в статье автор обращается к историческому аспекту вопроса о пенитенциарной денацификации в СССР и России. Исторический опыт пенитенциарной денацификации в условиях специальной военной операции на территории Украины представляет теоретический и практический интерес. Цель: описать исторический опыт денацификации в условиях советской исправительно-трудовой системы 40–50-х гг. ХХ в. Методы: всеобщий метод познания – диалектический материализм, основывающийся на законах диалектики; формально-логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия; общенаучные методы: наблюдение, сравнение, описание и др.; частнонаучный метод исторической аналогии. Результаты: в работе приводятся статистические данные и примеры, раскрывающие различные аспекты пенитенциарной практики в отношении украинских националистов. Представлен анализ становления и развития идеи украинского радикального национализма. Материал статьи представляет интерес для практической деятельности современных органов и учреждений исполнения наказаний, в частности для повышения эффективности работы с лицами, являющимися приверженцами радикальной идеологии украинского национализма. Выводы: современной российской уголовно-исполнительной системе необходимо обеспечить реальную денацификацию необандеровцев в местах лишения свободы. Следует также инициировать создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное решение данного вопроса.
Идентификаторы и классификаторы
После развала СССР наследники бандеровцев и оуновцев – современные украинские националисты – создали миф о том, что их предшественники боролась против Гитлера и Сталина, являясь основой украинского антифашистского движения сопротивления. Однако на самом деле бандеровцы и оуновцы даже не пытались воевать с гитлеровцами, всячески
подчеркивая, что их духовными наставниками явились итальянские фашисты и германские нацисты. Само же появление вооруженных формирований «западенцев» было напрямую связано с политикой Третьего рейха на Западной Украине [1].
Список литературы
1. Самсонов А. Миф о борьбе украинских националистов против Гитлера. URL: https://topwar.ru/195127-mif-oborbe- ukrainskih-nacionalistov-protiv-gitlera.html (дата обращения: 04.05.2024).
2. Назаров О. Наша власть должна быть страшной // Историк. 2021. № 78. С. 32–35. URL: https://topwarк.рф/ journal/post/6522 (дата обращения: 16.05.2024).
3. Лысяк-Рудницкий И. П. Между историей и политикой. М. ; СПб., 2007. 636 с.
4. История внешней политики СССР. 1917–1985 гг. : в 2 т. М., 1986. Т. 1 (1917–1945 гг.). 534 с.
5. Павлов Д. «Бандеровцы» и формирование национальной идентичности на Украине // Вопросы национализма. 2014. № 2 (18). С. 68–74.
6. Сидорчик А. Польский поход РККА. Почему у СССР в сентябре 1939 года не было выбора // Аргументы и факты. 2019. 18 сент.
7. Семиряга М. И. Коллаборационизм. Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М., 2000. 862 с.
8. Полонский И. Жизненное пространство для избранных. Украину хотели зачистить от прежнего населения. URL: https://topwar.ru/130322-zhiznennoe-prostranstvo-dlya-izbrannyh-ukrainu-hoteli-zachistit-ot-prezhnego-naseleniya. html (дата обращения: 16.05.2024).
9. Залесский К. А. Кто был кто во Второй мировой войне. Союзники Германии. М., 2003. 492 с.
10. Лебедев А. НКВД против УПА – война после Победы. URL: https://topwar.ru/17965-nkvd-protiv-upa-voyna-poslepobedy. html (дата обращения: 13.05.2024).
11. Окороков А. В. Антисоветские воинские формирования в годы Второй мировой войны : моногр. М., 2000. 174 с.
12. О преступлениях бандеровцев от 1940-х годов до наших дней. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/ istoricheskie_materialy/1904942/ (дата обращения: 09.07.2024).
13. Макарычев М. 80 лет назад украинские националисты начали Волынскую резню – массовый геноцид мирного населения // Российская газета. 2023. 11 фев.
14. Зверствами бандеровцев был возмущен даже Гитлер. URL: https://rplawyer.ru/prestupleniya-bandery-protivrossii/ (дата обращения: 21.06.2024).
