Духовное образование синодальной эпохи занимало важнейшее место в жизни Российской империи, представляя собою особую часть отечественной образовательной системы. В средних духовных учебных заведениях готовились не только кандидаты на священство, но и законоучители, миссионеры, педагоги церковно-приходских школ. Из стен семинарий вышли многие выдающиеся деятели науки, культуры и просвещения. Поэтому в целом влияние духовной школы на социально-политическое положение в государстве, духовно-нравственное состояние его населения, формирование научных и культурных традиций было весьма значительным. В свою очередь духовная школа испытывала сильнейшее влияние со стороны государства, которое являлось главным инициатором становления, развития и реформирования системы духовного образования в России. Раскрытию обозначенных тем посвящена настоящая статья.
Идентификаторы и классификаторы
Среднее духовное образование как «система профессиональной образовательной и воспитательной подготовки будущих священно- и церковнослужителей, осуществляемая в рамках специализированных учебных заведений» [1, с. 103] возникло в России в начале XVIII века в результате церковно-реформаторской деятельности Петра I. Первые специализированные духовные школы, ставшие прототипом будущих семинарий, изначально открывались при архиерейских кафедрах. Так, в 1702 г. была открыта школа в Ростове, в 1703–04 гг. — в Тобольске, в 1706 г. — в Новгороде [5, с. 21,23, 27–79]. Созданные по личной инициативе правящих епископов, эти училища с одной стороны отчасти решали проблему грамотности духовного сословия, а с другой — вполне соответствовали образовательной политике государственной власти, нуждавшейся в образованных подданных и политически благонадежном духовенстве.
Список литературы
1. Адамов М. А. Становление и развитие духовных семинарий Русской православной церкви XVIII – начала XX веков // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История, Политология, Экономика, Информатика. 2010. № 7 (78). Выпуск 14. С. 103–110. С. 103.
2. Беглов А. Л. Православный приход на закате Российской империи: состояние, дискуссии, реформы. М.: Индрик, 2021. 1048 с. С. 165–166.
3. Белявский Ф. Н. О реформе духовной школы: Часть 1. Краткий очерк прошлого средней духовной школы. СПб.: Синод. тип., 1907. VI, [2], 230 с.: табл. С. 157.
4. Горячева А. А. Вопросы воспитания в уставах духовных семинарий 1814 и 1867 гг. // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 50–62. С. 52.
5. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань: тип. Императорского ун-та, 1881. 807 с. С. 21, 23, 27–29.
6. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1866 г. Спб., 1867. 279 с. С. 55.
7. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1867 г. Спб., 1868. 301 с. С. 102.
8. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1868 г. Спб., 1869. 389 с. С. 159.
9. Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1840 г. Спб., 1841. 194 с. С. 58–59.
10. Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1850 г. Спб., 1851. 197 с. С. 55.
11. Карташев А. В. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 2: Очерки по истории Русской Церкви, 1992. 569 с. С. 550–551.
12. Кизюн П. И. Духовный регламент Петра I и духовное образование в России XVIII века // Новосибирский временник. 2022. № 1 (5). С. 5–11. С. 10.
13. Ляпунова Н. В. Эволюция профессионального церковного образования в России: дисс. … докт. ист. наук. М., 2006. 388 с. С. 124.
14. Мраморнов А. И. Духовные семинарии в России начала XX века: кризис и возможности его преодоления (На саратовских материалах). Саратов, 2007. 435 с. С. 114–118.
15. Положение о Духовно-учебном управлении при Святейшем Синоде, Высочайше утвержденное 1 марта 1839 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XIV. Отделение первое. 1839. № 12070. СПб., 1840. С. 179–185.
16. Положение об Учебном комитете при Святейшем Синоде, Высочайше утвержденное 14 мая 1867 г.// Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XLII. Отделение первое. 1867. № 44570. СПб., 1871. С. 496–498.
17. Регламент или Устав Духовной коллегии (Духовный регламент). 25 января 1721 г. // Законодательство Петра I. 1696–1725 годы / МГУ им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак., Каф. истории государства и права; Сост. В. А. Томсинов. М.: Зерцало, 2014. (Серия «Русское юридическое наследие»). 528 с. С. 313–356. С. 326.
18. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902. 787 с. С. 438.
