Статья посвящена анализу влияния участия студентов в виртуальных образовательных сообществах на их академическую успеваемость. В исследовании, охватывающем период с 2010 по 2022 гг., изучено, как активное взаимодействие в онлайн-платформах, форумах и социальных сетях способствует повышению мотивации студентов, улучшению понимания учебного материала и развитию ключевых навыков, необходимых для успешного обучения. Применялись методы качественного и количественного анализа, включая анкетирование, интервью и анализ академических результатов. Основной вывод исследования заключается в том, что студенты, активно участвующие в виртуальных сообществах, демонстрируют лучшие академические результаты по сравнению с менее активными участниками. Также были выявлены вызовы и препятствия, связанные с поддержанием академической честности и развитием эффективных стратегий самоорганизации в онлайн-среде. Результаты исследования могут быть полезны для разработки методик обучения и внедрения технологических решений, направленных на повышение вовлеченности и успеваемости студентов в цифровую эпоху. Подчеркивается важность создания поддерживающей и стимулирующей образовательной среды, способствующей активному взаимодействию и сотрудничеству в виртуальных образовательных сообществах.
Идентификаторы и классификаторы
In the past decade, the digital revolution has profoundly influenced various facets of life, including education. This transformation is notably evident in the rise of online communities, which have become integral to students’ educational journeys. These digital spaces are vital platforms for exchanging ideas, acquiring knowledge, and collaborating on projects, significantly affecting student achievement. Online communities cover various interactions, from blogs and forums to social networks and dedicated educational platforms. These mediums facilitate relations among students, enabling them to share academic insights, engage in meaningful discussions, collaborate on projects, and seek guidance from educators and experts worldwide.
Список литературы
1. Goodfellow R. Virtuality and the shaping of educational communities. Education, Communication & Information, 2005, vol. 5, no. 2, pp. 113-129.
2. Lee E.K.O. Use of avatars and a virtual community to increase cultural competence. Journal of Technology in Human Services, 2014, vol. 32, no. 1-2, pp. 93-107.
3. Malytska D. The phenomenon of virtual educational communities in the systems of education of foreign countries: approaches to determination of concepts. ITLT, vol. 30, no. 4, Sep. 2012.
4. Davis C., Goodman H. Virtual communities of practice in social group work education. Social Work with Groups, 2014, vol. 37, no. 1, pp. 85-95.
5. Maddix M.A. Developing online learning communities 1. Christian Education Journal, 2013, vol. 10, no. 1, pp. 139-148. DOI: 10.1177/073989131301000111
6. Jae Chuang V., Ceballos A., Bundgaard H., Furu P., Bregnhoj H., Harker-Schuch I., Bugge Henriksen C. Understanding the dynamics of online learning communities; experiences from three university courses. Tidsskriftet Læring Og Medier (LOM), 2016, vol. 9, no. 16. DOI: 10.7146/lom.v9i16.24412
7. Karunanayaka S. Designing an online learning community among teacher educators. Asian Association of Open Universities Journal, 2008, vol. 3, no. 2, pp. 71-82.
8. Duan Y., Wang J. A study on the effectiveness of online learning community construction - taking advanced English course as an example. 2021 IEEE International Conference on Electronic Technology, Communication and Information (ICETCI), 2021, pp. 319-324. DOI: 10.1109/ICETCI53161.2021.9563466
9. Nicol D., Minty I., Sinclair C. The social dimensions of online learning. Innovations in education and Teaching International, 2003, vol. 40, no. 3, pp. 270-280.
10. Kross S., Hargittai E., Redmiles E.M. Characterizing the online learning landscape: what and how people learn online. Proceedings of the ACM on Human-Computer Interaction, 2021, vol. 5, Iss. CSCW1, Article no. 146, pp. 1-19. DOI: 10.1145/3449220
11. Davies J., Graff M. Performance in e-learning: online participation and student grades. British Journal of Educational Technology, 2005, vol. 36, no. 4, pp. 657-663.
12. Suhadi A.Y., Mustaffa N. Online learning makes student perform better: a quantitative study of interactivity during class and academic performance among USIM students. Al-i’lam-Journal of Contemporary Islamic Communication and Media, 2023, vol. 3, no. 1. DOI: 10.33102/jcicom.vol3no1.84 EDN: XLMDXY
13. Umi Salamah, Abdul Bashith, Ilfi Nurdiana, Akhmad Said. Students’ perceptions of online learning on social interaction. Al-Mudarris: Journal of Education, 2020, vol. 3, no. 2, pp. 215-225. DOI: 10.32478/al-mudarris.v3i2.527
14. Morrison J.S. Getting to know you: student-faculty interaction and student engagement in online courses. 7th International Conference on Higher Education Advances (HEAd’21). Valencia, Universitat Politècnica de València, 2021. DOI: 10.4995/HEAd21.2021.13160
15. Liao F., Wei Q., Li A., Yang J. Link virtual community interaction and citizenship behavior of fitness Club customers: the role of psychological empowerment and sense of community. Sustainability, 2023, vol. 15, no. 3, pp. 2455. DOI: 10.3390/su15032455 EDN: OLAMQG
16. Dzardanova E., Kasapakis V., Gavalas D. Affective impact of social presence in immersive 3D virtual worlds. 2017 IEEE Symposium on Computers and Communications (ISCC). IEEE, 2017, pp. 6-11. DOI: 10.1109/ISCC.2017.8024496
17. Chou H.-J., Li S.-Y., Yang Y.-S., Yang Y.-J., Jhang F.-M., Wang R.-J. The effect of personality traits, attitudes toward using the internet and interpersonal relationship on sense of virtual community and community loyalty-a case of virtual community website. Journal of Modern Business Chemistry, 2013, vol. 7, no. 1, pp. 71-94. DOI: 10.6132/JCM.2013.7.1.04
18. Silvers P., O’Connell J., Fewell M. Strategies for creating community in a graduate education online program. Journal of Computing in Teacher Education, 2007, vol. 23, no. 3, pp. 81-87.
19. Bollenbach K.L., Powell E.D., Moore S.L., Groves J.F. Building a healthy online student community through education environment design. 2014 ASEE Annual Conference & Exposition, 2014. Paper ID № 10783.
20. Wang L. Effects of online learning communities on college students’ knowledge learning and construction. Journal of Interdisciplinary Mathematics, 2018, vol. 21, no. 2, pp. 377-387.
21. Cuthbertson W., Falcone A. Elevating engagement and community in online courses. Journal of Library & Information Services in Distance Learning, 2014, vol. 8, no. 3-4, pp. 216-224.
22. Bozyiğit N., Onan T.S., Özçınar A., Erdem A. An in-class project model: Active learning and effective participation. Journal of Education and Future, 2014, no. 6, pp. 15-24.
23. Aubrey S. Enhancing long-term learner engagement through project-based learning. ELT Journal, 2022, vol. 76, no. 4, pp. 441-451. EDN: QTGXDJ
24. Rohmah S.N., Waluya S.B., Rochmad, Wardono. Project based learning to improve student learning activeness. Journal of Physics: Conference Series. IOP Publishing, 2020, vol. 1613, no. 1, 012079. DOI: 10.1088/1742-6596/1613/1/012079 EDN: ONEVPZ
25. Leach L. Enhancing student engagement in one institution. Journal of Further and Higher Education, 2016, vol. 40, no. 1, pp. 23-47.
26. Peters H. Twelve tips for enhancing student engagement. Medical teacher, 2019, vol. 41, no. 6, pp. 632-637.
27. Kramer Ertel P. A. Key principles and strategies for enhancing student engagement and learning. Kappa Delta Pi Record, 2021, vol. 57, no. 3, pp. 120-125. EDN: JFQXWB
28. Martin F., Bolliger D.U. Engagement matters: student perceptions on the importance of engagement strategies in the online learning environment. Online learning, 2018, vol. 22, no. 1, pp. 205-222.
29. Trumbore A.Rules of engagement: strategies to increase online engagement at scale. Change: The Magazine of Higher Learning, 2014, vol. 46, no. 4, pp. 38-45.
30. Hamdan K., Amorri A. The impact of online learning strategies on students’ academic performance. E-learning and digital Education in the twenty-first century, 2022, pp. 1-19. DOI: 10.5772/intechopen.94425
31. Tsvetkova N., Mavrodieva I. Social capital and participation in virtual student communities. PEOPLE: International Journal of Social Sciences, 2018, vol. 4, no. 2, pp. 800-819. DOI: 10.20319/pijss.2018.42.800819
32. Marin E. Learning through online discussions: the benefits of building virtual learning communities among students. International Scientific Conference eLearning and Software for Education, 2014, vol. 2, pp. 332-336. DOI: 10.12753/2066-026X-14-105
33. Giddens J. The impact of a virtual community on student engagement and academic performance among baccalaureate nursing students. Journal of Professional Nursing, 2012, vol. 28, no. 5, pp. 284-290.
34. Ortega A.M. Ambientes virtuales y su influencia en el desempeño académico. Revista Científica del Sistema de Estudios de Postgrado de la Universidad de San Carlos de Guatemala, 2023, vol. 6, no. 2, pp. 143-150.
35. Mamani D.F. Efectos del aula virtual como estrategia de enseñanza-aprendizaje en el logro de aprendizajes significativos en estudiantes universitarios. Revista de Investigaciones Interculturales, 2021, vol. 1, no. 1, pp. 19-24. EDN: WPXZCY
36. Pascual-Miguel F. A characterisation of passive and active interactions and their influence on students’ achievement using Moodle LMS logs.International Journal of Technology Enhanced Learning, 2011, vol. 3, no. 4, pp. 403-414.
37. Stonebraker I. Active or passive, it depends: evaluating the comparative effect on student performance of online tutorials. ACRL 20th National Conference. Ascending into an Open Future, 2021. Available at: https://alair.ala.org/items/4b912f5a-16a8-4642-8df2-b353d600c1f3 (accessed: 13 January 2024).
38. Aji C.A., Khan M.J. The impact of active learning on students’ academic performance. Open Journal of Social Sciences, 2019, vol. 7, no. 03, pp. 204-211. DOI: 10.4236/jss.2019.73017
39. Deslauriers L. Measuring actual learning versus feeling of learning in response to being actively engaged in the classroom. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2019, vol. 116, no. 39, pp. 19251-19257.
40. Michel N., Cater III J.J., Varela O. Active versus passive teaching styles: An empirical study of student learning outcomes. Human resource development quarterly, 2009, vol. 20, no. 4, pp. 397-418.
41. Miller C.J., Metz M.J. A comparison of professional-level faculty and student perceptions of active learning: its current use, effectiveness, and barriers. Advances in physiology education, 2014, vol. 38, no. 3, pp. 246-252.
42. Lisá E., Sokolová L., Jablonická P., Kardelisová L. Motivation to succeed is not enough: motivated students need to know how to plan/organize their steps on their way to success. Frontiers in Psychology, 2023, vol. 14, 1119409. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1119409
43. Cruz M.C.A.D. Self-efficacy, motivation and academic performance of students during the flexible learning mode. Brazilian Journal of Science, 2023, vol. 2, no. 9, pp. 22-36. EDN: VFIWEV
44. Ning H.K., Downing K. Influence of student learning experience on academic performance: the mediator and moderator effects of self-regulation and motivation. British Educational Research Journal, 2012, vol. 38, no. 2, pp. 219-237.
45. Hidajat H.G. The role of self-efficacy in improving student academic motivation. KnE Social Sciences, 2023, pp. 175-187. DOI: 10.18502/kss.v8i19.14362
46. Acosta-Gonzaga E. The effects of self-esteem and academic engagement on university students’ performance. Behavioral Sciences, 2023, vol. 13, no. 4, 348. DOI: 10.3390/bs13040348 EDN: VZCRUU
47. Kinnevy S.C., Enosh G. Problems and promises in the study of virtual communities. Journal of Technology in Human Services, 2002, vol. 19, no. 2-3, pp. 119-134.
48. Scheiner C., Haas P., Bretschneider U., Blohm I., Leimeister J.M. Obstacles and challenges in the use of gamification for virtual idea communities. Gamification. Eds. S. Stieglitz, C. Lattemann, S. Robra-Bissantz, R. Zarnekow, T. Brockmann. Springer, 2017, pp. 65-76. DOI: 10.1007/978-3-319-45557-0_5
49. Ardichvili A., Page V., Wentling T. Motivation and barriers to participation in virtual knowledge-sharing communities of practice. Journal of knowledge management, 2003, vol. 7, no. 1, pp. 64-77. EDN: XFLJQF
50. Zheng Z., Shen L. The formation of consumer’s role in virtual communities. 2013 Sixth International Symposium on Computational Intelligence and Design, 2013, vol. 2, pp. 189-192.
51. De Oliveira Bueno A., Anacleto J.C. Municipal Virtual Communities (MuViC) expanding cities to the virtual world. Proceedings of the XVI Brazilian Symposium on Human Factors in Computing Systems, 2017, no. 37, pp. 1-10. DOI: 10.1145/3160504.3160526
52. Hummel J., Lechner U. Social profiles of virtual communities. Proceedings of the 35th Annual Hawaii International Conference on System Sciences. IEEE, 2002, vol. 7. DOI: 10.1109/HICSS.2002.994154
53. Bane J.A. Academic integrity in the online classroom. eLearn, 2019, vol. 2019, no. 8. DOI: 10.1145/3343412.3343233
54. Goff D., Johnston J., Bouboulis B. S. Maintaining academic standards and integrity in online business courses.International Journal of Higher Education, 2020, vol. 9, no. 2, pp. 248-257.
55. Mutalip Z.A. Online final examination: managing academic integrity issues. Journal of Advanced Research in Applied Sciences and Engineering Technology, 2023, vol. 34, no. 2, pp. 222-234. EDN: MTWNEK
56. Stevens R. Student perspectives of academic integrity in an online environment: a pilot study. Archives of Business Revie, 2021, vol. 9, no. 2, pp. 60-69. DOI: 10.14738/abr.92.9680 EDN: PDFBDD
57. Bradfield G., McAllister R. Strategies to maximize academic integrity in online education. The Journal of Adventist Education, 2022, vol. 84, Iss. 2, pp. 18-24. DOI: 10.55668/jae0005
58. Manoharan S., Ye X. On upholding academic integrity in online examinations. IEEE Conference on e-Learning, e-Management and e-Services (IC3e), 2020, pp. 33-37. DOI: 10.1109/IC3e50159.2020.9288468
59. Toong T.H., Liyen L., Ping L.Y. The impact of virtual learning on Multimedia University student performance: a cross-sectional study. F1000Research, 2021, vol. 10. DOI: 10.12688/f1000research.72881.1 EDN: XIQICZ
60. Giddens J. The impact of a virtual community on student engagement and academic performance among baccalaureate nursing students. Journal of Professional Nursing, 2012, vol. 28, no. 5, pp. 284-290.
61. Hark Söylemez N. Virtual classrooms in distance education: an examination of virtual classroom experiences. Acta Didactica Napocensia, 2023, vol. 16, no. 1, pp. 123-139. EDN: EGRTPM
62. Aparicio-Chueca P., Triadó-Ivern X., Callejo-Blanco J. Relationship between the use of the virtual campus (moodle) and academic performance: first-year student profiles.INTED2023 Proceedings, 2023, pp. 5323-5328. DOI: 10.21125/inted.2023.1381
63. Hussain I., Hussain I., Ramzan M. Future prospects of virtual education in Pakistan: opportunities and challenges. Journal of Research in Social Sciences, 2019, vol. 7, no. 1, pp. 149-163.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрыта природа трансформационных процессов, происходящих в когнитивном обществе начиная с последней трети XX в. Обоснована роль знания в трансформациях подобного рода в сферах власти и управления. Показано, что изменение статусной роли знания, превращенного в доминирующий ресурс общества знания, создает предпосылки возникновения результативных инновационных стратегий управления и власти. Актуальность обусловлена необходимостью формирования теории так называемого когнитивного общества - общества знания. Сегодня исследователи изучают его структуру и характеристики. Доминирующей в системе этих характеристик, полагают аналитики, является изменение статуса знания: оно превращено в базисный ресурс нового общества - общества, теория эволюции которого до сих пор не разработана. Исследовательская задача заключается в том, чтобы показать, что трансформация статуса знания, обретающего функции ресурса развития общества, ресурса власти и управления, является основным в понимании категориального конструкта «сдвиг власти и управления».
Методы: системный комплексный анализ, позволяющий рассмотреть общество знания как ценность связей и отношений, историческая реконструкция, сравнительный анализ, прогнозирование.
