В начале ХХ века полиэтничная Бессарабия стала одной из опор российского государственно-охранительного движения. Даже после проигранной войны с Японией, в период революции 1905-1907 гг., когда престиж государственной власти пал, в пограничной губернии не возникло сепаратистских тенденций. После свержения монархии (1917) население оказало вооруженное сопротивление румынским войскам, введенным в Бессарабию. В годы Гражданской войны представители дореволюционной бессарабской элиты сражались как на стороне большевиков - центрального правительства России, так и в составе белых армий - под лозунгами восстановления единой и неделимой России. На Днестре белые и красные пытались взаимодействовать на патриотической основе - в борьбе против румынских оккупантов. Персонификация истории позволяет раскрыть истоки и суть попыток некоторых деятелей обоих лагерей превратить Гражданскую войну в войну Отечественную.
Идентификаторы и классификаторы
Исследуя политические процессы начала ХХ века, писатель-историк Вадим Кожинов предложил концепцию, согласно которой многонациональный Юго-Запад России являлся своеобразным котлом, в котором накал революционной борьбы принял наиболее острый характер [Кожинов, 1995]. Эту концепцию подтверждают материалы работ историка Ю. И. Кирьянова [Кирьянов, 1996-2003]. Значительная часть участников «Русского Собрания», элитарного объединения интеллектуалов, показал он в исследовании, посвященном деятельности этой организации, проживала в городах западных и южных окраин страны, «где население в этническом отношении было пестрым, неоднородным (Киев, Одесса, Полтава, Херсон)» [Кирьянов, 2003: 102]. В Бессарабии и других губерниях Юго-Запада наибольшей общественной поддержкой располагала самая массовая политическая партия дореволюционной России – «Союз русского народа» [Степанов, 1992: 14]. В губернии, где молдаване составляли половину (47,6 процентов) населения [Тройницкий, 1905: 5], спецслужбам Бухареста даже в годы революционной смуты не удалось создать прорумынскую сепаратистскую партию.
Список литературы
1. Антонюк, 2023 - Антонюк Е. Юрий Тютюнник: петлюровский генерал, ставший советским сценаристом // Украина.ру. URL: https://ukraina.ru/20231020/1050290805.html (дата обращения: 26.08.2024).
2. БСЭ, 1974 - Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. Т.16: (Мезия-Моршанск) / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1974.
3. Жороев, 2015 - Жороев Э. Т. Михаил Васильевич Фрунзе - выдающийся политический и военный деятель и его роль в развитии кыргызской государственности / Э. Т. Жороев // Известия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. 2015. № 4. С. 134-139. EDN: XCPUBN
4. Кирьянов, 1996-2003 - Кирьянов Ю. И. Переписка правых и другие материалы об их деятельности в 1914-1917 гг. // Вопросы истории. 1996. № 1, 3, 4.
он же. Правые и конституционные монархисты // Вопросы истории, 1997, № № 6, 8.
Он же. Правые партии в России. 1911-1917. М., 2001.
он же. Русское собрание. 1900-1917. М., 2003.
Он же. Русское собрание. 1900-1917. / Ю. И. Кирьянов; Ин-т рос. истории РАН. Москва: Росспэн, 2003.
5. Кирьянов, 2003 - Кирьянов Ю. И. Русское собрание. 1900-1917. / Ю. И. Кирьянов; Ин-т рос. истории РАН. Москва: Росспэн, 2003.
6. Кожинов, 1995 - Кожинов В. В. Загадочные страницы истории XX века. “Черносотенцы” и Революция. М.: “Прима В”, 1995. EDN: WLQLWH
7. Морозан, 2017 - Морозан В. В. Дворянский род Крупенских в истории Бессарабии / В. В. Морозан // Новый исторический вестник. 2017. № 2(52). С. 19-38. EDN: ZPDYSJ
8. Набат, 1928 - Набатъ. 1928. 29 ноября.
9. Назаров, 2023 - Назаров М. О Константине Мими замолвите слово! // Путешествия с удовольствием. URL: http://travelreal.ru/europe/moldova/o-konstantine-mimi-zamolvite-slovo (дата обращения: 26.08.2024).
10. НАРМ - Национальный архив Республики Молдова. Ф.679. Оп.1. Д.5405. Л.39.
11. Пахомова, 2016 - Пахомова Е. Дети Карла Шмидта. // Мой город Кишинев. Форум о родном городе и крае. URL: https://oldchisinau.com/forum/viewtopic.php?t=284&start=60 (дата обращения: 26.08.2024).
