Целью исследования является оценка влияния политических и экономических рисков и их компонентов на приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны АТР в 1994-2022 гг. Показано, что на страны АТР приходилось более половины накопленного объёма глобального притока ПИИ, лидерами среди которых являлись США и КНР. Выявлено, что приток ПИИ в страны АТР определялся в долгосрочном периоде рисками в политической и экономической сфере, которые оценивались на основе сводных индексов политического риска и экономической свободы и их компонентов. Чем выше значения сводных индексов, тем ниже уровень риска. В соответствии с полученными оценками, увеличение на 1% значений сводных индексов политического риска и экономической свободы способствовало наращиванию притока прямого зарубежного капитала в АТР на 0,24% и на 0,17% соответственно. Оценки компонентов рисков указали, что для создания долгосрочных условий привлечения ПИИ в страны АТР ключевыми моментами являлись: построение сильного и гармоничного государства, не конфликтующего с другими странами; низкая налоговая нагрузка и увеличение доли частного сектора в экономике. Показано, что в современных условиях нарастание различных ограничений способно фрагментировать потоки ПИИ, искажая долгосрочное влияние политических и экономических рисков на привлечение прямого зарубежного капитала в страны АТР.
Идентификаторы и классификаторы
Анализ динамики прямых иностранных инвестиций (ПИИ)1 и факторов, их определяющих, является одним из важных аспектов в изучении экономических взаимодействий между странами [5]. Для национальных экономик, стремящихся получить дополнительный импульс развития, необходимым условием для привлечения ПИИ является реализация государственных мер по снижению страновых рисков2, сдерживающих приток капитала из-за рубежа. Одним из наиболее распространенных способов количественной оценки влияния страновых рисков на динамику ПИИ является использование соответствующих комплексных рейтинговых показателей или индексов, которые разрабатываются ведущими глобальными консалтинговыми компаниями3 и международными организациями4. Важным аспектом в составлении данных индексов является объективность [1], поскольку они с одной стороны, служат источником информации для зарубежных инвесторов, оказывая влияние на их ожидания, с другой – отражают комплексную оценку инвестиционного климата в национальной экономике [19]. В целом, индексы страновых рисков возможно разделить на две крупные категории: политического5 и экономического риска6. Ex-post оценки в целом подтвердили позитивное влияние на приток ПИИ снижения данных рисков или увеличения рейтинговых показа- телей стран в рамках указанных индексов [5; 24]. Однако, соотношение влия- ния данных рисков на приток ПИИ является дискуссионным.
Список литературы
1. Демкин И. В., Власов Д. А., Габриелов А. О., Бархатов В. Д., Лукьянович Н. В. Индексный подход к оценке страновых рисков реальных инвестиций // Проблемы анализа риска. 2016. Том 13. № 6. С. 30-47. DOI: 10.32686/1812-5220-2016-13-6-30-47 EDN: XEAAIJ
2. Baltabaev B. Foreign Direct Investment and Total Factor Productivity Growth: New Macro-Evidence // The World Economy. 2014. Vol. 37. No. 2. P. 311-334. DOI: 10.1111/twec.12115
3. Beazer Q. H., Blake D. J. The Conditional Nature of Political Risk: How Home Institutions Influence the Location of Foreign Direct Investment // American Journal of Political Science. 2018. Vol. 62. No. 2. P. 470-485. DOI: 10.7910/DVN/SRPTCV EDN: YGLZBB
4. Das K. C. Home Country Determinants of Outward FDI from Developing Countries. // Margin: The Journal of Applied Economic Research. 2013. Vol. 7. No. 1. P. 93-116. DOI: 10.1177/0973801012466104
5. Faeth I. Determinants of foreign direct investment - a tale of nine theoretical models // Journal of Economic Surveys. 2009. Vol.23. No. 1. P. 165-196. DOI: 10.1111/j.1467-6419.2008.00560.x
6. Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock. URL: https://unctadstat.unctad.org/datacentre/dataviewer/US.FdiFlowsStock (дата обращения: 01.07.2024).
7. Hayakawa K. First Difference or Forward Orthogonal Deviation - Which Transformation Should be Used in Dynamic Panel Data Models?: A Simulation Study // Economics Bulletin. 2009. Vol. 29. No. 3. P. 2008-2017.