15. Панов В. От Петлюры до Зеленского. Злодеяния украинского национализма как метод борьбы за «незалежность». URL: https://www.stoletie.ru/politika/ot_petlury_do_zelenskogo_181.htm (дата обращения: 17.05.2024).
16. Соколова Е. Люди, будьте бдительны: фашизм возрождается // Правда. 2017. № 132 (30629).
17. Бандеровщина / сост. А. Р. Андреев, С. А. Шумов. М., 2005. 304 с.
18. Корякин О. Как советские спецслужбы разгромили ОУН-УПА // Российская газета. 2015. 19 мая.
19. О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников : указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.04.1943. URL: https://nurnberg1945.ru/posts/ukazprezidiuma- verkhovnogo-soveta-sssr-ot-19-aprelya-1943-goda (дата обращения: 07.05.2024).
20. Об организации отделений каторжных работ при исправительно-трудовых лагерях НКВД : приказ НКВД СССР от 11.06.1943 № 00968. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/177247 (дата обращения: 07.05.2024).
21. Луканин В. В. Каторжные работы в СССР как мера уголовного наказания // Уголовно-исправительное право. 2015. № 2 (20). С. 105–109.
22. НКВД–МВД СССР в борьбе с бандитизмом и вооруженным националистическим подпольем на Западной Украине, в Западной Белоруссии и Прибалтике (1939–1956 гг.) : сб. док. / сост. Н. И. Владимирцев, А. И. Кокурин. М., 2008. 640 с.
23. Иванова Г. М. История ГУЛАГа. 1918–1958. М., 2006. 438 с.
24. Об отмене смертной казни : указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.05.1947. URL: https://ru.wikisource. org/wiki/Указ_Президиума_ВС_СССР_от_26.05.1947_об_отмене_смертной_казни (дата обращения: 12.04.2024).
25. Самсонов А. Зачем Хрущев амнистировал бандеровцев и власовцев. URL: https://msk.kprf.ru/2021/06/03/161398/ (дата обращения: 02.05.2024).
26. Сидоров А. А. Великие битвы уголовного мира. История профессиональной преступности Советской России. Книга вторая (1941–1991 гг.). Ростов н/Д, 1999. 64 с.
27. Полонский И. Кенгирское восстание: бандеровцы и «лесные братья» против ГУЛАГа. URL: https://topwar. ru/157976-kengirskoe-vosstanie-banderovcy-i-lesnye-bratja-protiv-gulaga.html (дата обращения: 09.07.2024).
28. О выселении в порядке ответных мер членов семей оуновцев и активных бандитов в северные районы страны : постановление Совета Министров СССР от 04.10.1948 № 3728-1524сс. URL: https://docs.historyrussia.org/ru/ nodes/165721-sovet-ministrov-sssr-postanovlenie-3728-1524-ss-o-vyselenii-na-spetsposelenie-s-territorii-zapadnyhoblastey- ussr-semey-banditov-natsionalistov-i-bandposobnikov-v-otvet-na-sovershennye-banditami-diversionnoterroristicheskie- akty-moskva-kreml (дата обращения: 09.07.2024).
29. О выселении кулаков с семьями с территории Волынской, Дрогобычской, Львовской, Ровенской, Станиславской, Тернопольской, Черновицкой и Закарпатской областей Украинской ССР : постановление Совета Министров СССР от 23.01.1951 № 189-88сс // История сталинского ГУЛАГа. Конец 1920-х – первая половина 1950-х годов : собрание документов : в 7 т. М., 2004. Т. 1. С. 541–542.
30. Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР: 1930–1960. М., 2005. 306 с.
31. Светлов М. История противостояния ОУН-УПА в исправительно-трудовых лагерях НКВД-МГБ-МВД. URL: https://topwar.ru/235107-istorija-protivostojanija-oun-upa-v-ispravitelnoe-trudovyh-lagerjah-nkvd-mgb-mvd.html (дата обращения: 03.05.2024).
32. Бовин Б. Г., Казберов П. Н., Бовина И. Б. Радикализация в местах заключения: подход социальной идентичности // Пенитенциарная наука. 2020. Т. 14, № 3. С. 415–424.
33. Якунин И. Почему тысячи украинских националистов в середине 1950-х оказались на свободе в СССР. Историк Юрий Емельянов рассказал KP.RU, как Хрущев выпустил из лагерей бандеровцев и чем это обернулось // Комсомольская правда. 2022. 29 авг.
34. О применении смертной казни к изменникам Родины, шпионам, подрывникам-диверсантам : указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.01.1950. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n= 5964#OSHo1DUYfBy9v3pw (дата обращения: 12.05.2024).
35. Об амнистии : указ Президиума Верховного Совета СССР от 27.03.1953. URL: https://base.garant.ru/70805432/ (дата обращения: 04.05.2024).
36. Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг. : указ Президиума Верховного Совета СССР от 17.09.1955. URL: https://base.garant.ru/70805408/ (дата обращения: 04.05.2024).
37. Зотов С. Как судили бандеровцев. URL: https://topwar.ru/62286-kak-sudili-banderovcev.html (дата обращения: 02.05.2024).
38. Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918–1956: Опыт художественного исследования : в 3 кн. / ред. Н. Д. Солженицына. Екатеринбург, 2006. Кн. 3. Часть шестая. Ссылка. Гл. 6. Ссыльное благоденствие. 394 с.
39. Мирная Е. Бандеровцы в почете. Почему Хрущев добился для них амнистии в СССР // Аргументы и факты. 2022. 12 мая.
40. Охота на Бандеру. 1 серия. Найти и обезвредить. URL: https://www.ntv.ru/peredacha/based_on_real_events/ m75060/o763265 (дата обращения: 11.05.2024).
41. Спицын Е. Как Хрущев стал украинцем // Литературная газета. 2019. 16 окт.
42. Об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г. «О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности» : указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.03.1956 № 134/27. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=ESU&n=8146#ChLxRCU2blEMDgit (дата обращения: 11.05.2024).
43. Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы : в 3 т. М., 2000. Т. 1. 503 с.
44. Амнистия 1955 года открыла дорогу бандеровскому реваншу, заявили в РВИО.Научный директор РВИО // РИА Новости. 2022. 22 марта. URL: https://ria.ru/20220322/ukraina-1779473358.html (дата обращения: 09.07.2024).
45. Спицын Е. Украинская химера, или 23 ступени в пропасть. Часть 1. Кравчук. URL: https://www.fssb.su/historystate- security/history-state-security-traitors/1418-ukrainskaya-himera-ili-23-stupeni-v-propast-chast-1-kravchuk.html (дата обращения: 15.05.2024).
46. Скоморохов Р. Денацификация: как и кого? URL: https://topwar.ru/193242-denacifikacija-kak-i-kogo.html (дата обращения: 20.06.2024).
47. Ринаева И. Полный текст интервью Владимира Путина Такеру Карлсону: что сказал президент // Комсомольская правда. 2024. 9 фев.
48. Дворянсков И. В. Концептуальные проблемы целей наказания // Пенитенциарная наука. 2021. Т. 15, № 2 (54). С. 247–259.
Выпуск
Другие статьи выпуска
в статье рассматриваются методические основания развития института наставничества в правоохранительных органах с акцентом на системе МВД России. Заявленная проблема актуализируется путем приведения современной статистики увольнения из органов внутренних дел Российской Федерации. Соответственно, институт наставничества в правоохранительных органах рассматривается как форма педагогического сопровождения профессиональной деятельности молодых сотрудников. Раскрывается функционал института наставничества, делается упор на взаимодействии с молодыми сотрудниками и оказании им помощи в рамках педагогического сопровождения. Цель: предпринимается попытка теоретического осмысления понятия наставничества в правоохранительной системе, включая МВД России, ФСИН России, как формы педагогического сопровождения молодых сотрудников. Методы исследования: диалектический подход к рассматриваемой проблематике с использованием общих и частных методов научного познания, таких как системно-структурный, догматический, логический и др. Результат: авторская позиция выражается в необходимости определения методических оснований института наставничества в правоохранительных органах, включающих принципы, содержание, инструментарий педагогического сопровождения молодых сотрудников и в целом процесс подготовки наставников. Выводы: делается вывод о значении и необходимости методических оснований института наставничества в правоохранительных органах. Методические основания развития института наставничества в правоохранительных органах, в том числе МВД России и ФСИН России, с большой долей вероятности влияют на эффективность работы молодых сотрудников за счет педагогического сопровождения их деятельности.
от особенностей и состояния социально-психологического климата в коллективе существенно зависят результаты совместной деятельности и ее эффективность, отношение членов коллектива к результатам деятельности в составе группы, удовлетворенность этой деятельностью, межличностными отношениями и общением. Социально-психологический климат играет существенную роль в формировании и развитии организационной культуры, обеспечении служебной и социальный эффективности производственной организации. Актуальность этой проблематики определяется возрастающими требованиями к человеку в совместной трудовой деятельности, усложнением деловых и межличностных отношений в группе, постоянным ростом личностных притязаний членов служебных коллективов. Представляется закономерным возрождающийся интерес исследователей и практиков к изучению социально-психологического климата в служебных коллективах органов внутренних дел Российской Федерации и управлению им. Методы: экспресс-методика, разработанная А. Ю. Шалыто в сотрудничестве с О. С. Михалюк, экспертно-оценочная методика управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел. Результаты: в исследовании приняли участие 98 сотрудников ГУ МВД России по Кемеровской, Новосибирской областям, ГУ МВД России по Алтайскому краю. Оценивались социально-психологический климат в служебных коллективах, характер межличностных отношений с точки зрения трех компонентов этого взаимодействия: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Кроме того, с помощью экспертно-оценочной методики была установлена выраженность профессиональных качеств у начальника отдела внутренних дел на районном уровне. Выводы: установлена взаимосвязь между межличностными отношениями в коллективе, определенным набором профессиональных и личных качеств руководителя и их влиянием на социально-психологический климат в служебном коллективе.
проблема кадрового дефицита в уголовно-исполнительной системе носит комплексный характер, требует реализации экономических, воспитательных, организационно- правовых и иных мер. В решении данной проблемы важная роль принадлежит исследованиям различных отраслей научного знания. В частности, прикладным потенциалом обладает психо- логическое изучение кадрового состава с целью определения личностно-профессиональных качеств сотрудников, их профессиональных установок, необходимых для решения сложных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Целесообразна разработка новых подходов к исследованию условий труда и быта квалифицированных работников в современных условиях рынка труда. Цель: изучить представления о профессиональной сфере жизни сотрудников уголовно-исполнительной системы на примере Южного федерального округа Российской Федерации, определить их обобщенный личностный профиль, выявить профессиональные установки и мнения относительно индивидуальной профессиональной карьеры и актуальных проблем правового института кадрового комплектования ФСИН России в целом; определить риски потенциальной текучести кадров, произвести их оценку посредством вы- явления признаков, влияющих на данное социальное явление. Методы: теоретический, сравнительный анализ, онлайн-опрос, статистический метод, метод ранжирования. Результаты: весомую роль играют методики изучения претендента на службу в уголовно-исполнительной системе с учетом современных реалий функционирования исправительных учреждений. Важны своевременная оценка потенциальной текучести кадров, определение признаков, влияющих на субъективную установку сотрудника. К числу признаков отнесены гарантированная уверенность в завтрашнем дне, престижность службы в уголовно-исполнительной системе, ее социальное одобрение, конкурентно способный уровень денежных выплат, социальных гарантий. Необходимо уделять внимание мотивации служения у сотрудников исправительных учреждений, способности выполнять ими миссию по реабилитации и адаптации преступников в социуме. Выводы: эффективность российской пенитенциарной системы должна напрямую зависеть от решения ключевой задачи – кадрового комплектования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (подбор кандидатов на службу, отбор и расстановка кадров, адаптация, превенция текучести кадров).
статья посвящена актуальным проблемам применения дискреционных полномочий носителями публичной власти в современных условиях развития государства и общества, а также исследованию базовых принципов применения административного усмотрения в деятельности уголовно-исполнительной системы. Целью статьи является освещение теоретических и прикладных проблем в области административного усмотрения в деятельности органов и должностных лиц публичной администрации в целом и уголовно-исполнительной системы в частности. Методологическую основу работы образуют общенаучные и частнонаучные (историко-правовой, сравнительно-правовой, описательный, контент-анализа) методы познания правовой действительности. Обосновываются выводы о том, что в настоящее время проблема административного усмотрения в деятельности публичной администрации приобретает новое значение. В условиях постоянного расширения сферы публичного управления, его усложнения, многозадачности и ситуационной неопределенности принятие даже внешне законного решения в перспективе может повлечь неблагоприятные последствия, которые на момент принятия управленческого решения не являются очевидными либо являются трудно прогнозируемыми. В связи с этим возникает вопрос об установлении правовых границ (ориентиров) для действий органов публичной администрации при реализации полномочий в рамках административного усмотрения. Такими ориентирами должны стать закрепленные в законодательстве административно-правовые принципы деятельности органов публичной администрации в сфере осуществления различных направлений подзаконной административной деятельности, в том числе в области подзаконного нормотворчества, принятия управленческих актов общего действия, индивидуальных правоприменительных актов, административных договоров и т. д. Одним из главных преимуществ использования дискреционных полномочий в деятельности уголовно-исполнительной системы является их способность обеспечивать гибкость и адаптивность выработки и принятия управленческих решений, поиск и апробацию новых передовых форм и методов управления. Научная и практическая значимость работы состоит в обосновании положений о том, что дискреционные полномочия играют важную роль в совершенствовании деятельности ФСИН России, позволяют ей адаптироваться к изменяющимся условиям, обеспечивать законность и справедливость в принятии управленческих решений. При этом для исключения злоупотреблений и несправедливых решений дискреционные полномочия должны быть ограничены и контролируемы, то есть применяться с соблюдением принципов прозрачности, ответственности и контроля.
настоящей публикацией мы завершаем освещение результатов исследования парной категории «значительное – малозначительное» в уголовном праве современной России. Цель: изложить анонсированный ранее материал исследования практики применения положений ч. 2 ст. 14 УК РФ, содержащейся в решениях Первого кассационного суда общей юрисдикции, дать предметный анализ рационального и иррационального в отнесении тех или иных действий к категории уголовно наказуемых деяний, представить результаты мониторинга практики применения ст. 158.1 УК РФ. Методы: исторический, сравнительно-правовой, диалектического познания, анализ и синтез, метод сбора информации (интервьюирование ряда ученых и практиков по вопросу толкования ими ч. 2 ст. 14 УК РФ). Статья содержит результаты сравнительного анализа как типовых, так и совершенно различных по своей природе не только правовых, но и чисто организационных ситуаций. Уточнено совокупное доктринальное знание о каждой из анализируемых категорий. Выводы: концепция соотношения категорий «форма» и «содержание», «значимое» и «малозначимое» в уголовном праве в российской юридической науке надлежащим образом все еще не разработана. Автор утверждает, что малозначительность деяния не зависит от того, является ли инкриминируемый конкретному лицу состав преступления материальным или формальным (равно усеченным). Главное в преступлении – реальность степени общественной опасности. Автор поддерживает теоретиков и практиков, предлагающих вынести социально значимую проблему малозначительности деяния в уголовном праве на обсуждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
статья посвящена анализу содержания междисциплинарной категории «угроза», являющийся составным элементом методологии наук уголовно-правового комплекса. Понимая сложность разработки данного оценочного понятия, считаем, что отсутствие определения понятия «угроза» в отраслях криминального цикла скажется на эффективности правоприменительной и правотворческой деятельности. Цель: на основе исследования норм УИК РФ, содержащих термин «угроза», выработать предложения и рекомендации по повышению эффективности уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения и дать определение понятию «угроза» в уголовно-исполнительном праве. Методы: совокупность общенаучных (анализ, синтез, индукция и т. д.), частнонаучных и специальных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический). Результаты: исследование правовой категории «угроза» в сфере исполнения уголовных наказаний позволило выделить следующие виды угроз: а) угроза жизни и здоровью в связи с заболеванием близкого родственника осужденного; б) угроза в отношении осужденных со стороны других осужденных, персонала и иных лиц; в) угрозы, которые создают непосредственно осужденные; г) угрозы в период введения режима особых условий. Выявлены объекты воздействия угроз и источники (субъекты) угроз в уголовно-исполнительной системе. Отмечено, что категория «угроза» проявляется в такой социальной реальности, как пенитенциарная преступность. Выводы: предложено ограничить правоприменительное усмотрение при обеспечении права на личную безопасность осужденных, содержащихся в исправительной колонии особого режима. Определены понятия «угроза» в уголовно-исполнительном праве, «пенитенциарная преступность», а также в свете последних изменений, внесенных в ст. 85 УИК РФ, понятия «карантин» и «реальная угроза вооруженного нападения на исправительное учреждение» кановые основания введения режима особых условий в исправительном учреждении.
