraduate college students. International Journal of Research in Education and Science, 2020, 6(1): 100-109. DOI: 10.46328/ijres.v6i1.690
17. Suhendra A. The effectiveness of utilizing the productive pedagogies framework as a reflection instrument in teaching and learning of mathematics. Kasetsart Journal of Social Sciences, 2022, 43(3): 721-726. DOI: 10.34044/j.kjss.2022.43.3.25
18. Gunnlaugson O., Cueto de Souza R., Zhao S., Yee A., Scott C., Bai H. Revisiting the nature of transformative learning experiences in contemplative higher education. Journal of Transformative Education, 2022, 21(1): 84-101. DOI: 10.1177/15413446211067285
19. Alhothali H. M. Inclusion of 21st century skills in teacher preparation programs in the light of global expertise. International Journal of Education and Practice, 2021, 9(1): 105-127. DOI: 10.18488/journal.61.2021.91.105.127
20. Chee K. N., Ibrahim N. H., Yahaya N., Surif J., Rosli M. S., Zakaria M. A. Z. M. A review of literature in mobile learning: A new paradigm in teaching and learning pedagogy for now and then. Advanced Science Letters, 2017, 23(8): 7416-7419. DOI: 10.1166/asl.2017.9488
21. Buckley P., Doyle E., Doyle S. Game on! Students’ perceptions of gamified learning. Educational Technology & Society, 2017, 20(3): 1-10. URL: https://www.jstor.org/stable/26196115 (accessed 17 Sep 2024).
22. Kuteeva M. Revisiting the “E” in EMI: Students’ perceptions of standard English, lingua franca and translingual practices. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism, 2020, 23(3): 287-300. DOI: 10.1080/13670050.2019.1637395
23. Geri N., Winer A., Zaks B. A learning analytics approach for evaluating the impact of interactivity in online video lectures on the attention span of students. Interdisciplinary Journal of e-Skills and Lifelong Learning, 2017, 13: 215-228. DOI: 10.28945/3875
24. Mudiono A., Wiyono B. B., Maisyaroh M., Supriyanto A., Wong K. T. The effects of the communicative approach and the use of information technology on students’ motivation and achievement in Indonesian language learning. Journal of Language Teaching and Research, 2023, 14(3): 808-819. DOI: 10.17507/jltr.1403.29
25. Bradbury N. A. Attention span during lectures: 8 seconds, 10 minutes, or more? Advances in Physiology Education, 2016, 40(4): 509-513. DOI: 10.1152/advan.00109.2016
26. De Léon L., Corbeil R., Corbeil M. E. The development and validation of a teacher education digital literacy and digital pedagogy evaluation. Journal of Research on Technology in Education, 2023, 55(3): 477-489. DOI: 10.1080/15391523.2021.1974988
27. Reilly A. L., Denny P. Constructive evaluation: A pedagogy of student-contributed assessment. Computer Science Education, 2010, 20(2): 145-167. DOI: 10.1080/08993408.2010.486275
28. Gündüz A. Y., Akkoyunlu B. The gamification tool for the classroom response systems: Kahoot! Hacettepe University Journal of Education, 2020, 35(3): 480-488. (In Turk.). DOI: 10.16986/HUJE.2019052870
29. Hemmi Y. Tolkien’s The Lord of the Rings and his concept of Native Language: Sindarin and British-Welsh. Tolkien Studies, 2010, 7: 147-174. DOI: 10.1353/tks.0.0063
30. Wang Y. F., Hsu Y. G., Fang K. The key elements of gamification in corporate training - The Delphi method. Entertainment Computing, 2022, 40. DOI: 10.1016/j.entcom.2021.100463
31. Hammarfelt B., de Rijcke S., Rushforth A. D. Quantified academic selves: The gamification of research through social networking services. Information Research: An International Electronic Journal, 2016, 21(2). URL: https://www.informationr.net/ir/21-2/SM1.html (accessed 17 Sep 2024).
32. Hino K., Funahashi Y. Teachers’ guidance of students’ focus toward lesson objectives: How does a competent teacher make decisions in the key interactions? ZDM - Mathematics Education, 2022, 54: 343-357. DOI: 10.1007/s11858-022-01345-7
33. Rivera E. S., Garden C. L. P. Gamification for student engagement: A framework. Journal of Further and Higher Education, 2021, 45(7): 999-1012. DOI: 10.1080/0309877X.2021.1875201
34. Chen Y., Qin X. Student fatigue and its impact on teaching effectiveness based on online teaching. Education and Information Technologies, 2023, 29: 10177-10200. DOI: 10.1007/s10639-023-12197-3
35. Rui P., Moreira A. C., Zurlo F. Gamification in innovation teams. International Journal of Innovation Studies, 2022, 6(3): 156-168. DOI: 10.1016/j.ijis.2022.05.003
36. Klem A. M., Connell J. P. Relationships matter: Linking teacher support to student engagement and achievement. Journal of School Health, 2004, 74(7): 262-273. DOI: 10.1111/j.1746-1561.2004.tb08283.x
37. Pluck G., Johnson H. L. Stimulating curiosity to enhance learning. GESJ: Education Sciences and Psychology, 2011, 2(19): 24-31. URL: https://www.researchgate.net/publication/292088477_Stimulating_curiosity_to_enhance_learning (accessed 17 Sep 2024).