8. Hayakawa K., Kimura F., Lee H.-H. How Does Country Risk Matter for Foreign Direct Investment? //The Developing Economies. 2013. Vol. 51. No. 1. P.60-78. DOI: 10.1111/deve.12002
9. Holtbrugge D., Kreppel H. Determinants of outward foreign direct investment from BRIC countries: an explorative study // International Journal of Emerging Markets. 2012. Vol. 7. No. 1. P. 4-30. DOI: 10.1108/17468801211197897
10. Index of Economic Freedom. URL: https://www.heritage.org/index/pages/about (дата обраще ния: 01.07.2024).
11. International Country Risk Guide (ICRG). URL: https://www.prsgroup.com/explore-our-products/icrg/ (дата обращения: 01.07.2024).
12. Jadhav P. Determinants of foreign direct investment in BRICS economies: Analysis of economic, institutional and political factor //Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 37. P. 5-14. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.03.270
13. Jiang W., Martek I. Political risk analysis of foreign direct investment into the energy sector of developing countries // Journal of Cleaner Production. 2021. Vol. 302. P.127023. DOI: 10.1016/j.jclepro.2021.127023 EDN: GLJNPY
14. Okafor L. E., Hassan M. K., Rashid M., Prabu D., Sabit A. Risk dimensions, risk clusters, and foreign direct investments in developing countries // International Review of Economics and Finance. 2022. Vol. 82. P. 636-649. DOI: 10.1016/j.iref.2022.07.013 EDN: RWHCCN
15. Oklahoma libraries databases. URL: https://static.lib.ou.edu/icrg/3BResearchersDataset2017.xls (дата обращения: 01.07.2024).
16. Pinto P. M., Zhu B. Fortune or Evil? The Effect of Inward Foreign Direct Investment on Corruption //International Studies Quarterly. 2016. Vol.60. No. 4. P. 693-705. DOI: 10.1093/isq/sqw025
17. Political Risk Services International Country Risk Guide (PRS). URL: https://www.worldbank.org/content/dam/sites/govindicators/doc/PRS.xlsx (дата обращения: 01.07.2024).
18. Sanjo Y. Country risk, country size, and tax competition for foreign direct investment //International Review of Economics and Finance. 2012. Vol. 21. P. 292-301. DOI: 10.1016/j.iref.2011.08.002
19. Sun X., Feng Q., Li, J. Understanding country risk assessment: a historical review // Applied Economics. 2021. Vol. 53. No. 37. P. 4329-4341. DOI: 10.1080/00036846.2021.1899120 EDN: UBESBH
20. Topal M. H., Gül Ö.S. The Effect of Country Risk on Foreign Direct Investment: A Dynamic Panel Data Analysis for Developing Countries // Journal of Economics Library. 2016. Vol. 3. No. 1. P. 141-155. DOI: 10.1453/jel.v3i1.771
21. Trevino L. J., Mixon Jr. F.G. Strategic factors affecting foreign direct investment decisions by multi-national enterprises in Latin America // Journal of World Business. 2004. Vol.39. Pp.233-243. DOI: 10.1016/j.jwb.2004.04.003
22. Türedi S. The Effect of Corruption and Country Risk on FDI Inflows: Empirical Evidence from Developing Countries // International Journal of Economic and Administrative Studies. 2018. Vol. 21. P. 151-172. DOI: 10.18092/ulikidince.370653
23. Vasilyeva R. I., Mariev O. S. Determinants of Foreign Direct Investment in Developed and Developing Countries: Impact of Political Stability // Ekonomika regiona [Economy of region]. 2021. Vol.17. No. 4. P. 1390-1404. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-24 EDN: LFPNHT
24. Vijayakumar J., Rasheed A. A., Tondkar R. H. Foreign Direct Investment and Evaluation of Country Risk: An Empirical Investigation //Multinational Business Review. 2009. Vol. 17. No. 3. P. 181-204. DOI: 10.1108/1525383x200900023
Выпуск
Другие статьи выпуска
Противодействие организованной преступности и наркотрафику в контексте американо-мексиканских отношений является в настоящее время актуальной проблемой для США. Цель исследования - на основе анализа правительственных и ведомственных документов США и Мексики рассмотреть криминальный аспект американо-мексиканских миграционных отношений. Было выявлено, что совместные проекты Вашингтона и Мехико сегодня нацелены прежде всего на борьбу с наркокартелями и нелегальной поставкой наркотиков в США как главными угрозами национальной безопасности. Определено, что проблему криминальной составляющей иммиграции невозможно решить лишь посредством усиления пограничного контроля, поскольку требуются комплексные меры.
В статье рассмотрено влияние изменившейся с началом специальной военной операции международной обстановки на характер двусторонних отношений РФ и КНДР. Результаты исследования показали, что в наибольшей степени за прошедший период укрепление сотрудничества между Москвой и Пхеньяном произошло в военно-политической и гуманитарных сферах. Оценены перспективы и ограничения для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества в этих и других сферах взаимодействия.
