Актуальность задана поиском ценностно -смысловых и регулятивных особенностей личности учащихся - восьмиклассников в контексте профильного обучения. Данный возраст порождает наибольшие трудности у учителей -предметников. Процессуальные и личностные параметры саморегуляции и категории системы жизненных смыслов восьмиклассников провели через сравнительный и корреляционный анализ. Ученики общеобразовательных классов более склонны осознанно программировать свои действия и для них более значимы «статусные смыслы», «экзистенциальные смыслы» более значимы для учащихся профильных классов. Корреляционная плеяда параметров профильных классов имеет большее количество связей.
Идентификаторы и классификаторы
Изучая вопрос профильного обучения, Н. В. Маркина отмечает, что изначально фундаментом такого обучения были знания о психологических механизмах, а также условиях и закономерностях развития творческого (проблемного), предметного и в целом научного мышления учащихся, которые проявляли академическую и/или общую одаренность [12, с. 31]. В дальнейшем в центре внимания оказались, с одной стороны, профессиональная ориентация учащихся (в контексте психологических аспектов этого процесса), с другой – особенности предпрофильной подготовки.
Список литературы
1. Абакумова И. В., Рядинская Е. Н. Ценностно -смысловые установки как фактор социальной интеграции личности в условиях вооруженного конфликта // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, № 1. С. 52 - 58. EDN: YJUWSV
2. Арендачук И. В. Ценностно -смысловые факторы социальной активности молодежи в разных условиях жизнедеятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 4. С. 346 - 358. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-346-358 EDN: YWMVID
3. Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г., Моросанова В. И. Регуляторные, когнитивные и личностные ресурсы успешности овладения русским языком у учеников с различным развитием осознанной саморегуляции // Вестник Рггу. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 1. С. 109 - 129. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-1-109-129 EDN: VKLUCW
4. Бондаренко И. Н., Цыганов И. Ю., Моросанова В. И. Роль осознанной саморегуляции в динамике познавательной активности и когнитивной вовлеченности учащихся в период перехода из основной в старшую школу: лонгитюдное исследование // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. № 4. С. 200 - 223. DOI: 10.11621/vsp.2022.04.09 EDN: CISSME
5. Борисенко Е. Ю. Педагогические условия становления экзистенциальной направленности учащихся: специальность 13.00.01 “Общая педагогика, история педагогики и образования”: автореф. дис. … канд. пед. наук / Борисенко Елена Юрьевна. Иркутск, 2006. 22 с. EDN: NKCZIV
6. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: (Психол. исслед.). М.: Знание, 1985. - 64 с.
7. Зобков А. В. Системно -структурная организация саморегуляции субъектом учебной деятельности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 12 - 23. EDN: ZNLWHB
8. Исаева О. М. Психологические характеристики личностного выбора старшеклассников в условиях профильного обучения: специальность 19.00.13 “Психология развития, акмеология”: автореф. дис. … канд. психолог. наук / Исаева Оксана Михайловна. Тамбов, 2006. 24 с. EDN: NKCIQZ
9. Котляков В. Ю. Методика “Система жизненных смыслов” // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-1 (54). С. 148 - 153.
10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамка смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 487 с. EDN: QXQUUJ
11. Литошенко Е. В. Развитие саморегуляции у младших подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 394 - 399. EDN: RONAEU
12. Маркина Н. В. Личностные ресурсы академической успешности учащихся профильных классов // Психология. Психофизиология. 2023. Т. 16, № 1. С. 29 - 40. DOI: 10.14529/jpps230103 EDN: NZUHGF
13. Милованова Л. А. Ценностные и мотивационные аспекты в содержании профильного обучения школьников иностранному языку // Язык и культура. 2019. № 47. С. 245 - 259. DOI: 10.17223/19996195/47/14 EDN: ZSNRZS
14. Моросанова В. И. Опросник “Стиль саморегуляции поведения” (сспм): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 41 с. EDN: QXIJXP
15. Неумывакин В. С. Проблема организации педагогического сопровождения развития саморегуляции учебной деятельности обучающихся профильных классов // Современный ученый. 2022. № 3. С. 194 - 196. EDN: SKHCIA
16. Шапенкова И. П. Особенности ценностно -смысловой сферы личности учащихся школы искусств: специальность 19.00.13 “Психология развития, акмеология”: автореф. дис. … канд. психол. наук / Шапенкова Ирина Петровна. Спб., 2010. 21 с. EDN: QHOUZR
17. Швацкий А. Ю. Экзистенциальные ценности современной молодежи. In: Cercetarea, inovarea și dezvoltarea din perspectiva eticii globale, Ed. 2, 16 aprilie 2021, Chişinău. Chişinău: Tehnica-UTM, 2021. Ediția 2. Pp. 86 - 92.
18. Rokeach M. The Nature of Human Values. New York, Ny: The Free Press, 1973. 438 рр.
19. Schwartz S. H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values / Online Readings in Psychology and Culture. 2012. № 2 (1). Available from:https://scholarworks.gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1116&context=orpc(date_of_access:_24.08.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена 100-летнему юбилею со дня рождения Кадрии Исмаиловны Салимовой, известного ученого, члена -корреспондента РАО, специалиста в области зарубежной педагогики. Проанализирован путь ее профессионального становления, приведены важные моменты ее биографии, представлен педагогический вклад К. И. Салимовой в зарубежную педагогику. Доказано, что международное признание она получила не только благодаря трудам, связанным с педагогикой Востока, где педагогическая культура Японии занимает важное место. Профессор Салимова создала в 1990 году Международную группу историков педагогики при Международной постоянно действующей конференции историков педагогики, а также руководила Лабораторией зарубежной школы и педагогики Института теории образования и педагогики РАО.