38. Alsawaier R. S. The effect of gamification on motivation and engagement. International Journal of Information and Learning Technology, 2018, 35(1): 56-79. DOI: 10.1108/IJILT-02-2017-0009
39. Inayat A., Ali A. Z. Influence of teaching style on students’ engagement, curiosity and exploration in the classroom. Journal of Education and Educational Development, 2020, 7(1): 87-102. DOI: 10.22555/joeed.v7i1.2736
40. Taylor L., McGrath-Champ S., Clarkeburn H. Supporting student self-study: The educational design of podcasts in a collaborative learning context. Active Learning in Higher Education, 2012, 13(1): 77-90. DOI: 10.1177/1469787411429186
41. Tam K. Y., Van Tilburg W. A., Chan C. S. Whatever will bore, will bore: The mere anticipation of boredom exacerbates its occurrence in lectures. British Journal of Educational Psychology, 2023, 93(1): 198-210. DOI: 10.1111/bjep.12549
42. Prasetyo A. H., Jasiah J., Idriyani N., Setyawati S. P. Resilience and the character of student curiosity in discovery learning-based online learning. International Journal of Applied Guidance and Counseling, 2022, 3(1): 15-21. DOI: 10.26486/ijagc.v3i1.2289
43. Coates H. The value of student engagement for higher education quality assurance. Quality in Higher Education, 2005, 11(1): 25-36. DOI: 10.1080/13538320500074915
44. Sakarkaya V., Bümen N. T. What triggers teacher research engagement and sustainability in a higher education context in Turkey? Participatory Educational Research, 2022, 9(2): 325-342. DOI: 10.17275/per.22.43.9.2
45. Alfattal E. A new conceptual model for understanding international students’ college needs. Journal of International Students, 2016, 6(4): 920-932. DOI: 10.32674/jis.v6i4.326
46. Çilek A., Çoban F. N., Çetin E. Examining the lifelong learning competencies of teachers. Journal of Teacher Education and Lifelong Learning, 2023, 5(1): 439-447. DOI: 10.51535/tell.1312486
47. Friesen N., Anderson T. Interaction for lifelong learning. British Journal of Educational Technology, 2004, 35(6): 679-687. DOI: 10.1111/j.1467-8535.2004.00426.x
48. Şen N., Yildiz D. H. Examining the relationships between English teachers’ lifelong learning tendencies with professional competencies and technology integrating self-efficacy. Education and Information Technologies, 2022, 27: 5953-5988. DOI: 10.1007/s10639-021-10867-8
49. Carless D., Winstone N. Teacher feedback literacy and its interplay with student feedback literacy. Teaching in Higher Education, 2023, 28(1): 150-163. DOI: 10.1080/13562517.2020.1782372
50. Macaro E., Han S. English medium instruction in China’s higher education: Teachers’ perspectives of competencies, certification and professional development. Journal of Multilingual and Multicultural Development, 2020, 41(3): 219-231. DOI: 10.1080/01434632.2019.1611838
51. Morrison-Love D., Patrick F. Supporting student teachers to integrate theory, research, and practice: Developing the adaptive subject pedagogy model. Research in Science and Technological Education, 2022, 42(3): 595-617. DOI: 10.1080/02635143.2022.2116422
52. Mahmud S. N. D., Rahman Z. A. Education for sustainability curriculum and pedagogy in higher education institution: Using complex adaptive system as a framework. Creative Education, 2018, 9(15): 2627-2646. DOI: 10.4236/ce.2018.915198
53. Bebell K., Bogoslovskiy V. I., Dobudko T. V., Zhukova T. A., Pisareva S. A. Model for improving the framework of multicultural pedagogy in Russia and Germany. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, 6(4): 176-183. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n4s1p176
54. Hickey C., Keddie A. Peer groups, power and pedagogy: The limits of an educational paradigm of separation. The Australian Educational Researcher, 2004, 31: 57-77. DOI: 10.1007/BF03216805
55. Demir O., Aslan S. A., Demir M. Examining the relationship between teachers’ lifelong learning tendencies and digital literacy levels. Journal of Educational Technology and Online Learning, 2022, 5(2): 379-392. DOI: 10.31681/jetol.1034697
56. Pulido-Martos M., Cortés-Denia D., de la Rosa-Blanca J. J., Lopez-Zafra E. The shirom-melamed vigor measure for students: Factorial analysis and construct validity in Spanish undergraduate university students. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, 17(24). DOI: 10.3390/ijerph17249590
57. Pitulko K., Li O., Kolosova O., Sedova T., Antonova N. Students’ coping with mental states caused by intrapersonal conflict. Polish Psychological Bulletin, 2022, 53(1): 8-14. DOI: 10.24425/ppb.2022.140476
58. Squires G. Individuality in higher education. Studies in Higher Education, 2006, 5(2): 217-226. DOI: 10.1080/03075078012331377246
59. Abacioglu C. S., Epskamp S., Fischer A. H., Volman M. Effects of multicultural education on student engagement in low- and high-concentration classrooms: The mediating role of student relationships. Learning Environments Research, 2023, 26: 951-975. DOI: 10.1007/s10984-023-09462-0
60. Junker R., Donker M. H., Mainhard T. Potential classroom stressors of teachers: An audiovisual and physiological approach. Learning and Instruction, 2021, 75. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2021.101495
61. Razali S. N. A. M., Rusiman M. S., Gan W. S., Arbin N. The impact of time management on students’ academic achievement. Journal of Physics: Conference Series, 2018, 995(1). DOI: 10.1088/1742-6596/995/1/012042
62. Strom P. S., Strom R. D., Sindel-Arrington T., Rude R. V. Student attention and distraction in community college. Journal of Educational and Developmental Psychology, 2023, 13(1): 41-52. DOI: 10.5539/jedp.v13n1p41
63. Lundberg C. A. The influence of time-limitations, faculty, and peer relationships on adult student learning: A causal model. The Journal of Higher Education, 2016, 74(6): 665-688. DOI: 10.1080/00221546.2003.11780863
64. Khan K., Tahir T., Ishfaq U., Khan A. A study to examine teachers’ classroom time management strategies at secondary school level. Journal of Business & Tourism, 2021, 3(2): 59-71. DOI: 10.34260/jbt.v3i2.73
65. Tormey R. Rethinking student-teacher relationships in higher education: A multidimensional approach. Higher Education, 2021, 82: 993-1011. DOI: 10.1007/s10734-021-00711-w
66. Pozas M., Letzel-Alt V., Schwab S. The effects of differentiated instruction on teachers’ stress and job satisfaction. Teaching and Teacher Education, 2023, 122. DOI: 10.1016/j.tate.2022.103962
67. Rollo S., Crutchlow L., Nagpal T. S., Sui W., Prapavessis H. The effects of classroom-based dynamic seating interventions on academic outcomes in youth: A systematic review. Learning Environments Research, 2019, 22: 153-171. DOI: 10.1007/s10984-018-9271-3
68. Pressley T. Ha C., Learn E. Teacher stress and anxiety during COVID-19: An empirical study. School Psychology, 2021, 36(5): 367-376. DOI: 10.1037/spq0000468
69. Ramakrishna M., Singh P. The way we teach now: Exploring resilience and teacher identity in school teachers during COVID-19. Frontiers in Education, 2022, 7. DOI: 10.3389/feduc.2022.882983
70. Uzir N. A., Gašević D., Matcha W., Jovanović J., Pardo A. Analytics of time management strategies in a flipped classroom. Journal of Computer Assisted Learning, 2020, 36(1): 70-88. DOI: 10.1111/jcal.12392
71. Ploettner J. C. A critical look at teacher development for English-medium instruction. Language Learning in Higher Education, 2019, 9(2): 263-287. DOI: 10.1515/cercles-2019-0016
72. Goldbach A., Hauser M., Schuppener S., Leonhardt N., van Ledden H., Bergelt D. Social responsibility in the context of inclusive higher education development - experiences and insights from the perspective of participatory teaching. International Journal of Sustainability in Higher Education, 2022, 23(4): 799-814. DOI: 10.1108/IJSHE-04-2021-0140
73. Herman K. C., Reinke W. M., Eddy C. L. Advances in understanding and intervening in teacher stress and coping: The coping-competence-context theory. Journal of School Psychology, 2020, 78: 69-74. DOI: 10.1016/j.jsp.2020.01.001
74. Ryymin E. H. Perspectives from higher education: Applied sciences university teachers on the digitalization of the bioeconomy. Technology Innovation Management Review, 2021, 11(2): 24-32. DOI: 10.22215/timreview/1420
75. Marsh H. W. Students’ evaluations of university teaching: Dimensionality, reliability, validity, potential baises, and utility. Journal of Educational Psychology, 1984, 76(5): 707-754. DOI: 10.1037/0022-0663.76.5.707
76. Ng L. K., Lo C. K. Flipped classroom and gamification approach: Its impact on performance and academic commitment on sustainable learning in education. Sustainability, 2022, 14(9). DOI: 10.3390/su14095428
77. Gironella F. Gamification pedagogy: A motivational approach to student-centric course design in higher education. Journal of University Teaching & Learning Practice, 2023, 20(3). DOI: 10.53761/1.20.3.04
78. Aşıksoy G. The effects of the gamified flipped classroom environment (GFCE) on students’ motivation, learning achievements and perception in a physics course. Quality and Quantity, 2018, 52: 129-145. DOI: 10.1007/s11135-017-0597-1
79. Singh M. N. Inroad of digital technology in education: Age of digital classroom. Higher Education for the Future, 2021, 8(1): 20-30. DOI: 10.1177/2347631120980272
80. Von der Embse N., Mankin A. Changes in teacher stress and wellbeing throughout the academic year. Journal of Applied School Psychology, 2021, 37(2): 165-184. DOI: 10.1080/15377903.2020.1804031
81. Akarsu N., Turhan M. The relationship between school moral atmosphere and student engagement in secondary schools. International Journal of Contemporary Educational Research, 2022, 9(4): 694-704. DOI: 10.33200/ijcer.1060331
