В статье исследуются проблемы формирования особенностей методологических подходов представителей «младшего поколения» государственной (юридической) школы. Вопросы методологии были центральными для многих из них - профессоров ведущих российских университетов, активных участников процессов становления национальной модели отечественного просвещения. Авторы вслед за некоторыми представителями «младшего поколения» государственной (юридической) школы обосновывают вывод, что система ценностей и нравственных идеалов не только не противопоставлена гносеологическим основам научного познания, а является важнейшим звеном методологии наук, объектами исследования которых являются те или иные сферы жизни общества.
Идентификаторы и классификаторы
В специальной литературе неоднократно отмечалось, что в основе практически всех значимых дискуссий исторической науки лежат не столько источниковедческо-фактологические, сколько методологические разногласия ученых. Так, например, более чем трехсотлетняя дискуссия вокруг так называемой «норманской проблемы» во многом детерминирована и продолжает поддерживаться принципиальными расхождениями в базовых положениях позитивизма и диалектического материализма, на что в свое время обратил внимание один из крупнейших отечественных источниковедов, ученик академика М. Н. Тихомирова профессор Аполлон Григорьевич Кузьмин [11, с. 34].
Список литературы
1. Артамонов Г. А., Литвинова И. В., Большакова Е. А. Проблемы цивилизационного самоопределения России в системе взглядов представителей юридической школы XIX в. // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2022. Т. 13. № 4. С. 102 - 113. EDN: BFIFZY
2. Владимирский-Буданов М. Ф. Государство и народное образование в России XVIII века. Ч. 1. Система профессионального образования (от Петра I до Екатерины II). Ярославль: тип. Г. В. Фальк, 1874. 330 с.
3. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. М.: Территория будущего, 2005. 798 с.
4. Владимирский-Буданов М. Ф. Земские соборы в Московском государстве,В. И. Сергеевича // Владимирский-Буданов М. Ф. Историко-критические этюды. Серия 1. Киев: Унив. Тип., 1878. С. 1 - 18.
5. Владимирский-Буданов М. Ф. Руководство к изучению русской земли и ее народонаселения: Европейская Россия. По лекциям М. Владимирского-Буданова сост. и изд. преп. географии Владим.-киев. воен. гимназии А. Редров. Киев, 1867. 352 с.
6. Владимирский-Буданов М. Ф. Устройство и управление городов России. Т. 1. Введение. Города России в XVIII в. СПб., 1875. И. Дитятин // Владимирский-Буданов М. Ф. Историко-критические этюды: Серия 1. Киев: Унив. Тип., 1878. С. 2 - 22.
7. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб.: Азбука, 2023. 700 с.
8. История русского права: сост. по лекциям Н. П. Загоскина, Владимирского-Буданова, Дьяконова, А. Н. Филиппова, В. Латкина и В. Сергеевича. Казань: Тип.-лит. В. В. Вараксина, 1911. 138 с.
9. Загоскин Н. П. Наука истории русского права: Ее вспомогат. знания, источники и литература. Казань: Н. А. Ильяшенко, 1891. XXVIII, 530 с.
10. Ключевский В. О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве, 1872 - 1875 / под ред. Р. А. Киреевой и А. Ф. Киселева. М.: Владос, 1997. 816 с.
11. Кузьмин А. Г. Древнерусская цивилизация. М.: Родина, 2021. 494 с.
12. Государственная (юридическая) школа в отечественной историографии о церкви и государстве: к постановке проблемы / И. В. Литвинова [и др.] // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2021. Т. 12. № 4. С. 112 - 126. EDN: WJASVG
13. Лубков А. В. Проблема исторических ценностей в творческом наследииА. Г. Кузьмина // Личность. Время. Образование: статьи и выступления. М.: МПГУ, 2017. С. 13 - 19. EDN: ECSVKC
14. Влияние ценностных ориентиров представителей юридической школы общественной мысли второй половины XIX века на формирование актуальных представлений о “национальной идее” / А. В. Лубков [и др.] // Преподаватель XXI век. 2023. № 4 - 2. С. 272 - 287. EDN: DVKPEO
15. Лубков А. В., Гончаров М. А., Литвинова И. В. Московские высшие женские курсы - сокровищница традиций российского образования // На перекрестье времен и судеб. Московскому педагогическому государственному университету 150 лет. М.: МПГУ, 2022. С. 103 - 173. EDN: QZGRVC
16. Русина Ю. А. Методология источниковедения. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 204 с.
17. Сергеевич В. И. Лекции по истории русского права. СПб.: Тип. С. Волпянского, 1890. 708 с.
18. Хлытчиева С. М. Воспоминания юристки первого выпуска // Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы (1878 - 1918): сб. ст. / под общ. ред. проф. С. Н. Валка. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965. 288 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Каждая традиционалистская организация желает подчеркнуть влияние своего этоса на управление, экономику, глобальные тренды. Индийские контрагенты интерпретируют свои локальные учения и практики в качестве инструмента поддержания стратегической устойчивости. Национальное индуистское правительство Н. Моди стремится представить и внедрить различные аспекты индийского менеджмента в такие системы знания, как маркетинг, HR, информационные системы, космонавтика. Учёные-индуисты всесторонне изыскивают влияние индийской культуры или индийский способ стратегического планирования, целеполагания, достижения эффективности; рассматривается также смягчающий эффект индийской традиции в разных географических регионах страны. Вместе с тем многие ожидания строятся на прогнозах роста индийской демографии и экономики, которые предвосхищаются как самодостаточные основания усиления индийского культурного контекста.
В статье анализируются место и роль понятия справедливости в философско-правовой теории Канта. Показано, что категория справедливости дедуцируется Кантом из идеи практического разума и составляет основу договорных отношений между индивидами как свободными и разумными существами. Совпадая по содержанию с понятием права, справедливость выступает важным регулятивным принципом, позволяющим оценивать правовой характер юридических установлений в сфере личного и публичного права.
Статья посвящена проблеме эффективности современной миссионерской деятельности христианских организаций в Японии. Для её решения в работе предлагается обратиться к истории христианских церквей, чтобы сформировать успешную модель евангелизации и, как следствие, установление межрелигиозного и межкультурного диалога. В качестве путей трансформации христианской миссионерской деятельности предлагаются два варианта: адаптация к современной религиозности японцев и мягкая индигенизация христианства в японскую культуру.
Если соотнесение философии ХХ века и художественного модернизма привычно исходя из общих преобразований научной рациональности, то более подробное сопоставление философских открытий ХХ века с художественными стилями пока не общепринято. В статье показано, что становление эпистемологии ХХ века в отличие от гносеологии связано со стилем ар-деко как стилем эпохи. Ар-деко подразумевает особое внимание к фактуре материала, признание открытости искусственной вещи как одновременно ресурса и части текущей ситуации, отказ от ценностей античной пластики и античного воображения. Критика Гуссерлем и Хайдеггером предшествующей философской традиции в середине 1930-х годов уже исходит не из отдельных философских терминов, но из стиля ар-деко как принципа переключения между фактурами данностей и сопоставления уже самих данностей, а не условий их познания.
Педагогические идеи, высказанные И. Кантом более двухсот лет назад, представляют в настоящее время весьма значительный интерес. Между ними и общим трансценденталистским учением немецкого философа прослеживается генеалогическая связь. Кант предлагает оригинальную структуру педагогики, дает разнообразные практические рекомендации по воспитанию и образованию. В то же время не всё из предложенного Кантом выдерживает испытание временем. В ходе репрезентации и критического осмысления педагогической концепции И. Канта выявляются как устаревшие, так и до сих пор не потерявшие свою актуальность мысли и рассуждения. Делается вывод о высоком социогуманитарном потенциале философско-педагогического наследия великого философа.
Рассмотрена иллюстративная программа рисунков Бориса Григорьева к итоговому роману Ф. М. Достоевского. Доказывается, что систематизация такого сложного романа осуществлена не на идейных, а на риторических принципах вычленения проповеди и инвективы. Роман интерпретируется как повествование о двух конфликтах: между верой и маловерием (а не безверием), который разрешается одержимостью соблазнами, и между скандальным поведением и отвращением, который разрешается ущербной характерологией. Торжество будущего воскресения тогда получает обоснование как выход из сложных антиномий. Иллюстрации Б. Григорьева предвосхитили концепцию Я. Э. Голосовкера и позволяют лучше ее условить как религиозно-философскую.
Цель данной статьи - проследить путь развития от жанра семейного романа до нового жанра семейной саги в русской литературе. Для этого в свете исторической поэтики вычленяется ряд признаков, свойственных семейной саге. Эпические принципы повествования о семье усиливают социальную рефлексию, что приводит к накоплению противоречий внутри жанра и переходу от семейного романа к семейной хронике и семейной саге. Обоснованы несколько этапов развития семейного романа в русской литературе на основании социальных и внутрилитературных контекстов, благодаря чему на конкретных примерах уточнены жанровые и тематические границы семейной саги в современной русской литературе.
Статья посвящена актуальной проблеме создания системы форм контроля в иноязычных группах по дисциплине «История русской литературы». Целью статьи является предложение эффективной формы промежуточного и итогового контроля - атрибуции художественного текста в двух возможных вариациях. Блиц-опрос по содержанию художественного произведения и идентификация фрагмента текста с указанием авторства и периода создания произведения актуализируют как практические навыки анализа текста, коммуникативные компетенции, так и теоретические знания студентов.
В данной статье автор показал, как Компартия Великобритании (КПВ) по указанию руководителей Коминтерна на протяжении всего времени существования второго лейбористского кабинета министров (1929 - 1931 гг.) вела активную антиправительственную пропагандистскую кампанию. Ее целью было подорвать влияние руководителей Лейбористской партии Великобритании (ЛПВ) на рабочих в надежде, что они поддержат КПВ. Однако коммунисты не преуспели в этом; они не смогли дискредитировать лидеров ЛПВ среди пролетарских масс, им не удалось усилить влияние КПВ среди простых британцев.
Статья посвящена изучению строительства объектов оборонного комплекса и его деятельности в Ивановской области в 1939 - 1941 гг. Среди них заводы, уже производившие вооружение и вновь строившиеся, и гидроэлектростанции, которые должны были вырабатывать электроэнергию для обеспечения новых мощностей электроэнергией. Рассматриваются проблемы, возникавшие при этом, и способы их разрешения. Статья основана на материалах из фондов Государственного архива Ивановской области, рассекреченных в последние годы.
Статья посвящена исследованию положения женщин на Сахалине в середине XIX - начале ХХ в., т. е. во время существования на острове штрафной колонии. Взгляд на уже известные сюжеты с точки зрения женщин должен помочь лучше понять повседневную жизнь сахалинской каторги во всей её комплексности и многообразии. Исследуя заявленную проблематику, авторы приходят к выводу, что хотя пребывание на острове зачастую негативно сказывалось на судьбе оказавшихся там женщин, однако некоторые из них сумели воспользоваться сложившимися обстоятельствами для изменения своей жизни к лучшему.
Генеалогия муромских князей XIII - XIV вв. таит в себе загадку. Средневековые родословцы полагали, что они представляли собой единую непрерывную династию. Анализ летописных и других известий показывает, что в Муроме княжили представители нескольких ветвей потомства Рюрика.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru