ISSN 2072-9316
Языки: ru · en

Статья: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОМАНОВ "ДВА КАПИТАНА" В. КАВЕРИНА И "ОСТРОВ СОКРОВИЩ" РЛ. СТИВЕНСОНА: К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИИ (2024)

Читать онлайн

В настоящей статье ставится вопрос о рецепции романа «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона в романе В. Каверина «Два капитана». Показано, что для Каверина, который на протяжении всего своего писательского пути считал остросюжетность важной составляющей художественного произведения, ключевым в переосмыслении этой категории оказывается опыт Стивенсона. Значимым условием, которое становится основанием для сопоставления «Острова Сокровищ» и «Двух капитанов», является не только принадлежность к одному и тому же жанру и даже его инварианту - географическому роману приключений, - но и использование одной и той же повествовательной структуры - повествования от первого лица. В построении повествовательной структуры художественного текста Каверин наследует стивенсовский принцип наложения взрослой и мальчишеской точек зрения: свои истории читателю рассказывают (и пишут) герои, наделенные качествами и юноши, и мужчины одновременно. На протяжении всего повествования в образе юного Джима Хокинса подчеркивается его мужество и зрелость, а в образе взрослого Сани Григорьева, наоборот, мальчишество, юность души. И у Стивенсона, и у Каверина важную роль играет пространство приключений, которое «самостоятельно» наделяет мальчишескими, свойственными юношеству качествами не только главных героев, но и второстепенных персонажей, например, доктора Иван Иваныча и Джона Сильвера. В пространстве приключений обоих романов главными действующими лицами являются мужские персонажи, мир приключений предстает перед читателем совершенно мальчишеским: даже в «Двух капитанах», несмотря на звучащую в них мысль о женщине как о полноправном участнике приключения, Катя Татаринова не становится путешественником или первооткрывателем. Каверину, как и Стивенсону, удается выстроить аксиологическую систему главных героев, которая сглаживает присущую «Двум капитанам» насыщенность острыми сюжетными коллизиями, а также позволяет отнести этот роман к категории «сюжетных», а не «фабульных».

Ключевые фразы: стивенсон, каверин, "остров сокровищ", "два капитана", приключенческий роман, ТРАДИЦИЯ, повествование от первого лица
Автор (ы): Ларионова Марина Ченгаровна, Лисица Алла Романовна
Журнал: НОВЫЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
82-31. Романы, повести
Для цитирования:
ЛАРИОНОВА М. Ч., ЛИСИЦА А. Р. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОМАНОВ "ДВА КАПИТАНА" В. КАВЕРИНА И "ОСТРОВ СОКРОВИЩ" РЛ. СТИВЕНСОНА: К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИИ // НОВЫЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 4 (71)
Текстовый фрагмент статьи