В статье анализируются результаты социологического исследования «Как живёт Тува», проведённого в 2022г. Отделом этнодемографических, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований ФНИЦ РАН среди студенческой молодёжи. В фокусе статьи- религиозная молодёжь, последователи буддизма. Среди них выделены типологические группы «практикующих» и «непрактикующих», которые отбирались по показателям религиозной самоидентификации; самоидентификации по конфессиональному признаку; интереса к восточным, нетрадиционным религиям и учениям; мотивации интереса к данным воззрениям; включение практик этих религий и учений в жизнедеятельность. Отметим, что в группе «практикующие» присутствуют все показатели нетрадиционной религиозности, а в группе «непрактикующие» в их жизнедеятельность не включена практика нетрадиционных воззрений. Проведён сравнительных анализ типологических групп с точки зрения степени воздействия мировоззренческих аспектов нетрадиционной религиозности на национальные, этноконфессиональные и миграционные ориентации и установки.
Результаты социологического поиска зафиксировали в обеих типологических группах высокий уровень толерантного отношения к представителям других этносов и конфессий. В тоже время среди «практикующих» два раза больше положительно относящихся к бракам с представителями другой национальности и в три раза меньше респондентов, негативно относящихся к браку с человеком другого вероисповедания.
В связи с непростой социально-экономической обстановкой в регионе, больше половины молодых людей в рассмотренных группах планируют переезд в другие регионы и мегаполисы. Среди «практикующих» почти треть не планируют возвращаться после переезда, в группе «непрактикующих» таких респондентов практически в два раза меньше. Мотивация переезда в типологической группе «практикующие» связана скорее с социально-бытовыми ориентациями (улучшение жилищных условий, получение более качественного образования и медицинских услуг, возможность путешествовать), а группе «непрактикующие» - с социально-профессиональными трудностями (поиск работы по специальности, повышение уровня заработной платы, карьерный рост).
Идентификаторы и классификаторы
В современном мире буддизм уже давно не является локально-географической религией, распространившись на новые территории Рост влияния буддийского мира является неким ответом на всемирную глобализацию [1].
Список литературы
1. Базаров Б. В. Буддизм и вызовы XXI века // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2014. № 3(15). С. 12-16. EDN: SZCRAH Bazarov B. V. Buddhism and the challenges of the third millenium. Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra SO RAN=Bulletin of the BSC SB RAS. 2014;(3):12-16. (In Russ.).
2. Хомушку О. М. Религия в истории культуры тувинцев. М. ИЭА РАН, 1998. 177 с. ISBN: 5-201-00947-6 EDN: WTETWG Khomushku O. M. Religion in the history of Tuvan culture. Moscow: IEA RAN; 1998. 177 p. (In Russ.). ISBN: 5-201-00947-6
3. Житенев Т. Е. Буддизм в России: вехи истории // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2011. № 7. С. 192-203. EDN: OKGIIN Zhitenev T. E. Buddhism in Russia: the staff and staple of history. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V. N. Tatishcheva. 2011;(7):192-203. (In Russ.). EDN: OKGIIN 4. Монгуш М. В. Традиционный и западный буддизм в современной России: опыт сравнительного анализа // Новые исследования Тувы. 2016. № 1. С. 1. EDN: VMDBBL Mongush M. V. Traditional and Western Buddhism in Russia: a comparative study. Novye issledovaniia Tuvy. 2016;(1):1. (In Russ.). EDN: VMDBBL
5. Колосов Г. Н., Чингина Е. Н. Восприятие духовной и физической практики в йоге в мире и в России // E-Scio. 2019. № 10(37). С. 422-429. EDN: GCLHQR Kolosov G. N., Chingina E. N. Perception of Spiritual and Physical Practice in Yoga in the World and in Russia. E-Scio. 2019;(10):422-429. (In Russ.). EDN: GCLHQR
6. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М.: ИФ РАН, 1999. 221 с. ISBN: 5-201-02012-7 EDN: SUPUMJ Balagushkin E. G. Non-traditional religions in modern Russia: Morphological analysis. Moscow: IF RAN; 1999. 221 p. (In Russ.). ISBN: 5-201-02012-7
7. Хомушку О. М. Религия в культуре народов Саяно-Алтая. М.: Изд-во РАГС, 2005. 228 с. EDN: QPBCRD Khomushku O. M. Religion in the Culture of the Sayano-Altai Peoples. Moscow: Izd-vo RAGS; 2005. 228 p. (In Russ.).
