Научно-практическая статья раскрывает основные предпосылки к созданию рынка и коммерциализации спутниковых услуг и сервисов в Российской Федерации, а также отмечает наиболее заметные барьеры экономического и регуляторного характера на этом пути. Кроме того, в публикации даны основные рекомендации по направлениям и источникам финансирования мероприятий по созданию и обеспечению конкурентных услуг с использованием спутниковых технологий, в частности описан комплексный механизм государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, действующих мер государственной поддержки организаций-производителей высокотехнологичной продукции, а также механизм государственно-частного партнерства.
Идентификаторы и классификаторы
Благодаря принятым поправкам в федеральное законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве (далее – ГЧП) в космической сфере со стороны государства создана правовая защита и поддержка для инвестирования частного капитала
в целях создания рынка космических услуг1. При этом государство может производить и запускать космические аппараты, передавая частным компаниям в управление и использование наземные и космические объекты инфраструктуры, созданные в рамках концессионных соглашений. В ответ частные компании берут на себя обязанность по предоставлению и сопровождению этих услуг. Взаимодействие между государством и частным бизнесом востребовано на фоне того, что происходит коммерциализация космической деятельности. Указанный механизм значительно улучшит ситуацию в российской космической отрасли с точки зрения экономии бюджетных средств, позволив привлекать частные инвестиции в инновационные проекты, а также поможет снизить бюджетные риски за счет справедливого распределения ответственности между государством и частным сектором.
Список литературы
1. Макаров С. В. Коммерциализация результатов космической деятельности: мировой опыт, проблемы и перспективные направления / С. В. Макаров, О. Е. Хрусталев. – Текст: непосредственный // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – Т. 17, № 7. – С. 1379-1396.
2. Пермяков Р. В. «Новый космос»: глобальный ландшафт и модели коммерциализации / Р. В. Пермяков. – Текст: непосредственный // «Экономика космоса». – 2023. – № 6. – С. 12-28. – DOI: 10.48612/agat/space_economics/2023.02.06.02.
3. Романов А. А. Системный анализ подходов к созданию бизнес-услуг на основе космической информации / А. А. Романов,
А. А. Романов. – Текст: непосредственный // Журнал «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса». – 2021. – № 4. – С. 9-24.
4. Спасская М. В. Перспективы развития сервисной модели оказания услуг спутниковой связи в России / М. В. Спасская, С. Ю. Прохоров, А. Л. Пивкин. – Текст: непосредственный // «Экономика космоса». – 2023. – № 6. – С. 4-11. – DOI: 10.48612/agat/ space_economics/2023.02.06.01.
5. Якушева Р. Р. О возможности коммерциализации космической деятельности в Российской Федерации: правовой анализ законодательства / Р. Р. Якушева. – Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 11. – 2022. – № 5. – С. 109-123.
6. Надточий Ю. Б. Проблемы ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Ю. Б. Надточий, Л. И. Горелова. – Текст: непосредственный // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – С. 541-558.
7. Пивкин А. Л. Обзор основных инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов по производству продукции гражданского назначения, реализуемых организациями ОПК и ракетно-космической промышленности / А. Л. Пивкин, И. Х. Тхамадокова. – Текст: непосредственный // «Экономика космоса». – 2024. – № 7. – С. 70-78. – DOI: 10.48612/agat/space_ economics/2024.03.07.07.
8. Пайсон Д. Б. Роль государственно-частного партнерства в стратегическом развитии национальной космической деятельности России / Д. Б. Пайсон, И. А. Косенков. – Текст: непосредственный // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2012. – № 12. – С. 2-8.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящей статье рассмотрены основные предпосылки возникновения и развития общественных отношений, связанных с применением понятия «наци- ональный режим» в сфере закупок, в том числе в свете последних изменений в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы предоставления национального режима при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
«New Space» как парадигма вовлечения в космическую индустрию все большего числа частных компаний отражает широкие структурные изменения в отрасли, в том числе на финансовом уровне. Переход молодых космических компаний от долгового финансирования к венчурному, а более зрелых игроков –к привлечению капитала на публичном фондовом рынке усиливает значение оценки стоимости их бизнеса как важной подготовительной процедуры. В статье рассматривается сравнительный метод оценки стоимости бизнеса с помощью доходных мультипликаторов, его преимущества и ограничения для российских и зарубежных космических компаний. Приводятся при- меры комплексной оценки финансовых показателей с расчетом коэффициентов EV/Sales и EV/EBITDA для американских публичных космических компаний и агрегированных значений этих коэффициентов по 8 секторам космической отрасли: от дистанционного зондирования Земли (далее – ДЗЗ) до спутниковой связи. С учетом рассчитанных секторальных коэффициентов проводится переоценка стоимости бизнеса одной из частных российских космических компаний.
В статье рассмотрены основные принципы применения методов агент-ориентированного моделирования (далее – АОМ), выявлены ключевые преимущества использования методов АОМ для оценки финансово-экономического состояния организаций ракетно-космической отрасли. Сформулированы предложения в части проведения оценки состояния и планирования развития организаций ракетно-космической отрасли с применением АОМ.
В статье рассмотрен подход к оценке экономической целесообразности возможного снижения кратности повторного использования многоразовых ступеней ракеты-носителя для осуществления программы выведения полезных нагрузок в случае замены одноразовой ракетой-носителем сопоставимой грузоподъемности.Представлен пример расчета.
Предлагаемый подход может быть применен для планирования программы выведения полезных нагрузок с использованием многоразовой ракеты-носителя в интересах государственного заказчика.
В данном исследовании проанализированы подходы к формированию модели прибыли для отдельного пред- приятия и корпорации через поиск перспективного решения диверсификации производства и бизнеса. Инструментом исследования процесса выступает после- довательный структурный анализ организаций и условий их функционирования. Выделены особенности и отличия диверсификации для промышленного предприятия и для корпорации. Полученные в результате данные являются необходимой базой для дальнейших исследований. Предложен подход к обоснованию поиска структурной модели прибыли через диверсификацию. В статье рассматривается как практическая, так и теоретическая изученность проблемы, предлагаются подходы к обеспечению методики процесса оценки и анализа.
Статья публикуется по материалам доклада, представленного на Форуме по цифровизации ИТОПК-2024 в г. Архангельске. Работа посвящена вопросам информационной поддержки разработки, модернизации, сопровождения производств ракетно-космических предприятий на основе комплекса технологий цифровых двойников производства. В статье представлены результаты разработки программных систем имитационного моделирования и комплекса по разработке цифровых двойников производства машиностроительных предприятий. Приведены результаты выполнения проектов с использованием разработанных систем. Показаны проблемные вопросы поддержки и развития, а также организация современных производств ракетно-космических предприятий. Обозначены дальнейшие работы по развитию разработанных программных комплексов и их внедрению в промышленность.
Издательство
- Издательство
- АГАТ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125196, город Москва, ул. Бутырский Вал, д. 18 стр. 1
- Юр. адрес
- 125196, город Москва, ул. Бутырский Вал, д. 18 стр. 1
- ФИО
- Казинский Никита Владимирович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@agat-roscosmos.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 9729000