В настоящей статье рассматривается такой инструмент мобилизации средств на нужды гуманитарного реагирования, как донорские конференции ООН высокого уровня. Прослеживается эволюция его применения Управлением по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) Секретариата ООН, включая тематическую и финансовую составляющие. Указывается на все более активный созыв «страновых» встреч, причем если до 2022 г. основной упор делался на ограниченное число затяжных гуманитарных кризисов (Афганистан, Йемен, Сирия), то в 2023–2024 гг. такие конференции были в основном посвящены региональным кризисам в Африке. Подчеркивается, что в отличие от донорских конференций ограниченного состава подобные мероприятия в полной мере соответствуют Руководящим принципам гуманитарного реагирования, закрепленным в основополагающей резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 46/182 от 1991 г., включая ключевую роль пострадавшего государства в организации и координации мероприятий по оказанию гуманитарной помощи населению, а также принципам нейтральности и беспристрастности. На примере донорских встреч ООН по Судану и Эфиопии демонстрируется, что при неочевидной финансовой отдаче такие конференции могут быть использованы в качестве платформы для противодействия политизации донорами вопросов гуманитарного содействия и отстаивания правительствами пострадавших стран собственной точки зрения на гуманитарную обстановку в стране в целях предотвращения «гуманитарных интервенций» или создания неких трансграничных механизмов, в том числе с использованием потенциала Совета Безопасности ООН. В этой связи автор приходит к выводу о том, что многосторонние гуманитарные встречи представляют собой в первую очередь инструмент политического взаимодействия по линии «донорреципиент» гуманитарной помощи.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
За последнюю четверть века гуманитарная обстановка в мире постепенно ухудшалась1. В этой связи профильным организациям и агентствам системы ООН с каждым годом требуется все больше средств для покрытия расходов на оперативную деятельность и оказание срочной помощи нуждающимся. Если в 2000 г. глобальный гуманитарный план всемирной Организации оценивался в $1,9 млрд, то в 2006 г. этот показатель достиг $5,1 млрд, в 2019 г. ‒ $29,7 млрд, а в 2024 г. Управление по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) Секретариата ООН запросило уже $46,4 млрд. При этом процент выполнения, наоборот, регулярно снижался: в 2000 г. удалось собрать 59% запрашиваемых средств, а в 2023 г. ‒ лишь 35,1%2.
Список литературы
- Богатырева О.В. Гуманитарная дипломатия. Современные концепции и подходы. Международные процессы. 2022. Т. 20. № 1. С. 166‒191. https://doi.org/10.17994/IT.2022.20.1.68
- Галищева Н.В., Капица Л.М. (ред.). Содействие международному развитию. М.: МГИМО-Университет, 2022.
- Денисова Т.С., Костелянец С.В. Судан после Омара аль-Башира: территория нестабильности. Азия и Африка сегодня. 2022. № 9. C. 29‒36. https://doi.org/10.31857/S032150750021784-4
- Исмагилова Р.Н. Эфиопия: трудный путь к миру. Ученые записки Института Африки РАН. 2023. № 3. С. 75‒92. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2023-64-3-75-92
- Лебедева О.В. Приоритеты современной российской дипломатии: между ООН и «порядком, основанным на правилах». Международная жизнь. 2023. № 3. С. 10‒19.
- Лебедева О.В. Современные методы и практики дипломатии. М.: Аспект Пресс, 2021.
- Лебедева О.В., Шаталов А.С. Многосторонняя гуманитарная помощь как инструмент внешней политики Британии. Современная Европа. 2024. № 4. С. 45‒56. https://doi.org/10.31857/S02017083240 40041
- Морозкина А.Н. Официальная помощь развитию: тенденции последнего десятилетия. Мировая экономика и международные отношения. 2019. № 9. С. 86‒92. https://doi.org/10.20542/0131-2227- 2019-63-9-86-92
- Ходынская-Голенищева М.С. Сирия: трудный путь от войны к миру. Многосторонняя дипломатия сирийского урегулирования. М.: Абрис, 2019.