8. Монгуш А. А. “Шамбалыг” и духовная культура народов Тувы // Новые исследования Тувы. 2012. № 1. С. 122-140. EDN: NUMYVB Mongush A. A. “Shambalyg” and spiritual culture of people of Tuva. Novye issledovaniia Tuvy. 2012;(1):122-140. (In Russ.). EDN: NUMYVB
9. Ламажаа Ч. К. o. Геокультурные образы буддийского мира тувинцев: исторический контекст и современность // Новые исследования Тувы. 2019. № 3. С. 3. DOI: 10.25178/nit.2019.3.3 EDN: XTRIMX Lamazhaa C. K. o. Geocultural images of the Tuvan Buddhist world: historical context and modernity. Novye issledovaniia Tuvy. 2019;(3):3. (In Russ.). DOI: 10.25178/nit.2019.3.3 EDN: XTRIMX
10. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. Том 3. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский дом “Мысль”, 2010. 692 с. ISBN: 978-5-244-01118-0 EDN: QWVQJF New Philosophical Encyclopedia: in 4 volumes. Vol. 3. 2nd ed. Moscow: Izdatel’skii dom “Mysl’”; 2010. 692 p. (In Russ.).
11. Баркер А. Новые религиозные движения: практическое введение: Пер. с англ. СПб.: РХГА, 1997. 280 с. EDN: MCHFLG Barker A. New Religious Movements: A Practical Introduction. St. Petersburg: RHGA; 1997. 280 p. (In Russ.).
12. Beckfor J. A. Cult Controversies: The Societal Response to New Religious Movements. London-New York: Tavistock publ., 1985. 327 р. 978-0422796408. ISBN: 978-0-422-79640-8
13. Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. М.: Изд-во МГУ, 1984. 288 с. Balagushkin E. G. Critique of modern nontraditional religions. Moscow: Izd-vo MGU; 1984. 288 p. (In Russ.).
14. Рыжов Ю. В. Ignoto Deo: Новая религиозность в культуре и искусстве. М.: Изд-во “Смысл”, 2006. 328 с. ISBN: 5-89357-207-6 EDN: YKXYHB Ryzhov Y. V. Ignoto Deo: New religiosity in Culture and Art. Moscow: Izd-vo “Smysl”; 2006. 328 p. (In Russ.). ISBN: 5-89357-207-6
15. Мчедлов М. П. Религиоведческие очерки: Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М.: Научная книга, 2005. 445 с. ISBN: 5-94935-074-X Mchedlov M. P. Theological Essays. Religion in Spiritual, Social and Political Life of Modern Russia. Moscow: Nauchnaya kniga; 2005. 445 p. (In Russ.). ISBN: 5-94935-074-X
16. Уланов М. С. Буддизм в контексте глобализации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2007. Т. 25, № 1-2. С. 252-261. EDN: MQJCLT Ulanov M. S. Buddhism in the context of globalization. Gosudarstvo, Religiia, Tserkov’ v Rossii i za Rubezhom=State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2007;25(1-2):252-261. (In Russ.). EDN: MQJCLT
17. Панцова Л. В. Нетрадиционные физические упражнения в системе физического воспитания в высшей школе // Физическая культура и личность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Оренбург, 28-29 октября 2004). Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. С. 114-117. Pantsova L. V. Non-traditional physical exercises in the system of physical education in high school. In: PE and personality: Proc. of All-Russia research conf. (Orenburg, October 28-29, 2004). Orenburg: Izd-vo OGPU; 2004. P. 114-117. (In Russ.).
18. Юнг К. Г. Йога и запад. М.: Изд-во “Инициатива”, 1994. 232 с. Jung K. G. Yoga und West. Moscow: Izd-vo “Initsiativa”; 1994. 232 p. (In Russ.).