В статье представлен опыт применения метода направленных ассоциаций с использованием оценочных прилагательных для изучения образовательного видеоблогинга. Образовательные видеоролики, отобранные на основе рекомендаций учителей и учащихся - участников исследования, изучались экспертами. Последним было предложено описать свои впечатления от видео тремя прилагательными. Всего в датасете 341 прилагательное для 236 образовательных видео. Прилагательные были перекодированы в 4 смысловые группы, связанные с длиной, содержанием, эмоциональностью видео и особенностью подачи информации. К ним в дальнейшем были применены методы количественного и качественного анализа. Цель исследования - на основе сравнения результатов метода направленных ассоциаций с экспертами и комментариев пользователей, определить значимые характеристики изучения образовательных видеоблогов. Решалась задача обоснования возможностей и ограничений в использовании метода направленных ассоциаций для изучения образовательного видеоконтента.
В представленной статье основное внимание уделено тому, чтобы выявить, какое влияние оказывают этнические ценности на стратегии этносоциального поведения метисов Хакасии в условиях современного общественного развития. Работа выполнена на основе комплексного подхода с опорой на статистические данные, вторичный социологический анализ. Также использованы опросные методы (анкетный опрос, неформализованное интервью). В ходе исследования были выявлены основные социально-демографические характеристики метисов Хакасии, определены их основные этнические ценности с учётом маркеров этнической идентичности, описаны основные стратегии этносоциального поведения. Это, в какой-то мере, позволяет расширить представления о месте и роли метисов в межнациональном пространстве Хакасии, что в перспективе может способствовать выработке оптимальной региональной концепции развития этносоциальных процессов, а также комплекса мероприятий по сохранению хакасского языка и культуры.
В статье представлен анализ внутренней миграции в постсоветской России с фокусом внимания на Дальнем Востоке. Авторы сопоставляют статистические данные межрегиональной миграции между субъектами ДФО и европейской частью России за период с 1991 г. по настоящее время. Работа позволяет сформировать целостную картину, способную не только отразить динамику формальных показателей, но и дать ключи к их пониманию. В результате исследования выделяются миграционные сценарии, определяется интенсивность миграционного обмена между регионами в разные периоды, а также их специфические особенности. Вопреки сложившемуся в научном дискурсе нарративу о постсоветском “побеге” населения с Востока на Запад в работе выдвигается гипотеза о существовании иных (встречных) сценариев, обусловленных социальными особенностями региона и сложившимся феноменом “проточного общества”.
Целью статьи является анализ первых туристических путеводителей, которые подготовили в Китае русские эмигранты в первой половине ХХ в. Уникальную информацию о российской диаспоре содержат издания: “Путеводитель по Шанхаю” Г. Г. Сюннерберга (1919), “Торгово-промышленно-деловой справочник и указатель Тяньцзинь” П. Г. Тидемана (1922), “Русский путеводитель по Пекину и его окрестностям” И. И. Серебренникова (1923), “Путеводитель по Дальнему Востоку” К. А. Полюхова-Морозенко (1925), справочник “Порт Циндао” (1935), справочник-путеводитель по курорту “Жемчужина Монголии: Халхин-Халун-Аршан” И. Чарова (1928), “Путеводитель по городу Харбину Бюро по делам российских эмигрантов (1938), “Памятка Забытые могилы” Попечительного совета по охране и приведению в порядок Порт-Артуровского и других военных кладбищ (1938). По понятным причинам эмигранты, выехав в другие страны или на родину, не старались сохранять эти путеводители. Многолетние исследования автора в зарубежных библиотеках и архивах позволили выявить оригиналы ценных изданий.
Статья рассматривает кинематограф как средство репрезентации российской монархии. Авторы уделяют внимания двум сторонам взаимоотношения Николая II с кинематографом: съёмкам монарха, составившим значительную часть отечественного документального кино, и киносеансам, устраиваемым для него. Рассматривается история возникновения “царской хроники”, её тематика, личности операторов и место, которое она занимала в жизни царского двора и российском кинопрокате. Авторы освещают роль кинопросмотров в царской семье, отношение Николая II к кинематографу как зрителя и как государственного деятеля.