Результаты: в статье рассмотрена природа трансформации сфер власти и управления, произошедшей на рубеже XX-XXI вв. под влиянием нового статуса знания в когнитивном обществе. Обозначены конструктивные характеристики феномена «сдвиг власти и управления». Показано что, знание демонстрирует новый ресурсный статус в системе инновационного общества.
Актуальность: в научной сфере туризма Новороссии существует объективная необходимость изучения проблемы кадрового потенциала туристической индустрии Приазовья Российской Федерации. Профессионально-кадровый элемент туристической индустрии на сегодняшний день выступает одним из стратегических векторов ее развития в новых регионах, что свидетельствует об актуальности тематики исследования.
Цель: оценка кадровой ситуации в туристической индустрии новых регионов России и формулирование предложений по усовершенствованию профессиональных компетенций трудовых ресурсов отрасли.
Методы: методы экономической теории, инструменты маркетинговых исследований и экономико-математические методы.
Результаты: выявлен высокий уровень кадровой потребности туристической инфраструктуры Донецкой, Запорожской и Херсонской областей, особенно в инженерно-техническом персонале на предприятиях гостинично-ресторанного сектора, индустрии развлечений, транспортной инфраструктуры, санаторно-лечебной сферы, а также в менеджерах туризма различных уровней. Обосновано, что ключевым элементом управления отраслью является профильный менеджмент туризма. Выявлено несколько механизмов повышения квалификации в туристическом менеджменте. Качество, эффективность, рациональность, своевременность, креативность, правильность, профессиональность, грамотность - показатели работы, которые выделены как результаты повышения квалификации менеджеров высшего, среднего и низшего уровней в индустрии туристских услуг. Приведен перечень производственно-экономических, военно-политических, институциональных, морально-психологических, идеологических факторов, которые определяют формирование кадрового потенциала туристического Приазовья России. Эти факторы создают условия функционирования имеющихся трудовых ресурсов отрасли. Рассмотрены некоторые обстоятельства работы туристического персонала, которые не позволяют получать высокую производительность труда на предприятиях туристической индустрии. Маркетинговые исследования показали, что существует слабая заинтересованность субъектов туристического бизнеса новых регионов России в повышении квалификации и усовершенствовании профессиональных компетенций в связи с военно-политической напряженностью. По результатам исследования предложено создание многофункционального информационно-образовательного туристического центра, в организационной структуре которого выделены такие функциональные подразделения, как отдел информационного обеспечения, отдел образовательной деятельности, отдел маркетинга и консалтинга, финансово-экономический и юридический отделы. Повышение качества труда и усовершенствование кадрового потенциала туристической индустрии новых регионов России - важнейшие задачи в условиях современности и развития инфраструктуры отрасли. В сбалансировании ситуации особую роль играет государство и формирование соответствующих функциональных институтов.
Современный информационный мир создает новые технологии, которые ранее казались возможными только в научно-фантастических фильмах и книгах, но стали реальностью. Появление генеративных нейросетей, таких как ChatGPT, создало проблемную ситуацию в научном сообществе и образовании, которая заключается в возможности этичного использования продуктов нейросетей в научной работе. В отечественном и зарубежном интеллектуальном пространстве возникла дилемма, которая не позволяла определить место и возможные действия, применимые в научной деятельности.
Цель: рассмотреть современные попытки взаимодействия научного сообщества и искусственного интеллекта, а также предложить вариант их успешной коммуникации. Актуальность обусловлена всплеском общественной и научной дискуссии о влиянии искусственного интеллекта и нейросетей на производство научного знания. Исследуется и подвергается критике философский взгляд, который исходит из того, что нейросети являются проблемой современного общества (Н. Хомски), а также предлагается проект вписывания нейросетей и искусственного интеллекта в научный дискурс, опираясь на методологию Б. Латура и акторно-сетевой теории. В статье отстаивается позиция использования продуктов нейросетей в качестве инструмента проведения научного исследования.
Вывод: представлено решение проблемы взаимодействия науки и искусственного интеллекта с помощью акторно-сетевой теории Б. Латура, позволяющей рассматривать нейросеть как составную часть научной деятельности.
Актуальность определяется повышением роли социальной работы с ВИЧ-инфицированными в современных условиях как востребованного механизма обеспечения качества их жизни и социального благополучия на личностном, групповом и общественном уровнях.