- Ястребова А.Ю. Отдельные подходы к системе специальных принципов международного гуманитарного права: содержание и эволюция. Московский журнал международного права. 2022. № 3. С. 6‒18. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2022-3-6-18
- Barber R. Facilitating Humanitarian Assistance in International Humanitarian and Human Rights Law. International Review of the Red Cross. 2009. Vol. 91. № 874. Рp. 371–397. https://doi.org/10.1017/S1816 383109990154
- Bouchet-Saulnier F. The Practical Guide to Humanitarian Law. Lanham, Oxford: Rowman and Littlefield, 2013.
- Ferraro T. International Humanitarian Law, Principled Humanitarian Action, Counterterrorism and Sanctions: Some Perspectives on Selected Issues. International Review of the Red Cross. 2021. Vol. 103. № 916–917. Рp. 109–155. https://doi.org/10.1017/S1816383121000965
- Gillard E. The Law Regulating Cross-border Relief Operations. International Review of the Red Cross. 2013. Vol. 95. № 890. Рp. 351–382. https://doi.org/10.1017/S1816383114000307
- Kalshoven F. Reflections on the Law of War. Collected Essays. Leiden: Martinus Nijhoff Publishers, 2007.
- Mačák K. A Matter of Principle(s): The Legal Effect of Impartiality and Neutrality on States as Humanitarian Actors. International Review of the Red Cross. 2015. Vol. 97. № 897–898. Pp. 157‒181. https://doi.org/10. 1017/S1816383115000661
- Milante G., Lilja J. Chronic Crisis Financing? Fifty Years of Humanitarian Aid and Future Prospects. Stockholm International Peace Research Institute. 2022. № 5. https://doi.org/10.55163/AGAR2561
- Mingst K., Karns M., Lyon A. The United Nations in the 21st Century. New York: Routledge, 2018.
- Scott R. Financing in Crisis? Making Humanitarian Finance Fit for the Future. OECD Development Working Papers. 2015. № 22. https://doi.org/10.1787/5js04dl2pms1-en
- Slim H. Solferino 21. Warfare, Civilians and Humanitarians in the Twenty-First Century. London: Hurst, 2022.
- Stoffels R. Legal Regulation of Humanitarian Assistance in Armed Conflict: Achievements and Gaps. International Review of the Red Cross. 2004. Vol. 86. № 855. Pp. 515–546. https://doi.org/10.1017/ S1560 775500181027
- Van Der Veen A. M. Ideas, Interests and Foreign Aid. Cambridge: Cambridge University Press, 2011. https://doi.org/10.1017/CBO9780511842177
Выпуск
Другие статьи выпуска
Монография Филиппа Гига «Африканская политика Индии: вызовы для тысячелетнего взаимодействия» представляет собой, по сути, его слегка переработанную диссертацию, которую он защитил в 2019 г. в Университете Вюрцбурга (Германия). Это обуславливает некоторые особенности структуры монографии, в том числе постоянные отсылки к ранее рассмотренным вопросам в последующих главах и разделах, а также регулярное подчеркивание применяемых при исследовании методов.
Индонезия как одна из стран-лидеров Юго-Восточной Азии в составе АСЕАН1 и страна-основательница Движения неприсоединения позиционирует себя во внешней политике как защитница интересов Глобального Юга, региональная держава с глобальным участием. С момента обретения независимости в основе индонезийской внешнеполитической доктрины лежало стремление «передать опыт» национального освобождения другим странам. В XXI в. после становления Индонезии как значимой современной политической и экономической силы происходит и переосмысление идеи ее сотрудничества с Глобальным Югом. «Бандунгский дух» (названный так по Бандунгской конференции стран Азии и Африки 1955 г.) с недавнего времени стал одним из основных нарративов индонезийской дипломатии, хотя и присутствует в политическом поле очень давно.