В статье анализируется процесс наделения якутских казаков различного вида пахотными, выгонными и сенокосными землями, количество посевных площадей и сбора урожая зерновых культур казачьими хозяйствами Якутской области. Приводятся сведения о формах пашенного земледелия, осуществляемых казаками, особенностях сельскохозяйственной обработки земли в зоне рискованного земледелия. Автор систематизирует попытки урегулирования казачьего землепользования, введения правил пользования казаками хлебопахотными землями, предпринятые администрацией области во второй половине XIX в.
В статье представлен общий обзор развития традиционного скотоводства на российско-монгольском трансграничье в постсоциалистический период. Авторы отмечают симметричность процессов по обе стороны границы, характеризующиеся возрождением низкозатратного пастбищного животноводства как ответа на вызовы переходного периода. Идентичные процессы наблюдаются между Монголией и отдаленными районами Бурятии, где произошёл возврат к традиционному отгонно-пастбищному типу животноводству. Современная практика кочевничества в Монголии имеет общую тенденцию к меньшей степени мобильности и большей оседлости. Вызревает и становится распространенной формой полукочевое хозяйство как результат адаптации скотоводческого хозяйства к конъюнктуре рынка и соответствия условиям экологии и климата аридной зоны российско-монгольского трансграничья.
Приграничная торговля на рубеже XX-XXI вв. стала заметным фактором развития приграничных регионов Китая. Чтобы воспользоваться географическим преимуществом, китайские власти создали специальный институт (“приграничный пояс открытости”), который позволил выстроить торговые каналы, простирающиеся далеко за пределы китайских границ. Сопредельные страны (от Северной Кореи до Мьянмы) вынуждены были реагировать на китайские инициативы. Некоторые из них даже создали свои зеркальные институты. Но публикации, оценивающие результаты, пессимистичны: в отличие от Китая, его сопредельным странам редко удавалось достичь успеха. В статье предложено использовать концепцию интернализации правил для осмысления двусторонних результатов.
В нынешних условиях, связанных с жёсткими западными санкциями против России и усиливающимися торговыми трениями между Китаем и США, приграничное экономическое сотрудничество между Китаем и Россией демонстрирует рост масштабов, в т. ч. увеличение объёма перевезённых через границу грузов, ускорение строительства пограничных пунктов пропуска и трансграничной инфраструктуры. Углубленный анализ, тем не менее, показывает, что приграничное экономическое сотрудничество между сторонами по-прежнему осуществляется главным образом в рамках традиционной модели, основанной на торговле сырьевыми товарами. Стратегическое взаимодействие Китая и России на правительственном уровне способствует расширению сотрудничества, но его углубление ограничивает несоответствие стратегий регионального развития Северо-Восточного Китая и российского Дальнего Востока. Поэтому углублению приграничного экономического сотрудничества между двумя сторонами следует содействовать на государственном уровне.
Дальний Восток (ДВ) - уникальный макрорегион России: в его пределах, а они не были неизменными, в разных его частях происходило формирование разнообразных трансграничных регионов (ТР). Упомянутое разнообразие в свою очередь определяется как геополитическими факторами, так и природным, экономическим и социально-политическим контекстом присущим дальневосточному макрорегиону на различных этапах его эволюции. При этом макрорегион рассматривается нами не просто как площадка, на которой взаимодействуют глобальные игроки, а как участник геополитической игры. Характерная черта дальневосточных ТР - их аква-территориальная природа. Другая характерная черта ТР ДВ - вовлеченность в формирование их геополитического ландшафта не только сопредельных государств.
В статье анализируется институциональный аспект приграничного сотрудничества на российских границах, рассмотрены различные формы и типы трансграничных взаимодействий. Автор показывает, как геополитический кризис в отношениях с Западом и российский разворот на Восток сказались и ещё могут сказаться на эволюции институтов сотрудничества. Автор приходит к выводу, что для активизации сотрудничества на российских границах необходимо формирование особой российской политики добрососедства, которая с помощью программно-проектного подхода позволит сделать приграничное сотрудничество одновременно и средством развития приграничных регионов России, и механизмом продвижения внешнеполитических интересов страны в сопредельных государствах.
Трансграничные отношения – пожалуй, самый быстро растущий сегмент современной общественной жизни. Темпы пространственной экспансии этих отношений, их проникновения в различные сферы общества далеко опережают скорость развития спровоцированных ими научных исследований.
Издательство
- Издательство
- ВВГУ
- Регион
- Россия, Владивосток
- Почтовый адрес
- 690014, ДФО, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
- Юр. адрес
- 690014, ДФО, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41
- ФИО
- Терентьева Татьяна Валерьевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rectorat@vvsu.ru
- Контактный телефон
- +8 (423) 2404289
- Сайт
- https://www.vvsu.ru/