19. Свод уставов и проектов уставов духовных семинарий 1808–1814, 1862, 1867, 1884 и 1896 гг. СПб., 1908. 4, XXVI, 406, 116 с. С. XII.
20. Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. Кн. 8. Ч. 1. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон., 1996. 800 с. С. 421.
21. Сушко A. B. Духовные семинарии в пореформенной России (1861– 1884 гг.). СПб.: СПбГМА им. И. И. Мечникова, 2010. 256 с. С. 35.
22. Устав православных духовных училищ, Высочайше утвержденный 30 августа 1814 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Т. XXXII. № 25673. СПб., 1830. С. 910–1002.
23. Устав православных духовных семинарий, Высочайше утвержденный 14 мая 1867 г. // Полное собрание законов Российской империи. Со- брание второе. Т. XLII. Отделение первое. 1867. № 44571. СПб., 1871. С. 498–511.
24. Устав православных духовных академий, Высочайше утвержденный 20 апреля 1884 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. IV. 1884. № 2160. СПб., 1887. С. 232–243.
25. Устав православных духовных семинарий, Высочайше утвержденный 22 августа 1884 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. IV. 1884. № 2401. СПб., 1887. С. 437–448.
26. Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700–1917). — М.: Русская панорама, 2003. 480 с. С. 93–94.
27. ФКУ РГИА Ф. 802 Оп. 10 раздел 1910 г. Д. 707 «О настроениях в духовных семинариях по поводу смерти графа Л. Н. Толстого».
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье осуществлен глубокий и многосторонний анализ феномена совести и «совестного акта» в религиозной философии И. А. Ильина. Произведено сопоставление онтологии совести Ильина с экзистенциальным пониманием «зова совести» М. Хайдеггера, раскрыта взаимосвязь греха, вины, совести и бытия в эсхатологии спасения Ильина, имеющей основание в учении отцов Церкви. Правовой контекст рассмотрения проблемы представляет собой раскрытие сочетания феноменов совести и свободы в духовной жизни общества.
В XIX веке вопрос об объединении Западных и Восточных церквей поднимался разными сторонами, но его решения найдено не было. В то же время произошел ряд резонансных смен вероисповеданий, как священнослужителей, так и мирян. В начале столетия граф де Местр, находившийся на службе в России, активно развивал идею подчинения Восточных Патриархатов Римскому престолу. В 1843 году перешел в католичество и вступил в орден иезуитов князь Иван Сергеевич Гагарин. В 30-х в Англии возникло Оксфордское движение, представители которого после безуспешной попытки сблизиться с Римским престолом искали возможности объединиться с Русской Православной Церковью. Англиканский дьякон Пальмер пытался присоединиться к Русской Православной Церкви, но в результате перешел в католичество. В 1863 году выдающийся католический церковный историк аббат Рене Гетте стал русским православным священником о. Владимиром. После принятия Первым Ватиканским Собором в 1870 году догмата о папской непогрешимости возникло старокатолическое движение, и начались богословские дискуссии по согласованию католического и православного вероучения. Роль Алексея Степановича Хомякова в межконфессиональных дискуссиях хорошо изучена: он полемизировал с русским иезуитом князем Иваном Сергеевичем Гагариным и другими представителями романизма и протестантизма, принимал деятельное участие в судьбе дьякона Пальмера. Его современник — протоиерей Иосиф Васильевич Васильев на протяжении двадцати лет служил в Париже и находился в непосредственном личном общении со многими богословами западных вероисповеданий. В 1858 году отец Иосиф посетил А. С. Хомякова в его имении Богучарово. В предлагаемом материале встреча богослова-мирянина и парижского протоиерея рассматривается в связи с их предыдущей и последующей деятельностью в диалоге с представителями западных вероисповеданий, а также общем контексте межконфессиональных дискуссий середины XIX века.
Настоящая статья написана по материалам доклада, представленного на Межрегиональной конференции, посвященной 220-летию со дня рождения А. С. Хомякова (Тула, 18 мая 2024 года). Анализируя текст философской переписки Е. Н. и С. Н. Трубецких, автор обращает внимание на те положения, которые свидетельствуют о глубоком понимании братьями философских трудов А. С. Хомякова, имя которого служило для них знаком определенной религиозно-философской позиции. В статье делается ряд выводов, в том числе относительно проецирования идеи соборности на теорию сознания.