Отношениям России со странами Африки посвящено значительное количество научных, экспертно-аналитических и журналистских материалов на Западе. Такого рода материалы регулярно появляются на сайтах Фонда Карнеги (Carnegie Endowment for International Peace)1, Африканского центра стратегических исследований при Министерстве обороны США (Africa Center for Strategic Studies), Французского института международных отношений (Institut français des relations internationales, IFRI), Брукингского института (Brookings Institution) и других влиятельных аналитических центров. Большинство из них носит конъюнктурный характер и составляются «под событие». Некритичный и зачастую пропагандистский подход к подготовке текстов приводит с одной стороны к примитивизации российской политики в Африке и ее недооценке, а с другой – к ее переоценке. Важно отметить, что в целом для западной экспертизы, как минимум в публичном поле, характерно куда меньшее внимание к политике других держав в Африке, чем, например, у российских ученых и экспертов.
Текущие времена характеризуются бурным ростом взаимной заинтересованности России и стран Африки в развитии разнопланового сотрудничества. В этих условиях отечественная академическая литература остро нуждается в трудах, осмысливающих накопленный опыт двусторонних и многосторонних отношений и намечающих новые актуальные направления взаимодействия. Именно такой книгой является коллективная монография «Россия в Африке: от новых сфер сотрудничества к новому имиджу» под редакцией кандидата политических наук, доцента Кафедры политической теории Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России И. Д. Лошкарева. Авторский коллектив, в который вошли как уже известные, так и начинающие исследователи, составляют одиннадцать человек: А. К. Адрианов, В. В. Жучков, Е. В. Кондрашова, И. С. Копытцев, Н. С. Липунов, И. Д. Лошкарёв, Б. Мугаби, М. В. Никольская, И. С. Стаканов, Л. Е. Чкония, Е. А. Якушева.
Статья посвящена анализу положения и роли в социо-этно-политических процессах прошлого Эфиопии таких институтов как профессиональные группы, зачастую именуемых «кастами», а также потомков рабов. В основе исследования лежат результаты полевых исследований автора и разработки эфиопских ученых. Приведен объемный фактический материал, касающийся различных этнических общностей – как многомиллионных этносов амхара или оромо, так и этнических меньшинств, в том числе йем, сидама, волайта, гураге, охотников-собирателей (на примере манджо).
Сложившиеся в древности институты дискриминируемых общностей показали свою устойчивость на протяжении нескольких веков. Среди них «касты» (сопоставляется данный социальный институт в Эфиопии и Индии), институт потомков рабов, этническая иерархия. В Эфиопии наблюдалось совершенно уникальное явление, когда рабство существовало только среди женщин. Речь идет об этнической группе райя коббо в штате Амхара в зоне северный Волло.
Еще одна категория этнических общностей – «касты» ремесленников. На протяжении столетий у ряда этнических групп и народов Эфиопии физический труд и ремесло (кузнечество, ткачество, крашение, деревообработка и другие) считались «недостойным» занятием по сравнению с земледелием. Автор детально анализирует положение различных «каст» ремесленников – кузнецов, гончаров, кожевенников, ткачей и других, и эволюцию отношения к ним в эфиопском обществе. Причина устойчивости подобных институтов, по мнению автора, – традиции, которые наложили свой отпечаток на социальную структуру эфиопского общества, и потребуется немало времени для их искоренения.
