Цель. Выявить психологические особенности волевой сферы личности с различным уровнем рекламной суггестивности.
Процедура и методы. В исследовании приняли участие 150 респондентов: 65 мужчин и 85 женщин в возрасте от 16 до 40 лет. Использовались следующие методы и методики: констатирующий эксперимент (методика «Волевые качества личности» М. В. Чумакова, методика «Опросник волевого самоконтроля» А. Г. Зверкова и Е. В. Эйдмана, авторский исследовательский опросник «Рекламная суггестивность личности»); методы математико-статистической обработки данных (частотный анализ, Н-критерий Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ). В ходе исследования было использовано прикладное программное обеспечение SPSS 22.0 и MS Excel 2021.1
Результаты. Выявлено, что для респондентов, склонных к рекламной суггестивности, характерны низкая степень выраженности таких волевых качеств, как самостоятельность, выдержка, индекс волевой саморегуляции, индекс настойчивости и индекс самообладания.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в ходе сопровождения процесса медиасоциализации личности.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18384/2949-5105-2024-4-38-50
В ходе исследования было обнаружено, что в выборке присутствуют респонденты с низким (35 человек: 21 мужчина и 14 женщин в возрасте от 16 до 38 лет), средним (85 человек: 30 мужчин и 55 женщин в возрасте от 16 до 40 лет) и высоким (30 человек: 14 мужчин и 16 женщин в возрасте от 18 до 40 лет) уровнями склонности к рекламной суггестивности по авторскому исследовательскому опроснику «Рекламная суггестивность личности».
Список литературы
1. Баскакова А. С. Влияние ценностных ориентаций на процесс трансформации рекламы как коммуникационной системы современного общества // Система ценностей современного общества. 2012. № 22. С. 195-200.
2. Веклич М.А. Психологические особенности волевой сферы личности, подверженной рекламной суггестии // Обществознание и социальная психология. 2023 №1-3 (45) С.67-76.
3. Гарипова Г. Р. Влияние современной рекламы на формирование информационной картины мира // Общество: философия, история, культура. 2023. № 8(112). С. 94-98.
4. Зекерьяев Р. И. Рекламная суггестивность личности в современном медиапространстве. Симферополь: ИП Хотеева Л. В., 2024. 152 с.
5. Козловская И. В., Лепехина И. В. Влияние рекламы на поведение человека // PR и реклама: традиции и инновации. 2011. № 6-2. С. 83-84.
6. Коломиец В. П. Телевизионная реклама как средство конструирования смыслов // Мир России. Социология. Этнология. 1997. № 1. С. 29-54.
7. Кузьмина О. В., Марков А. П. Антропоцентрированный характер рекламного дискурса // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 383.
8. Лыткин С. В. Влияние интернет-рекламы на поведение потребителей // ИТ Арктика. 2022. № 2. С. 29-36.
9. Ромодина А. М., Гизатуллина А. А., Никулин В. А. Влияние рекламы на пользователей, совершающих покупки через интернет // Управление в современных системах. 2019. № 3(23). С. 23-26.
10. Ульянина О. А. Проблема влияния рекламы на формирование ценностных ориентаций и интересов современного общества: социологический анализ // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: исследования молодых ученых. 2010. № 8-1. С. 65-68.
11. Akbari M. Different impacts of advertising appeals on advertising attitude for high and low involvement products // Global Business Review. 2015. Vol. 16(3)/ P. 478-493.
12. Norman M. V., McFarlane-Alvarez S. Beyond colorblindness in advertising education: multiculturalism and advertising pedagogy since the 2020 racial reckoning // Journal of Advertising Education. 2023. Vol. 27(2). P. 91-100.
13. Srivastava R., Gupta P. Research on unhealthy food and beverages advertising targeting children: Systematic literature review and directions for future research // Australian Journal of Management. 2022. Vol. 47(4). P. 749-772.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель. Изучить особенности проявления психологического благополучия и удовлетворённости трудом при традиционной и прекарной (неустойчивой) формах занятости с учётом стажа работы. Процедура и методы. Проводилось сравнение результатов диагностики двух групп: респондентов с традиционной формой занятости (осуществляющих деятельность по трудовому договору) и респондентов с прекарными формами занятости (самозанятые, фрилансеры и т. д.) со стажем работы до пяти и более пяти лет. Диагностическим инструментарием выступили методики К. Риффа «Шкалы психологического благополучия» в адаптации Н. Н. Лепешинского и А. В. Батаршева «Интегральная удовлетворённость трудом». Полученные данные проверялись на значимость различий с помощью U-критерия Манна–Уитни. Результаты. Были получены статистически достоверные различия проявлений психологического благополучия у респондентов с различными формами занятости. Лица с прекарными формами занятости имеют более низкие показатели по автономии, управлению окружающей средой, личностному росту, самопринятию, удовлетворённости условиями труда. С увеличением стажа работы разница в уровне психологического благополучия и удовлетворённости трудом становится менее существенной. Теоретическая и/или практическая значимость. Сформулированы рекомендации для специалистов прекарных форм занятости с разным стажем работы с точки зрения повышения удовлетворённости трудом и ощущения психологического благополучия.