Юбилейная статья посвящена научно -педагогической деятельности выдающегося отечественного дидакта, доктора педагогических наук, профессора Елены Николаевны Селиверстовой. В статье изложены основные направления исследований Е. Н. Селиверстовой (реализация развивающей функции обучения, формирование познавательного опыта школьников, познавательная, исследовательская, игровая, проектная деятельность в обучении, отбор содержания образования, оценка качества образования), освещена её педагогическая, организаторская деятельность.
В статье на основе анализа научной литературы исследуется вопрос о необходимости дифференциации понятий «экологическая культура личности» и «экологическая культура школьника». Особое внимание обращается на характеристику содержательного наполнения структурных элементов экологической культуры школьника в сравнении с характеристикой этих элементов, свойственных экологической культуре личности.
В статье рассмотрена структура самостоятельности у старших дошкольников. Выделены когнитивный, волевой и эмоционально -мотивационный компоненты. Описаны предпосылки формирования и функции структурных составляющих самостоятельности у детей. Представлены данные о выраженности показателей компонентов самостоятельности на примере выборки: 102 ребенка в возрасте от 5 лет 7 месяцев до 7 лет 5 месяцев. Приведены результаты корреляционного анализа между компонентами самостоятельности.
В статье анализируются организационно -методические функциональные основы организации внеурочной деятельности в начальной школе. Рассматриваются принципиальные подходы и технологические средства реализации внеурочной деятельности в свете положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Научная новизна исследования определяется тем, что установлены психолого -педагогические условия проектирования внеурочной деятельности, ориентированные на профилактику трудностей в обучении в начальной школе. В результате обнаруживается и обсуждается потенциал внеурочной деятельности в последовательном формировании компонентов успешности в обучении. Следует отметить, что активное использование внеурочной деятельности в современной школе расширит область образовательно -воспитательных возможностей образовательной организации и возможностей развития самих школьников.
В статье рассмотрен потенциал военно -прикладных упражнений, использование которых в ходе изучения учебной дисциплины «Физическая культура (элективный курс)» студентами военных учебных центров образовательных организаций высшего образования России способствовало бы развитию у студентов необходимых профессионально значимых психологических качеств.
Для формирования собственного мнения о различных исторических событиях и их участниках студенту необходимо уметь анализировать источники и критически относиться к их сведениям. В статье описываются методические приемы, позволяющие развивать эти умения у первокурсников. Автор уделяет особое внимание анализу нарративных источников.
Автор актуализирует вопросы, связанные с физическим здоровьем студентов университетов на современном этапе социально -экономического развития российского общества. Поле исследования данной статьи составляет процесс физического воспитания обучающихся, организация которого осуществляется в новых условиях функционирования университета. Исследование проводится на основе основных положений системного подхода. В статье автор представляет выявленные организационные уровни в процессе физического воспитания обучающихся образовательных организаций высшего образования (стратегический, содержательный, технологический уровни и ресурсный пласт университета).
В статье дано определение рабочей тетради по стереометрии и сформулированы требования к заданиям рабочей тетради, представлены задания, которые направлены на изучение теоретического материала, перехода от теории к ее применению, формирование метапредметного опыта.
В статье проанализированы принципы обучения навыку пунктуационного оформления синтаксических единиц в средней школе; описано действие грамматического, смыслового и интонационного принципов русской пунктуации в методическом аспекте при обучении школьников.
В статье описаны результаты опытно -экспериментальной работы по внедрению творческих заданий на уроках технологии в общеобразовательной школе, проведён качественный анализ экспериментальных данных по формированию опыта творческой деятельности обучающихся.
В статье рассматривается вопрос развития критического мышления у школьников, история его формирования, а также признаки развитого критического мышления. Особое внимание уделяется методам развития критического мышления с использованием искусственного интеллекта, представлены результаты анкетирования школьников по использованию искусственного интеллекта.
В статье рассматривается история создания технологий развивающего обучения в течение ХХ века. Анализируются причины их появления в новой школе России и последующего отказа от них. Рассматриваются теоретические и прикладные аспекты технологии развивающего обучения, базирующегося на теории учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Сделан вывод о необходимости специальной постдипломной психолого -педагогической и дидактико -методической подготовки учителей, а также школьных практических психологов, работающих над реализацией технологии развивающего обучения в школе.
В статье на основе анализа работ Ф. А. Фрадкина показан его вклад в развитие методологического знания. Выявлены и описаны разработанные им механизмы реализации методологических принципов в педагогической теории и практике 1920 - 1930-х годов. Показана роль ученого в развитии методологии истории и теории педагогики, понимании механизмов реализации методологических принципов на теоретическом и эмпирическом уровнях, расширении понятийно -категориального состава педагогики. Обозначены возможности использования разработанных им методологических подходов к дальнейшим исследованиям.
Издательство
- Издательство
- ВлГУ
- Регион
- Россия, Владимир
- Почтовый адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- Юр. адрес
- 600000, Россия, Центральный Федеральный округ, Владимирская область, г. Владимир, ул. Горького, дом № 87
- ФИО
- Саралидзе Анзор Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@vlsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (492) 2532575
- Сайт
- https://ui.vlsu.ru