Статья посвящена истории появления и применения предложенных в 1977 г. «принципов Салливана» ‒ добровольного свода правил корпоративной социальной ответственности американских компаний, ведущих свою деятельность в ЮАР, который, по мнению их составителя, должен был ускорить ликвидацию режима апартеида. Автор статьи рассматривает биографию Леона Салливана, афроамериканского активиста борьбы за расовое равноправие, опиравшегося на ненасильственные методы, что предопределило концепцию «принципов Салливана» как способа мирного корпоративного давления на режим апартеида. Хотя инициатива Салливана не была новаторской и опиралась на эксперимент корпорации Polaroid Corporation, она оказалась востребованной американским бизнесом, который, принимая «Принципы», не нес репутационные потери от сотрудничества с режимом апартеида, продолжая получать прибыли от деятельности в ЮАР. Но к началу 1980-х гг. в связи с усилением общественного давления на власти США из-за их пассивности в введении всеобъемлющих мер против ЮАР, «принципы Салливана» подверглись критике, из-за чего их автор стал ужесточать свою позицию, присоединившись в 1987 г. к сторонникам экономических санкций. Тем самым «принципы Салливана» оказались весьма ограниченным способом борьбы с апартеидом, выгодным корпорациям и значимым лишь при отсутствии противостояния расистскому режиму со стороны властей США. Однако после падения апартеида «Принципы» не потеряли своей актуальности и в 1999 г. под эгидой ООН были обновлены как «Глобальные принципы Салливана», призванные улучшать корпоративную этику уже во всем мире.
В статье рассматривается подход стран Северной Африки к развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), являющихся составной частью продвигаемой Западом повестки так называемой «зеленой энергетики». Показано, что существует ряд факторов, усиливающих необходимость развития ВИЭ в регионе, в том числе неустойчивое макроэкономическое положение, рост населения и урбанизация, климатические изменения, политика Евросоюза, направленная на географическую диверсификацию поставщиков энергии и переориентация западных стран на альтернативные источники энергии. Вместе с тем энергопереход несет в себе значительные риски, как для функционирования энергосистем, так и для экономики. Развитие «зеленой энергетики» требует крупных, зачастую недоступных африканским странам инвестиций, получения ими дорогостоящих технологий; при этом включение ВИЭ в энергосистемы делает последние менее стабильными из-за зависимости от погодных изменений. Кроме того, страны Северной Африки обладают собственными углеводородными ресурсами, отказ от использования которых просто нелогичен. По себестоимости «зеленая энергетика» дороже традиционной. В этой связи безусловное следование в фарватере западной энергетической политики и климатической повестки не может считаться оптимальным сценарием для стран региона. Исследование показало, что страны Северной Африки, объявив об излишне амбициозных целях по развитию ВИЭ, столкнулись с неспособностью выполнения планов. В этой связи задача развития «зеленой энергетики» не должна быть более значимой, чем задача поддержания функционирования энергетической отрасли в целом, и ВИЭ должны не замещать, а только дополнять традиционную энергетику.
С начала XXI в. Африка вновь становится пространством конкурентной борьбы великих держав в контексте формирования новой геополитической конфигурации мира. Несмотря на обретение странами континента своей независимости в 1960-х гг., де-факто Африка все еще находится в состоянии зависимости от крупных акторов мировой политики, что ставит под сомнение ее субъектность на международной арене. Поиск изменения отношений со странами континента отражается, в том числе, через организацию крупными мировыми державами «африканских» саммитов. Проведение саммитов Россия-Африка в 2019 и 2023 г. подтверждает тезис о том, что Африка является стратегически важной площадкой в поиске баланса сил между великими державами. Однако во всех этих дипломатических инициативах Африка имеет право и возможность сама определять ключевые вопросы, которые помогут ей эффективно встроиться в новую геополитическую систему с одновременным укреплением своего экономического, социального и политического значения. Даже если социально-экономический контекст по-прежнему зависит от многочисленных эндогенных и экзогенных факторов, новая формула, с которой сегодня сталкивается Африка, уже не обязательно может быть достигнута только благодаря многосторонним встречам.
Роль Африки как системообразующего компонента международной системы была ограничена относительно невысоким уровнем ее участия в мировой торговле и в ВВП. Поэтому представляется целесообразным, чтобы различные саммиты Россия-Африка вышли за традиционные рамки, в которых континент недопредставлен, и пересмотрели границы партнерства в сторону взаимной динамики, как в политическом, так и в экономическом плане, что и является основными направлениями саммитов Россия-Африка.
