ISSN 3034-2996 · EISSN 3034-4220
Язык: ru

Статья: Исследование функционального состояния организма в оценке эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра (2024)

Читать онлайн

В исследовании приняли участие педагоги ресурсных классов и образовательных центров для детей с расстройствами аутистического спектра. Группу сравнения составили педагоги, работающие с нормотипичными детьми. Методами исследования послужили стандартизированное интервью, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бой­ко, 1998), «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» К.К. Яхи­на, Д.М. Мен­де­ле­ви­ча. Функциональное состояние организма определялось на основании показателей деятельности вегетативной нервной системы. Установлено, что среди педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, значительно больше лиц как с проявлениями эмоционального выгорания, так и с неоптимальным функциональным состоянием организма, однако достоверная связь показателей этих исследований выявлена только при наличии фазы истощения по В.В. Бой­ко, и в этом случае ее можно рассматривать с точки зрения дистресса по Г. Се­лье. Изучение функционального состояния организма у лиц с психологическими симптомами, соответствующими фазам напряжения и резистентности, и невротическими проявлениями показало, что, с одной стороны, эмоциональное напряжение не во всех случаях ведет к нарушению психофизиологического состояния организма; с другой стороны, его отсутствие не всегда свидетельствует о нормальном функционировании организма, деятельность которого может нарушиться и привести к предболезни (болезни) без явных признаков эмоционального напряжения и жалоб на плохое самочувствие. Исследование функционального состояния организма может существенно дополнить исследование признаков эмоционального выгорания методами психологического тестирования и позволить более объективно оценить психофизиологическое состояние педагогов, определить подходы к профилактике и коррекции эмоционального выгорания.

Ключевые фразы: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА, педагоги, работающие с детьми с рас, ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, эмоциональное выгорание, эмоциональное напряжение
Автор (ы): Фархутдинова Луиза Валеевна
Соавтор (ы): Цилюгина Ирина Борисовна
Журнал: ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.91. Психофизиология
376.4. Воспитание и обучение психически неполноценных лиц
Для цитирования:
ФАРХУТДИНОВА Л. В., ЦИЛЮГИНА И. Б. ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА В ОЦЕНКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ. 2024. № 4
Текстовый фрагмент статьи