одним из приоритетных направлений современной уголовной и уголовно-ис- полнительной политики является гуманизация назначения и исполнения наказания. Наличие даже самого гуманного, справедливого законодательства еще не приводит к желаемой цели. В свою очередь, это обязывает рассматривать законодательство как неотъемлемый элемент уголовной политики, которая должна своевременно реагировать на происходящие изменения в социуме, учитывать современные реалии и тенденции. Целью исследования является определение системности гуманизации назначения наказаний и его исполнения, взаимосвязи санкций, закрепленных в отечественном уголовном законодательстве, с эффективностью уголовно-правового реагирования государства на преступления, совершаемые женщинами, в том числе имеющими малолетних детей. Методы: историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, дескриптивный, статистический методы и метод правового моделирования. Результаты исследования подтверждают необходимость формулирования стратегии гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства о борьбе с преступлениями, совершаемыми женщинами. Выводы: при выборе мер процессуального принуждения и уголовного наказания следует учитывать данные, относящиеся к характеристике личности (возраст, состояние здоровья, род занятий, семейное положение, наличие малолетних детей, лиц, находящихся на иждивении, и другие индивидуальные обстоятельства).
статья посвящена отдельным спорным вопросам квалификации признаков уголовно наказуемых массовых беспорядков, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Цель: на основе анализа проблем применения некоторых квалифицирующих признаков массовых беспорядков разработать предложения по совершенствованию уголовного законодательства. Методы: сравнительно-правовой, структурно-логический, метод диалектического познания, индукции, дедукции, анализа, синтеза и др. Результаты: дается характеристика таких законодательных признаков массовых беспорядков, как использование оружия, оказание вооруженного сопротивления, организация массовых беспорядков, склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение массовых беспорядков и др. Исследованы спорные вопросы отдельных элементов состава уголовно наказуемых массовых беспорядков. Выводы: на основе исследования теоретических положений, норм уголовного закона и обширного эмпирического материала выработаны предложения по уточнению ст. 212 УК РФ. Предлагается авторское понятие использования оружия и оказания вооруженного сопротивления в ходе массовых беспорядков, определяется совокупность лиц, относящихся к представителям власти в рамках применения ст. 12 УК РФ, доказывается необходимость конкретизации граждан, участвующих в охране общественного порядка. Проводится анализ организации массовых беспорядков и подготовки организатора массовых беспорядков. Усматривается необходимость разграничения призывов к насилию над гражданами и призывов к массовым беспорядкам. Предлагается исключить признак насилия над гражданами из диспозиции ст. 212 УК РФ как избыточный.
в статье сквозь призму результатов диссертационных исследований, подготовленных представителями образовательных организаций Северо-Западного региона под руководством Л. Л. Кругликова, раскрывается многогранность и уникальность таких доктринальных направлений, как дифференциация уголовной ответственности и законодательная техника в уголовном праве. Цель: посредством обращения к работам некоторых учеников Л. Л. Кругликова описать феномен Ярославской уголовно-правовой школы ХХ–ХХI вв. – Школы Кругликова. Методы: правовой, аналитический, историко-сравнительный, а также метод деконструкции. Результаты: проведенный анализ показал, что подготовленные представителями вузов Северо-Западного региона диссертационные исследования охватывают довольно широкий круг проблем как Общей, так и Особенной частей уголовного права. Вместе с тем все названные в статье работы выполнены в русле теории дифференциации ответственности и правил законодательной техники и стали вкладом в формирование и развитие Ярославской уголовно- правовой школы. Выводы: исследования представителей школы в свой совокупности внесли значимый вклад в разработку проблем отраслевой и межотраслевой дифференциации ответственности, а также законодательной техники отечественного и зарубежного уголовного права. Проведенный анализ диссертационных исследований, осуществленных под руководством Л. Л. Кругликова, позволил сделать вывод о том, что избранное им доктринальное направление дифференциации ответственности и законодательной техники оказалось универсальным для всей теории уголовного права.
в современных условиях развития нашего государства требуются новые подходы к понятию и инструментарию юридической техники. Широкий подход к понятию юридической техники значительно увеличивает сферу ее ответственности, осуществляя выход за рамки исключительно внешней обработки правовых актов, обеспечивая внутреннюю согласованность и социальную обусловленность норм права. В этой связи реализация инструментальных возможностей юридической техники может оказать положительное влияние на развитие новых отраслей права, в частности пенитенциарного права. Методы: принципы диалектико-материалистического познания, требующие объективного и всестороннего изучения предмета в совокупности его противоречивых сторон, а также комплекс общенаучных (анализ, синтез, индукция и дедукция) и частно-правовых (формально-юридический) методов. Цель: анализ прикладных возможностей широкого подхода к юридической технике как технике правового регулирования в формировании и развитии пенитенциарного права как относительно самостоятельной отрасли современного российского права. Выводы: в состав юридической техники как техники правового регулирования непосредственно включаются нормативные и процедурные технико-юридические средства (приемы), они позволяют обеспечить совершенствование законодательства, необходимый уровень его социальной эффективности. Повышение социальной эффективности уголовно-исполнительного права неотделимо от идей и ценностей гуманизации исполнения уголовных наказаний. Укрепление этой тенденции в совокупности с постепенным расширением предмета уголовно-исполнительного права создает необходимые предпосылки для формирования относительно новой отрасли пенитенциарного права, обусловленной появлением либо обновлением редакции уголовно-исполнительного кодекса либо принятием пенитенциарного кодекса. Формулируются конкретные предложения по совершенствованию как действующих правовых институтов, так и новых институтов, появление которых позволило бы обоснованно вести речь о пенитенциарном праве.
статья посвящена анализу механизмов правового регулирования генеративного контента в Российской Федерации, алгоритма его маркирования. Анализ действующего законодательства показывает, что возрастание роли технологий искусственного интеллекта в современном обществе диктует необходимость совершенствования существующих, а также разработки новых норм для правового регулирования оборота генеративного контента. Российский законодатель предпринимает первые попытки разработки законодательнымер контроля за оборотом генеративного контента, однако в настоящее время отсутствует даже унифицированное определение дипфейка как основополагающего понятия данной сферы. Цель: на основе существующей классификации видов генеративного контента описать существующие виды его маркировки, представить определение дипфейка. Методы: сравнительно-правовой, эмпирические методы описания, интерпретации, теоретические методы формальной и диалектической логики, юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: анализ видов генеративного контента, целей его распространения демонстрирует необходимость создания эффективных правовых и технологических механизмов регулирования. Разработаны теоретические положения о структуре субъектов создания и распространения генеративного контента, предложены рекомендации по установлению их правовых обязанностей и ответственности. Выводы: механизмы правового регулирования генеративного контента на данном этапе сводятся к следующему: закрепление обязанности технологических компаний и пользователей, создающих генеративный контент, использовать водяные знаки для маркирования контента в целях информирования иных лиц о генеративной природе контента; установление ответственности за отказ от маркировки или удаление какого-либо вида маркировки, неправомерное использование биометрических персональных данных для создания дипфейка; учет общественной опасности деяний, совершаемых с использованием дипфейка в качестве средства.
Издательство
- Издательство
- ВИПЭ ФСИН РОССИИ
- Регион
- Россия, Вологда
- Почтовый адрес
- 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2
- Юр. адрес
- 160002, г. Вологда, ул. Щетинина, 2
- ФИО
- Некрасов Василий Николаевич (ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА)
- E-mail адрес
- vipe.vologda@mail.ru