Цель. Сравнить личностные свойства специалистов с разным уровнем удовлетворённости трудом.
Процедура и методы. Исследование проводили в 2023 г. в ГБУ «Система 112» г. Москвы. Его основное содержание составляет сравнительный анализ личностных особенностей специалистов с разным уровнем удовлетворённости трудом. Использовались методики: «Интегральная удовлетворённость трудом», тест Холланда в модификации Г. В. Резапкиной, опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина (ОТеЦ-2), «Методики исследования самоотношения (МИС)», «Социально-профессиональная востребованность личности» (СПВЛ). Результаты. Разный уровень удовлетворённости трудом специалистов не связан с их социально-демографическими данными и обусловлен различиями их личностных особенностей и ценностно-смысловой направленности: степенью дифференциации профессиональной направленности, уровнем значимости учебной и профессиональной жизни, потребностью в саморазвитии, достижениях, духовном удовлетворении и уровнем личностного благополучия. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в дополнении теоретических представлений о взаимосвязи удовлетворённости трудом и ряда личностных характеристик, возможности использования полученных данных для профотбора специалистов помогающего профиля.
Цель. Разработать и обосновать модель личностно-профессионального профиля сотрудника полиции.
Процедура и методы. Основным методом исследования является контент-анализ. Произведён обобщающий анализ содержания работ различных авторов, направленных на изучение проблемы формирования личности сотрудника полиции. Модель личностно-профессионального профиля сотрудника полиции разработана при помощи метода моделирования.
Результаты. Проанализированы различные теории и подходы к изучению личностно-профессионального становления сотрудника полиции. Определены значимые качества личности данной категории, необходимые для их профессиональной деятельности. Разработана и обоснована модель профиля сотрудника полиции.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании модели личностно-профессионального профиля сотрудника полиции, в определении и раскрытии личностно-профессиональных качеств сотрудника полиции.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей динамических преобразований совладающего поведения в ситуации самоопределения в юношеском возрасте.
Процедура и методы. Использовались методики «Размышление о смысле жизни» (Х. Ниёми), методика Дембо-Рубинштейн (А. М. Прихожан), тест «СЖО» Д. А. Леонтьева, «Способы преодоления критических ситуаций» (E. Хейм), «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (Н. Эндлер, Дж. Паркер и др.). Применялся программный пакет статистического анализа (SPSS 21.0) и разнообразные методы статистической обработки.
Результаты. Установлено, что характеристики ситуации самоопределения соизмеримы с динамикой совладающего поведения юношей. Динамичность копинг-поведения свидетельствует о формировании более зрелого отношения к ситуации самоопределения.
Теоретическая и/или практическая значимость. Расширяются научные представления о ситуации самоопределения и динамики совладания. Результаты исследования могут быть использованы в программах психолого-педагогического сопровождения в данный период.
Цель. Целью статьи является описание исследования особенностей эмоционального и когнитивного компонентов установок по отношению к профессиональной деятельности, деструктив
Процедура и методы. В статье проанализированы подходы к определению установок, приведены результаты собственного исследования. При проведении исследования использованы методы опроса, сравнения, проективный метод (методика «Незаконченные предложения»), методы интерпретации результатов и статистического анализа.
Результаты. Установлено восприятие сотрудниками УИС вне зависимости от стажа среды учреждений как недеструктивной. Выявлено отрицательное отношение к профессии у 25% сотрудников. Обозначено, что с увеличением стажа несколько снижается мотивация деятельности, сотрудники со стажем от 3 до 5 лет ориентированы на успех в служебной деятельности, стремятся к саморазвитию и построению карьеры, в отличие от сотрудников со стажем службы от 10 и более лет, характеризующихся стремлением к выходу на пенсию. Сотрудники с меньшим стажем демонстрируют больше отрицательных установок по отношению к руководству и к осуждённым.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обозначена проблема отрицательного отношения к профессии у сотрудников УИС, описаны различия в установках в зависимости от профессионального стажа, представлены практические рекомендации по результатам исследования.
Цель. Изучить связь между формами патриотизма и стратегиями семейного воспитания современной молодёжи.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ специфики связи между стратегиями семейного воспитания и формами патриотизма с использованием опроса и статистико-математического инструментария.
