ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВРАЧА-ПРАКТИКА КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ (2017)
Представлен анализ влияния исследовательской компетенции на процесс профессиональной самореализации врачей-практиков. Автор считает, что показателем наличия и сформированности исследовательской компетенции на постдипломной стадии профессиогенеза является личностное восприятие врачом себя в позиции активного субъекта познания, открытого новому опыту и готового выходить за пределы имеющегося уровня знаний. Автор приводит комплекс качеств субъекта, которые необходимы для его успешной самореализации в профессии в условиях современной медицины. С помощью анкетирования была проведена оценка врачами получения и применения опыта научно-исследовательской деятельности в вузе, а также в ходе профессиональной самореализации. Среди исследовательских умений в анкете автором выделены научно-информационные, методологические, теоретические, эмпирические, письменно-речевые и
коммуникативно-речевые. С помощью тестирования проведён сравнительный анализ самооценки врачей в области научно-исследовательских умений и реальных научно-исследовательских знаний и умений. Результаты, полученные в результате анкетирования и тестирования врачей-практиков, свидетельствуют о недостаточном внимании к формированию исследовательской компетенции на до- и постдипломных этапах профессиогенеза. Автор считает наиболее перспективной для работы но этому направлению в государственных структурах когорту молодых специалистов.
Идентификаторы и классификаторы
Подготовка статьи выполнялась в соответствии с основополагающими принципами социологии медицины, сформулированными в фундаментальной работе акад. А.В. Решетникова «Социология медицины» [5].
Результаты исследования и выводы получены на основе конкретных социологических исследований, в процессе которых применялись методы контент-анализа источников литературы, анкетирования и тестирования.
Список литературы
- Ильязова М.Д. Методика формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как актуальная теоретическая и прикладная задача современного образования. Высшее образование сегодня. 2008; 7: 28-30.
- Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб-к научных трудов. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК»; 2007.
- Рындина Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория. Молодой учёный. 2011; 1: 228-30.
- Королев Н.Н., Ермолаев Д.О., Ермолаева Ю.Н. Особенности адаптации в начале трудовой деятельности молодого специалиста в сфере здравоохранения. Международный
журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2011; 3: 135-6. - Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину). Руководство. М.: Медицина; 2002.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Потребность в оптимизации стратегий деятельности различных структур здравоохранения ориентирует научно-практический интерес на изучение степени удовлетворенности пациентов не только получаемой медицинской помощью, но и психологическими взаимодействиями со специалистами, санитарно-гигиеническими, организационными, социокультурными и иными характеристиками лечебного учреждения.
Цель исследования ориентирована на подтверждение гипотезы о целесообразности привлечения социологических исследований к оценке качества медицинской помощи в условиях учреждений практического здравоохранению. Авторами статьи были обозначены теоретические основания проблемы и проведено прикладное исследование (анкетирование), в задачи которого входила оценка компетентности и уровня
профессионализма специалистов, доброжелательности сотрудников, диагностических возможностей, са-нитарно-гигиенических условий, а также профилактической, информационной и организационной работы учреждения. На основе гендерного и возрастного критериев были выявлены различия в показателях запросов респондентов, а также определены их общие потребности в сфере поддержания физического и
социального здоровья.
Катаракта является одной из ведущих причин слабовидения и слепоты в мире. Как известно, существенное снижение зрения или его полная утрата ведут к ухудшению качества жизни, в том числе полной или частичной потере трудоспособности. На основе данных официальной статистики проведено исследование, в ходе которого выяснена стоимость затрат на лечение катаракты и зависимость потери работоспособности от качества зрительных функций.
Предприняты попытки проанализировать причины дефицита врачебных кадров Красноярского края и исследовать возможные пути улучшения ситуации в регионе. Выпускники Красноярского государственного медицинского университета рассматривались как потенциальные ресурсы для ликвидации кадрового дефицита системы здравоохранения края. Проведено исследование мнений выпускников 2016 г. специальности «Лечебное дело» на основании анкетирования. Разработка анкеты проводилась на основе пробных интервью. Обработка данных осуществлялась в лицензионном статистическом пакете IBM SPSS Statistics 22.0; наряду с расчётом описательных статистик, использовались методы кластерного анализа. Исследование было направлено на выявление факторов, влияющих на желание молодых специалистов работать в районах Красноярского края, а также на изучение их представлений о дальнейшей профессиональной деятельности. Все выпускники были разделены на 5 характерных групп в зависимости от их представлений о предпочтительных условиях и месте работы. Опрошенные, желающие работать в поликлиниках, — это единственная группа, для которой ни зарплата, ни условия работы, ни время работы под руководством наставника не представляются важными, и их тяжело чем-либо мотивировать. Чуть больше 1/3 опрошенных видят своё будущее за пределами г. Красноярска. Ключевыми факторами, влияющими на желание работать в сельской местности, являются жилье, зарплата (выше 50- 60 тыс. руб.), хорошо развитая инфраструктура и наличие компетентных врачей узких специальностей в данном населенном пункте.
Представлен проект лонгитюдного междисциплинарного исследования на стыке биомедицины и социальных наук по выявлению динамики здоровья студенчества в процессе обучения. Здоровье является одним из важнейших капиталов, который может быть с большим или меньшим успехом использован в процессе самореализации личности. Высшее образование — значимый фактор, определяющий процесс формирования человека, его ценности и приоритеты, ключевые элементы образа жизни и поведения. В
контексте реформирования российской высшей школы вопрос о факторах, играющих роль в воспроизводстве здоровья молодых людей, представляется актуальным с научной и практической точки зрения.
Ключевой исследовательской проблемой проекта является вопрос о том, как воспроизводится здоровье студенчества в институциональной среде вуза и как эта среда влияет на здоровье: способствует формированию привычек по сохранению и укреплению своего здоровья или создает неблагоприятные условия для этого. Объектом исследования стали студенты федерального университета, поступившие в 2015 г., а предметом — воспроизводство их здоровья в вузовской среде. В статье представлены результаты первого этапа исследования здоровья студентов-первокурсников из экспериментальной группы, элементы их образа жизни, самосохранительные практики и субъективное отношение к здоровью. Представлены исходные данные, которые в дальнейшем будут проанализированы в динамике в процессе дальнейшего обучения студентов в вузе.
Представлен анализ комплексного медико-социологического исследования результативности и эффективности медицинской помощи как основных критериев её качества и доступности. Кроме 1737 пациентов различных социальных групп населения г. Москвы в опросе участвовали 203 врача поликлиник.
При самооценке здоровья 13,2% респондентов определили его как неудовлетворительное, 45,1% — как удовлетворительное и 31,1% — как хорошее. Наиболее востребованными во всех группах населения оказались амбулаторно-поликлинические учреждения. Отмечен высокий уровень удовлетворённости пациентов всех групп качеством скорой медицинской помощи; качество медицинской помощи в поликлиниках и стационарах оценено заметно ниже. Наиболее негативно оцениваемыми критериями оказались переход на
платные формы медицинского обслуживания и сроки ожидания всех видов медицинских услуг, за исключением скорой медицинской помощи и врача-терапевта участкового.
В оценках врачами результатов собственной деятельности и имеющихся проблем в первичном звене обращает внимание их единодушие в необходимости повышения зарплаты (100%) и увеличения типовых отраслевых норм времени приёма одного пациента (96,5%), снижения интенсивности труда медицинского персонала (92,3%) и сокращения части учётных форм медицинской документации с целью высвобождения
времени и внимания врача для конкретного пациента (88,4%). Как новое явление, 77,3% врачей в качестве профессиональной проблемы назвали неуважительное отношение пациентов к медицинскому персоналу, что свидетельствует об утрате доверия во взаимоотношениях пациентов и врачей. Качество выполняемой работы и молодые, и более опытные врачи оценили примерно одинаково и довольно высоко.
Проанализированы положительные и отрицательные стороны реорганизации здравоохранения, в результате чего выделены два варианта проблем, на которых должны быть сконцентрированы планы совершенствования системы московского здравоохранения для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению.
Количество медицинской информации, потребляемое и усваиваемое населением РФ, значительно возросло в последнее время. По данным, полученным в 2014-2015 гг. в результате социологического рандомизированного выборочного обследования 459 взрослых жителей Ростова-на-Дону установлено, что 65% респондентов никогда не задумываются о том, почему они болеют, или вспоминают о своём здоровье только
при появлении каких-либо симптомов. Кроме того, авторами исследованы связи между уровнем медикализации и статусом респондентов в гендерном, образовательном и самосохранительном аспектах, а также измерена накопленная заболеваемость. Параллельное использования параметрического и непараметрического критериев Стьюдента и Пирсона позволило установить отсутствие значимой связи между уровнями
заболеваемости и объёмом медицинских знаний, получаемых в рамках спонтанной медикализации.
В статье рассматривается проблема неразвивающейся беременности как важного социального явления, прогрессивно ухудшающего уровень рождаемости, несмотря на достижения современной медицины.
Проведена оценка медико-социального портрета женщин с неразвивающейся беременностью. Установлена достоверная взаимосвязь развившейся патологии беременности с наличием соматических заболеваний, числом абортов и выкидышей, а также жилищно-бытовыми условиями, общественно-профессиональной деятельностью, с неблагоприятными условиями труда, наличием профессиональных вредностей.
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), 119991, г. Москва
В статье представлены результаты медико-социологического исследования, целью которого было изучение представлений и мотивационных установок профессорско-преподавательского состава медицинских вузов в отношении здорового образа жизни и его составляющих. Результаты исследования показали, что, несмотря на довольно распространённое стремление к сохранению своего здоровья (отказ от вредных привычек,
регулярная диспансеризация, вовлечённость в занятия спортом), у значительной части профессорско-преподавательского состава медицинского вуза наблюдается недостаточный уровень приверженности преподавателей принципам здорового образа жизни. Авторы отмечают, что ведению респондентами здорового образа жизни, помимо рабочей нагрузки и дефицита времени, препятствует ещё ряд «антимотивов»: внутренняя неготовность и низкий уровень мотивации к здоровому образу жизни.
На основании анализа нормативной базы и литературных источников приведён обзор существующих понятий «дефект медицинской помощи», «врачебная ошибка» и отмечено отсутствие единства понимания данных дефиниций в российской правовой практике. В сложившейся ситуации авторы отмечают преимущества досудебного и внесудебного способа урегулирования споров (медиации) при рассмотрении конфликтов, связанных с оказанием медицинской помощи, как инструмента, направленного на быстрый поиск взаимоприемлемого для сторон решения, в том числе при необходимости компенсации причиненного ущерба.
В статье представлены основные особенности концепции медикализации начиная с их теоретических обоснований. Анализируется эволюция идей западных исследователей данной проблемы в 1970-2010 гг. Рост числа исследований и теоретической рефлексии по поводу медикализации привёл к возникновению таких параллельных концепций, как медикаментизация и биомедикализация.
С ХХ века здравоохранение является социальным институтом, главная цель которого состоит в улучшении, восстановлении и поддержании здоровья. По мнению авторов, в социальном институте здравоохранения, согласно выполняемым функциям, можно выделить четыре субинститута. Анализ тенденций институционализации субинститута «Паллиативная медицинская помощь» представлен авторами в методологической плоскости системы социально-структурных функций (AGIL). В ракурсе дисфункциональных практик формирующегося в России субинститута паллиативной медицинской помощи авторами обсуждается медикализация паллиативной помощи.
Издательство
- Издательство
- ЭКО-ВЕКТОР
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Аптекарский пер, д 3 литера а, помещ 1Н
- Юр. адрес
- 191186, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Аптекарский пер, д 3 литера а, помещ 1Н
- ФИО
- Щепин Евгений Валентинович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- e.schepin@eco-vector.com
- Контактный телефон
- +7 (812) 6488366