19. Шушпанова И. С. Особенности социально-политической консолидации российского общества и государства в условиях проведения специальной военной операции: социологический анализ // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 97-108. DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.8 EDN: KARUHB
Shushpanova I. S. Features of the socio-political consolidation of Russian society and the state in the conditions of a special military operation: sociological analysis. Nauka. Kul’tura. Obshchestvo=Science. Culture. Society. 2022;28(4):97-108. (In Russ.). DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.8 EDN: KARUHB
20. Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1990. № 5. С. 95-103. EDN: BGWJUG Kublitskaya E. A. Traditional and non-traditional religiosity: the experience of sociological research. Sotsiologicheskie issledovaniya=Sociological Studies. 1990;(5):95-103. (In Russ.). EDN: BGWJUG
21. Кублицкая Е. А. Традиционная религиозность и нетрадиционные религиозные учения в жизни российской молодежи: социально-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ. 2019. № 5(22). С. 478-493. DOI: 10.15350/24097616.2019.5.44 EDN: BWYSYK Kublitskaya E. A., Lyutenko I. V. Traditional religious and non-traditional religious teachings in the life of the Russian youth: socio-pedagogical aspects. CITISE. 2019;(5):478-493. (In Russ.). DOI: 10.15350/24097616.2019.5.44 EDN: BWYSYK
22. Швечиков А. Н. Восточная мудрость как религиозный феномен // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Философия. 2008. № 1(10). С. 153-166. Shvechikov A. N. Oriental wisdom as a religious phenomenon. Vestnik LGU im. A. S. Pushkina. Filosofiya. 2008;(1):153-166. (In Russ.).
23. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский [и др.]. Белгород: Эпи-центр, 2021. 500 с. ISBN: 978-5-6045221-7-2 EDN: SUHSWJ Zubok Yu. A., Bezrukova O. N., Vishnevsky Yu. R. [et al.]. Self-regulation of youth life: methodology and social practices. Belgorod: Epi-center; 2021. 500 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-6045221-7-2 EDN: SUHSWJ
24. Лютенко И. В. Интерес к нетрадиционным религиям московской молодёжи и мигрантов (сравнительный анализ 2021 г.) // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 122-134. DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.10 EDN: GPRAXZ Lyutenko I. V. Interest in non-traditional religions among Moscow youth and migrants (regional sociological experience 2021). Nauka. Kul’tura. Obshchestvo=Science. Culture. Society. 2022;28(4):122-134. (In Russ.). DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.10 EDN: GPRAXZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Создание условий для повышения качества общего образования рассматривается как один их целевых ориентиров государственной образовательной повестки, актуализируя исследования причин снижения академической успешности школьников в условиях стратегии обеспечения равных образовательных возможностей. Значимость приобретает поиск механизмов минимизации негативных факторов влияния на учебную успешность школьников, особенно в тех образовательных организациях, ученики которых демонстрируют на протяжении нескольких лет низкие образовательные результаты по итогам независимых оценочных процедур. В статье представлен краткий обзор теоретических подходов к проблеме социального неравенства, обобщение содержательных линий современных исследований отечественных и зарубежных учёных по вопросам неравенства образовательных возможностей, факторов возникновения низких академических результатов школьников. В рамках исследования условий получения качественного образования предпринята попытка установления связи факторов «территориальное расположение школы», «инфраструктура и оснащённость образовательного процесса» с академической результативностью учеников общеобразовательных организаций, отнесённых на основе независимых оценочных процедур к школам с низкими образовательными результатами. На основе анализа данных федеральных и региональных статистических наблюдений проводится исследование равности условий получения общего образования в «базово», «умеренно» и «сильно» неуспевающих школах, размещённых в городе Иркутске. Гипотеза о значимости степени влияния фактора размещения школы по отношению к центру города на образовательные результаты обучающихся не подтвердилась. Зафиксирована нелинейность взаимосвязи степени неуспеваемости школьников и уровня материально-технической обеспеченности образовательного процесса как современным оборудованием, так и специализированными пространствами для организации практических занятий по учебным предметам, которые могут стать триггерами дальнейшего снижения результативности реализации образовательных программ.
