EISSN 2686-9527
Языки: ru · en

Статья: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВОВ АФФИЛИАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ОБУЧЕНИЯ (2024)

Читать онлайн

Введение. В настоящее время констатируется дефицит исследований, посвященных анализу особенностей мотивов аффилиации и социально-психологических установок у студентов с различными стилями обучения.

Цель исследования, представленного в статье, заключалась в изучении взаимосвязи аффилиативного поведения, стилевых параметров обучения и социальных установок студентов-психологов. Гипотеза исследования: социально-психологические установки и аффилиация взаимосвязаны со стилевыми параметрами обучения студентов-психологов. Исследование проведено с опорой на положения теории поколений.

Материалы и методы. Для исследования были выбраны: методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, методика диагностики мотивов аффилиации А. Мехрабиана, методика диагностики стилевых параметров обучения Б. Соломан и Р. Фелдера. Выборку исследования составили студенты института психологии БГПУ им. М. Танка в следующем составе: 16 студентов первого курса очного отделения (средний возраст - 18,5 лет) и 17 студентов третьего курса заочного отделения (средний возраст - 30 лет). Для определения взаимосвязей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования. У студентов дневного отделения, имеющих предпочтения в достижении результата, а не ориентирующихся на процесс, страх отвержения менее выражен, чем у студентов, которые предпочитают процесс результату (r = -0,7 при p ≤ 0,05). Также у студентов дневного отделения между показателями «эгоизм» и «страх отвержения» присутствует обратная корреляция (r = -0,5 при p ≤ 0,05) . У студентов заочного отделения между показателями «эгоизм» и «стремление к принятию» была выявлена обратная корреляция (r = -0,56 при p ≤ 0,05). Для всей выборки были выявлены обратные корреляции между стилем обучения «визуальный/вербальный» и ориентацией на эгоизм (r = -0,4 и при p ≤ 0,05). Разница в результатах объяснима возрастом: студенты дневного отделения стремятся получить признание и занять свое место в социуме, тогда как студенты заочного отделения рассматривают себя состоявшимися личностями и не стремятся доказывать собственную состоятельность.

Заключение. Полученные результаты определяют направления дальнейших исследований мотивов аффилиации и развития профессионально-важных качеств студентов профиля «Психология». Рассматривая полученные результаты с учетом теории поколений, важно отметить следующее: выраженной эгоистичной установки, отсутствия аффилиативного поведения у студентов поколения Z обнаружено не было.

Introduction. There is a shortage of research devoted to affiliation motives and socio-psychological attitudes among students with different learning styles. The article studies the relationship between affiliation behavior, learning style parameters and social attitudes of psychology students. The hypothesis is that socio-psychological attitudes and affiliation are connected with learning style parameters in psychology students. The study is based on the theory of generations. Materials and Methods. We used the following methods: The Method of Diagnosing Socio-Psychological Attitudes of an Individual in the Motivational-Need Sphere (O. F. Potemkina), Mehrabian Affiliation Tendency Questionnaire (A. Mehrabian), and Diagnosing Style Parameters of Learning (B. Soloman, R. Felder). The sample included 16 1st-year full-time psychology students of the Institute of Psychology of the BSPU named after M. Tank (average age 18.5) and 17 3rd-year part-time psychology students (average age 30). Spearman’s coefficient was used to determine correlation.

Results. Those full-time students who prefer results over process show less pronounced fear of rejection than those who prefer process over results (r = -0.7 at p ≤ 0.05). Full-time students also show an inverse correlation between the indicators ‘egoism’ and ‘fear of rejection’ (r = -0.5 at p ≤ 0.05). For part-time students, we found an inverse correlation between indicators ‘egoism’ and ‘desire for acceptance’ (r = -0.56 at p ≤ 0.05). For the entire sample, inverse correlations were revealed between the visual/verbal learning style and egoism (r = -0.4 at p ≤ 0.05). The difference can be explained by the students’ age: full-time students strive to gain recognition and take their place in society, while part-time students view themselves as mature individuals and do not strive to prove their worth. Conclusions. The findings determine the vectors for further study of affiliation motives and for the development of professionally important qualities in psychology students. Considering the theory of generations, it is important to note that no pronounced egoism attitude or lack of affiliative behavior was found among Generation Z students.

Ключевые фразы: аффилиация, стилевые параметры обучения, социальная установка, СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ, профессионально важные качества
Автор (ы): Евстратова Елена Юрьевна
Соавтор (ы): Малаховская Евгения Сергеевна, Асипчик Никита Николаевич
Журнал: ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.33910/2686-9527-2024-6-1-9-17
eLIBRARY ID
67349193
Для цитирования:
ЕВСТРАТОВА Е. Ю., МАЛАХОВСКАЯ Е. С., АСИПЧИК Н. Н. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВОВ АФФИЛИАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ ОБУЧЕНИЯ // ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАНИИ. 2024. Т. 6 № 1
Текстовый фрагмент статьи