Уважаемый читатель!
Мы представляем вашему вниманию второй из двух номеров «Ортодоксии», посвящённых личности и жизненному подвигу патриарха Сергия (Страгородского) и приуроченных к 80 годовщине с даты смерти предстоятеля.
Идентификаторы и классификаторы
Выдающаяся роль патриарха Сергия в истории Церкви обусловлена тем, что, несмотря на ежечасное попечение о дне сегодняшнем, о решении неотложных текущих проблем, целенаправленно создаваемых Церкви безбожной властью, он мог мыслить и видеть её положение в большой исторической перспективе. Этим объясняется принципиальная борьба патриарха Сергия с экклезиологическими искажениями и ересями в тех тяжелейших условиях, когда эти вопросы, казалось бы, должны были отходить на второй план. В истории Церкви патриарх Сергий сыграл роль апологета и борца за её духовную независимость от агрессивной секулярной культуры.
Список литературы
отсутствует
Выпуск
Другие статьи выпуска
После окончания Гражданской войны Московская Патриархия могла издавать только настольные календари, выходившие до 1925 года. Это была единственная и очень ограниченная возможность для высшей церковной власти публиковать лишь некоторые свои постановления и распоряжения. Поэтому митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), вступивший 14 декабря 1925 года в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, в ряду первоочередных задач по налаживанию церковной жизни ставил издание официального периодического органа Патриархии. Одним из главных достижений митрополита Сергия в это время явилось разрешение властей на издание «Журнала Московской Патриархии», который выходил с 1931 по 1935 год. Он был невелик по объёму — от 8 до 14 страниц вместе с календарными материалами и издавался малым тиражом — всего 3 тысячи экземпляров. Реально журнал выходил один раз в 2–4 месяца. Его издателем выступал сам митрополит Сергий. Большая часть материалов, публиковавшихся в 1930-е годы в «Журнале Московской Патриархии», связана с деятельностью Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нём Патриаршего Священного Синода. Важное место в журнале по праву занимали послания, письма и резолюции митрополита Сергия по различным вопросам церковной жизни. Опубликованные в журнале материалы позволяют выделить и изучить основные направления деятельности и механизмы функционирования высшей церковной власти в конце 1920-х — первой половине 1930-х годов. Анализ этих материалов убедительно показывает, что, во-первых, работой Временного Патриаршего Синода руководил митрополит Сергий, который вносил на рассмотрение Высшего церковного управления важные вопросы церковной жизни. Во-вторых, вопреки всем притеснениям церковная жизнь продолжалась. Патриархия в лице Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и членов Временного при нём Патриаршего Священного Синода, оставаясь единственно легализованным органом церковного управления, делала всё возможное в тех невероятно трудных условиях, чтобы поддерживать на канонических основах некоторый порядок и дисциплину в Церкви и не дать ей распасться.
Резкая критика, высказываемая со стороны оппонентов в адрес патриарха Тихона и митрополита Сергия (Страгородского), была связана не столько с их комплиментарными высказываниями в адрес Советской власти (у патриарха Тихона такие высказывания известны с 1923 года), сколько с их методами управления. Оппоненты считали, что патриарх Тихон и митрополит Сергий разрушают сложившуюся по итогам Поместного Собора 1917–1918 годов церковную демократию. В начале XX века такая демократия именовалась соборностью, под которой подразумевалось церковное представительство, система выборов снизу доверху с периодичностью в несколько лет. Впервые на конкретно-политическом уровне церковно-демократическая система, превращающая Церковь в республику, была предложена так называемой «группой 32-х» в 1905 году, когда ожидался созыв Поместного Собора.
Однако идеи внутрицерковного республиканизма активно развивались на протяжении всей второй половины XIX — начала XX века. Сложившаяся после духовно-школьной реформы система представительских церковных учреждений на благочинническом и епархиальном уровнях являлась на протяжении полувека школой демократии для русского духовенства. Республиканские идеи оставались сильны и на Поместном Соборе 1917–1918 годов. Именно они являлись главной основой противодействия планам введения патриаршества. Хиротонии обновленцами женатых пресвитеров во епископы без принятия монашества, а затем признание на так называемом Втором Всероссийском Поместном соборе 1923 года женатого епископата вывели обновленческую Р. П. Ц.1 (Российская православная церковь) за пределы канонического поля, что обновленцами вполне осознавалось. Поэтому они стремились надстроить церковно-демократическую систему, образовавшуюся внутри их структур после «упразднения» патриаршества в 1923 году, до вселенского уровня. Обновленцами совместно с греками разрабатывались планы периодического регулярного проведения представительских собраний Поместных Церквей, которые именовались ими Вселенскими Соборами. На этих Соборах предполагалась радикальная трансформация как канонического строя, так, в дальнейшем, и догматического вероучения Православной Церкви. Таким образом, при благоприятных исторических обстоятельствах развитие русского церковного республиканизма могло бы кардинально подорвать основы Вселенского Православия. Однако патриаршая власть в постреволюционной России встала на пути этих планов. Такие действия патриаршей власти заставляют внимательно присмотреться к восприятию московского митрополита, а затем патриарха в русском церковном сознании XV–XVII веков, где факт повторной епископской хиротонии указывает на то, что Глава Церкви не был просто одним из епископов.