Методы: метод вторичного анализа данных социологических исследований, мониторинговый анализ, глубинное интервью, SWOT-анализ. Цель: анализ особенностей и проблем организации социальной работы с ВИЧ-инфицированными людьми на современном этапе развития российского общества (на примере Иркутской области).
Результаты: раскрыто социальное положение ВИЧ-инфицированных; показаны проблемы, с которыми они сталкиваются в трудовой сфере, в пенитенциарной системе и причиной которых являются низкий уровень информированности населения, стереотипы, предрассудки, мифы и дезинформация о ВИЧ-инфекции; проанализированы результаты социологических исследований, проведённых в разные годы, которые показали, что сегодня отношение россиян к ВИЧ-позитивным людям стало более терпимее в целом, к ВИЧ-инфицированным коллегам - в частности; подчеркивается роль социальной работы в улучшении качества повседневной жизни ВИЧ-инфицированных; представлена актуальная статистическая информация за 2021-2023 гг., раскрывающая динамику изменения основных показателей ситуации в Иркутской области по ВИЧ-инфекции, а также долю людей, живущих с ВИЧ/СПИДом по всему миру и в России; описана деятельность ГБУЗ «Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», используемые им технологии и формы работы, в том числе инновационные; проанализированы результаты проведенного авторами интервью со специалистами по социальной работе Иркутского СПИД-центра с целью изучения содержания и особенностей их профессиональной деятельности, определены проблемы и сложности, с которыми они сталкиваются при общении с пациентами центра; описаны результаты SWOT-анализа организации социальной работы в России, а также сформулированы практические рекомендации по оптимизации социальной работы с ВИЧ-инфицированными в современных условиях. Выводы: несмотря на трудности, специалисты по социальной работе сопровождают и поддерживают ВИЧ-инфицированных с момента установления положительного ВИЧ-статуса и до начала оказания им паллиативной помощи, снижая негативные социальные последствия их ВИЧ-статуса, тем самым способствуя повышению качества повседневной жизни и обеспечивая им определенное социальное благополучие в обществе.
В статье представлены анализ зарубежных и отечественных концепций информационного общества и влияние информационно-технологической экспансии на личность современного человека. Отмечается, что всемирная информатизация и технологизация определили для человека новые условия существования. Человек стал более начитан, образован, разносторонне развит, но вместе с тем наблюдаются изменения в мировоззрении человека, в его морально-нравственных ценностях, что становится причиной обострения проблемы культурного, социального и духовного отчуждения. В современном обществе отчуждение человека проявляется как феномен духовного равнодушия, характеризующийся состоянием пассивности, самоизолированности, социальной отстраненности и моральной индифферентности по отношению к другим людям.
Цель: социально-философский анализ феномена духовного равнодушия в условиях информационно-технологической экспансии.
Методы: сравнительный, феноменологический, диалектический методы, позволившие критически осмыслить проблему исследования, проследить закономерность возникновения феномена духовного равнодушия в условиях расширения информационно-технологического пространства и в некоторой степени спрогнозировать последствия формирования духовного равнодушия в рамках общественной жизни.
Результаты: обнаружено, что информационно-технологическая экспансия активно подкрепляет формирование феномена духовного равнодушия, поскольку создает для человека новые условия существования, вынуждающие стихийно и многократно приспосабливаться к ним. В связи с этим человек погружается в состояние стресса, поскольку испытывает напряжение от быстротечности общественных процессов, что приводит к возникновению страха утратить связь с внешним миром. Электронные средства массовой информации и коммуникации облегчают возможность устанавливать связь с внешним миром, но это лишь «видимость» присутствия, поскольку человек пребывает в состоянии одиночества и зацикленности на самом себе. Он не может напрямую удовлетворить потребность в общности, единении и близости через социальное взаимодействие, так как отсутствует живая коммуникация и совместная деятельность, направленная на обеспечение общего блага. Вследствие этого человек невольно переориентируется на создание собственного блага, что вынуждает его устанавливать формальный характер взаимодействий, где присутствует сотрудничество, подкрепленное целесообразностью собственной выгоды. Такие общественные связи исключают добродетельное поведение человека. Таким образом, в современном обществе формируется новый тип личности, который стремится к самореализации через потребление, информатизацию и виртуализацию. Это явление знаменует формирование феномена духовного равнодушия, которое понимается как безразличие, пассивность, самоизолированность, социальная отстранённость, моральная индифферентность человека по отношению к другим.