Результаты. Проведённый эмпирический анализ заявленной проблемы показал, что в формировании конструктивного патриотизма главную роль играет демократический стиль воспитания, а экстраверсия, спонтанность и ригидность выступают в качестве ведущих свойств личности, тогда как в основе формирования слепого патриотизма превалирует тревожность как свойство личности и авторитарный стиль воспитания.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что полученные результаты расширяют границы понимания формирования основ патриотизма как одной из форм нормативного поведения личности в рамках существующих подходов исследования ценностно-мотивационной сферы в психологии.
Цель. Анализ психологических особенностей людей, занявших среднюю позицию в отношении принятия идеи вакцинации и выполнения рекомендаций по профилактике коронавирусной инфекции.
Процедура и методы. Участники онлайн-опроса (2786 человек) выполняли следующие методики: анкета «Представления о пандемии», Big Five Inventory-2, «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, подшкала реактивной тревожности «Шкалы тревожности» Ч. Д. Спилбергера. Результаты. Среди лиц, не очень активно соблюдающих профилактические рекомендации, было выделено три психологических типа: «ответственный», «средний», «тревожный». В группе занявших в отношении вакцинации нейтральную позицию также было выделено три типа: «ответственный», «неорганизованный», «тревожный». Для каждого типа характерен определённый набор личностных черт, стратегий совладания и представлений о пандемии. Теоретическая и/или практическая значимость. Обнаруженная психологическая неоднородность групп с нейтральным отношением к профилактике COVID-19 важна в плане проведения будущих пропагандистских кампаний в области здравоохранения.
Цель. Выявить и обосновать методологию изучения психологической безопасности личности как психологического феномена.
Процедура и методы. На основе теоретического анализа философских и психологических работ определён комплекс методологических подходов: диалектический (общефилософский), системный (общенаучный) и субъектный (специально научный). Эмпирическое исследование, выстроенное на основе комплекса методологических подходов, опирается на систему диагностики, включающую проективную моторно-экспрессивную методику и стандартизованные методы изучения, которые позволяют дать качественные и количественные характеристики психологической безопасности личности.
Результаты. Обоснован комплекс методологических подходов (диалектический, системный и субъектный) как основы для изучения природы психологической безопасности личности, в соответствии с которым психологическая безопасность личности понимается как система, состоящая из однородных, разнонаправленных структурных элементов, не существующих друг без друга, закономерно зависящих от факторов, которые управляют их развитием; проходящая процесс преобразований, управляемый субъектом. Понятие «безопасность» характеризуется субъективными и объективными показателями здоровья в пределах нормы; «субъективная опасность» – субъективные показатели здоровья в переходной или дезадаптивной зоне, а объективные показатели здоровья в пределах нормы. Если субъективные и объективные показатели в зоне дезадаптации, то речь идёт об объективной опасности, если субъективные показатели в норме, а объективные показатели в зоне дезадаптации – «иллюзия безопасности». Теоретическая и/или практическая значимость. Определён и обоснован комплекс методологических подходов, раскрывающий природу психологической безопасности личности как составляющей безопасной жизнедеятельности человека.
Цель. Выявить эмоциональный компонент образа психологического благополучия в тезаурусе художников.
Процедура и методы. Для составления профиля использован тезаурус эмотивной лексики Л. Г. Бабенко. В исследовании участвовали 120 художников. Сбор данных осуществлялся методом направленных ассоциаций. Задача респондентов: дать девять ассоциаций в форме основных частей речи (по три глагола, существительных, прилагательных) на словосочетание «психологическое благополучие». В результате была выявлена частота этих ассоциаций по категориям эмотивной лексики и сформирован рейтинг этих категорий.
Результаты. Наиболее частотными по количеству используемых ассоциаций являются категории эмотивной лексики: спокойствие, любовь, влечение. Эти эмотивные категории характеризуют эмоциональную составляющую образа психологического благополучия в тезаурусе художников. Анализ денотативно-идеографических групп с учётом функционально-семантических категорий показывает, что в ассоциациях художников данные категории представлены относительно равномерно. Наиболее выражены категории эмоционального состояния и отношения и наименее выраженными являются категории эмоционального качества и человека как сосредоточия и носителя эмоций. Построен рейтинг денотативно-идеографических групп по частоте используемых респондентами ассоциаций о психологическом благополучии. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в установлении эмоционального компонента образа психологического благополучия в тезаурусе художников. Применение лингвистического подхода позволяет выявить ключевые конструкты для эмоциональной регуляции и поддержки оптимального уровня психологического благополучия художников. Полученные результаты могут быть использованы специалистами помогающих профессий (психологами и преподавателями) для разработки психокоррекционных и психопрофилактических программ, направленных на сохранение или улучшение текущего состояния художников.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/