Статья посвящена двум 80-летним памятным датам Русской Православной Церкви 2024 года — кончине Святейшего Патриарха Сергия и открытию первых при советской власти богословских школ в Москве. Вопрос о богословских школах был поставлен патриархом Сергием первым после Собора епископов 1943 года и избрания его патриархом, и духовные школы были открыты через месяц после его кончины. Отмечено, что за быстрой подготовкой к открытию Богословского института и Богословскопастырских курсов лежал четвертьвековой путь давнего верного соратника патриарха, автора проекта духовно-учебных заведений Московской Патриархии архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория (в миру — Николая Кирилловича Чукова), имевшего большой опыт организации и руководства высшими богословскими школами в Петрограде-Ленинграде в 1920–1925 годы. В Приложении впервые публикуются записи из личного дневника протоиерея Н. К. Чукова, рассказывающие о его деятельности, которую он вёл при поддержке митрополита Сергия и Синода в 1928–1930 годах. Прот. Н. К. Чукову удалось добиться разрешения на открытие Богословского института в Ленинграде, но помешал его арест в 1930 году. Записи публикуемого дневника подтверждают мнение О. Ю. Васильевой о том, что вызвавшее всеобщие протесты интервью митрополита Сергия об отсутствии в СССР гонений на Церковь было «платой» за возможность подать «Памятную записку» П. Е. Смидовичу, один из пунктов которой говорил о необходимости открытия богословской школы. Данная «Записка» сыграла решающую роль в получении этого разрешения, которое, в свою очередь, значительно ускорило открытие богословских школ в Москве в 1943–1944 годы. В конце статьи в качестве Приложения даются выдержки из дневника 1928–1930 годов, который вёл протоиерей Николай Чуков.
Статья посвящена анализу «финляндского периода» архипастырского служения Сергия (Страгородского), будущего Патриарха Московского и всея Руси. Период охватывает 1905–1917 годы, на которые пришлось обострение российско-финляндских отношений. В финляндской историографии эти годы называют очередным периодом русификации (1908–1917), в отечественной — их отмечают попыткой финнизации и лютеранизации Российской Карелии. Образованная в 1892 году как викариатство Санкт-Петербургской епархии Выборгская и Финляндская епархия Православной Российской Церкви объединяла приходы Великого княжества Финляндского, к которому относилась и Выборгская губерния (Старая Финляндия), присоединённая к Великому княжеству Александром I в 1811 году. В 1913 году в епархии было учреждено Сердобольское викариатство для карельских приходов. На долю архиепископа Сергия выпала задача противостояния «панфинской пропаганде» в Карелии и защиты интересов Русской Церкви в Великом княжестве, подавляющее большинство населения которого исповедовало лютеранство. Карелы населяли восточную часть Великого княжества Финляндского, Олонецкую и Беломорскую Карелию. Совместными усилиями церковных и губернских властей этих регионов удалось остановить процесс лютеренизации карел, направляемый финскими националистами. Однако политика владыки Сергия в Великом княжестве вызвала отторжение у местных элиты и церковных деятелей. Сложными были отношения Финляндского архипастыря и с российскими политиками. Во многом этому способствовало обострение финляндского и карельского вопросов. В статье проанализированы политический и социокультурный контексты архипастырского служения владыки Сергия, сделаны акценты на важных фактах его биографии, которые помогают понять логику принятых им решений, представлены предварительные выводы на основе обзора современной историографии вопроса, который до настоящего времени не пользовался достаточным вниманием отечественных исследователей.
В годы Первой мировой войны архиепископ Сергий (Страгородский) занимал Финляндскую кафедру и был членом Святейшего Правительствующего Синода. Он принимал участие в подготовке всех церковных актов, направленных на организацию помощи раненым, семьям призванных на войну воинов, сиротам. Епархия под его руководством вела активную социальную работу.
Молитва о победе над врагом, утверждённая в 1914 году при прямом участии архиепископа Сергия, применялась затем в сокращённом виде и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Во время Первой мировой войны церковная печать активно участвовала в формировании образа врага. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Русская Церковь действовала сходным образом.
Одной из особенностей церковного дискурса периода Первой мировой войны являлось отступлении от идеалов Святой Руси, жажде стяжательства и эгоизме, охватившем все классы населения.
В своей «Декларации 1927 года» Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) вновь обратился к военно-патриотической тематике.
Поворотной точкой в церковно-государственных отношениях послужили события 1939–1940 годов, связанные с воссоединением с СССР Западных Украины и Белоруссии и стран Прибалтики. 22 июня 1941 года митрополит Сергий (Страгородский) написал послание к пастве, в котором призвал к поддержке борьбы Советского государства против нацистов.
С первых дней войны Церковь начала активную патриотическую работу. Собирались средства в Фонд обороны, на раненых. Необычным для практики предыдущих войн был сбор прямо на вооружения — танковую колонну имени Димитрия Донского.