В статье представлены результаты междисциплинарного исследования рисков инновационного предпринимательства в музыкальной индустрии. Стремительное развитие медиакоммуникаций и цифровизация культурной сферы, спровоцированные введением локдауна во время пандемии COVID-19, привели к распространению в международной практике инновационных предпринимательских инициатив, разработке сервисов, которые предоставили возможности онлайн-посещения музыкальных концертов, способствующих социальной и культурной инклюзии. В России сфера цифрового искусства только начинает свое становление: в отечественном бизнесе появляются отдельные проекты, предоставляющие сервисы по организации и продвижению виртуальной концертной деятельности. Актуальность исследования обусловлена низкой степенью изученности российских практик инновационного предпринимательства, существующих барьеров развития отрасли.
Методы: на первом этапе исследования был проведен пилотажный анкетный онлайн-опрос целевой аудитории цифровых концертов - представителей молодежи в возрасте от 16 до 30 лет (N = 291). На втором этапе - экспертные интервью с организаторами и руководителями бизнес-проекта - стриминговой платформы LookPort, являющейся лидером интерактивного вещания и креативных стриминговых решений в России, Великобритании и странах Европы.
Результаты: выявлено, что наиболее значимые коммерческие риски формируются потребителями услуг и обусловлены трудностями освоения технических особенностей новых сервисов и социально-психологическими эффектами их использования - ограниченными возможностями интерактивного эмоционального взаимодействия, не позволяющего аудитории ощутить причастность к происходящему, реализовать потребности в эмоциональной и физической коллективной экспрессии. Ключевыми ресурсами преодоления возникающих рисков становятся образовательные и управленческие компетенции предпринимателей, навыки применения современных маркетинговых инструментов формирования положительного пользовательского опыта.
Вопросы благополучия и счастья человека являются приоритетными на протяжении всей истории человечества. Современные тренды устойчивого развития определяют вопрос благополучия человека как одну из важнейших 17 целей (ЦУР № 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте»). На уровне бизнеса и компаний ориентация на человека и его потребности проявилась в корпоративных программах благополучия сотрудников в начале ХХ в. В последние годы особую актуальность корпоративные программы благополучия сотрудников получили в связи с пандемией COVID-19 и другими глобальными вызовами, а также турбулентностью.
Цель: анализ современных корпоративных программ благополучия сотрудников и выявление основных тенденций их развития. Методы: методы количественного и качественного анализа научных публикаций по вопросам корпоративного благополучия человека; метод кейс-анализа корпоративных программ благополучия ведущих мировых и российских компаний.
Результаты: автором выявлен стабильный рост научных публикаций по вопросам корпоративных политик в области благополучия сотрудников, а также увеличение доли междисциплинарных исследований. Анализ успешных практик российских и международных компаний показал преобладание на уровне бизнеса интереса к субъективным методикам оценки благополучия сотрудника и высокую ориентацию компаний на практики по развитию социального благополучия сотрудников.
Выводы: корпоративные программы благополучия сотрудников - активно развивающийся инструмент управления персоналом и эффективностью компании. Отличительная черта современных корпоративных программ благополучия сотрудников заключается в индивидуальной оценке уровня благополучия сотрудника. Мониторинг индекса благополучия сотрудников позволяет компаниям повышать эффективность социальных расходов и инвестиций. Направлением, требующим дальнейшего изучения, является комплексная оценка влияния корпоративных программ благополучия сотрудников на экономические результаты бизнеса и его эффективность.
Увеличение доли населения пенсионного возраста в демографической структуре России обостряет вопросы обеспечения достойного уровня и качества жизни таких граждан. На первый план выходят аспекты не только материального обеспечения (хотя и оно находится на не очень высоком уровне относительно международных стандартов), но и аспекты обеспечения качественного медицинского обслуживания, заботы, помощи и, при необходимости, ухода.
Цель: оценить влияние развития системы долговременного ухода на социально-экономическое положение лиц пенсионного возраста.
Методы: сравнительный анализ, анализ статистических данных, контент-анализ, обобщение и синтез данных.