В статье отмечается универсальность личности А. С. Хомякова и разнообразие его трудов; особенный акцент делается на его роли в развитии русского общественного сознания и философской мысли. Анализируя наследие А. С. Хомякова, автор обращается к понятиям героизма и подвижничества, делая вывод, что именно понятие подвига свойственно славянофильству, соединившему в себе веру, знание, волю и любовь. В статье подчеркивается современность и своевременность идей А. С. Хомякова для общества наших дней — как русского, так и западного. Ключевые слова: А. С. Хомяков, славянофильство, подвижничество, героизм, русская религиозная философия.
Концепция творчества В. С. Соловьева представляет собой один из аспектов философии положительного Всеединства, в которой категория Красоты неразрывно связана и составляет единство с категориями Истины и Блага (Добра), объединенными в Божественной Любви. Таким образом, В. С. Соловьев подчеркивает, что Всеединство состоит не только в гармонии и согласованности отдельных частей мира, но и в их едином пути к Абсолюту, к идеалу, к Богу. В этом случае Красота, явленная в мире, представляет собой осуществлённое Всеединство, указывает на него и призывает человека к творчеству, преобразующему и преображающему мир. В. С. Соловьев в своей философии творчества анализирует и антропологический аспект проблемы. Он подчеркивает, что приобщение художника к Красоте, имеющей столь высокий статус, указывающей на грядущее совершенство мира, должно претворить его в особую личность, имеющую пророческие, провидческие черты. При этом философ выявляет и даёт характеристику двум типам творчества: «Богочеловеческому» и «человекобожескому», указывая на личную ответственность художника-творца за то, какие духовные ценности он предлагает в своих произведениях.
Целостность личности была одним из центральных понятий в философии славянофилов. Само понятие «целостность личности» в философии обозначало концепцию, которая отражает идею о том, что личность должна быть цельной, единым целым, гармонично функционирующим организмом. Это означает, что все аспекты личности, такие как мысли, чувства, поведение, должны быть согласованы и интегрированы в единую систему ценностей и убеждений. Целостность личности подразумевает также глубокое понимание себя, своих потребностей и целей, а также умение принимать решения и действовать в соответствии с этими знаниями. Она является основой для развития моральности, этики и духовности.
Изучение философского наследия Ю. Ф. Самарина может помочь понять особенности русской религиозной философии XIX века, ее связь с историческими событиями и социальными изменениями. Также это может быть полезно для понимания современных тенденций в литературе и культуре России.
Формирование феномена самобытности духовной культуры России рассматривается в контексте вхождения и дальнейшего бытования русского общества в Православии. Автор подчеркивает, что самобытность является не только понятием культуры, но и принципом бытия народа. В статье проводится анализ самого понятия «самобытность», выявляются его значения в разные периоды бытования русского языка. Автор обращается также к понятиям сакрального пространства (имея в виду его духовный смысл), этнокультурных форм и своеобразия человека в его религиозно-философском понимании.
В статье исследован духовный опыт узниц ГУЛАГа: сохранение православных традиций, примеры благочестия и проявления милосердия.
Автор делает краткий очерк истории мемориализации Тесницкого леса, в котором в годы репрессий 1930-х годов проводились массовые расстрелы. Отмечая роль государственных и общественных организаций в проведении поисков имен репрессированных и создании мемориального комплекса в Тесницком лесу, автор обращает особое внимание на труды в этом направлении структур Тульской епархии. В научный оборот вводятся материалы архива Свято-Сергиевского храма, при котором действует Православное молодежное движение; именно его члены под руководством автора статьи провели ряд работ, посвященных увековечению памяти новомучеников.
В 2024 году исполнилось 225 лет со дня учреждения Тульской епархии.
2024 год знаменателен для Тульской земли: совершается празднование 225-летия со дня учреждения Тульской епархии.
Издательство
- Издательство
- ТУЛЬСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
- Регион
- Россия, Тула
- Почтовый адрес
- 300045, Тульская обл, г Тула, Центральный р-н, ул Староникитская, д 75
- Юр. адрес
- 300045, Тульская обл, г Тула, Центральный р-н, ул Староникитская, д 75
- ФИО
- Махно Лев Львович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://tulds.ru/