В статье, основанной на данных онлайн-наблюдений, в концептуальной рамке теорий секуляризации, постсекулярного общества и медиатизации религии, анализируется деятельность православных блогеров в современном российском обществе. Авторы выделяют основные направления деятельности православных блогеров, конкретизируют формы их взаимодействия с официальными конфессиональными средствами массовой информации, оценивают влияние пандемии COVID-19 на информационную политику Русской православной церкви. После пандемии COVID-19 происходит либерализация информационной политики и снятие ограничений с онлайн деятельности инициативного православного духовенства, ищущего новые подходы к внешней и внутренней миссии православия. По итогам наблюдений выделяются два основных направления православного блогинга: катехизационно-просветительское и направленное на формирование общественного мнения в кругах православного духовенства и утверждение ценности социальной солидарности. В первом случае модернизация социальных практик духовенства выражается в приобщении аудитории «новых медиа» к религии и воспитательном воздействии на неё помимо обычных образцов двустороннего взаимодействия, во втором - в повышении авторитета священнослужителей-блогеров в качестве медийных персон и появлении возможности использовать околоцерковные сайты для неформального общественного контроля за деятельностью церковного руководства. В результате деятельности активных священников - блогеров, вокруг приходов, - иерархических по своей сути организаций, - возникает сетевая среда из помощников, волонтёров и консультантов (IT-специалистов, психологов, юристов и т.п.).
Исследование посвящено проблеме идентификации локальных религиозных сообществ, возникающих в последние десятилетия и имеющих внешне синкретический характер. Основной исследовательский вопрос статьи формируется как проблема установления базовых критериев идентификации, которые могли бы стать основой для составления классификации или типологии. Рассматривается две стратегии установления идентичности - через набор внешних маркеров и путём осуществления самоидентификации через внутреннее определение носителей религиозного сознания. Первая стратегия выбрана как ключевая в силу её большей объективности, вторая используется в качестве средства дополнительной верификации. В качестве объектов, которые можно определить как принадлежащие к одному ряду, выбраны два локальных сообщества, возникших в конце прошлого века на территории внешнего Прикамья и прошедших путь эволюции от православного сообщества до объединения другого типа. В качестве источников для исследования использованы материалы полевых исследований автора (включённые наблюдения, экспертные интервью, полуструктурированные интервью с бывшими членами сообществ и актуальным руководством общин, материалы личной переписки автора с верующими), данные журналистских расследований, уставные документы и сайты обеих организаций в разные периоды времени. В качестве объектов для анализа были выбраны доктринальная часть учения обеих групп и реализуемая культовая практика. Проведённый анализ показал, что оба анализируемых сообщества не могут быть определены как принадлежащие к христианской традиции в силу специфики вероучения, использования набора магических практик и ряда элементов светской культуры. Специфичность идей и ритуалов каждой из групп показала неприменимость классификации для объединений такого рода и использование широких определений. Более корректным представляется не помещение данных групп в ряд религиозных объединений нового типа (новых религиозных движений), а определение их как новых социальных групп как находящихся на стыке религиозной и нерелигиозной сфер общественной жизни.
Современные тенденции глобализации информационных потоков, глобальные обязательства между правительствами и народами, сложный симбиоз между традициями и культурами крайне затрудняют сохранение самобытного наследия. В связи с этим необходимо сохранить существующую в Болгарии связанность социальных, культурных, этнических и религиозных компонентов, поскольку именно они создают уникальную специфику нашей модели. От уровня их развития зависит степень общего прогресса болгарского общества. Любая попытка игнорировать эту систему сожительства приведёт к оппозиции на почве этнической принадлежности и религии.
Болгарская этническая модель – это не только духовное достижение взаимопонимания и мирного сосуществования разных этнических общностей, но и особая социальная онтология. Модель будет исследована в двух ипостасях – этнополитической и этносоциальной. В связи с этим применяется исторический подход и глубокие междисциплинарные эмпирические исследования.
В заключение, на базе нарративной логики, которая создаёт модель для своей сущности, для своих исторических и культурных целей, необходима этническая феноменология, которая переосмыслит и провозгласит по-новому то, что эта модель является глубоко гуманной, что модель является конкретно-историческим творением болгарского народа в процессе его национального становления, которое органично связано со строительством болгарской нации, её неповторимой национальной, культурной и иной самобытности.
Строительство приднестровской политической нации осуществляется как естественным образом, так и посредством целенаправленной государственной политики по нациестроительству. Если изначально идентичность современного Приднестровского государства сформировалась на антинационалистических началах (в противовес идентичности Республики Молдова), на базе позднесоветского интернационализма, а также как республики-преемницы МАССР, то со временем она стала трансформироваться, произошёл отход от советских принципов в пользу самодостаточности и несводимости к каким-либо моделям. Этому способствовала позиция приднестровских политических и научных элит, ищущих основания собственной государственности в идентичности приднестровского народа. На сегодняшний день в Приднестровье создана система, которая обеспечивает ретрансляцию ценностей и смыслов среди населения, в неё включено общество и институты власти, а также институты гражданского общества.
Вместе с тем развитие гражданской, политической идентичности ведёт к осложнению диалога между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова. В условиях разнонаправленного геополитического выбора, применение приднестровской модели для Молдовы оказывается невозможным, поскольку последняя не отказалась от национальной модели государства. Распространение приднестровской мультиэтничной модели в молдавском социуме и политикуме может быть воспринято как вмешательство во внутренние дела и принудительная русификация. Автор предлагает не смешивать понятия говоря об идентичности населения, - не путать политический дискурс и идеологию государства с естественно формировавшейся на протяжении столетий идентичностью, основанной на мультиэтничности, миролюбии и тяготению к Русскому миру. Политическая идеология современного Приднестровского государства направлена в будущее и имеет политическую цель - независимость, идентичность связывает народ с его истоками, в данном случае - с прошлым, в котором заметна особенная роль России.
В статье рассматривается проблема отношения к российской реальности, которая приобрела особую значимость и стала фактором общественно-политической жизни в современной России. Варианты возможного отношения выявлены на основе отечественной политической мысли. Автором раскрыты особенности обращения к теоретическому наследию мыслителей прошлого: актуализация из теоретического наследия того, что соответствует «злобе дня»; «выхватное цитирование»; анализ наследия прошлого без учёта контекста современного состояния науки, в частности разработок социопсихологии и герменевтики. Обращение в конкретизации отношения к российской реальности к периодам 30-40-хгг. XIX в. и 20-30-хгг. XX в. фиксирует отношение автора к ним как самым сложным с позиции самоопределения мыслителей. Более подробно в статье представлен широкий спектр возможного отношения к реальности в России в 30-40-егг. XIX в. Официальная власть настаивала на бессознательно доверительном понимании патриотизма. Этой позиции было противопоставлено уничижение/ненависть к России (П.Я.Чаадаев, В.С.Печерин). Широкое распространение в прогрессивной среде получила позиция, наиболее ярко выраженная, по мнению автора, А.И.Герценом и В.Г.Белинским (люблю, но не животно, по привычке, а сознательно, разумно, и многое в России безмерно ненавижу). Анализируя отношение к современной российской реальности, автор полагает необходимым обратиться к теоретическим разработкам солидаризма и агонизма, учитывать социально-политические изменение, произошедшие в России, и современную иерархию противоречий в контексте глобализационных процессов в мире и место и роль в них нашей страны.
Автор ставит вопрос об инструментализации культурного кода страны для обеспечения праксеологичности её государственного управления и отраслевых политик и предлагает методологию, основанную на методе онтологической дедукции. Приводится текущее состояние с объективизацией ценностных констант в России, отмечен прогресс и однозначная логика законодателя по использованию культурной политики для реализации целей и задач не только культурного блока, но и национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Вводится понятие праксеологии государственного управления, вводится и обосновывается тезис об обусловленности эффективности государственного управления использованием соответствующего критериального обеспечения, приведён генезис ценностей от индивидуальных мотивов через согласовательные предценности до общественных императивов в качестве подтверждения гипотезы прямого влияния ценностной основы управленческой деятельности на адекватное восприятие народом страны стратегии государственного управления. Приведена онтологическая иерархия ценностей, основанная на философско-методологической конкретизации механизмов воспроизводства человеческого общества от цивилизации до страны, что позволяет инструментализировать ценности. Произведена конкретизация отраслевых ценностей на примере ценностей экономического блока страны для осуществления конкретного целеполагания и целедостижения в этой отрасли. Воспроизведена логика неслучайного целеполагания и целедостижения в цивилизационно-ценностном подходе. Проблематизирована текущая ситуация с реализацией Указа №809 от 09.11.2022 в части цивилизационно-ценностной экспертизы законодательства, поставлен запрос на необходимость запуска федеральной программы цивилизационно-ценностной аналитики.