Выпуск
Другие статьи выпуска
Заверения об обстоятельствах и юридически значимые сообщения связаны с обменом сведений о фактах между участниками оборота. Ключевым критерием разграничения между ними является характер предоставляемых сведений и их влияние на правоотношения. В случае с заверениями это побуждение получателя к принятию решения в виде предоставления конкретной информации, учитывающей особенности контрагентов, отдельные аспекты сделки и другое. С помощью юридически значимых сообщений до получателя доводятся сведения, которые имеют правовое значение для движения существующего гражданского правоотношения. Цель - проанализировать и сравнить ключевые черты заверений об обстоятельствах и юридически значимых сообщений (статьи 431.2 и 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Проведена оценка возможностей совместного использования заверений об обстоятельствах и юридически значимых сообщений. Результаты исследования демонстрируют тесное переплетение этих категорий и отсутствие между ними существенных противоречий. Это выражается, например, в универсальности их использования в отдельных сферах деятельности. Они могут порождать правовые последствия только вместе с другими элементами юридического состава. Сделан вывод, что юридически значимые сообщения и заверения об обстоятельствах соотносятся друг с другом как форма и содержание.
В условиях стремительного технологического прогресса и повсеместного внедрения искусственного интеллекта в процесс создания различного рода произведений институты авторского и смежного права сталкиваются с новыми вызовами, требующими пересмотра устоявшихся правовых подходов. Цель - рассмотреть проблемы института авторства в контексте произведений, созданных с помощью алгоритмов и машинного обучения. Проанализированы существующие юридические рамки и новые модели, которые могли бы учесть специфику цифрового контента в правовом поле. Рассмотрен вопрос о том, за кем должно признаваться авторство на произведения, созданные искусственным интеллектом: за разработчиком искусственного интеллекта, пользователем, который инициировал процесс создания, задав соответствующий запрос роботу, или за самим юнитом искусственного разума. Уделено внимание проблеме автоматизированного процесса извлечения данных в цифровой среде, который создает повышенный риск нарушения авторских и смежных прав и часто приводит к спорам между правообладателями и пользователями. В результате установлено, что трансформация институтов авторского и смежного права в условиях цифровизации является сложным и многогранным процессом, который бросает вызов законодателю и правоприменителям, вытесняя устоявшиеся подходы к правовому регулированию отношений, возникающих в сфере авторских и смежных прав.
Классическая правовая категория вины как элемента состава деликта формировалась в ходе разработки различных правовых концепций, каждая из которых находит все большее подтверждение своей обоснованности в ходе дискуссий между исследователями, представляющими различные типы научной рациональности. Последователи субъективной концепции вины вдохновляются естественным правом, а сторонники объективной ищут аргументы в позитивистской теории. Поэтому выбрать одну концепцию вины из разных парадигм представляется затруднительно, как и определить верной только естественную или позитивную школу права. Каждая концепция вины помогает найти справедливое решение для своей «категории» дел, но в рамках постклассического периода концепции вины с ее коммуникативной теорией истины и релятивизмом быть не может. Стремление вести право по бинарной формуле или / или вернет нас к классической рациональности, что с приходом субъективно-объективной вины (и / и) может лишить нас многомерности права. Усложняет изучение вины ее презумпция в деликтном праве, которая освобождает суды от необходимости детального исследования вины при установлении ответственности, поэтому недостаток эмпирических данных о вине порождает ощущение незавершенности и оставляет пространство для дальнейших правовых дискуссий. Цель - рассмотреть вину с позиции подходов, сформировавшихся в судебной практике, интерпретируя ее как объективно-субъективную категорию. Этот подход, основанный на постклассической теории права, позволяет охарактеризовать вину как словесное описание конкретного действия через закрепленную норму права в тексте решения. При этом анализ ситуации, воспринимаемой правонарушителем и существующей в его сознании, осуществляется через призму вовлеченности субъекта оценки в контекст правонарушения с учетом объективных обстоятельств. В результате установлено, что вина (как и другие элементы) - конструкт, то есть ее понимание возможно только в социальных отношениях, а не через зеркало природы (по Р. Рорти), основное назначение которого суды не видят в качестве условия деликтной ответственности.
Использование сети Интернет изначально сопровождалось анонимностью лица, так как его действия фактически не имели никакой привязки к его реальной жизни, но по мере развития технологий в рамках сети Интернет стали появляться возможности, серверы, пользование которыми требовало от лица предоставления реальных данных, что привело к появлению цифровых образов, напрямую связанных с конкретными личностями в офлайн-пространстве. Но не все субъекты смогли и (или) захотели приспособиться к новому содержательному и функциональному наполнению сети Интернет, отчего сформировались парадоксальные ситуации, когда, во-первых, люди продолжали воспринимать виртуальное пространство как гарантированно анонимное и, во-вторых, даже зная о возможности раскрытия информации, включающейся в категорию частная жизнь, не предпринимают каких-либо действий для сохранения этих данных нераскрытыми. Вторая обозначенная проблема получила наименование парадокс приватности, но становилась предметом исследования в рамках социально-экономических, а не юридических наук. Цель - определить положение статуса анонимности в сети Интернет в качестве либо обязательного содержания права на неприкосновенность частной жизни, либо явления, требующего ограничения в целях обеспечения защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения безопасности государства. В результате были сделаны предложения, направленные на нормативное установление баланса между анонимностью и правом на неприкосновенность частной жизни.
По объему и темпам развития правового регулирования цифровых технологий и искусственного интеллекта в разных сферах общественной жизни Китай, безусловно, выступает мировым лидером. Цель статьи - провести анализ основных нормативных актов Китайской Народной Республики по применению в судопроизводстве страны цифровых технологий и искусственного интеллекта. Особое внимание уделено документам Верховного народного суда Китайской Народной Республики «Правила онлайн-судопроизводства народных судов» (2021 г.) и «Правила работы народных судов в режиме онлайн» (2022 г.), устанавливающим в качестве главной цели их принятия укрепление в судопроизводстве Китая с помощью цифровых технологий принципов справедливости, эффективности, безопасности и равенства для всех граждан страны. Важное место в нормативных актах занимают вопросы обеспечения безопасности размещения на платформах «умного суда» различных документов. При этом впервые в мировой практике признается в отношении подлинности таких документов, если применялись технологии блокчейна, принцип допустимой презумпции (gratum preasumptione). Отмечается, что не менее значимым является также правовое обеспечение использования цифровых технологий и искусственного интеллекта для всестороннего и эффективного надзора над деятельностью судей, поскольку такой надзор считается в Китае существенным фактором повышения доверия к судебной власти. Сделан вывод, что в настоящее время правовое закрепление этических принципов применения цифровых инноваций является одним из основных направлений нормотворческой деятельности по совершенствованию в Китайской Народной Республики системы судопроизводства.
Характерной тенденцией хода государственного строительства на современном этапе становится размывание границ механизма государства, определяющей причиной которого является отсутствие системного подхода законодателя к данному институту. Доктрина механизма современного российского государства нуждается в глубоком переосмыслении, разработке четкого представления о системе органов государства, их соотношении и взаимодействии. Цель - исследовать некоторые аспекты развития российского федерализма как базового, системообразующего принципа организации и функционирования государственного механизма. Выявлен ряд правовых пробелов и противоречий. Приведен анализ конституционных изменений, затрагивающих федеративное устройство России: новые предметы ведения Российской Федерации, изменение статуса Государственного Совета. Приводятся рассуждения о тенденции к укрупнению территорий на субфедеральном и муниципальном уровнях. Подробно исследуется нормативное правовое регулирование статуса федеральных округов. Сделан вывод, что федеральный округ есть юридическая фикция. Также сделан общий вывод о необходимости доработки ряда законодательных положений с целью исключения организационных нагромождений и несистемных решений.
Вызовы современного общества требуют от системы образования подготовки кадров в области инженерных и цифровых технологий, а также развития фундаментальных наук. Все это вызывает необходимость хорошего математического образования, которое лежит в основе фундаментальных и прикладных исследований. Вместе с тем в последние годы наблюдается снижение уровня математической подготовки абитуриентов, поступающих в вузы, что связано в том числе с нехваткой педагогических кадров в школах. Актуализируются вопросы, связанные с подготовкой будущих педагогов по математике и информатике, обладающих как фундаментальными знаниями по предмету, так и методическими приемами, профессиональными педагогическими компетенциями. Цель - рассмотреть опыт подготовки преподавательских кадров в условиях классического университета. Выделены отличительные черты современного педагога. Показаны возможности подготовки преподавателя математики и информатики в рамках не только традиционных педагогических направлений, но и на других направлениях путем изменения учебных планов и включения в них педагогического блока. Отдельно обсуждаются вопросы предоставления студентам и выпускникам вуза возможности получения квалификации «Преподаватель» в рамках дополнительной профессиональной подготовки. На примерах по отдельным направлениям продемонстрирована реализация профессиональной подготовки специалистов. В результате определены задачи и перспективы подготовки педагогов по математике и информатике для системы образования Кемеровской области - Кузбасса.
Российская Федерация осуществляет переход национальной экономики на инновационные направления развития. Вузы выступают одним из элементов инновационной экономики, а также являются и ее субъектами, которые оказывают влияние на социально-экономические преобразования в стране. В статье представлены различные точки зрения ученых на роль преподавателя высшей школы в условиях перехода общества к инновационной экономике. Приведены возможные векторы изменений требований к преподавателю высшей школы в условиях динамики экономических процессов в обществе. Цель - дать ретроспективный и перспективный анализ векторов изменений в фигуре преподавателя вузов, обусловленных общественными процессами перехода к инновационному типу экономики, а также сформулировать основные критерии подобных изменений. Обоснована необходимость модернизации вузов с точки зрения законодательства об образовании и социально-экономических прогнозов. Выявлена роль преподавателей вузов в современной экономике, ориентированной на инновационные процессы. Проведен анализ ряда исследований российских ученых, посвященных изменениям, предъявляемым социально-экономическими процессами в обществе к профессионализму преподавателя высшей школы. Отдельно рассмотрена работа «Лиги Преподавателей Высшей Школы» в контексте инновационных изменений современной высшей школы. В результате приведены соответствия положений исследователей критериям, разработанным автором. Отмечено влияние инновационной экономики на перемены в высшей школе, выявлены новые задачи, которые ставит экономика перед преподавательским вузовским составом. Рассмотрены основные векторы изменений, по которым должна выстраиваться фигура современного вузовского преподавателя, исходя из потребностей российской экономики. Сделан вывод, что переход общества к инновационной экономике актуализирует запросы общества к созданию инновационной среды для развития будущих специалистов. Значимым участником подобной среды является высшая школа. Обозначены перспективы последующих изысканий по теме работы.
Здоровье - это базовая человеческая ценность. Цель - выявить факторы (пол, курс и направление подготовки, религиозность), влияющие на отношение студентов к своему здоровью и здоровому образу жизни. Объектом исследования стали студенты Череповецкого государственного университета, предметом - отношение к здоровью. Всего опрошено 526 человек. Инструментом исследования послужил опросник «Отношение к здоровью» Р. А. Березовской, состоящий из 10 вопросов, которые могут быть распределены по четырем шкалам: когнитивная, эмоциональная, поведенческая, ценностно-мотивационная. В результате отмечается, что по большинству вопросов мнение у студентов не сформировано. И если в состоянии благополучия студенты оценивают свое состояние как спокойное, счастливое и радостное, то и при ухудшении здоровья они не испытывают негативных эмоций. При этом они ничего не делают для профилактики заболеваний и затрудняются назвать, какие же практики поведения ими используются при недомогании. Причем студенты не считают себя здоровыми людьми или ограниченными в ресурсах (временных, материальных и т. д.). Можно утверждать о пассивности изучаемой группы. Средний балл по ценностно-мотивационной шкале составляет 4,8 балла. В итоге подтверждается тенденция о восприятии ценности здоровья как не витальной, а инструментальной ценности, необходимой для достижения поставленных целей.
В настоящее время одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед образовательными организациями высшего образования МВД России, является формирование у курсантов навыков самоорганизации уже на первом курсе. Это вызвано необходимостью преодоления трудностей адаптации и самореализации первокурсников, что в совокупности понимается как профессионализация, успешность которой как раз и зависит от навыков в планировании и организации собственной деятельности. Формирование указанных навыков самоорганизации предлагается осуществлять посредством наставничества в двухвекторной форме, то есть одновременном сопровождении наставником-сотрудником образовательной организации и наставником-старшекурсником. Цель - разработать модель формирования навыков самоорганизации у курсантов первого курса образовательных организаций МВД России с помощью наставничества. В исследовании используются теоретические (анализ научно-педагогической литературы, моделирование) и эмпирические (педагогический эксперимент, тестирование) методы. Методологически данная работа реализуется в специально созданном со-бытийном сообществе наставников и наставляемых, которое постулирует гуманитарно-антропологический подход. На данных методолого-теоретических основаниях разработана и описана модель формирования у курсантов первого курса навыков самоорганизации с помощью наставничества, состоящая из семи взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов. В модели охарактеризованы этапы организации, формы, методы, средства, ресурсы и условия наставнической деятельности. Результативность наставничества как средство формирования навыков самоорганизации у курсантов первого курса определилась по итогам опытно-экспериментальной работы на базе факультета подготовки сотрудников для подразделений по работе с личным составом Санкт-Петербургского университета МВД России. По трем из шести шкал выбранной диагностической методики были продемонстрированы более высокие результаты у обучающихся группы, где апробировались новшества, по сравнению с контрольной группой. Результаты исследования могут быть применены в учебно-воспитательной работе образовательных организаций высшего образования МВД России и послужить основой для дальнейшего научно-практического обоснования возрождения института наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации.