12. Политические деятели, 1993 - Политические деятели 1917 г. Биографический словарь. М., 1993.
13. Процесс над колчаковскими министрами, 2003 - Процесс над колчаковскими министрами. Май 1920 / Составитель и научный редактор В.И. Шишкин. М.: Международный фонд “Демократия”, 2003. 672 с. (Россия. XX век. Документы).
14. Пуришкевич, 1923 - Пуришкевич В. М. Убийство Распутина: (из дневника В. Пуришкевича) / В.Пуришкевич. Рига, 1923.
15. Суляк, 2006 - Суляк С. Г. Ими гордится Молдавия. Русин. 2006. № 3(5).
16. Суляк, 2018 - Суляк С. Г. Хотинское восстание: причины и последствия // Русин. 2018. №53. EDN: YODOHR
17. Степанов, 1992 - Степанов С. А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). М., 1992.
18. Твердохлебов, 2012 - Твердохлебов В. Н. Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/person/446-tverdokhlebov-vladimir-nikolayevich.html (дата обращения: 26.08.2024).
19. Токарев, 2008 - Токаре С. Министр Сибири. Политический портрет А. А. Червен-Водали // Общественная ассоциация “Русь” Русин: Международный исторический журнал. Кишинёв: Издательский дом “Татьяна”, 2008. №. 1-2 (11-12).
20. Тройницкий, 1905 - Тройницкий Н. А. Распределение населения по главнейшим сословиям, вероисповеданиям, родному языку и по некоторым занятиям: краткие общие сведения по Империи / [предисл.: Н. Тройницкий]. - [Санкт-Петербург]: паровая типо-лит. Н. Л. Ныркина, 1905. 43 с.
21. Широкорад, 2023 - Широкорад А. Михаил Фрунзе - жизнь, сотканная из тайн, и загадочная смерть // Свободная Пресса. URL: https://svpressa.ru/post/article/361082/ (дата обращения: 26.08.2024).
22. Шорников, 2010 - Шорников П. М. Русское сообщество Бессарабии и Румынское государство. 1918-1940 гг / П. М. Шорников // Русин. 2010. № 4 (22). С. 72-88. EDN: NCMSCH
23. Шорников, 2011 - Шорников П.М. Бессарабский фронт (1918-1940). Изд. 2-е. Тирасполь. “Полиграфист”, 2011.
24. Шорников, 2021 - Шорников П. М. Протокол о Сигуранце: Эпизоды гибридной войны начала ХХ века. Тирасполь. [Б.и.] 2021.
25. Bogos, 1998 - Bogos D. La răspântie. Moldova de la Nistru. 1917-1918. Ch., Știința. 1998.
26. Cazacu, 1992 - Cazacu, Petre, Moldova dintre Prut şi Nistru 1812-1918, Chişinău, 1992.
27. Ghibu, 1992 - Ghibu O. Pe baricadele vieții: În Basarabia revolutinară (1917-1918): Amintiri. Chișinău. 1992.
28. Inculeț, 1994 - Inculeț, I. O revoluție trăită / Ion Inculeț. [alcătuire, Ruxandra Mihăilă]. Chișinău: Universitas, 1994.
29. Ioan Pelivan, 2012 - Ioan Pelivan istoric al mişcării de eliberare naţională din Basarabia. Ediţie îngrijită, studiu introductiv, note, bibliografie şi indice de nume de Ion Constantin, Ion Negrei şi Gheorghe Negru. Editura Biblioteca Bucureştilor. Bucureşti, 2012.
30. Halippa, Moraru, 1991 - Halippa, Pantelimon, Moraru, Anatolie. Testament pentru urmași. Mărturii și doc., Ch., Hiperion.1991.
31. Negru, 2000 - Negru, Gh. Ţarismul şi Mişcarea Naţională a Românilor din Basarabia. Chișinău. Prut Internațional. 2000.
32. Sfatul Țării, 2016 - Sfatul Țării. Procesele verbale ale ședințеlor în plen / Ediție îngrigită, studiu introductive, note și comentarii de Ion Țurcanu. Ediție de Ion Țurcanu. Ch., Știința. 2016.
33. Stere, 1930 - Stere C. Documentări şi lămuriri politice. Bucureşti, Adeverul, 1930.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье рассматривается наиболее крупная этнографическая коллекция по башкирской культуре, собранная во второй половине XIX - начале ХХ в., хранящаяся в собрании Дашковского этнографического музея (ныне - Российского этнографического музея, г. Санкт-Петербург). Работа автора с фондами и описями музея показала, что формирование башкирских коллекций началось в результате передачи экспонатов с Первой Всероссийской этнографической выставки в Москве в 1867 г. Пополнение фондов происходило благодаря различным дарителям, в числе которых были ученые, краеведы, учителя. В 1923 г. в музей предметы поступили после участия башкир на выставке ВДНХ. Помимо вещевого материала в музей передавались этнографические фотографии. В целом сформировалось собрание, отражающее разные аспекты традиционной культуры башкирского народа. Уникальными, не имеющими аналогов в других музеях, являются элементы женской и мужской одежды в разнообразии вариантов, головные уборы, украшения, обувь. Также в фондах музея представлены ценные экспонаты по хозяйственной деятельности, быту, музыкальным инструментам. Значимость описей башкирских коллекций в том, что они дают информацию не только о названиях и местах приобретения, но и назначении предметов, технологии изготовления, способах бытования.
Статья посвящена одной из знаковых мистических организаций России XIX в. - «Духовному союзу» Е. Ф. Татариновой, соединившей в себе экстатическую практику широко распространенного в народной среде скопчества с духовными прозрениями европейского масонства. В статье рассматриваются особенности сектантских и масонских доктрин и ритуалов, при этом обнаруживается присущее им внутренее сходство. Раскрывая негативный характер отношения русских мистиков к церкви и государству, автор подчеркивает антиправославный характер мистицизма и его общественную опасность.
Объектом исследования в статье является исландская «Книга о занятии земли», созданная в XIII в., и история её изучения учёными-гуманитариями в Исландии на протяжении XIX-XXI вв. Первичное заселение Исландии - не только объект интереса исландской науки, оно также обладает колоссальной символической и эмоциональной важностью для носителей современной исландской культуры, поэтому послужило темой художественных произведений и стало неотъемлемой составляющей исландской национальной идентичности. Восприятие «Книги о занятии земли», а также родовых саг, связанных с нею текстуально, исландским научным сообществом XIX-XXI вв. можно описать как движение от безоговорочного принятия на веру национальными романтиками XIX века ко всё более нарастающему скептицизму в ХХ веке, к признанию её источниковедческой важности в современную эпоху - с той оговоркой, что теперь к этому источнику ставятся другие вопросы. В современной исландской науке нельзя выделить какой-либо один преобладающий подход к изучению древнеисландской прозы; распространены культурная антропология и «новая текстология», много междисциплинарных исследований. Однако изучению древнеисландских текстов в историко-этнографическом ключе уделялось и уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания. Данная статья открывает собой цикл исследований, рассматривающих «Книгу о занятии земли» и соответствующие саги Западных Фьордов преимущественно в историко-этнографическом аспекте, причём истории каждого первопоселенца 195 открывают новые аспекты данной тематики. При сопоставлении текста «Книги о занятии земли» с текстами родовых саг, в противоположность укоренившемуся тезису, что «авторы» саг, используя краткие сведения «Книги о занятии земли», сочиняли сами саги, мы выдвигаем постулат, что всё происходило в точности наоборот.
В статье рассматривается процесс возникновения и становления феномена политических элит. Особое внимание уделяется проблемам, встающим на пути у исследователей элит. Преодоление этих проблем способствует более качественному наполнению содержанием исследуемого феномена. Автором рассматриваются возможные перспективы дальнейшего развития элитарных исследований. Цель статьи - изучение феномена политических элит через призму классических и современных теорий, а также определение ключевых проблем и перспектив дальнейшего развития. Делается вывод, что понимание действий и степени влияния политических элит на политическую систему способствует глубинному осмыслению структуры властных отношений общества.
В статье рассматривается вопрос об эффективности государственного управления в России, анализируется сущность данного феномена, выделяется его российская специфика в исторической ретроспективе, а также рассматриваются современные проблемы. По мнению авторов, отличительной чертой государственного управления в России всегда являлась централизация государственной власти, которая способствовала и способствует повышению эффективности управления.
Работа посвящена рассмотрению национальной идентичности, которая в условиях глобализации находится на этапе трансформации и переживает глубокий кризис. В исследовании применяется философско-антропологический подход, а также экзистенциальный. С их помощью раскрывается сущность и значение национальной идентичности в процессе осмысления человеком и нацией своего места в мире и поиска пути дальнейшего развития. Обретение и утрата идентичности рассматриваются как неотъемлемые элементы глобализационного процесса XXI века, в котором перед каждой нацией встает выбор о самоопределении (сохранении идентичности) либо самоуничтожении (отказе от идентичности).
В данной статье рассматривается феномен мема, его история и применение в современной политической сфере. Предлагаются различные технологии для эффективного использования данного инструмента в политической коммуникации и общении с избирателями. Также проводится обзор успешного и неудачного использования политических мемов, анализируется ряд возникающих при этом этических дилемм.
В статье рассматривается проблема профессиональной честности как одного из базовых элементов профессиональной этики в науке. Показано, что современная наука, усложняющаяся во всех своих аспектах (знание, деятельность, социальный институт) создает благоприятные условия для фальсификаций и лжи. Обращается внимание на проблему привлечения исследователей к ответственности (в том числе юридической) за умышленное искажение результатов научных работ. Акцент делается на необходимости формирования у представителей научного сообщества социальной и профессиональной ответственности.
В статье исследуется специфика и динамика медиаобраза советского космоса в социальной сети «ВКонтакте». Главным методологическим решением работы является социально-философская аналитика динамики хештега «#советскийкосмос». Данный подход позволяет выявить трансформации медиаобраза советского Космоса в конкретный временной промежуток, а также выдвинуть те социально-политические факторы, которые могли эти трансформации определить
В данной работе представлены взгляды известного российского публициста конца XIX - начала XX вв. Михаила Осиповича Меньшикова на 112 проблемы системы образования в Российском государстве указанного периода. Нами показано, как, критикуя отдельные аспекты образовательной системы, Меньшиков предлагал собственное видение основных составляющих образовательного процесса, которые не утратили своей актуальности и по настоящее время. Предлагаемые Меньшиковым методологические принципы образования, звучавшие утопично для своего времени, в современных условиях частично уже реализуются, а частично могут быть использованы для преодоления кризиса отечественной образовательной системы.
Рассматриваются пространственно-временные факторы, влияющие на ценностное сознание студенческой молодежи. Анализируются теоретико-методологические подходы к темпоральным характеристикам ценностей и смыслов. Автор приходит к выводу, что временная перспектива влияет на формирование жизненных целей и планов. В качестве социального проявления темпоральности рассматривается неопределённость как социокультурный феномен и его влияние на ценностное сознание студенческой молодежи. Неопределенность отражает темпоральные аспекты социокультурной сферы общества. Доказывается, что в условиях неопределённости формируется стратегия «социального серфинга», которая реализуется в частой смене статусов и ролей без глубокой идентификации с социальными структурами. В этом контексте выделяется временная перспектива как характеристика ценностного сознания студенческой молодежи, которая также отражает реакцию социального субъекта на состояние неопределенности. В качестве пространственного фактора рассматриваются цифровые коммуникации, в которых формируются и конституируются виртуальная идентичность и виртуальные роли и связанные с ними ролевые диспозиции. Последние включают систему установок и ценностей. Выделяются риски для ценностного сознания молодых людей в пространстве цифровых коммуникаций.
Данная статья посвящена анализу концепции постиндустриального общества Д. Белла. В ней предпринимается попытка дать оценку прогнозам, данным мыслителем, относительно технократического будущего человечества.
В философии Достоевского осуществляется реинтерпретация классического понятия «отчуждение», представленного в работах К. Маркса, т.е. его смысловое расширение, обогащение, что вызвано национально-культурным, религиозным, историческим своеобразием России, а также фокусировкой русской философской мысли вообще на антропологической тематике. Если Маркс анализирует отчуждение в оптике производственно-экономических отношений, основанных на эксплуатации человека человеком, то Достоевский усматривает в отчуждении следствие отпадения человека от духовных оснований, задаваемых религией. Оба автора соглашаются с тем, что современное общество, основанное на господстве материального интереса, бесчеловечно, безнравственно и разобщено. Немецкий философ считает, что преодоление отчуждения возможно через утверждение «царства свободы», в котором труд будет не способом закабаления человека, а способом утверждения его высшего достоинства. Достоевский связывал возможности преодоления отчуждения с отказом от ложного сознания, с «возвращением» человека к истинной христианской вере, основанной на любви к Богу.
Статья посвящена концептуальному анализу понятий «образ» и «изображение» приментиельно к православной иконе. Основным предметом исследования выступает трактовка их взаимоотношений в теории иконопочитания св. Иоанна Дамаскина.
