ISSN 2618-9461
Языки: ru · en

Статья: АРФА: ПУТЬ ОРКЕСТРОВОГО ИНСТРУМЕНТА К СОЛЬНОМУ КОНЦЕРТУ (2024)

Читать онлайн

Арфа — древнейший инструмент, прошедший длительный путь конструктивного и художественного становления. Изобретение педального механизма С. Эраром в начале XIX в. позволило модернизированной арфе, оснащённой хроматическим звукорядом, занять своё место в симфоническом оркестре, где под влиянием романтической эпохи постепенно начинает складываться художественная индивидуальность этого инструмента в единстве технических, выразительных, тембровых и виртуозных возможностей. В статье рассматривается эволюция «эраровской» арфы как оркестрового инструмента к сольному концерту. Этот путь представлен как постепенное накопление в оркестровом арфовом репертуаре характерных, присущих только этому инструменту многообразных технических и образно-художественных возможностей, которые обобщил и синтезировал в контексте русского музыкального стиля один из самых известных в мировой исполнительской практике арфистов, ставший по праву «классическим» Концерт для арфы с оркестром Es-dur Р. М. Глиэра (1938). Анализ этого произведения дополняет параллель образно-технических воплощений солирующей арфы в творчестве французских композиторов, стремившихся к созданию сольного арфового репертуара на рубеже XIX XX вв., а также в музыке «доэраровской» эпохи, в соответствии со стилевыми «адресами» каждой части Концерта Р. М. Глиэра.

Ключевые фразы: арфа, оркестровый инструмент, сольный арфовый репертуар, инструментальный концерт, эрар, глиэр
Автор (ы): Мирославова Дарья Сергеевна
Журнал: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
7.06. Различные вопросы искусства
Для цитирования:
МИРОСЛАВОВА Д. С. АРФА: ПУТЬ ОРКЕСТРОВОГО ИНСТРУМЕНТА К СОЛЬНОМУ КОНЦЕРТУ // ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ. 2024. № 1 (23)
Текстовый фрагмент статьи