Результаты: доля лиц пенсионного возраста увеличивается, а их материальное состояние ухудшается. Для того чтобы сохранить достойный уровень жизни после достижения пенсионного возраста, многим пенсионерам приходится продолжать работать. При этом по мере старения у людей развиваются возраст-ассоциированные заболевания, последствиями которых являются необходимость обеспечения таким гражданам дополнительной помощи, заботы и даже ухода. Данные услуги оказываются в рамках действующей системы здравоохранения и по линии органов социальной защиты, однако статистические данные говорят об очень низком уровне охвата пенсионеров такими услугами и достаточно высоким спросом на них. Основная нагрузка по уходу ложится на трудоспособных родных и близких, что сказывается на их занятости. Реализация в отдельных регионах страны пилотного проекта по внедрению системы долговременного ухода дала положительные результаты в виде улучшения физического и психоэмоционального состояния как получателей таких услуг, так и их родственников, осуществляющих уход. Таким образом, сделан вывод о важности развития системы долговременного ухода как постоянной части социального обеспечения пожилых граждан с целью повышения качества и уровня жизни не только пожилых людей, но и их семей.
Актуальность: усиливающиеся процессы глокализации в современном мире приводят к акцентированию на неповторимости каждого национально-государственного сообщества, что актуализирует обращение к способам укрепления культурной самоидентичности.
Методы: историко-культурный и историко-философский подходы, методология интерпретации и реконструкции культурных явлений как актуализаций ментального ядра этой культуры.
Цель: выявить основные механизмы кристаллизации российской идентичности.
Результаты: показано, что главным механизмом укрепления национальной идентичности является релевантность действий в системе «вызов-ответ» в пространстве межкультурного и межгосударственного взаимодействия, которое базируется на запрете иронизирования над фундаментальными духовно-нравственными и государственными ценностями, на осмыслении роли ментальных доминат понимания, абсолютизма, соборности, доброты как факторов, детерминирующих становление русской и впоследствии российской культуры, на осознании их относительной изменчивости в процессе цивилизационного развития, их функционирования в качестве фильтров, задающих степень восприятия и трансформации культурно-цивилизационных феноменов в пространстве взаимодействия государств-культур. Другим механизмом укрепления национального достоинства становится отчетливое осознание величия многовековой истории России, роли православия как основы национальной самоидентичности, государственности, которая утверждается в соответствии с логикой: одна вера - единый народ - одна земля - единое государство.
Актуальность: в условиях экономического давления и введения антироссийских санкций у потребительской кооперации есть все предпосылки для расширения деятельности в сфере продовольственного обеспечения. При этом наблюдается ситуация, при которой население не всегда осознает и понимает роль потребительской кооперации в развитии страны в новых экономических условиях, а государство недооценивает значимость потребительской кооперации в снабжении населения продовольствием и оказании социальных услуг. Потенциал потребительской кооперации остается невостребованным.
Цель: определение уровня знаний граждан о потребительской кооперации с учетом региональной дифференциации. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что от уровня осведомленности населения о потребительской кооперации зависит готовность граждан принимать в ней участие.
Методы: методы обобщения, анализа документов, сравнительного анализа, анкетный опрос населения (ключевой метод).
Результаты: выявлена степень осведомленности населения о потребительской кооперации, а также определены приоритетные источники получения информации о ней.
Вывод: в настоящее время наблюдается средний уровень информированности граждан РФ о потребительской кооперации. Лишь около половины опрошенных осведомлены о данном понятии. Была выявлена зависимость между уровнем знаний респондентов о потребительской кооперации и их желанием принять участие в подобных практиках. Основными источниками получения информации о ней являются официальные СМИ, официальные порталы Центросоюза, социальные сети/цифровые сообщества субъектов потребительской кооперации, а также информационные и новостные порталы, содержащие новости района.
Издательство
- Издательство
- Университет "Сириус"
- Регион
- Россия, Сочи
- Почтовый адрес
- 354340, Краснодарский край, поселок городского типа Сириус, Олимпийский пр-кт, д. 1
- Юр. адрес
- 354340, Краснодарский край, поселок городского типа Сириус, Олимпийский пр-кт, д. 1
- ФИО
- Гусев Антон Сергеевич (Исполняющий обязанности директора)
- E-mail адрес
- info@siriusuniversity.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______