Важным этапом церковной деятельности митрополита Сергия явилось издание предназначенной для перевода на иностранные языки и массового распространения за рубежом книги «Правда о религии в России».формирование образа врага внутреннего. К концу 1916 года в церковной печати говорилось о всеобщем
На исходе 1925 года должность Заместителя Патриаршего Местоблюстителя занял митрополит Нижегородский Сергий. Он взял на себя задачу сформулировать позицию Церкви по отношению к государственной власти. Её аутентичным выражением стал проект «Обращения», который был отвергнут правительством, а его автор арестован. После освобождения митрополит Сергий вместе с Синодом издал Послание, названное в публицистике «Декларацией». В ней подчёркивалась лояльность духовенства и православного народа Советскому государству. Некоторые священнослужители выступили с критикой «Декларации», но значительное большинство епископата, духовенства и церковного народа с пониманием отнеслось к её изданию. В конце 1936 года в связи с ложным сообщением о кончине Местоблюстителя Петра в должность Местоблюстителя вступил митрополит Сергий. В действительности священномученик Пётр был тогда ещё жив, но в октябре 1937 года его расстреляли. 1937 год стал апогеем террора. Новый удар обрушился на Православную Церковь. 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. В результате продвижения границ Советского государства на запад Московская Патриархия получила возможность реально управлять епархиями Прибалтики, Западной Белоруссии, Западной Украины и Молдавии. На новых территориях церкви закрывались уже лишь в порядке исключения. 22 июня 1941 года Германия напала на СССР — Местоблюститель в первый день войны составил Послание, в котором благословил православный народ на защиту Отечества. С октября 1941 года по август 1943 года Патриархия находилась в Ульяновске. После её возвращения в Москву в Кремле состоялась встреча Сталина и Молотова с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. На встрече было дано разрешение на созыв Архиерейского Собора, важнейшим деянием которого стало избрание Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх Сергий скончался 15 мая 1944 года.
В статье раскрывается положительная роль патриарха Сергия (Страгородского) как преемника патриарха Тихона (Беллавина) в деле восстановления в России патриарше-соборного строя управления Русской Православной Церковью. Экклезиологически-административный порядок жизни Церкви был нарушен при Петре I, институт патриаршества получил возможность возродиться на короткое время только после революции 1917 года, но этот процесс был прерван действиями уже новой, большевистской власти. Оказавшись после 1925 года кормчим Церкви, Местоблюститель патриаршего престола Сергий продолжил возрождать канонический административный церковный строй в условиях жесточайшего давления государственной власти, в том числе преодолевать обновленческий раскол, укреплять церковную дисциплину, восстанавливать порядок совершения богослужений. Положительным итогом этих трудов стало второе возрождение института патриаршества, которое произошло во время Великой Отечественной войны на Архиерейском Соборе 1943 года. Труды патриарха Сергия заложили фундамент для дальнейших этапов восстановления патриарше-соборного строя управления Церковью в 1945 году и 1988 году.
В статье рассматривается биография будущего патриарха Сергия (Страгородского) и обстоятельства его жизни, повлиявшие на формирование личности предстоятеля как одного из выдающихся церковных деятелей ХХ века. Рассматриваются основные вехи его пасторского служения, богословских, миссионерских, административных трудов, понесённых им на благо Церкви. В статье приводятся обстоятельства драматичного участия митрополита Сергия в обновленческом расколе и выхода из него через принесение публичного покаяния. В центре внимания статьи — история отношений Русской Православной Церкви и советской власти в 20-е— 30-е годы ХХ века, одним из ключевых участников которых был митрополит Сергий. Наиболее трудным для Церкви в ХХ веке был период отсутствия патриаршей власти с 1925 по 1943 год, сопровождавшийся многочисленными интригами и административным давлением со стороны большевистской власти. В статье обосновывается утверждение, что политика митрополита Сергия была прямым продолжением того пути, на который встал в последние годы своего предстоятельства патриарх Тихон. Автор статьи приходит к выводу о том, что владыка Сергий намеренно выбрал компромисс с властью, встал на путь мученичества и самоуничижения ради спасения Церкви. В 1927 году митрополит Сергий вместе с членами созванного Временного Патриаршего Священного Синода подписали «Послание пастырям и пастве», ставшее меморандумом политической лояльности Церкви по отношению к советской власти. Большое внимание в статье уделено пресс-конференции Сергия перед советскими и иностранными журналистами, ставшей ответом на многочисленные обвинения Советского государства в притеснениях Церкви. Автор статьи приходит к выводу о том, что служение митрополита Сергия — это мученическое служение по преимуществу. Сознательный отказ от личной славы ради спасения Церкви — это подлинный подвиг патриарха Сергия и его неоспоримая заслуга перед всеми верующими.
Издательство
- Издательство
- АНО РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125367, г Москва, р-н Покровское-Стрешнево, Сосновая аллея, д 6, кв 20
- Юр. адрес
- 125367, г Москва, р-н Покровское-Стрешнево, Сосновая аллея, д 6, кв 20
- ФИО
- Щипков Василий Александрович (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______