В своих работах Х-Г. Гадамер формулирует самобытную концепцию понимания феномена игры. Рассматривая ее на трех различных уровнях, философ пытается очистить ее от субъективного восприятия, представляя игру в качестве самодостаточного явления, не зависящего и не нуждающегося в игроке. В свою очередь игрок воспринимает игру на герменевтическом уровне, помещая ее между двумя гносеологическими полюсами: «верой» и «пониманием». Промежуточное состояние позволяет философу рассматривать игру в форме диалога, предполагающего вопрос, адресованный собеседнику, и ответ в качестве ответной реакции. Однако возникновение «подлинного» собеседника возможно только в том случае, когда каждый из участников играет «честно».
В статье анализируются религиозные идеи сериала «Мир Дикого Запада». Раскрываются смыслы лабиринта как места обретения самосознания и пространства языческих жертвоприношений. Показано, что в сериале создание мира и человека демонстрирует черты различных религиозных систем: ветхозаветного монотеизма, зороастрийского дуализма и христианства. Проведены параллели между развитием фабулой второго сезона и библейским сюжетом Исхода. Проанализирован символизм 55 Вавилонской башни в третьем и четвертом сезоне сериала, а также концепция христианской жертвы, данная средствами технологий в постхристианском мире.
Статья посвящена социально-философскому анализу альтеральности как атрибута социального субъекта в его динамическом аспекте. Автором рассматриваются различные виды альтеральности в контексте процессов субъективации. Подчёркивается затруднённость познания Другого и взаимопонимания в условиях перманентной изменчивости социального субъекта. Сформулированы выводы о роли альтеральности в пространстве бытия социального субъекта на групповом и индивидуальном уровнях. Указаны основные направления реализации рассматриваемого подхода в современном мире.
В данной статье мы анализируем проблему субъектности человека. Прежде всего, мы даем в ней предварительное описание нашего понимания субъектности человека. Здесь же мы подчеркиваем то принципиально важное обстоятельство, что субъектность является фундаментальным и конституирующим началом в человеке. Указывается также, что содержательная и системная характеристика субъектности человека представляет собой чрезвычайно сложную исследовательскую задачу. Формулируется предположение, согласно которому трудности в понимании субъектности человека являются одной из причин распространенности 36 позиции её отрицания. Далее критически обсуждаются основные типы отрицания субъектности человека, представленные в истории духовной культуры: натуралистическое отрицание, теоцентристское отрицание, социоцентристское отрицание. Особое внимание в статье уделено рассмотрению отрицанию субъектности человека, представленному в работах современных нейробиологов. В заключении критической части статьи мы даем краткий анализ постмодернистской идеи «смерти субъекта». В статье также формулируется и обосновывается предположение, в соответствии с которым субъектное начало в человеке - это творец, хранитель и страж ценностей и смыслов.
В статье рассматривается понятие смысла, что является преамбулой к исследованию авторами новых сложных смыслов. Для этой цели авторами был проведен анализ этого феномена и изучены процессы их образования, формулирования и передачи исследователем. Изучена специфика формирования новых сложных смыслов в контексте исследования процесса создания инноваций. Сформирован подход, позволяющий структурировать идентификацию сложных понятий, определения которых нельзя эффективно задать в родовидовом виде. Кроме того, для пояснения понятия «смысл» был использован семантический треугольник Фреге. Были предложены четыре контрольных (наводящих) вопроса, поясняющих понятие «смысл». Предложена гипотеза, базирующаяся на концепции К. Поппера. Авторы анонсировали схему коммуникаций по передаче нового сложного смысла, представив значимую для целей настоящего исследования и его продолжения, модель коммуникаций между создателем нового сложного смысла и его получателем. Предложены направления будущих исследований
Статья посвящена наличным в культуре способам совладания с радикальной неопределенностью общественной и личной жизни людей, которая особо яркое выражение получает при взгляде в будущее. Автор развивает мысль о том, что неопределенность не может быть преодолена чисто рациональными, в частности математическими вероятностными способами, к тому же никто из людей, живущих обыденной жизнью, не будет в ситуации неясного будущего прибегать к сложным вычислениям на базе огромной информации. Практика выработала иные способы преодоления страха и тревоги перед неясностью будущего. В статье показано, что неопределенность снижается за счет обращения к разного рода устойчивым и повторяющимся моментам: стереотипам, нормам, традициям, «эталонным повествованиям». Но эти внешние формы дополняются сугубо субъективной, личной формой - построением проекта, который формирует определенное будущее, отметая все, что не соответствует достижению цели.
Издательство
- Издательство
- ОГУ им. И.С. Тургенева
- Регион
- Россия, Орел
- Почтовый адрес
- 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
- Юр. адрес
- 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95
- ФИО
- Федотов Александр Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@oreluniver.ru
- Контактный телефон
- +7 (486) 2751318