Методика апробирована в ряде регионов РФ, готовы обучающие программы для экспертов, на её основе разрабатываются в соответствии с требованиями Указа №809 от 09.11.2022 методические указание для сотрудников органов государственного и муниципального управления.
Статья посвящена рассмотрению и трансформации социальных и административно-управленческих проблем муниципальных образований с низкой инициативностью граждан. Эмпирической базой послужили данные социологических исследований (опросов), проведённых автором в городском округе Краснотурьинск (Свердловская область) до и после объявления частичной мобилизации. В ходе исследования рассмотрены социальные проблемы территории, уровень доверия органам местной власти, взаимодействия с ними, а также динамика изменения этих аспектов под влиянием ключевых политических факторов, в частности, специальной военной операции на Украине. Были применены деятельностный, деятельностно-активистский подходы, позволившие как исследовать состояние общества в контексте радикальных изменений, так и изучить формирование и деятельность социально-групповых общностей на территории муниципального образования в условиях спецоперации. Автором проведены экспертные интервью с должностными лицами Администрации Северного Управленческого округа, Администрации городского округа Краснотурьинск, председателями Общественных палат Серовского и Краснотурьинского городских округов, а также с представителями вновь созданных местных сообществ: Комитета солдатских матерей Серовского городского округа и ветеранских организаций городского округа Краснотурьинск об их взаимодействии с органами власти и урегулировании конфликтных ситуаций. Исследование показало, что даже при низкой инициативности граждан, наличие внешнего фактора (частичная мобилизация) стимулирует жителей к принятию решений по социальным проблемам вне компетенции органов местного самоуправления, формируя при этом новые социальные институты, местные сообщества. Автор приходит к выводу, что в реалиях спецоперации, в дополнение к действующим на территории муниципального образования возникают новые местные сообщества, социальные институты, обеспечивающие условия организационного и стимулирующего характера дальнейших действий, представители которых, как лидеры общественного мнения, могут претендовать на включение в члены Общественной палаты муниципального образования при последующих отборочных процедурах. Это открывает ещё один механизм выявления лидеров общественного мнения на муниципальной территории с низкой инициативностью граждан для эффективной организации взаимодействия граждан и местного самоуправления через Общественную палату муниципального образования, что, в свою очередь, может как способствовать в дальнейшем снятию социальной напряжённости в условиях СВО, так и в целом улучшению качества жизни на муниципальной территории.
В предлагаемой работе автор анализирует позиционирование российских политических партий в актуальных политических реалиях. Специальная военная операция на Украине рассматривается как значимое внутриполитическое и геополитическое событие, которое в той или иной степени затронуло практически все общественно-политические институты России, включая политические партии. В рамках данной статьи партии классифицируются на новые, то есть, созданные после 2015 года и участвующие в федеральных электоральных кампаниях, и те партии, которые уже сумели занять прочное место в политической системе и сформировать фракции в парламенте. Цель данного исследования - определить, удалось ли новым политическим партиям в 2022 году воспользоваться текущим периодом нестабильности, чтобы усилить и укрепить своё положение в политическом пространстве и насколько успешно. Анализируя законотворческую, медийную и общественную деятельность таких партий, как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, СРЗП, «Новые люди», «Зелёная альтернатива», «Партия Роста» в 2022 году, был сделан вывод, что среди новых политических партий только «Новые люди» ведут относительно активную работу в рамках повестки специальной военной операции. Другие новые политические партии, кроме незначительных акций, проектов и иных видов деятельности, практически не используют спецоперацию в своей деятельности для продвижения своего партийного бренда и привлечения новых сторонников. Вместе с тем почти все рассматриваемые партии интегрировали повестку специальной военной операции в свою деятельность, однако это в очень малой степени отразилось на электоральных симпатиях населения.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru