Выполнен анализ происходящих в России изменений в сфере высшего образования вследствие реализации образовательных реформ. Выявлено, что отсутствие комплексного подхода при проведении образовательных реформ в России привело к низкой эффективности выполняемых преобразований. Обозначены предварительные итоги последствий реализации в России неолиберальной парадигмы в образовании. Выделены условия, при которых выход России из Болонского соглашения не навредит российской системе образования и создаст новые возможности для развития. Отражены положительные и отрицательные черты цифровизации в сфере высшего образования Российской Федерации. Сформулированы основные положения техноантропоориентированной парадигмы высшего образования РФ.
Идентификаторы и классификаторы
Рассматривая «образовательную парадигму», следует отметить, что это модель образовательной деятельности, представляющая собой совокупность теоретических и научно-практических критериев, методических норм и стандартов. В современном образовании критерий формального знания заменен на критерий личностной активности, основанной на навыках. В этом отношении главной целью является не получение обучающимися совокупности знаний, а овладение ими способами деятельности, которые позволят им действовать, ориентируясь на позицию другого человека, общества или субъекта [10].
Список литературы
1. Александрова О. А. Проблемы высшей школы: внутри и вне системы образования // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 2. С. 157-168. EDN: CWEOYO
2. Андрюшина Е. В., Григорьева Н. С. Актуальное состояние научно-экспертного дискурса о тенденциях развития российской высшей школы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 4. С. 473-482. EDN: ILXRWO
3. Андрюшина Е. В., Луценко Н. О. Государственная политика РФ в области образования // Власть. 2014. № 7. С. 77-81. EDN: SHWOAX
4. Андрюшина Е. В., Луценко Н. О. Публичные и латентные структуры в формировании современной российской политики в сфере образования // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование: политология, экономика, право. 2014. № 4. С. 92-100. EDN: STDFEZ
5. Гретченко А. И., Одегов Ю. Г. Модернизация “болонизации” - по какому пути пойти? // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 1. С. 61-69. EDN: MHAPNQ
6. Григорьева Н. С. Возможности и ограничения Болонского процесса: российская система высшего образования между традицией и современностью // Государственное управление. Электронный вестник. 2005. № 5. С. 1-10. EDN: MPWELZ
7. Губарьков С. В. Инновационное развитие высшей школы России: базовые структуры // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 9. С. 30-34. EDN: MVPLLJ
8. Губарьков С. В. Теория и методология инновационного управления в вузах России. 2-е изд., перераб. и доп. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2016. 196 с. EDN: ZFYXBV
9. Губарьков С. В. Управление формированием имиджа российских образовательных учреждений и оценка качества образовательных услуг: монография / С. В. Губарьков, В. Г. Белкин, Е. Б. Гаффорова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Дальневосточный федеральный ун-т. Казань: Бук, 2022. 174 с. EDN: AQPBGM
10. Институт образования и идентичность общества (социология, этнология, история): коллективная монография / О. Л. Бегичева, М. В. Васеха, Н. А. Власова [и др.]. Москва: ООО “Издательство Ритм”, 2022. 246 с. EDN: MZRDHR
11. Мачхелян Г. Г. Актуальные проблемы перестройки системы образования в современной России // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 1. C. 47-60. EDN: MEUYVW
12. Овинова Л. Н., Шрайбер Е. Г. SWOT-анализ процесса воспитания в цифровой образовательной среде вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6, № 4. С. 700-707. EDN: BMLIPZ
13. Пашков М. В., Пашкова В. М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 3. С. 40-57. EDN: RUBCXA
14. Разумова Т. О., Телешова И. Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 3. С. 338-349. EDN: GGKNRO
15. Чередниченко Г. А. Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 3. С. 407-420. EDN: NQFGBM
16. Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 4. С. 100-121. DOI: 10.15293/2658-6762.2304.05 EDN: BAYZWX
17. Яковлева Н. Г. Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 1. С. 36-46. EDN: GNWDCQ
18. Alhazzani N. MOOC’s impact on higher education // Social Science & Humanities Open. 2020. Vol. 2(1). P. 100030. DOI: 10.1016/j.ssaho.2020.100030 EDN: WRMPCP
19. Gubarkov S. V., Ushatikova I. I., Leonteva A. A., Koriagina K. S. Optimization of the Financial and Budgetary Mechanism for the Functioning of Educational Institutions of Higher Education in the Conditions of Innovative Economy Development in the Russian Federation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. Vol. VIII, Sum. 4 (26). P. 1113-1125. DOI: 10.14505/jarle.v8.4(26).09 EDN: RXUWTN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Врио руководителя ФТС России Руслан Давыдов 20 февраля 2024 г. посетил с рабочим визитом Дальний Восток и принял участие в расширенном заседании коллегии Дальневосточного таможенного управления. На коллегии были подведены итоги работы дальневосточных таможенников за 2023 г. и определены приоритетные задачи на 2024 г., главная из которых – организовать бесперебойную работу и увеличить пропускную способность пунктов пропуска.
Представлен комплексный обзор современных региональных исследований по истории таможенной политики и таможенного дела на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири во второй половине XIX - 30-е гг. XX в. Предпринята попытка выделить основные этапы в изучении региональной таможенной истории, проанализировать направления научных исследований, выявить их качественную специфику и перспективы изучения.
Проведен обзор исследований влияния различных факторов на социально-экономическое развитие регионов Дальнего Востока и приграничных регионов России. Отмечено, что методы, используемые для анализа в большинстве работ, показывают отсутствие статистически значимой корреляции между различными торговыми показателями и региональным валовым продуктом (ВРП), и при построении эконометрических моделей необходимо учитывать особенности российской экономики и региональную специфику, а также показатели, характеризующие состояние производственного сектора и современные реалии мировой экономики.
Исследуются методологические и историко-правовые аспекты формирования понятия «перемещение через таможенную границу» и ряда связанных с ним в таможенном законодательстве постсоветского периода. Отмечаются их терминологические достоинства и недостатки, влияние на теорию и практику таможенного дела. Подчеркивается необходимость внедрения в таможенное законодательство теоретически исследованных и обоснованных таможенных понятий и их терминов.
Рассмотрен вопрос идентификации и классификации товаров группы 21 в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) на примере товаров товарной позиции 2105, проведен анализ таможенных экспертиз по ним, в том числе в контексте доказательной базы в арбитражной практике. Определены основные проблемные аспекты при идентификации и классификации объекта исследования. Разработаны рекомендации по идентификации и классификации товаров товарной позиции 2105 ТН ВЭД ЕАЭС в рамках таможенного контроля.
Рассматриваются особенности информационно-аналитического обеспечения таких направлений деятельности таможенных органов, как ведение таможенной статистики внешней торговли РФ и реализация фискальной функции. Даются рекомендации, касающиеся совершенствования информационно-аналитического обеспечения деятельности таможенных органов по выявлению взаимосвязей между показателями внешней торговли и социально-экономического развития региона.
Представлены результаты оценки реализации мер по обеспечению радиационной безопасности в автомобильных и железнодорожных пунктах пропуска Дальневосточного таможенного управления. Определены основные проблемные вопросы по выполнению мер, направленных на обеспечение радиационной безопасности должностных лиц таможенных органов, и предложены рекомендации для их решения.
Рассмотрен инструментарий формирования функциональной грамотности при обучении китайскому языку в Нахимовском военно-морском училище (Владивостокском ПКУ). Поскольку одной из главных характеристик современного образования является его цифровая ориентированность, подразумевающая активное применение участниками образовательного процесса новых технологий и цифровых ресурсов, приводятся примеры использования наиболее востребованного на сегодняшний день цифрового образовательного ресурса в изучении китайского языка.
Рассматриваются вопросы освоения фонетики китайского языка студентами Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Автор выделяет основные особенности фонетики китайского языка, отмечает сложные для русскоговорящих обучающихся звуки и их сочетания, делится практическими советами по организации занятий.
Приводится обзор достижений КНР по реализации программы развития науки и техники. Выделены факторы, повлиявшие на высокие темпы роста экономических показателей страны. Отмечается, что несмотря на успешное применение зарубежного опыта собственный инновационный потенциал КНР остается недостаточным. Освещаются меры государственного регулирования, направленные на инновационное развитие страны.
Издательство
- Издательство
- Владивостокский филиал РТА
- Регион
- Россия, Владивосток
- Почтовый адрес
- 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16в
- Юр. адрес
- 121087, Россия, г. Москва, ул. Новозаводская, дом 11/5
- ФИО
- Шевкунова Валентина Петровна ( И.о. проректора-директора, заместитель директора филиала )
- E-mail адрес
- vfrta@vfrta.ru
- Контактный телефон
- +7 (423) 2637546