Федеративная Республика Бразилия занимает уникальное положение по сравнению с другими восходящими державами в деле поддержания мира и безопасности на Африканском континенте. С конца 1990-х гг. эта южноамериканская страна не направляла своих контингентов для участия в миротворческих операциях Организации Объединенных Наций (ООН) в Африке. Тем не менее, неоднократное присутствие Бразилии в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН и ее вклад в дебаты Организации Объединенных Наций по развитию потенциала организации делают ее значимым игроком в сфере укрепления международного мира и безопасности. Статья затрагивает широкий аспект бразильской внешней политики. В процессе ее подготовки использовались архивные документы министерства иностранных дел (МИД) Бразилии, а также исследования ведущих бразильских экспертов по проблематике ее миротворческой деятельности в Африке. Автор детально рассматривает ответы Бразилии на запросы ООН об участии в миротворческих операциях на Африканском континенте, включая МИНУСМА, ОООНКИ, ЮНАМИД, МИНУРКАТ, МООНЮС и МИНУСКА, а также дает глубокий анализ различных аспектов вклада Бразилии в миротворческие операции и миростроительство в Африке. Особое внимание он уделяет реформе сектора безопасности в Гвинее-Бисау и подходу к подготовке кадров для участия в миссиях ООН в Африке, включая развертывание учебной группы в Демократической Республике Конго. В заключение статьи автор выделяет ключевые особенности участия Бразилии в миротворческих и миростроительных усилиях Организации Объединенных Наций на Африканском континенте.
В статье дана сравнительная перспектива подхода к равенству в западной научной мысли, который лег в основу конкретно-научных концепций в социальной и политической философии, и незападного подхода на примере представлений о равенстве сенегальского философа и политика Л. С. Сенгора. Это сопоставление интересно тем, что африканский мыслитель, получивший образование и политическое признание во Франции, осмыслил в постколониальном контексте идею равенства иным образом, чем западные философы. Концепт равенства широко использовали и другие политические деятели освободившейся Африки (например, Дж. Ньерере), однако именно идеи Л. С. Сенгора наиболее четко демонстрируют альтернативу западным подходам. Концепт «равенство» выступает у Л. С. Сенгора как неотъемлемая часть его постколониальной политической деятельности: именно в этот период он ввел основанное на нем понятие цивилизации универсума. По его мысли, последняя должна развиваться путем диалога на равных, интегрируя ценности различных цивилизаций Востока и Запада. Это понятие он противопоставлял той версии универсальной цивилизации, которая развивается исключительно на базе ценностей евроамериканской традиции и в своем техногенном порыве может привести к искажению природы человека и гибели человечества. Идя путем преодоления европоцентричных дихотомий, порожденных разрывом между рациональным и интуитивным мышлением, Л. С. Сенгор приходит к пониманию равенства как единства, что сближает его с восточно-христианской традицией в осмыслении этого концепта. Его подход резко контрастирует с чисто рациональным и идеологическим осмыслением равенства в евро-американской традиции.
В статье рассматривается концепция «убунту». Этот термин, чаще встречающийся не как философское понятие, а как обозначение операционной системы, разработанной южноафриканцем Марком Шаттлвортом. Он получил такое название, поскольку программа распространяется бесплатно, а слово «убунту» в ряде языков народов в ЮАР означает человечность, гуманность к остальным.
Хотя термин «убунту» интерпретировался различно, эти интерпретации схожи у архиепископа Десмонда Туту и первого президента демократической Южно-Африканской Республики Нельсона Манделы. Сам термин стал распространяться в стране после устранения режима апартеида. Его внедрение первоначально протекало медленно, но со временем слово «убунту» стало использоваться как официальных документах, так и в названиях политических объединений. Например, в преамбуле «Белой книги» о внешней политики ЮАР отмечалось, что Южная Африка является многогранной, мультикультурной и многорасовой страной, которая воспринимает понятие убунту, как способ определения того, кто мы, и как мы относимся к другим. Таким образом, это понятие легло в основу внешнеполитического курса страны.
В ЮАР возникли Освободительное движение Убунту, пропагандирующее философию «контрибьютизма», и политическая Партия убунту, во главе с Марком Теллингером. Более того, постепенно этот термин распространился за пределы страны. И хотя Партия убунту, существовавшая в Южной Африки в 2010-х гг. не добилась успеха на выборах и прекратила существование, это понятие появилось в Нидерландах в политической партии, выступающей против расизма, в защиту граждан этой страны, имеющих черный цвет кожи.
Данная работа посвящена как теоретическим, так и практическим аспектам укрепления суверенитета на Африканском континенте. В первой части проведен критический анализ «конвенциональной» общественной науки и сделан вывод о недостаточности работ, рассматривающих проблематику суверенитета. Также в теоретической части работы приведена матрица сопряжения понятий, как синонимичных (суверенитет и безопасность), так и антонимичных по отношению к первым (гегемонизм и неоколониализм). Показаны основные классификации видов суверенитета, гегемонизма и неоколониализма в трактовках ведущих советских, российских, западных и африканских исследователей. В качестве теоретической рамки исследования используются наработки выдающегося российского интеллектуала В. Л. Цымбурского, выделявшего «суверенитет факта» и «суверенитет признания», а также разделявшего политическую и правовую природу суверенитета. Сквозь данную рамку рассматривается как текущая ситуация в Сахеле и на Африканском континенте в целом, так и небывалый подъем усилий по укреплению суверенитета в Африке, который наблюдался в 1970‒ 1980-ее г. г на пике активности Движения неприсоединения и ЮНКТАД. Показана проблематика защиты суверенитета (обеспечения комплексной безопасности) в декларациях саммитов БРИКС 2009‒2022 гг. Сделаны выводы о «двойной эволюции» внешних структур «геополитического признания», произошедшей сразу после распада СССР и в последние несколько лет, когда наблюдается эрозия западноцентричной системы. В заключительном разделе показана общность подходов РФ и Африки к защите суверенитета в текущей мирсистеме, а также сделан вывод о необходимости учесть уроки из предыдущей попытки консолидации «Глобального Юга» (1970‒1980-е гг.).
Внимание общественности, предпринимателей, политиков, ученых все чаще привлекает Африка, в том числе Тропическая (Субсахарская). Однако эти области никогда не были изолированы и всегда занимали особое место в мировых экономических и культурных связях. Статья, основанная на исследовании широкого спектра письменных источников, охватывающих древний, античный и средневековый периоды, посвящена историческому анализу отношений народов Африки южнее Сахары с внешним миром. Работа освещает глубину и древность экономических, культурных и торговых контактов, уходящих корнями в историю на несколько тысячелетий. В статье исследованы направления торговых маршрутов, которые способствовали распространению товаров, культурных идей и технологий, а также виды товаров, представлявших особую ценность для участников международной торговли. Автор подробно описывает такие разные явления, как работорговля и книжная торговля, деньги и меновые стоимости, имевшие хождение на континенте. Известно, что африканские торговцы вступали в сделки с купцами из Китая, Индии, Римской империи, Византии и европейских стран, были вовлечены в мировую коммерцию и хорошо владели конъюнктурой. Африка стала частью мировой экономики много столетий назад, о чем свидетельствуют письменные и вещественные источники из разных частей света. Тем не менее, это направление африканистики остается недостаточно изученным, что создает лакуны в понимании доколониальной истории региона. Статья представляет собой своеобразный призыв современным африканистам уделять больше внимания изучению доколониальной истории Африки, без знания которой зачастую сложно объяснить некоторые современные конфликты и найти пути их разрешения.
Издательство
- Издательство
- ИАфр РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
- Юр. адрес
- 123001, Россия, Москва, ул. Спиридоновка, д. 30/1
- ФИО
- Абрамова Ирина Олеговна (Директор)
- E-mail адрес
- dir@inafr.ru
- Контактный телефон
- +8 (495) 6906385