Антикоррупционное воспитание является актуальной и перспективной мерой предупреждения коррупции. Однако проблемы содержания антикоррупционного воспитания и его генезис в науке недостаточно изучены. Цель - проследить возникновение и развитие в отечественной педагогической мысли научной категории антикоррупционное воспитание, рассмотреть его содержание в динамике. Основой исследования выступили теоретические методы научного познания: анализ и синтез, аналогия и обобщение, системный и диалектический методы, а также исторический. Изучение памятников российского права и трудов отечественных педагогов позволило проследить процесс возникновения и развития категории антикоррупционное воспитание в период IX-XXI вв. Исследование показало, что основными элементами антикоррупционного воспитания с древнейших времен до наших дней выступают: культурно-исторические ценности и морально-нравственные идеалы, установки личности, гражданские и нравственные качества личности, антикоррупционное поведение. В результате анализа определено, что все многообразие элементов содержания антикоррупционного воспитания может быть объединено в две группы: аксиологический и деятельностный компоненты. Аксиологический компонент составляют: нормы морали и нравственности, ценности правды и справедливости, гражданственность; качества личности: законопослушание, честность, правдивость, бескорыстность, дисциплинированность, трудолюбие, чувство ответственности, чувство долга. Деятельностный компонент представлен пассивным и активным антикоррупционным поведением. Практическая значимость работы состоит в установлении основных компонентов содержания антикоррупционного воспитания в динамике, что позволяет выработать наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
Самооценка готовности к профессиональной деятельности является важным аспектом для успешного профессионального и личностного развития выпускника колледжа, представляющая собой сложный и многогранный процесс: это и осознание своего профессионального опыта и знаний, и понимание своих сильных сторон и направлений развития, и способность критически оценивать свои успехи и неудачи, выявлять причины и разрабатывать стратегии для совершенствования профессиональных качеств. Регулярный самоанализ и рефлексия помогают выявить пробелы в знаниях и навыках, разработать планы для их устранения. Самооценка позволяет понять, какие области компетенций требуют наибольшего внимания и усилий, помогает сфокусироваться на достижении осмысленных результатов в профессиональной деятельности. Выпускникам важно обладать не только умением выполнять технические работы, но и управленческими навыками, а также навыками применения цифровых технологий в профессиональной отрасли. Диагностика восприятия выпускниками сформированности этих компетенций дает возможность оценить уровень их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности, определить направления для дальнейшего развития и совершенствования навыков. Цель - рассмотреть некоторые результаты диагностики восприятия выпускниками специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» сформированности компетенций, необходимых для успешной профессиональной самореализации. Оценка личного восприятия студентами уровня сформированности компетенций производилась в виде интернет-опроса, в котором приняли участие 84 выпускника специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» колледжей г. Рязани. Сделан вывод, что самооценка готовности к профессиональной деятельности служит важным аспектом в формировании профессиональных и надпрофессиональных компетенций у выпускников среднего профессионального образования. Полученные результаты могут быть использованы для корректировки учебных программ, разработки дополнительных методических материалов и проведения тренингов, направленных на развитие профессиональных навыков выпускников технических вузов и колледжей.
Рассмотрены особенности обучения по дисциплине «Классический танец» в части управления когнитивными функциями обучающихся, анализируются проблемы, возникающие в процессе обучения в младших и средних классах хореографических училищ. Ставятся акценты на некоторые особенности современного информационного пространства, формирующего фрагментарно-образный тип восприятия информации и мышления. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые вопросы выявления педагогических условий управления когнитивными функциями обучающихся в процессе обучения классическому танцу являются предметом специального исследования. Цель - рассмотреть вопросы, связанные с раскрытием сущностных характеристик процесса обучения классическому танцу. Учитывая практическую направленность обучения классическому танцу, в работе рассматривается вопрос формирования образовательного пространства как комплекса необходимых педагогических условий, реализующих последовательности функций, начиная с когнитивных и заканчивая аналитическими и оперативными, осуществляющих контроль и корректировку двигательного действия в процессе обучения. Использованы методы теоретического познания: анализ и синтез эмпирического материала, построение аналогий, логические методы для установления причинно-следственных связей и др. Исследование проводилось в Московской государственной академии хореографии, в нем приняли участие 45 учеников в возрасте 9-12 лет. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в доведении теоретического анализа вопросов обучения классическому танцу в контексте формирования двигательных навыков до конкретных рекомендаций с определением педагогических и методических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования профессионального внимания средствами управления когнитивными функциями обучающихся. Сделан вывод, что управление вниманием обучающихся с целью целенаправленной активизации необходимых в конкретный момент осуществления двигательного действия в процессе исполнения или изучения движений классического танца перцептивных функций является одной из основных целей формируемых педагогических условий.
Исследование проходило в условиях формирования новой модели подготовки педагогов-дефектологов. Цель - разработать и впоследствии внедрить критерии, позволяющие связать современные требования, предъявляемые к педагогу-дефектологу, с его профессиональными характеристиками, приобретаемыми в процессе обучения. Во-первых, осуществлялось экспертно-аналитическое оценивание соответствия образовательных программ специального (дефектологического) образования единым требованиям национальной модели подготовки педагогических кадров. Представлены результаты мониторинга 36 педагогических вузов страны, свидетельствующие о подготовке педагогов-дефектологов, о соотношении реализуемых профилей подготовки и соответствии содержания профессиональных программ единым требованиям модульно-распределительного структурирования педагогического образования. Во-вторых, на обсуждение выносится вопрос разработки критериев, направленных на интенсификацию процессов дифференциации в специальном (дефектологическом) образовании. Рассматриваются критерии: оптимального соотношения фундаментального и профессионального знания; модульного проектирования и реализации образовательных программ; ориентации на виды деятельности, предусмотренные профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог»; дифференциации профильной подготовки / углубленной специализации; встраивания в программы подготовки траектории формирования исследовательских компетенций педагога-дефектолога; соподчиненности теоретической и практической предметно-методической подготовки; повышения статуса русского языка и литературы, обеспечения развития языковых практик на русском языке; опоры профессионального мышления педагога-дефектолога на знания о природе и механизмах дизонтогенеза; обеспечения единых подходов к результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, готовности к осуществлению воспитательной деятельности и поддержке образовательно-воспитательного потенциала семьи; технологичности. В результате по каждому из этих критериев дано обоснование модульного проектирования профильных программ. Сделан вывод, что критерии, выделенные в работе, позволят создавать образовательные программы, направленные на подготовку квалифицированных кадров в области специального (дефектологического) образования.
Актуальность исследования обусловлена широкой распространенностью шизофрении среди взрослого населения (0,45 %), что создает значительную нагрузку на системы здравоохранения и социального обеспечения, а также снижает уровень жизни самих пациентов и членов их семей. В структуре заболевания слуховые вербальные галлюцинации являются одним из ведущих симптомов, влияющих на трудоспособность и установление социальных контактов у пациента. Так как имеющиеся в литературе данные демонстрируют различия в течении и степени выраженности симптомов шизофрении, ассоциированных с гендерными различиями, представлены данные, полученные на женской выборке. Определение функциональных особенностей внутренней речи у женщин с шизофренией имеет важное клиническое значение. Более глубокое понимание лежащих в основе внутренней речи нейронных механизмов может послужить основой для разработки целенаправленных вмешательств, таких как методы нейромодуляции, фармако- и психотерапии, ориентированных на облегчение стресса и последствий слуховых вербальных галлюцинаций, имеющих сходные с внутренней речью психофизиологические механизмы. Область исследований слуховых вербальных галлюцинаций продолжает развиваться, все большее внимание уделяется качественным междисциплинарным подходам, которые учитывают контекстуальные и субъективные аспекты расстройства, а также его связь с более широкими изменениями в структуре сознания и расстройствами самооценки при шизофрении. Цель - определить функциональные различия во время внутреннего проговаривания набора предложенных стимульных слов у двух групп: женщин с шизофренией и наличием слуховых вербальных галлюцинаций в анамнезе и группы женщин без каких-либо психических расстройств. Исследование включает анализ особенностей биоэлектрической активности мозга с применением нового способа локализации мозговой активности «виртуально вживленный электрод» (патент РФ № 2785268) у двух групп испытуемых: 22 женщины без психических расстройств (группа нормы) в возрасте 21-66 лет (mean = 41,9, StD= 16,1) и 22 женщины, проходящие лечение в Психиатрической клинической больнице № 1 им. Н. А. Алексеева с диагнозом шизофрения (в том числе 17 случаев F20, 3 случая F23) и сходную лекарственную терапию в возрасте 23-65 лет (mean = 41,8, StD = 10,4). В качестве стимулов использовались слова русского языка: сахар, шашлык, ракета, а также слово ракета, произнесенное диктором с речевыми нарушениями. Стимулы предъявлялись аудиально через наушники в случайном порядке. Во время проведения исследования испытуемые находились с закрытыми глазами. В результате выявлены значимые различия между группами женщин с шизофренией и группой контроля: снижение амплитуды ПСС в левополушарной зоне Вернике (латенция - 180-210 мс), задержка пика активации на 150 мс в правополушарной зоне Вернике, зоне билатеральной супрамаргинальной извилины и области левополушарного мозжечка, а также достоверные изменения активности вентрального стриатума на латенции 180-330 мс.
Издательство
- Издательство
- КемГУ
- Регион
- Россия, Кемерово
- Почтовый адрес
- 650000, Кемерово, Красная, 6,
- Юр. адрес
- 650000, Кемерово, Красная, 6,
- ФИО
- Просеков Александр Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@kemsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (384) 2581226